Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОЛДОВСКИМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ



Из предложенного вниманию читателя материала мы видим, что коми народ как будто находится и исключительной власти созданий своей собственной фантазии, своего ограниченного кругозора, что он окончательно подавлен “безвыходностью” положения.

На самом деле активность, бесстрашие и инстинкт самосохранения оказались выше всех вредных про­явлений неустойчивой психики и нереальных со­зданий фантазии. Эта активность, дающая снова и снова ощущать власть и силу человека над внешним миром, открывает горизонты на преодоление всех препятствий.

Инстинкт выводит человека на правильную до­рогу. Охотники придерживаются положения, что бес-страшие, активность суть единственные спутники ус­пеха в жизни. Применяя это положение к жизни, коми всегда почти остается победителем в борьбе с соз­даниями своей собственной фантазии. Испытанным средством против наступления вредных результатов внушения, как было упомянуто, является принятие внушаемым боевого настроения. Такое реагирование имеет большое биологическое значение. В борьбе на­прягаются все силы человека, в это время человек мобилизует все накопленные через многовековой опыт свои способности, вызывает к деятельности глубочай­шие свои инстинкты, становится бдительным и потому естественно, что сопротивляемость организма ко вся­кою рода внешним воздействиям в этом случае зна­чительно возрастает. Вместе с тем боевое настроение парализует страх.

С.263.

Охотник на всякого рода причудливые создания своей фантазии. которые в условиях оторванного от общества продолжительного пребывания в лесу реа­лизуются во всякого рода галлюцинациях, — бес­страшно бросается с первым попавшимся в руку оружием на объект своей галлюцинации: набрасыва­ется с ножом на лесного духа, запускает свой топор в проносящийся поблизости вихрь, стреляет (иногда с левого плеча, иногда между расставленными но­гами) в показавшееся привидение, кидает споим но­жом в небо. Вооруженный охотник чувствует себя вы­ше бога и выше черта. На этой почве бывают иногда курьезы, иногда же трагические случаи.

Молодые люди из деревни Jöv-Nörys по Вашке однажды, проходя мимо избушки одного знакомого охотника на свой промысел и не застав последнего на месте, устроили над ним злую шутку: натаскали на нары камней из очага, расположили их в виде лежащей человеческой фигуры, затем закрыли все это одеждами хозяина избушки и ушли своей дорогой. Охотник, возвратившись домой с обычного дневного обхода своих ловушек, наткнулся на какое-то чело­веческое существо в своей избушке. Сначала окликнул его раз-другой, затем, не получая со стороны ле­жащего никакого отклика, решил, что в данном случае он имеет дело с vörsamutij, схватил свой топор и изо всей силы вонзил его в таинственную фигуру. Лезвие топора разлетелось вдребезги от находившихся под одеждами камней.

Или другой пример: из с.Небдина ходили в лес два брата за брусникой. Один из братьев был немного придурковат. Он как-то отстал от своего брата и за­блудился. Так и пропал без вести для односельчан. Уже потом рассказывали следующий случай в связи

С.264.

с этим. Шел по тому же месту один локчимскнй охотник. Измученный пребыванием в течение не­скольких недель в диком лесу заблудившийся чело­век, как увидел охотника, обезумел от радости и по­гнался за ним с дикими воплями. Тот с ужасом огля­дывался сначала назад на погнавшееся за ним “страшилище”. Затем, решив, что за ним гонится никто другой, как леший, обернулся назад и всадил ему пулю в грудь.

При всех случаях “наваждения” рекомендуется принимать воинственное настроение. Пассивность влечёт страх, страх производит чрезвычайно глубокие психические потрясения. Чтобы не дать воли раз­витию страха, в том случае, когда в руках нет ника­кого оружия, рекомендуют не оборачиваться назад, думая, что в противном случае “нечистая сила” пускается наперед.

Вместе с тем опыт привел коми к убеждению, что источником всяких галлюцинаций являются свои соб­ственные мысли. На основании такого убеждения име­ется у охотников ряд предписаний относительно тем для разговоров и мыслей в условиях лесной охот­ничьей жизни.

Что касается до проявлений колдовского мировоз­зрения вообще, то в этом отношении также замечается борьба, но весьма своеобразная. Между прочим, убеж­дение в существовании колдунов можно считать повсе­местно распространенным. Вместе с тем нужно также считать несомненным и существование людей, дей­ствительно применяющих колдовские способы для порчи людей и скота. Имеют место и отрезание частей одежды, и отстригание ушей, хвостов и шерсти у скота, и колдовские манипуляции со следом, с тенью, с изоб­ражением и т.д. Многие из жителей деревни слывут за

С.265.

профессиональных колдунов, причиняющих вред всем односельчанам по присвоенной ими бесовской силе. Ча­сто при этом, конечно, подвергаются неприятностям и лица, совершенно непричастные к каким-либо злым умыслам. Бывают трагические случаи в связи с икотой. Истеричные женщины в припадке исступления делают самые неожиданные сопоставления относительно исто­рии своей болезни, которые на окружающих произво­дят неотразимое впечатление. Больной иногда с боль­шой уверенностью, настойчивостью и убедительностью рисует всю конкретную обстановку заболевания, ука­зывает персонально испортивших и в совершенно убедительных формах. Поэтому пострадавшие и их близ­кие лица иногда приходят с угрозами к мнимому винов­нику и заставляют его лечить от напущенной им болезни. Мординская А. со слезами на глазах расска­зывала членам вол. исполкома о причиняющихся ей обидах и дурной славе.

В той же д.Jöv-Nörys имелось в довоенное время такое обыкновение. Кликушу и подозреваемого в её порче призывали в какой-либо дом или же прямо в волостное правление. Приглашали сюда все волостное начальство: старшину, старосту, урядника и т.д. Ставили кликушу и обвиняемого на одну половицу друг против друга и заставляли подозреваемого пуб­лично проклинать себя, если он напустил порчу.

Афанасьев в своей книге “Поэтические воззрения славян на природу” приводит любопытное извлечение из архивных источников, рисующее бытовые формы проявления суеверных воззрений.

“В 1770 г. в Яренском уезде Вологод. губ. несколько баб и девок притворились кликушами и по злобе на разных лиц стали оговаривать их в порче. Оговоренные были схвачены, привезены в город и там под плетьми

С.266.

вынуждены были признать себя чародеями и чародей­ками. Одна из этих мнимых преступниц (по ее собст­венному признанию) напускала порчу по ветру посред­ством червей, полученных ею от дьявола; она доста­вила судьям и самих червей, а те препроводили их и сенат; оказалось, что это личинки обыкновенных мух. Сенат отрешил за такое невежество городских властей от мест, а кликуш за их ложные обвинения присудил к наказаниям плетьми; да и впредь подобных кликальщиц предписал наказывать и оговорам их не верить” (цитировано по Краинскому, 48).

Но сообщению Попова, в Черныбе был печальный случай такою рода и в наше время. В 1918 г. кре­стьяне пожаловались армейцам на одну женщину за то, что она будто бы напускает на людей порчу. Те пришли к ней, стащили ее с полатей и тут же на полу расстреляли. В настоящее время многие знахарки, практикующие колдовское гадание, привле­каются к судебной ответственности. Так, М.Н. из д.Ивановской Палевицкой волости условно присуж­дена к 3-м годам заключения за свою практику.

Не отрицая некоторой роли административного воздействия, нужно отнестись отрицательно к более резким проявлениям суровой кары за колдовство. Де­ло в том, что причины, питающие колдовское миро­воззрение, коренятся очень глубоко. Колдовство, представляя из себя пережиток прошлого мировоз­зрения, единственно возможного для соответствующей эпохи, тем не менее и в настоящем не совсем еще потеряло почву и в хозяйственных, и в общественных, и в исторических условиях жизни народа коми.

Не нужно забывать, что в свое время колдовство было не только системой взглядов, но и системой регулирования общественных взаимоотношений. Кол-

С.267.

довские воззрения “vezha-vidz’öm”, колдуны во главе охотничьих артелей были на страже общественных интересов (по крайней мере своей группы), они яв­лялись до некоторой степени носителями охотничьей морали. В настоящее время мы видим, что охотничий промысел, один из главных источников народного хо­зяйства Коми области, разлагается не только из-за отсутствия объективных условий в связи с истреб­лением лесов, уменьшением пушного зверя, но также и с падением охотничьих нравов. Охотничьи угодья, охотничьи амбары и кладовые раньше не знали за­поров, кроме того и запоры в лесу по существу не могут играть никакой роли; в настоящее время охотники принуждены строить потайные амбары где-либо в густой чаще, вдали от своей избушки, чтобы их кладовые не попались на глаза злоумышленнику. Коми быт выработал в последнее время yжасные формы расправы с профессиональными похитителями охотничьего промысла из охотничьих кладовых или угодий, расправы, известной под именем sarö puktöm (т.е. воцарения). Никаких других форм борьбы с хи­щениями, кроме жестокой расправы, в условиях дико­го леса охотник не имеет. Жгут виновника в его избуш­ке, прищемляют связанного и раздетого догола вора за его волосы в расщеп стоящего дерева и так остав­ляют и т.п. В таких условиях колдовство являлось в прошлом сдерживающим и организующим стимулом во взаимоотношениях охотников друг к другу.

А вместе с тем отсутствие надлежащего обслу­живания деревни медицинским персоналом, [Сноска: Средний радиус врачебного участка в Сысольском уезде 53 км, в Усть-Куломском — 117 км, в Усть-Вымском — 57 км, и Ижмо-Печорском — 210 км. (Jugyd tuj, окт. 1926, П.Коканин. Бюджет здравоохранения и санитарные показатели).] а также

С.268.

и культурно-просветительными организациями, не­достаточность культурной работы на родном языке;

и связи с малым пока еще количеством коми куль­турных работников, отдаленность от населения рус­ской интеллигенции в связи с общей культурной за­брошенностью и примитивным хозяйством, нечело­веческий труд в условиях сурового Севера, — вот устои, на которых покоится жизненность колдовского мировоззрения. В соответствии с этим общий фронт культурной работы совместно с напряженной работой по изучению края, с поворотом хозяйственного уклада в сторону рациональных методов работы, усиление врачебного обслуживания — вот очередные, главные и даже единственные рычаги, которые смогут перевернуть несуразные воззрения на мир и на природу и дать новое мировоззрение народу коми.

С.268.

KURZE UEBERSICHT

 

Die Zauberkunst ist die ursprüngliche Basis des Kultus. Die Zauberkunst, als Kultus, steht in Verbindung mit der Wirtschaft, und die Mythe, als Vorstellung, shliesst sich an die Sprache. Auf einer gewissen Stufe der Entwicklung ist die Zauberkunst allen Völkern eigen. Nicht, dass die Zaubermeister die Zauberkunst zum Leben hervorgerufen haben, sondern, im Gegenteil, die zau-berische Weltanschauung hat die Zaubermeister erzeugt. Die Zauberkunst ist die einzig mogliche Form der Gemeindeeinrichtung auf der Stufe des Jagerlebens in der Vergangenheit.

Die Zauberkunst ruht auf Prinzipen der parzionischen und similischen Magie. Das zauberische Heil und Verderben werden auf einem und demselben Prinzip aus-

С.269.

geführt. Daher stammt auch der Grundsatz von den unvernichtbaren Folgen der Behexung.

“Schewa” — Behexung (Besessenheit) ist die Folge der schweren Lebensverhaltnisse. Die an “Schewa” Leidenden, die biblischen Besessenen und mittelalterlichen Hexen sind Erscheinungen von derselben Ordnung. Die zwei- und dreifache Doppelung des Bewusstseins fuhrt an die psychische Veränderung des Geschlechts, die man bei den Paleaziaten und Ureinwohnern von Nord-Amerika findet. Das Wort “Schewa” wird mit Hilfe der japhetischen Sprachforschung erklärt.

Die Beschädigung durch Einfluss (Hypnose) stellt sich dem Volk von Komi als ein traumatisches Erkranken vor. Die Vorstellung der Behexung unbelebter Gegenstände ist die volkstümliche Verallgemeinung aller Behexungerscheinungen, die durch Einfluss (Hypnose) wirken (vomidz’).

Das zauberische Inventar umfängt eigentlich das Inventar der Wirtschaft. Die besondere Rolle der Hausgeräte in der Zauberkunst ist der Beweis deren Zusammenhangs mit der Wirtschaft, im Sinne die Sicherheit und im allgemeinen den Wohlstand zu schutzen. Weitere Bekräftigung dieser These findet man in den Ansichten auf die zauberische Natur des Brotes, der Tiere, der Kleidung u.s.w.

Das vorlogische Denken ist die Basis der zauberischen Anschauungen. Das primitive Denken ist mit der Handlung verbunden. Eine unzerteilte Gemeinde ist das Vorbild des primitiven Denkens. Die autoritarische Gemeinde ist der Urgrund des Denkens, Umbildung und gleichzeitig entsteht auch die Idee vom Geiste-Doppelgänger. Die Struktur der primitiven Gemeinde rechtfertigt das Prinzip “der Wille ist der Grund einer Erscheinung”. Die Geräte sind ursprungliche Faktoren der sozialen Differenz. Der

C.270.

Kampf mit der zauberischen Weltanschauung soll für die Ökonomisten und die Kulturträger eine gemeinsame Aufgaben werden.

15 ноября 1926 г.

С.271.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Абай 53

анимизм 19, 241-252

артели 42, 47, 48

бабочка 109

баня 36, 67, 95, 160-163, 192

безымянный палец 39

белье 230

береста 204

богородская трава 226

болото 239

бровь 92

брусника 94

бубенчик 192

вежливец 41

венец 93

веник 81, 98, 161

вереск 156, 201-203

веретено 189

вода 32, 50-54, 56, 91, 98, 157, 158, 164

водоворот 53, 211

водяной 187

возраст 86

волк 27, 30, 239

волосы 109, 113, 114, 118, 217, 219

воровство рубашки 75

ворона 29

вороний глаз (Paris quadrifolia L.) 88

ворота 215, 218

воцарение 267

встреча 94

вязки снопов 201

гагара 209, 239

гадание 213, 217-219, 223. 233

галстук 94

Гань-Иван 54

голубь 27

горностай 208

горох 94

грыжная трава 63

губы 91, 92

Гулень 53

двойник 22, 92, 241

деготь 204

дерево 210

дождь 91

дом 93

домовой 91

дрова 93

дур-шева 116

душа 21, 241, 250

дым 161, 201-205. 233

Елка 54

С.272.

Eн 190, 239

жатва 93

железо 190

жена 181

женщина 93

жук 111

журавль 94

завертка 38

заговоры 77, 98-103, 159-163

заговорная вода 95

замок 219

запах 203, 208-209

заслонка 88, 158

заяц 92

звон 93

звук 192

зеленая трава 93

земля 188

зеркало 234

зерно 112

зубы 36, 38, 45, 156, 192-199

иголка 45, 47, 79,186-187, 230, 234

изба 93

изгородь 214

искра 202

Йир-Кап 53

камень 158, 161, 164, 197, 210

клады 190

клопы 81

ключ 219

когти 196, 198, 200

Коктöм-Назар 56

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.