Что касается семей, которые живут трезво, то рано или поздно и их дети обязательно столкнуться с выбором: идти им по стопам родителей или пить и курить «как все». То, какой выбор сделает ребёнок, зависит, прежде всего, от авторитета родителей и морального климата в семье. Если, несмотря на свою трезвость, родители не сумели их создать, то выбор детей трезвенников может быть и отрицательным – «назло». Поэтому нравственное, внимательное отношение друг к другу, забота о детях, взаимное уважение – задачи первостепенной важности.
И опять рекомендации от Е.В. Адмакиной:
Абсолютная трезвость и убеждённость родителей и других лиц в непосредственном окружении ребёнка;
основная цель семейного трезвенного воспитания – сформировать у ребёнка твердое убеждение, что алкоголь и табак – это яды, опасные вещества. Поэтому если в семье для хозяйственных или лекарственных нужд хранятся какие-то изделия, например, водка для обработки рук и предметов или приготовления бабушкиных лекарственных настоек, то хранить такие вещества следует либо рядом с другими предметами бытовой химии, либо в аптечке, но никак не в холодильнике или серванте;
избегать посещения пьющих и курящих компаний, т. к. вид пьющих и курящих людей может пробудить у ребёнка нездоровое любопытство;
выключать телевизор, когда идёт реклама пива или показывают сцены курения и пьянства;
при необходимости использовать ситуации курения и пьянства для проведения воспитательных бесед, объяснять, что люди, которые пьют и курят, сильно ошибаются, т. к. алкоголь и табак – яды, разрушающие человеческое здоровье и укорачивающие жизнь. Часто достаточно отрицательной реплики, возмущения, чтобы показать своё отношение к увиденному или услышанному;
для «упрямцев», не желающих слушать наставления взрослых, устраивать сеансы косвенного внушения через разговоры взрослых, якобы предназначенные только для них самих;
использовать примеры из сказок и литературы, чтобы показать, что трезвость – естественное состояние человека. Некоторые сказки прямо указывают на пагубность пьянства [1].
Выводы к главе 4
1. Сущность трезвенного воспитания детей раннего возраста, заключается, прежде всего, в формировании трезвой воспитательной среды.
2. Стратегической ЦЕЛЬЮ раннего трезвенного воспитания детей является формирование единого семейного трезвого пространства посредством:
собриологического образования будущих и настоящих родителей;
формирования элементарных представлений о должном и недопустимом, Добре и Зле, трезвости как ценности у самих детей.
3. Содержание собриологической работы с детьми предусматривает формирование и развитие элементарных знаний и умений.
4. Принцип «Не навреди» особенно актуален при диагностике наркотической информированности детей. Существуют безопасные методы диагностики дошкольников, которые помогут сделать процесс собриологического воспитания более целенаправленным. Одновременно проводится и опрос родителей.
5. Методика формирования ранней антинаркотической устойчивости варьирует от формирования отрицательных рефлексов на алкоголь, табак и наркотики в младенческом и преддошкольном возрасте до вполне традиционных педагогических методов воспитания в дошкольном. Сюжетно-ролевые игры детей со сценами курения и выпивок необходимо пресекать.
6. Метод активной трезвости – это такой подход, при котором осуществляется деятельность не только по сохранению детьми их естественной трезвости, но и осуществляется противостояние провокационной деятельности тех, кто растлевает детей через алкоголь, табак и наркотики. Основной метод преподнесения прямой информации для дошкольников – сказкотерапия.
7. Чтобы уберечь детей от алкоголя, табака и наркотиков, нужно и взрослым серьёзно пересмотреть своё поведение.
Основная литература
Адмакина Е. В. Формирование трезвеннических убеждений у детей / Оптималист. Общероссийская газета оптималистов. – 2011. – №1(144). – С.6-15.
Губанов А. Т. Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему аморальному и дурному. – Калуга, 2002. – 188 c.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.83-85.
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.8. Пр-Ск. – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 512 с.
Сластенин В. А. Учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 576 с.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.