Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эко-психотерапевтическая модель



Программа разработана в Институте продуктивного элитного образования «Школа свободного развития» (2009). Это – курс культуры эмоционально-волевой регуляции. Авторы А. А. Востриков и А. А. Табидзе исходят из того, что к поиску мнимых удовольствий подростков часто толкает дефицит и бедность положительных эмоциональных переживаний, отсутствие устойчивых положительных жизненных установок, способных противодействовать вредным привычкам и неосознаваемое влияние подростковой моды. По данным авторов, лишь 15% подростков обладают развёрнутой конструктивной палитрой эмоциональных переживаний и выраженным волевым потенциалом. Поэтому эта программа – для всех.

Курс опирается на компетентностный подход, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение.

Элементами ключевых компетенций выступают индивидуальные творческие достижения (ИТД). Это – опыт отношения или поведения, который проявляется в разных ситуациях.

Задачами курса является формирование следующих ИТД:

  • развитие способностей к эмоциональной саморегуляции;
  • формирование опыта осознанного волевого самовоздействия в процессе самосовершенствования;
  • становление социально-психологических установок и опыта эмоциональной устойчивости к стрессирующим и фрустрирующим факторам;
  • становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения;
  • становление социально-психологических установок и опыта отказа от внутренних и внешних побуждений к знакомству с сигаретами и наркотиками.

Учебное пособие, разработанное авторами, опирается на проблемно-проектный метод. Перед участниками ставятся проблемные задачи и предлагаются творческие задания на самостоятельный анализ путей достижения ИТД, конструирование творческих заданий для партнёров и на умение осмыслить свои достижения и продемонстрировать их окружающим [5:3-6].

Очевидно, что эко-психотерапевтический подход фактически является разновидностью модели личностной и социальной компетентности, с акцентом на эмоциональном обучении (формировании психологической компетенции).

Таким образом, модель личностной и социальной компетентности является наиболее популярной среди авторов.

Модель улучшения нравственного и физического здоровья

В русле этого подхода нам известно 2 учебника.

1. Учебник для 7-9 классов О. Н. Моисеевой и И. И. Тараданова «Выбираем мир без наркотиков» (Омск, 2003).

Книга состоит из трёх частей: «Хочешь ли ты жить долго и счастливо?», «Кто главные враги твоего здоровья?», «Сделай свой выбор».

В книге рассматриваются следующие темы:

  • «Как достичь долголетия?»:
  • «От чего зависит продолжительность жизни»;
  • «О разных смыслах и гипотезах долголетия»;
  • «Что ты знаешь о пользе здорового образа жизни?»:
  • «О системе здорового образа жизни и гигиене»;
  • «Соблюдай режим дня»;
  • «Двигайся и закаляйся»;
  • «Питайся правильно»;
  • «Ты не одинок»;
  • «Как найти дорогу к счастью?»:
  • «Прояви себя в творчестве»;
  • «Добейся успеха в жизни»;
  • «Кто главные враги твоего здоровья?»:
  • «Курение и его влияние на здоровье»;
  • «Почему люди курят и как бросить курить»;
  • «Алкоголизм и его последствия»;
  • «Стадии развития алкоголизма»;
  • «Алкоголь – величайшее зло человечества»;
  • «Наркомания: болезнь или порок?»;
  • «Наркотики – главные враги здоровья»;
  • «Найди своё место в жизни»:
  • «Интересное рядом»;
  • «Гордись своей биографией»;
  • «Твоё увлечение»;
  • «Стань участником»;
  • «Если беда пришла» [28:332-334].

После каждой из тем даны вопросы и задания на самопроверку.

2. Авторский коллектив во главе с А. Н. и Я. А. Маюровыми создал комплексную программу «Уроки культуры здоровья» для учащихся 1-11 классов, причём программы для разных ступеней обучения в школе были написаны ярославским педагогом Т. В. Немцевой.

Начальная школа

Цель курса в начальной школе: сформировать представление о трезвом здоровом образе жизни.

Задачи курса:

  • усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях и взаимосвязях окружающего мира;
  • формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • овладение школьниками основами личной гигиены;
  • обучение учащихся противостоянию отрицательным явлениям,
  • развитие познавательной активности у младших школьников в получении знаний об окружающем мире,
  • воспитание у школьников любви к природе, к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Подлинной находкой является подача материала в начальной школе. Прохождение тем по культуре здоровья связано с изучением алфавита:

Поурочно-тематическое планирование. 1 класс

№ занятия Изучаемая буква Ключевое слово занятия “Опасное” слово
А Аппетит Алкоголь
Б Бабушка  
В Витамины  
Г Гигиена  
Д Дружба  
Е Еда Вредные привычки: курение
Ё Ёлка  
Ж Желудок  
З Здоровье  
И Игра Изжога
Й Йогурт  
К Каникулы  
Л Лекарство  
М Мама  
Н Наказание Наркотик
О Овощи Отравление
П Полезные привычки  
Р Режим  
С Спорт Сигарета
Т Тренировка Табак
У Урок  
Ф Физкультура  
Х Хлеб  
Ц Цель  
Ч Чистота  
Ш Школьник Алкоголь (шампанское)
Щ Щедрость  
Э Экскурсия  
Ю Юность  
Я Язык  
Итоговое занятие: Посеешь привычку – пожнёшь поступок!

Темы для 2-4 класса:

  • «Человек и его привычки»;
  • «Общение»;
  • «Дом вести – не лапти плести»;
  • «Дружная семья»;
  • «Старый друг – лучше новых двух»;
  • «Наши друзья – целебные растения»;
  • «Опасности, подстерегающие нас»;
  • «Живая природа»;
  • «Живительные «напитки»;
  • «В здоровом теле – здоровый дух»;
  • «Делу время – потехе час»;
  • «Тайна твоего имени»;
  • «Итоговое занятие: радость открытий»;
  • «Человек создан для счастья»;
  • «Там счастье не диво, где трудятся нелениво»;
  • «Счастье – каждый понимает по-своему»;
  • «Счастье и разум»;
  • «Учимся, играем – свой мозг развиваем»;
  • «Табак или здоровье?»;
  • «О добре и зле»;
  • «Как не стать равнодушным»;
  • «Страна сильна, когда здоровы её люди»;
  • «От чего зависит здоровье?»;
  • «Чудо улыбки»;
  • «Умей владеть собой»;
  • «Качества человека»;
  • «Секрет успеха»;
  • «Пагубное влияние алкоголя»;
  • «О наших заблуждениях»;
  • «Ложь – прибежище слабых»;
  • «Основы безопасной жизнедеятельности»;
  • «Интуиция и рассудок»;
  • «Физическое здоровье человека»;
  • «Гигиена питания»;
  • «Культура здоровья» [13].

Как видно из тематики, в начальной школе основное внимание уделяется духовно-нравственному здоровью детей и элементарным гигиеническим знаниям и навыкам.

Классы

Цели курса:

  • формирование представлений о вредных привычках человека и их вреде для здоровья;
  • изучение причин табакокурения, токсикомании и употребления пива в раннем подростковом возрасте и их профилактика.

Задачи курса:

  • получить основы знаний о культуре здоровья;
  • обеспечить учащихся достоверной информацией об исторических фактах появления и распространения табака в Европе;
  • развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
  • подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду.

В 5 классе изучаются 17 тем:

  • «Ты и культура здоровья»;
  • «Наследие Колумба»;
  • «Курительные мифы»;
  • «Табачная отрава: иллюзии и реальность»;
  • «Что даёт человеку курение»;
  • «Разумное питание»;
  • «Курильщики поневоле»;
  • «Оставаться некурящим»;
  • «За правое дело стой смело»;
  • «Алкоголь – враг здоровья»;
  • «Ещё раз о пиве»;
  • «Воспитание трезвости»;
  • «Движение за трезвость»;
  • «Дети могут помочь взрослым»;
  • «Истинное наслаждение идёт изнутри»;
  • «Хорошие и плохие качества»;
  • «Полёт и падение».

В 6 классе изучаются такие темы:

  • «Летучие отравляющие вещества»;
  • «Подумаем вместе»;
  • «Стоп, отрава»;
  • «Мифы и ценности»;
  • «Как наладить отношения с родителями»;
  • «Полезные и вредные привычки»;
  • «Закон тебя защищает»;
  • «Телевизор и компьютер»;
  • «Насилие и реклама на телеэкране»;
  • «Питание для здоровья»;
  • «Управление своим ростом»;
  • «Как сберечь зеницу ока?»;
  • «Твой дом – твоя крепость»;
  • «Хорошие и дурные поступки» [14].

Классы

Цель курса:

  • формирование представления о проблемах зависимости здоровья человека от образа жизни;
  • изучение причин и вреда алкоголепотребления, табакокурения, наркомании в подростковом возрасте и их профилактика.

Задачи курса:

  • изучить этические основы поведения человека;
  • обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
  • развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
  • подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду.

Программа предполагает блочный принцип организации учебного материала:

В первом блоке (7 класс и начало 8 класса) изучаются вопросы зависимости физического здоровья человека от разрушающего действия табака.

Во втором блоке (8 класс) разбираются вопросы о действии алкоголя на организм человека и социальные беды, связанные с ним.

В третьем блоке (9 класс) изучаются вопросы по токсикомании и наркомании и даётся представление об антинаркотическом законодательстве.

В зависимости от специфики содержания, материал внутри блоков может организовываться по линейно–хронологическому (например: история наркотизма) или проблемно-тематическому принципу (Алкоголь, наркомания и общество; Трезвость и закон) [15].

Классы

Цель курса:

  • формирование представления о проблемах зависимости здоровья человека от окружающей среды и образа жизни;
  • изучение причин алкоголепотребления, табакокурения, наркомании в подростковом возрасте и их профилактика.

Задачи курса:

  • изучить правовые и этические основы поведения человека;
  • обеспечить учащихся достоверной информацией о факторах, влияющих на здоровье человека;
  • развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике;
  • подвести учащихся к осознанию отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • формировать активную социальную позицию учащихся за ведение трезвого здорового образа жизни и его пропаганду [16].

Кроме программ в учебно-методический комплекс входят 4 книги для учителя и учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух»; «Табачный туман обмана»; «Алкоголь – шаг в пропасть»; «Наркотики – выход из наркотического круга» (М., 2004). После каждой из тем учебника даны вопросы и задания [26].

Книги были удостоены Высшей педагогической награды Российской Федерации – медали Януша Корчака.

Учебно-методический комплекс «Уроки культуры здоровья» можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной и внешкольной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, педагогического всеобуча, летнего оздоровительного отдыха.

Как видно из выше изложенного, авторский коллектив разработал полную линейную программу с 1 по 11 классы. Однако учебные пособия написаны только для 7-11 классов. Авторская модель улучшения физического и нравственного здоровья в основной и старшей школе также опирается на информационный подход и отчасти на модель личностной и социальной компетентности. Несмотря на некоторую эклектику и незавершенность, данный УМК является одним из лучших отечественных учебников для трезвенного воспитания учащихся.

Таким образом, в настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной науке есть достаточно чёткое представление о том, как нужно заниматься сохранением и утверждением трезвости, профилактикой асоциального поведения и, в частности, профилактикой употребления одурманивающих веществ в конкретном образовательном учреждении. Разработаны разные подходы, обозначены их достоинства и недостатки.

Выводы к главе 2

  1. Общепедагогические образовательные подходы помогают понять общую картину образовательного процесса.
  2. Специальный профилактический подход к трезвенному воспитанию – это тот, в котором напрямую говорится о проблеме употребления одурманивающих веществ и асоциальном поведении.
  3. Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, которое понимается как единство обучения, воспитания и развития. Главными сегодня признаются идеи гуманизма и личностной ориентации. Многие из них имеют значительный потенциал для трезвенного воспитания. Но базовыми подходами к трезвенному воспитанию мы считаем две концепции: 1) концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и 2) концепцию безопасной/жизнеспособной личности.
  4. На Западе выработано несколько профилактических моделей: информационная, модель улучшения здоровья, аффективная, социально-воздействующая, когнитивно-поведенческая, модель жизненных умений. Последняя считается самой эффективной и универсальной.
  5. Вопреки расхожему мнению, что в России по профилактике ничего своего нет, следует отметить, что своя профилактическая школа у нас начала складываться ещё в начале столетия. Это – информационная модель, модель социальной активности, модель улучшения здоровья, религиозный обет или зарок.
  6. Есть в России серьёзные наработки и на современном этапе: написаны программы и изданы учебники на основе моделей нравственного здоровья, личностной и социальной компетентности, улучшения нравственного и физического здоровья. При этом следует крайне настороженно относиться к сомнительным моделям «свободы выбора», которые, скорее всего, разрабатываются на деньги алкогольного, табачного и наркотического капитала. Особенностью отечественного подхода является то, что профилактика опирается на духовно-нравственное здоровье личности, а не просто её «жизнеспособность». Профилактика в отечественной традиции – это ещё и социальная активность по изменению жизни к лучшему.
  7. Если в России всё это уже есть, то почему ничего не внедряется? Можно говорить о том, что у нас всё плохо внедряется, что это наш стиль и т. п., но главная причина, на наш взгляд, состоит в другом: «наверху» нет достаточной компетентности по вопросам трезвости и политической воли, чтобы вести последовательную трезвую политику даже перед лицом глубочайшего демографического и нравственного кризиса; «внизу» нет гражданского общества, большая часть народа пассивна. Одурманенный образ жизни стал нормой для значительной части общества. А люди трезвые не верят, что могут что-то изменить. Выход один – строить гражданское общество и тем самым побуждать «верхи» к активности.

Основная литература

  1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров). – М.: Просвещение. – 2006. – 574 с.
  2. Антипова В. М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. – 2006. – №8. – С.57-62.
  3. Бодалев А. А. «Быть борцом – значит быть человеком» (И. В. Гете) // Педагогика. – 2008. – №3. – С.3-7.
  4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
  5. Востриков А. А., Табидзе А. А. Эмоционально-волевая саморегуляция. Самозащита от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Изд-во «Школа свободного развития», Томск, Москва, 2009. – 194 с.
  6. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. – 2007. – №10. – С.38-47.
  7. Гринченко Н. А., Афанасьев А. Л. Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления. Учебное пособие: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 206 с.
  8. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. – 2004 – №1. – С. 12-18.
  9. Гурьянова М. П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. – 2006. – №10. – С.43-50.
  10. Данилюк А. Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста // Педагогика. – 2008. – №8. – С.113-117.
  11. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно-методическое пособие / В. Ю. Климович. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 76 с.
  12. Жарковская Т. Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин // Педагогика. – 2008. – №10. – С.49-53.
  13. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 1-4 классов. – М., 2006. 25 с.
  14. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. – М., 2006. 34 с.
  15. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 7-9 классов. – М., 2006. 50 с.
  16. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 10-11 классов. – М., 2006. 47 с.
  17. Иванченко. Национальное воспитание по И. А. Ильину // Педагогика. – 2008. – №8. – С.77-83.
  18. Игумен Георгий (Е. В. Шестун). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. – 2006. – №4. – С.53-61.
  19. Клепиков В. Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина-Добро-Красота» // Педагогика. – 2006. – №2. – С.29-37.
  20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  21. Козырев Ф. Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. – 2008. – №9. – С.62-71.
  22. Лихачёв Б. Т. Экотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. – 1995. – №1. – С.40-44.
  23. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. – 2006. – №4. – С.68-75.
  24. Любан Т. Н. В. В. Зеньковский о смысле и целях воспитания // Педагогика. – 2008. – №2. – С. 90-97.
  25. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 46-51.
  26. Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.1. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 128 с.
  27. Метлик И. В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной российской школе // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 51-61.
  28. Мосеева О. Н., Тараданова И. И. Выбираем мир без наркотиков: Учебное пособие для обучающихся 7-9 классов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 336 с.
  29. Никандров. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 3-12.
  30. Плешкова Г. В., Колесов Д. В. Уроки нравственного здоровья. Программа обучения учащихся средних школ. ПТУ и техникумов. Москва: И ПО «Пилгран», 1993. – 8с.
  31. Подласый И. П. Педагогика. Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
  32. Предупреждение табакокурения у школьников / Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. М.: Министерство образования РФ, 2003. – 97 с.
  33. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2–е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.
  34. Прядухин Ю. И. Мы можем это сделать. Материалы к проведению профилактики потребления психоактивных веществ у подростков и молодёжи. – Северск, 2001. – 140 с.
  35. Рыльская. Воспитание жизнеспособности школьников // Педагогика. – 2008. – №3. – С. 23-28.
  36. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  37. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 245-251 с.
  38. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 33-39.
  39. Соколов Я. В., Колесов Д. В., Максимов С. В. Наш выбор – без наркотиков. Пособие по граждановедению. М.: НМЦ «Гражданин», 2007. – С.191.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.