Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модель личностной и социальной компетентности



В рамках этой модели выпущено несколько отечественных учебно-методических пособий.

1. Одной из первых попыток обобщить профилактические материалы для учителя в русле этой модели была книга кандидата медицинских наук, врача психиатра высшей категории Ю. И. Прядухина «Мы можем это сделать» (Северск, 2001).

Автор ставит перед учителем три глобальные задачи:

1) Дать объективную информацию о действии психоактивных веществ (никотин, алкоголь, наркотики, токсиканты). Это эффективно, по мнению автора, с помощью интерактивных методов.

2) Сориентировать детей и подростков на их способность сделать свой собственный выбор. Они должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный выбор, что им доверяют.

3) Дать детям возможность овладеть поведенческими навыками, облегчающими следование трезвому здоровому образу жизни.

Эти задачи включают три компонента:

  • Образовательный: специфический – знания о действии одурманивающих веществ и понимание последствий их употребления; неспецифический – знание основных общечеловеческих и национальных ценностей и основных этических понятий, знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знания о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
  • Психологический – коррекция определённых психологических особенностей личности, способствующих формированию химической зависимости (неадекватная отрицательная самооценка, неразвитость эмоций и чувств); создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростка из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищённости.
  • Социальный – помощь в социальной адаптации подростка, овладении навыками общения, решение проблемы занятости. Создание положительных жизненных альтернатив употреблению психоактивных веществ [34:19-20].

Очевидно, что автору удалось точно обозначить основные направления профилактической работы с учащимися. Он считает, что профилактическая работа должна дифференцироваться в зависимости от целевой группы и должна строиться в соответствии с задачами первичной, вторичной и третичной профилактики. В книге даётся описание некоторых приёмов работы с эмоциональными состояниями, форм и методов информационной работы, упражнения для выработки навыков социальной адаптации, рассматриваются перспективы профилактической работы в процессе преподавания учебных дисциплин.

2. Наиболее полно модель личностной и социальной компетентности представлена в учебно-методическом комплексе, разработанном в сотрудничестве с зарубежными коллегами. Это – программа «Полезные привычки» (1-4), «Полезные навыки» (5-7) подготовленная в сотрудничестве с зарубежными компаниями (SmithKline Beecham, European Community Partnership Management Team, Project Hope United Kingdom)

Темы уроков для 1-4 класса:

  • «Я – неповторимый человек»;
  • «Культура моей страны и я»;
  • «Чувства, о чём они говорят»;
  • «Множество решений»;
  • «Решения и здоровье»;
  • «Нужные и ненужные тебе лекарства»;
  • «Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор»;
  • «Вкусы и увлечения»;
  • «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»;
  • «О чём говорят выразительные движения»;
  • «Учусь понимать людей»;
  • «Опасные и безопасные ситуации»;
  • «Учусь принимать решения в опасных ситуациях»;
  • «Реклама табака и алкоголя»;
  • «Правда об алкоголе»;
  • «Мой характер»;
  • «Учусь оценивать себя сам»;
  • «Учусь взаимодействовать»;
  • «Я становлюсь увереннее»;
  • «Курение»;
  • «Самоуважение»;
  • «Привычки»;
  • «Дружба»;
  • «И снова алкоголь».

Темы уроков для 5-7 класса:

  • «Что такое психоактивное вещество»;
  • «Соблюдай безопасность»;
  • «Кто и почему употребляет психоактивные вещества»;
  • «Давление, влияние ситуации»;
  • «Моё здоровье»;
  • «Тревожность»;
  • «Преодоление тревожности»;
  • «Как начать разговор»;
  • «Как поддерживать и завершать разговор»;
  • «Манипулирование»;
  • «Манипулирование и давление»;
  • «Наркотики»;
  • «Я и мои поступки»;
  • «Самооценка и самовоспитание»;
  • «Как преодолевать стеснительность»;
  • «Ответственность»;
  • «Вперёд к здоровью».

В учебно-методический комплект «Полезные привычки» (1-4), «Полезные навыки» (5-7) входят рабочая тетрадь, материалы для учителя, советы для родителей. Предусмотрен мониторинг эффективности программы.

3. В рамках этой же модели (модели личностной и социальной компетентности) Министерством образования и науки Российской Федерации выпущен комплект наглядно-методических материалов по профилактике подростковой наркомании. В состав комплекта входят: «Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» (М., 2004). Это – брошюра и набор слайдов с иллюстрациями, схемами и диаграммами. В состав комплекта также входят книги для учащихся с комплектами слайдов для показа учащимся: «Подростковая наркомания. Навыки противостояния» (М., 2001) и «Подростковая наркомания. Сопротивление распространению» (М., 2001).

Авторы С. Б. Белогуров и В. Ю. Климович под профилактикой наркомании понимают не только предупреждение употребления наркотиков, но и предупреждение употребления алкоголя и табака. Они указывают на важность всех других мероприятий, направленных на развитие гармоничной личности и важность личного примера значимых для подростка людей (родители, старшие товарищи, преподаватели, популярные личности и т. д.) в отношении употребления психоактивных веществ.

Цели курса:

  1. Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
  2. Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Задачи курса:

1) Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

  • умение безопасно и эффективно общаться;
  • умение понимать и выражать свои чувства;
  • умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

2) Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

  • уверенности в себе;
  • честности;
  • открытости;
  • чувства юмора;
  • умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
  • умения принимать решения;
  • умения преодолевать кризисные ситуации [33:3-4].

Учителю даются подробные рекомендации по работе с группой, даны подробные сценарии уроков.

4. В рамках модели личностной и социальной компетентности Министерством образования и науки Российской Федерации выпущено наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет «Детство без алкоголя» (М., 2004 г.). Автор пособия В. Ю. Климович указывает на важность целенаправленных и систематических занятий с детьми. Главная содержательная линия учебника – беречь и развивать то, чем природа наделила человека: поддерживать уровень здоровья, совершенствовать чисто человеческие качества – использовать способность мыслить, понимать, прогнозировать, осознанно делать свой выбор, уметь отстаивать свои интересы в социуме, отказываться от отрицательных для себя предложений, находить пути положительного развития и т. д. [11:6].

5. В русле этого же подхода разработано методическое пособие для работников образовательных учреждений «Предупреждение табакокурения у школьников» (2003). Курс антитабачного воспитания подростков направлен на решение следующих задач:

1) повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака;

2) выработка отрицательного отношения к курению и уменьшение социальной приемлемости этой привычки;

3) выработка навыков противостояния протабачному давлению социальной среды: школа, семья, компания сверстников;

4) изменение поведения школьников в сторону полного отказа от курения и мотивация к сохранению этого поведения в будущем.

Антитабачным воспитанием рекомендуется охватывать всех детей с 1 по 11 классы и строить его на основе дифференцированного подхода к разным возрастным группам [32:50].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.