Эзотерического существа, тем более Бога, по правилам магической
И шаманской практики, не обязательно должно было произноситься
Вслух: оно табуировалось, замещалось другим вербальным
Эквивалентом. Впрочем, имя Гермеса все же всплывает в былине о
Чуриле, но несколько неожиданным образом: старика-соперника
Чурилы, у которого тот соблазнил молодую жену, в разных текстах
Зовут по-разному -- чаще всего Бермята или Пермята, но в ряде
Случаев -- Ерма. Ерма (или Ермий) -- это русифицированное имя
Гермеса. Отсюда и имя (точнее, прозвище) завоевателя Сибири
Ермака (символично и знаменательно, что имя всемирного
Покровителя путешественников досталось русскому землепроходцу).
Но почему же имя Гермеса расщепилось на два прямо
Противоположных образа? Таковы перипетии устного народного
Творчества: память о доисторических временах доходит в
Искаженном, подчас неузнаваемом виде. Былое представление о
Древнем герое может и раздвоиться (это случается не так уж и
Редко и даже получило специальное наименование -- дупликация),
И, как эхо в горах, многократно повториться с разных сторон.
Кроме того, учитывая, что у большинства древних Богов (особенно
У эллинских и египетских) бывало до нескольких десятков
Прозваний (напомним, что только Гермес-Тот имел 170 разных
Имен), вполне уместно предположить, что сказанное
Распространялось и на верования протославян -- прапредков
Русских. В этом смысле Чур мог бы быть истолкован как
Деревянный (Древесный, Лесной) Гермес, точно так же, как
Яр-Мес[яц] выступает Гермесом Лунным, а Her[mes] -- Гермесом
Фаллическим.
Память о гиперборейской Прародине русского народа
Сохранилась не только в былинах. В середине прошлого века
Записано предание о предках вятичей, поселившихся по берегам
Одноименной реки еще в те незапамятные времена, когда, согласно
Легенде, на Руси не было царей и князей, когда она управлялась
Своими родоначальниками. Предводительствовал русскими
Переселенцами богатырь по имени Оноха. Он и двенадцать его
Братьев построили городище, а в нем -- большой дворец. Но
Пришельцы не были первыми на Вятской земле. Здесь давно уже
Проживал богатырь Никулица с красавицей дочерью. К ней-то и
Посватался Оноха. Никулица выдвинул коварные и заведомо
невыполнимые условия: добыть "с закату" (т.е. от Солнца)
Камней-самоцветов, что дают негасимый свет ночью и днем. Оноха
Остался заложником, а его братья поскакали догонять Солнце.
Назад поспеть нужно было к утру -- иначе Оноху повесят (по
Другой версии -- посадят на кол) и вороны его расклюют, а
Братья-богатыри окаменеют. К несчастью, так и произошло.
Солнечные осколки-самоцветы братья раздобыли, но назад к
Двенадцатым петухам не поспели и превратились в камни.
Хитростью Онохе удалось вырваться из плена, бежать вместе с
Названной невестой в свой город-крепость. Однако и Никулица с
Дружиной не дремал: на быстролетных крылатых конях беглецов
Настигли и Оноху сожгли на том месте, где схватили, а кости
Закопали вместе с солнечными негасимыми самоцветами.
Такова вкратце канва легендарных событий, сочетающих и
Волшебную сказку, и былину, и глубочайшую архаику Каменного
Века, летающих гиперборейцев, солнечный культ и 12-месячный
Годовой цикл (12 братьев -- знаменитые славянские 12 Месяцев).
Пересказанный сюжет был чрезвычайно популярен среди местного
Населения. Повсюду распевали песню про богатыря Оноху -- ее
Наизусть знали каждый крестьянский мальчик и каждая
крестьянская девочка, подчеркивал автор публикации в "Вятских
губернских ведомостях" за 1861 г. No 1.
Кто же такой Оноха и к какому времени следует отнести его
Появление на территории, вплотную примыкающей к Русскому
Северу? Легенда наверняка восходит к отголоску Каменного века
-- Святогорову циклу русских сказаний, и богатырь Никулица --
Вятский неидеализированный прообраз былинного Микулы (Никулы)
Селяниновича. Но есть ли в мировом фольклоре параллели для
загадочного Онохи? Есть! -- давным-давно определили
Исследователи: русский Оноха -- никто иной, как ветхозаветный и
Апокрифический Енох (Энох).130 Оноха (или в более привычной
Поиск по сайту:
|