Из предложенного вниманию читателя материала мы видим, что коми народ как будто находится и исключительной власти созданий своей собственной фантазии, своего ограниченного кругозора, что он окончательно подавлен “безвыходностью” положения.
На самом деле активность, бесстрашие и инстинкт самосохранения оказались выше всех вредных проявлений неустойчивой психики и нереальных созданий фантазии. Эта активность, дающая снова и снова ощущать власть и силу человека над внешним миром, открывает горизонты на преодоление всех препятствий.
Инстинкт выводит человека на правильную дорогу. Охотники придерживаются положения, что бес-страшие, активность суть единственные спутники успеха в жизни. Применяя это положение к жизни, коми всегда почти остается победителем в борьбе с созданиями своей собственной фантазии. Испытанным средством против наступления вредных результатов внушения, как было упомянуто, является принятие внушаемым боевого настроения. Такое реагирование имеет большое биологическое значение. В борьбе напрягаются все силы человека, в это время человек мобилизует все накопленные через многовековой опыт свои способности, вызывает к деятельности глубочайшие свои инстинкты, становится бдительным и потому естественно, что сопротивляемость организма ко всякою рода внешним воздействиям в этом случае значительно возрастает. Вместе с тем боевое настроение парализует страх.
С.263.
Охотник на всякого рода причудливые создания своей фантазии. которые в условиях оторванного от общества продолжительного пребывания в лесу реализуются во всякого рода галлюцинациях, — бесстрашно бросается с первым попавшимся в руку оружием на объект своей галлюцинации: набрасывается с ножом на лесного духа, запускает свой топор в проносящийся поблизости вихрь, стреляет (иногда с левого плеча, иногда между расставленными ногами) в показавшееся привидение, кидает споим ножом в небо. Вооруженный охотник чувствует себя выше бога и выше черта. На этой почве бывают иногда курьезы, иногда же трагические случаи.
Молодые люди из деревни Jöv-Nörys по Вашке однажды, проходя мимо избушки одного знакомого охотника на свой промысел и не застав последнего на месте, устроили над ним злую шутку: натаскали на нары камней из очага, расположили их в виде лежащей человеческой фигуры, затем закрыли все это одеждами хозяина избушки и ушли своей дорогой. Охотник, возвратившись домой с обычного дневного обхода своих ловушек, наткнулся на какое-то человеческое существо в своей избушке. Сначала окликнул его раз-другой, затем, не получая со стороны лежащего никакого отклика, решил, что в данном случае он имеет дело с vörsamutij, схватил свой топор и изо всей силы вонзил его в таинственную фигуру. Лезвие топора разлетелось вдребезги от находившихся под одеждами камней.
Или другой пример: из с.Небдина ходили в лес два брата за брусникой. Один из братьев был немного придурковат. Он как-то отстал от своего брата и заблудился. Так и пропал без вести для односельчан. Уже потом рассказывали следующий случай в связи
С.264.
с этим. Шел по тому же месту один локчимскнй охотник. Измученный пребыванием в течение нескольких недель в диком лесу заблудившийся человек, как увидел охотника, обезумел от радости и погнался за ним с дикими воплями. Тот с ужасом оглядывался сначала назад на погнавшееся за ним “страшилище”. Затем, решив, что за ним гонится никто другой, как леший, обернулся назад и всадил ему пулю в грудь.
При всех случаях “наваждения” рекомендуется принимать воинственное настроение. Пассивность влечёт страх, страх производит чрезвычайно глубокие психические потрясения. Чтобы не дать воли развитию страха, в том случае, когда в руках нет никакого оружия, рекомендуют не оборачиваться назад, думая, что в противном случае “нечистая сила” пускается наперед.
Вместе с тем опыт привел коми к убеждению, что источником всяких галлюцинаций являются свои собственные мысли. На основании такого убеждения имеется у охотников ряд предписаний относительно тем для разговоров и мыслей в условиях лесной охотничьей жизни.
Что касается до проявлений колдовского мировоззрения вообще, то в этом отношении также замечается борьба, но весьма своеобразная. Между прочим, убеждение в существовании колдунов можно считать повсеместно распространенным. Вместе с тем нужно также считать несомненным и существование людей, действительно применяющих колдовские способы для порчи людей и скота. Имеют место и отрезание частей одежды, и отстригание ушей, хвостов и шерсти у скота, и колдовские манипуляции со следом, с тенью, с изображением и т.д. Многие из жителей деревни слывут за
С.265.
профессиональных колдунов, причиняющих вред всем односельчанам по присвоенной ими бесовской силе. Часто при этом, конечно, подвергаются неприятностям и лица, совершенно непричастные к каким-либо злым умыслам. Бывают трагические случаи в связи с икотой. Истеричные женщины в припадке исступления делают самые неожиданные сопоставления относительно истории своей болезни, которые на окружающих производят неотразимое впечатление. Больной иногда с большой уверенностью, настойчивостью и убедительностью рисует всю конкретную обстановку заболевания, указывает персонально испортивших и в совершенно убедительных формах. Поэтому пострадавшие и их близкие лица иногда приходят с угрозами к мнимому виновнику и заставляют его лечить от напущенной им болезни. Мординская А. со слезами на глазах рассказывала членам вол. исполкома о причиняющихся ей обидах и дурной славе.
В той же д.Jöv-Nörys имелось в довоенное время такое обыкновение. Кликушу и подозреваемого в её порче призывали в какой-либо дом или же прямо в волостное правление. Приглашали сюда все волостное начальство: старшину, старосту, урядника и т.д. Ставили кликушу и обвиняемого на одну половицу друг против друга и заставляли подозреваемого публично проклинать себя, если он напустил порчу.
Афанасьев в своей книге “Поэтические воззрения славян на природу” приводит любопытное извлечение из архивных источников, рисующее бытовые формы проявления суеверных воззрений.
“В 1770 г. в Яренском уезде Вологод. губ. несколько баб и девок притворились кликушами и по злобе на разных лиц стали оговаривать их в порче. Оговоренные были схвачены, привезены в город и там под плетьми
С.266.
вынуждены были признать себя чародеями и чародейками. Одна из этих мнимых преступниц (по ее собственному признанию) напускала порчу по ветру посредством червей, полученных ею от дьявола; она доставила судьям и самих червей, а те препроводили их и сенат; оказалось, что это личинки обыкновенных мух. Сенат отрешил за такое невежество городских властей от мест, а кликуш за их ложные обвинения присудил к наказаниям плетьми; да и впредь подобных кликальщиц предписал наказывать и оговорам их не верить” (цитировано по Краинскому, 48).
Но сообщению Попова, в Черныбе был печальный случай такою рода и в наше время. В 1918 г. крестьяне пожаловались армейцам на одну женщину за то, что она будто бы напускает на людей порчу. Те пришли к ней, стащили ее с полатей и тут же на полу расстреляли. В настоящее время многие знахарки, практикующие колдовское гадание, привлекаются к судебной ответственности. Так, М.Н. из д.Ивановской Палевицкой волости условно присуждена к 3-м годам заключения за свою практику.
Не отрицая некоторой роли административного воздействия, нужно отнестись отрицательно к более резким проявлениям суровой кары за колдовство. Дело в том, что причины, питающие колдовское мировоззрение, коренятся очень глубоко. Колдовство, представляя из себя пережиток прошлого мировоззрения, единственно возможного для соответствующей эпохи, тем не менее и в настоящем не совсем еще потеряло почву и в хозяйственных, и в общественных, и в исторических условиях жизни народа коми.
Не нужно забывать, что в свое время колдовство было не только системой взглядов, но и системой регулирования общественных взаимоотношений. Кол-
С.267.
довские воззрения “vezha-vidz’öm”, колдуны во главе охотничьих артелей были на страже общественных интересов (по крайней мере своей группы), они являлись до некоторой степени носителями охотничьей морали. В настоящее время мы видим, что охотничий промысел, один из главных источников народного хозяйства Коми области, разлагается не только из-за отсутствия объективных условий в связи с истреблением лесов, уменьшением пушного зверя, но также и с падением охотничьих нравов. Охотничьи угодья, охотничьи амбары и кладовые раньше не знали запоров, кроме того и запоры в лесу по существу не могут играть никакой роли; в настоящее время охотники принуждены строить потайные амбары где-либо в густой чаще, вдали от своей избушки, чтобы их кладовые не попались на глаза злоумышленнику. Коми быт выработал в последнее время yжасные формы расправы с профессиональными похитителями охотничьего промысла из охотничьих кладовых или угодий, расправы, известной под именем sarö puktöm (т.е. воцарения). Никаких других форм борьбы с хищениями, кроме жестокой расправы, в условиях дикого леса охотник не имеет. Жгут виновника в его избушке, прищемляют связанного и раздетого догола вора за его волосы в расщеп стоящего дерева и так оставляют и т.п. В таких условиях колдовство являлось в прошлом сдерживающим и организующим стимулом во взаимоотношениях охотников друг к другу.
А вместе с тем отсутствие надлежащего обслуживания деревни медицинским персоналом, [Сноска: Средний радиус врачебного участка в Сысольском уезде 53 км, в Усть-Куломском — 117 км, в Усть-Вымском — 57 км, и Ижмо-Печорском — 210 км. (Jugyd tuj, окт. 1926, П.Коканин. Бюджет здравоохранения и санитарные показатели).] а также
С.268.
и культурно-просветительными организациями, недостаточность культурной работы на родном языке;
и связи с малым пока еще количеством коми культурных работников, отдаленность от населения русской интеллигенции в связи с общей культурной заброшенностью и примитивным хозяйством, нечеловеческий труд в условиях сурового Севера, — вот устои, на которых покоится жизненность колдовского мировоззрения. В соответствии с этим общий фронт культурной работы совместно с напряженной работой по изучению края, с поворотом хозяйственного уклада в сторону рациональных методов работы, усиление врачебного обслуживания — вот очередные, главные и даже единственные рычаги, которые смогут перевернуть несуразные воззрения на мир и на природу и дать новое мировоззрение народу коми.
С.268.
KURZE UEBERSICHT
Die Zauberkunst ist die ursprüngliche Basis des Kultus. Die Zauberkunst, als Kultus, steht in Verbindung mit der Wirtschaft, und die Mythe, als Vorstellung, shliesst sich an die Sprache. Auf einer gewissen Stufe der Entwicklung ist die Zauberkunst allen Völkern eigen. Nicht, dass die Zaubermeister die Zauberkunst zum Leben hervorgerufen haben, sondern, im Gegenteil, die zau-berische Weltanschauung hat die Zaubermeister erzeugt. Die Zauberkunst ist die einzig mogliche Form der Gemeindeeinrichtung auf der Stufe des Jagerlebens in der Vergangenheit.
Die Zauberkunst ruht auf Prinzipen der parzionischen und similischen Magie. Das zauberische Heil und Verderben werden auf einem und demselben Prinzip aus-
С.269.
geführt. Daher stammt auch der Grundsatz von den unvernichtbaren Folgen der Behexung.
“Schewa” — Behexung (Besessenheit) ist die Folge der schweren Lebensverhaltnisse. Die an “Schewa” Leidenden, die biblischen Besessenen und mittelalterlichen Hexen sind Erscheinungen von derselben Ordnung. Die zwei- und dreifache Doppelung des Bewusstseins fuhrt an die psychische Veränderung des Geschlechts, die man bei den Paleaziaten und Ureinwohnern von Nord-Amerika findet. Das Wort “Schewa” wird mit Hilfe der japhetischen Sprachforschung erklärt.
Die Beschädigung durch Einfluss (Hypnose) stellt sich dem Volk von Komi als ein traumatisches Erkranken vor. Die Vorstellung der Behexung unbelebter Gegenstände ist die volkstümliche Verallgemeinung aller Behexungerscheinungen, die durch Einfluss (Hypnose) wirken (vomidz’).
Das zauberische Inventar umfängt eigentlich das Inventar der Wirtschaft. Die besondere Rolle der Hausgeräte in der Zauberkunst ist der Beweis deren Zusammenhangs mit der Wirtschaft, im Sinne die Sicherheit und im allgemeinen den Wohlstand zu schutzen. Weitere Bekräftigung dieser These findet man in den Ansichten auf die zauberische Natur des Brotes, der Tiere, der Kleidung u.s.w.
Das vorlogische Denken ist die Basis der zauberischen Anschauungen. Das primitive Denken ist mit der Handlung verbunden. Eine unzerteilte Gemeinde ist das Vorbild des primitiven Denkens. Die autoritarische Gemeinde ist der Urgrund des Denkens, Umbildung und gleichzeitig entsteht auch die Idee vom Geiste-Doppelgänger. Die Struktur der primitiven Gemeinde rechtfertigt das Prinzip “der Wille ist der Grund einer Erscheinung”. Die Geräte sind ursprungliche Faktoren der sozialen Differenz. Der
C.270.
Kampf mit der zauberischen Weltanschauung soll für die Ökonomisten und die Kulturträger eine gemeinsame Aufgaben werden.