Том, как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить
по аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38),
Восседающим на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своими
Корнями он уходит в тот общий индоарийский источник, откуда
Вышли все славянские и индийские Боги.
Современная художница Надежда Антипова предприняла попытку
Воссоздать образы древнеславянских Богов -- пятиглавого
Поренута (рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) -- оба они
Входили в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятся
И другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: Грушко
Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород,
1995.
Место пребывания Богов -- небо во всей своей космической
Красоте и неисчерпаемости. Оно -- обитель Солнца, Луны, мириад
Звезд, утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений
-- северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги,
Молнии и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,
Град и т.п. Это -- самоочевидный факт, не требующий для своего
Осмысления особых умственных усилий. Но во всякое время, на
Протяжении веков и тысячелетий, небесное величие внушало
Восхищение, трепет, а подчас и страх, становилось объектом
Суеверного почитания и религиозного преклонения.
В рукописном служебнике с требником XVI века содержится
вопрос, который духовник должен был задавать на исповеди:
"Кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или
зари?"3 Приведенные слова исповедника неотвратимо
Свидетельствуют о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, от
Которой нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предки
По-прежнему поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, а
Официальная церковь усматривала в этом прямую угрозу
Собственной идеологии.
Спустя некоторое время, уже в пору правления новой
Династии, в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царя
Алексея Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие люди
Мужского и женского пола позором, и в ночи чародействуют,
Солнечного восхода, первого дни луны смотрят, и в громовое
Громление на реках и озерах купаются, чают себе от того
здоровья, и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, в
XVII веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческого
Поклонения Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим на
Руси считался Перун. Ответом на процитированный донос явился
Специальный царский указ, установивший наказание не только за
волхование и чародейство, но и за пение "на улицах и на полях
богомерзких и скверных песен", под которыми подразумевалось
Классическое народное обрядовое и лирическое творчество.
Между прочим, сразу же за появлением царского указа, как
Правило, следовали жестокие репрессии. В сборнике, откуда
Заимствован вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы и
Другие документы, красноречиво свидетельствующие о последствиях
Конкретных мер, принимаемых местными властями по отношению к
Приверженцам исконно народных традиций. Один из документов
озаглавлен так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой,
обвинявшейся в чародействе". В следующем документе просто
Констатируется смерть во время пыток обвиняемого в чародействе.
Многих из обвиненных в чародействе после допросов "с
пристрастием" сжигали на костре или в срубе. Чтение
Сохранившихся челобитных -- занятие не для слабонервных. Одно
бесспорно: искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чем
Уступало западноевропейским инквизиторам.
Гигантское естественное театральное действие, ежедневно,
Ежечасно, ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах,
Имело своих постоянных героев, наделенных особыми чертами
Характера и собственными именами. Небо во всех своих ипостасях
И личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось и
Почиталось как всеобъемлющий Бог, космических масштабов,
Охватывающий все живое и неживое и проявляющий на собственном
Теле-пространстве различные знаки, символы, заклания и
Письмена.
В заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, и
Поиск по сайту:
|