Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития



  • 4.1. Возрастные особенности развития
    • 4.1.1. Младенчество
    • 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
    • 4.1.3 Дошкольное детство
  • 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
    • 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
    • 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
    • 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
    • 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
  • 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
    • 4.3.1. Методы опроса дошкольников
    • 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
  • 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
    • 4.4.1. Общие методы воспитания
    • 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
      • 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
      • 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
    • 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
      • 4.4.3.1. Метод активной трезвости
      • 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
    • 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
      • 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
      • 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
      • 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
  • Выводы к главе 4

Возрастные особенности развития

Как физическое, так и духовное развитие тесно связано с возрастом. Для правильного управления процессами развития уже в далёком прошлом делались попытки классифицировать периоды человеческой жизни (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Левитов, Выготский, Ванек, Шванцер и др.).

В современной отечественной науке широким признанием пользуется следующая периодизация психического развития в детстве:

1) младенчество (1-ый год жизни);

2) преддошкольный возраст/раннее детство (1-3 года);

3) дошкольный возраст/детство (3-6 лет); младший дошкольный возраст (3-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (6-6 лет);

4) младший школьный возраст (6-7 – 10 лет);

5) подростковый возраст/отрочество (11-14-15);

6) юность (15-18-21) [6:7-8].

Известна притча о мудреце. Когда женщина с шестимесячным ребёнком на руках пришла к мудрецу, чтобы спросить его, когда ей следует начать воспитание своего ребёнка, то он ответил ей: «О, женщина, ты уже опоздала на целых полгода». Известна народная пословица: «Воспитывай ребёнка, когда он ещё поперёк лавки лежит».

Учёные, педагоги, писатели разных стран (Ф. М. Достоевский, В. М. Бехтерев, А. С. Макаренко – Россия; А. В. Сухомлинский – Украина; Ж.-Ж. Руссо, М. Монтень – Франция; М. Спенсер – Англия) утверждали, что воспитание нужно начинать с младенчества.

В. М. Бехтерев: «Недостатки физического и нравственного развития, приобретённые в младенчестве и возрасте первого детства, часто вообще составляют непреодолимое зло, с которым уже не удаётся справиться в позднейшем возрасте, несмотря на всевозможные старания родителей и усилия врачей и педагогов».

Ф. М. Достоевский: «…Один учёный немец сказал, что всякий ребёнок, достигнув первых лет жизни, уже приобретает целую треть идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу…».

А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» [2:10-11].

Младенчество

Здоровый новорождённый (0-2 месяца) обладает разными видами чувствительности – тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Есть поразительные данные о возможностях новорождённых и младенцев первых недель жизни к имитации – способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка и т. д.

Человеческий детёныш – самый беспомощный на свете. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. Поэтому принято говорить о новорождённом как о максимально социальном существе. В младенческом возрасте (от 2 месяцев до года) ведущей деятельностью становится непосредственное эмоциональное или ситуативно-личностное общение. Объект деятельности – другой человек. К концу первого года жизни ребёнок говорит 5-6 слов, у него выражена интонация просьбы, лепетные звуки соотносятся с лицами и предметами. Пассивное владение словом опережает в своём развитии активную речь. В 9 месяцев ребёнок демонстрирует своё понимание словесных конструкций, например, обхватывает шею матери в ответ на предложение «Обними маму», приносит мяч в ответ на просьбу это сделать и т. п. К концу первого года жизни возрастают имитационные способности ребёнка (качать куклу, укладывать спать Мишку), закладываются психофизиологические основы для раннего обучения, что всегда учитывалось в народной педагогике: созданы детские игрушки, колыбельные, потешки, прибаутки. А в настоящее время предпринимаются попытки раннего (буквально с первых дней жизни) направленного обучения детей чтению и другим специальным навыкам [6:157-181]. Кризис первого года жизни выражается в том, что у ребёнка обнаруживаются собственные желания, упрямство в достижении желаемого.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.