Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что стратегической ЦЕЛЬЮ раннего трезвенного воспитания детей является формирование единого семейного трезвого пространства. А это возможно при решении следующих ЗАДАЧ:
Собриологическое образование будущих родителей: в школе, других образовательных учреждениях, в женских консультациях, загсах, детских поликлиниках. Жаль, что современные православные священники обычно не включают воззвания к трезвой жизни в свои проповеди, хотя такой опыт в православном служении есть. В истории Православной церкви известны страстные проповедники трезвости: Св. Тихон, епископ Воронежский и Елецкий (Задонский), Св. праведный Иоанн Кронштадтский, священник Александр Рождественский и др.
Формирование элементарных представлений о должном и недопустимом, Добре и Зле, прежде всего, в семье и дошкольных учреждениях. Важно сформировать представление о трезвости как ценности, гигиене и физкультуре как ценности, о курении и употреблении алкоголя как отклонениях от нормы.
Основным общепедагогическим подходом в раннем возрасте, очевидно, является ценностный (аксиологический), согласно которому воспитание понимается как процесс освоения ценностей.
Принципы раннего трезвенного воспитания детей
Принцип (от лат. Principium – начало, основа) – это «исходное положение какой–либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации» [4:4].
Принципы определяются, прежде всего, выбранными подходами и особенностями развития. На наш взгляд, на дошкольном уровне основных принципов три:
1) диагностичность – учёт возрастных особенностей развития, информированности детей по проблемам употребления алкоголя, табака и наркотиков. Принцип «Не навреди» – главный. Обязательное изучение эффектов собриологических воздействий;
2) непротиворечивость информации: «Взрослым пить-курить можно, а детям нельзя» – порочный лозунг, который запутывает ребёнка, мешает ему правильно ориентироваться;
3) аксиологичность – опора на ценностное восприятие действительности; «Трезвость – добро», «Алкоголь и курение – зло». На раннем этапе трезвенные установки можно формировать буквально на уровне рефлексов, как мы учим детей не обжигаться, держаться подальше от машин, сторониться злых собак и т. п.
Содержание раннего трезвенного воспитания
Что должен знать и уметь ребёнок дошкольного возраста?
Ребёнок дошкольного возраста должен знать:
табак вреден для человека, от курения люди болеют и рано умирают;
табак – это некрасивая порочная привычка. Это – грязь дома и на улицах, испорченный воздух, плевки и т. п. А чтобы не привыкать к дурному, не нужно и начинать;
алкоголь вреден для человека, пьющие люди чаще болеют и рано умирают;
алкоголь опасен для семьи: там, где алкоголь, там всегда меньше денег, чем могло бы быть, и всегда может возникнуть ссора и даже драка;
пиво, вино, шампанское – это тоже алкоголь;
пить и курить вредно и опасно и для детей, и для взрослых, но если начинает пить и курить ребёнок или подросток, то он так и остаётся низкорослым, будет плохо учиться, вряд ли сможет получить хорошую профессию, может попасть в дурную компанию и даже в тюрьму;
нельзя без назначения врача и разрешения старших трогать лекарства, ими можно отравиться насмерть или стать инвалидом;
нельзя трогать бытовую химию, можно отравиться и стать инвалидом;
нельзя доверять незнакомым дядям и тетям, которые пытаются чем-нибудь угостить, поучаствовать в эксперименте или предлагают отойти куда-нибудь в сторонку; нужно закричать или немедленно рассказать об этом родителям, воспитательнице, другим взрослым, которых ребёнок хорошо знает.
Ребёнок дошкольного возраста должен уметь:
праздновать и общаться в игре без алкоголя и табака;
защитить свои права некурящего на чистый воздух: попросить курящего человека отойти в сторону или просто попросить не курить в его присутствии;
отказаться от предложения взрослых или сверстников закурить или выпить «капельку» за праздник и даже объяснить почему.