Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЮДИ ДВУХ РОДОВ — ШУРЫД И ЧОРЫД



Не всякий человек играет одинаковую роль при vomidz’. Бывают лица, у которых слово или при­сутствие их самих являются особенно губительными для окружающих. Такие люди называются “чорыд” —

С.149.

твердый, жесткий, скупой. Человек с противополож­ными свойствами называется “шурыд”. [Сноска: У удмурт “шурыд” значит “щедрый”.] Поскольку присутствие первого несет всюду вред, неудачу, бо­лезнь, постольку присутствие второго является ус­ловием удачи, легкости выполнения всякой задачи. Психологически, первый является человеком пунк­туальным, систематическим, последовательным, вме­сте с тем завистливым, злопамятным и расчетливым, часто необщительным, неоткровенным, неразговор­чивым, второй всюду вносит непринужденность, об­щительность, откровенность, естественность.

В присутствии человека-“чорыд” совершенно не удается работа, например, стекольщиков: стекло при резке обязательно разлетается вдребезги. В присут­ствии человека-“чорыд” у кузнеца никак не сварива­ется железо: кузнец принужден биться бесплодно до тех пор, пока он не плюнет назад и не растопчет плевок. Иногда бывает достаточно такому “чорыд”-человеку зайти в то помещение, где работает кузнец, или стекольщик, чтобы они, совершенно не зная его в лицо, почувствовали его “магические” свойства.

“Чорыд ”-человек вместе с тем является жадным, иногда и неуступчивым. От такого человека ничего не идет “от руки”. Если у него купить скотину, — она не будет жить в другом доме, не дает потомства и в конце концов сам купленный экземпляр околеет (kis’is n'inöm oz mun). Даже картофель, купленный у такого челове­ка, не приживается на полях покупателя. Поэтому у “чорыд”-человека остерегаются покупать скотину, какие-либо семена и все, что должно давать приплод. В случае же необходимости купить что-либо у “чорыд-морт'а”, или когда покупатель догадается о таких

С.150.

свойствах продавца при совершении самой сделки (продавец, напр., назначил за свой товар определен­ную цену и ни на йоту не уступает), тогда покупатель сам должен прибавить к просимой сумме хотя бы ко­пейку, в противном случае будет действовать пагубное начало, которое не даст выгоды от совершаемой сделки. Этой прибавкой покупатель как бы освобожда­ется от воли продавца.

Вместе с тем “чорыд”-человек, купивший у того или другого лица предмет, способный к размножению, может наказать продавца тем, что способность к раз­множению его скота, его семяк, если были проданы семена, как бы продается вместе с той частью скота или семян, которая перешла к “чорыд”-человеку (rödys byrny kutas).

При одновременном влиянии “чорыд” и “шурыд” перевес берет та сторона, которая проявляет свои свойства в более сильной степени.

Основные свойства человека “чорыд” или “шу­рыд” конкретизируются в руке: приложить свою руку к чему-либо — предопределить исход дела. Побывает какое-либо животное в руках “чорыд”-человека, и оно останавливается в развитии; наоборот, начнет “шурыд”-человек в лавке при своей покупке совер­шенно новый конец материи, в результате торговец распродает весь остальной кусок материи в один миг.

Человек-“чорыд” окружающих людей подчиняет своей воле. Но это часто не значит, что человек раз­говорчивый не может быть “чорыд”. Бывает, что он достигает цели как раз своей общительностью. На­конец, бывает можно узнать человека по его внеш­ности. Чаще “чорыд-морт” бывает — брюнет, а “шу-рыд-морт” — блондин. У пермских коми человек с карими глазами — “чорыд” (тип антропологически

С.151.

чужой), таким же “чорыд” будет человек, родившийся с зубами.

“Чорыд-морт” является человеком тяжелым, его слово и может явиться “пуще стрела”. Даже взгляд его тяжелый, и этим он может часто испортить. Нужно быть очень осторожным в обращении с “чорыд”-человеком. “Один кузнец в своей кузнице заспорил как-то с таким человеком, как раз о свойствах „чорыд"-человека, в результате заболел коликами и начал погибать (kots’eg bos’tis). Жена кузнеца напоила его табачной водой и только после этого он попра­вился”.

Один старик-нищий e с.Палевицах не заходил в дом для получения милостыни, предварительно не постучав своей палкой под окном, так как знал свое свойство оказывать, независимо даже от своей воли, пагубное влияние на всякое новорожденное существо. Предупрежденные хозяева в соответствующих случа­ях, — когда у них бывал какой-нибудь новорожден­ный, — выносили ему милостыню на улицу.

Колдун в этом смысле является исключительно “чорыд”. Такими же “чорыд” являются и все те лица, которые имеют то или иное кровное родство с кол­дуном.

Основным же свойством этого “чорыд”-человека, распространяющего всюду свое пагубное влияние, по общему представлению, является его жадность и за­вистливость. Всякая коллективная работа с таким че­ловеком оканчивается неудачей и для всех остальных членов коллектива. Рыболовной артели совершенно не попадается рыба, если в данной артели имеется такой жадный человек.

Социальный момент вообще играет очень большую роль в воззрениях коми на “шурыд” и “чорыд”. Эта

С.152.

сторона была отмечена еще В.П.Налимовым, кото­рый говорит: если предки А жили хорошо с предками В, то их встречи обоим приносят удачу, и обратно, неудачу — если они ссорились, [Сноска: Загробный мир по представлению зырян. // ЭО. 1907, кн. 1-2, С.4.] другими словами — в первом случае они будут друг другу “шурыд”, а во втором — “чорыд”.

Но бывает и так, что один и тот же человек для одного является “шурыд”, а для другого — “чорыд”.

Один мужчина из Корткероса рассказывал мне, что если он приходил куда-либо к моменту рождения, родильница моментально разрешалась от бремени. Однажды он приехал в Визябож, где одна женщина уже три дня мучилась в бесплодных потугах. Как только он зашел в ту избу и подал свой голос, сразу же у женщины прошли мучения — она родила. На­оборот, по отношению к детям он был просто “зара­зой”. Если на дороге немного поиграет с детьми, то за ним следуют в его дом, чтобы украдкой унести что-либо, — лоскуток ли одежды, соринку ли, чтобы обкурить ими ребят, так как неизменно, после каждого такого общения, соответствующие дети заболевали, начинали беспричинно плакать и беспокойно метаться (nekytts’e oz inas’ny). Мало того, что чужие, но даже свои собственные дети от его обращения заболевали. Если он своего ребенка возьмет на руки, поиграет, — нужно потом брызнуть его водой (pyzjiny). Из этого примера видно, что один и тот же человек в одних случаях бывает — “шурыд”, в других — “чорыд”.

Существует простонародная теория о том, что с тем или иным человеком кровь сходится или не схо­дится. В положительном случае они друг для друга

С.153.

являются “шурыд”, притом по трудовому опыту зна­ют, что не все люди играют одинаковую, способст­вующую работе роль. С “чорыд ”-людьми, соответст­венно, кровь не сходится.

Кто для кого является “шурыд”, у кого с кем кровь соответствует друг другу (vir lös'alö), это уз­нается по личному опыту. Это знание у каждого че­ловека является часто субъективным и может иногда не совпадать с таковым знанием у другого человека.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.