В соответствии с жизненным значением всех предметов колдовского инвентаря стоят поверия, связанные с частями одежды. Поверия, имеющие отношение к поясу, как указано выше, скорее примыкают к повериям о круге, замкнутом пространстве, к идее замыкания, овладения путем завязывания.
Из других частей одежды значение талисмана получает шапка. На Ижме во время свадьбы не советуется жениху снимать своей шапки, чтобы не быть околдованным. Так же и в Вычегодском районе — засватанной невесте с момента ее сговора до венца полагается, в целях колдовской предосторожности, носить на себе какой-нибудь vudzör (“тень”). Таким vudzör может быть платок на голове, железный предмет (иголки и т.п.), волокна мужских особей конопли (uv pysh, pys l’ak) в подстилке обуви и т.п. Талисманы могут быть сняты с молодой только через три дня после венца. Волокна uv pysh (нижней исподней конопли, посконь), по мнению женщин Палевицкой волости, обладают колдовской силой потому, что они (эти особи конопли) “не дают продолжения своего рода, не дают плодов”.
В ночь на крещенье, для того чтобы увидеть вещий сон, под свое изголовье кладут или нож, или гребенку, или свое белье. Белье в данном случае выступает в качестве магического предмета, также как и нож.
ПОКОЙНИК И ЕГО ЧАСТИ
В особую категорию нужно отнести действия, связанные с частями тела умерших. Возникает вопрос — существует ли и настоящее время что-либо подобное.
С.231.
В разрешении этого вопроса нужно быть очень осторожным. Так, например, несколько лет тому назад среди некоторой части населения Прокопьевской волости долгое время передавались разговоры относительно того, что один крестьянин с.Придаш после смерти своей жены вырвал у нее ногти на пальцах рук и ног. Это будто бы вызывалось тем обстоятельством, что при жизни со своей женой они были не в ладах, поэтому, чтобы жена не могла отомстить ему после своей смерти, он и вырвал у нее ногти. Рассказ этот, по-видимому, казался настолько правдоподобным, что не только местные крестьяне не сомневались в истинности происшествия, даже слушатели педагогического техникума, местные жители, передавали это как факт. Однако, по исследовании вопроса на месте, оказалось, что в основе этой легенды не было ничего соответствовавшего действительности. Муж очень любил свою жену, сам вымыл и обряжал ее. Когда он надевал ей чулки, то стоящие позади женщины высказали предположение: не вырывает ли он ей ногти, что так долго там копается? Этого было достаточно, чтобы выросла легенда. Хотя самая возможность появления этой легенды говорит о том, что население такой факт считает естественным и вполне возможным, но все-таки действительность от представления приходится отличать. Тем не менее фольклор коми заключает массу рассказов, где герои оперируют теми или другими частями человеческого трупа. При этом, обладая этими частями, они являются невидимыми и могут безнаказанно воровать и т.п. Соответственно с этим мне приходилось слышать объяснение строгого дежурства около скоропостижно умерших людей: это будто бы делается исключительно из-за того, что злоумышленники могут украсть или изувечить труп для колдовства.
С.232.
Чтобы судить о достоверности калечения трупов, я приведу случай в более подробном описании. Летом 1924 года мне встретился случай, подтверждающий практику калечения трупа с колдовской целью и в настоящее время. Дело произошло при следующих обстоятельствах: прожив 4 дня в д.Каринской во время своей Печорской краеведческой поездки, я поселился со своим товарищем у одного очень положительного и серьезного крестьянина Л.Б. Он относился сначала к нам осторожно и отвечал на наши вопросы сдержанно. Но потом, через несколько дней, он вполне освоился с нами и в отношении своих рассказов стал более откровенным. Однажды он спрашивает нас: “Как вы думаете, бывают случаи, что труп тайно поднимают из могилы и для чего-то отрезают у него палец?” Мы определенного сказать ничего не смогли. Тогда он рассказал следующее: “Это было 8 годов тому назад. Однажды заходит ко мне моя двоюродная замужняя сестра [Сноска: Передаю точно с памятной книжки с переводом на русский язык.] и говорит: “Братец! Ребенка, которого я похоронила, кто-то поднимал из могилы: на могиле были приметные куски земли, которых теперь нигде нет. Вся земля на могиле разворочена и по первому выпавшему снегу видны чужие следы”. — “Молчи, — говорю, — если без меня поднимешь ребенка, как следует проберу”. Затем пришли и выкопали могилу (взяли одного местного парня в помощь для работы). И что же оказалось? Установили, что приметных кусков земли действительно нигде не было, угля из кадильницы, бывшего наверху могилы, тоже не оказалось; береста, которая была на гробике, оказалась перевернутой на другую сторону; веревочная перевязка гробика — раз-
С.233.
резана; холст, которым был прикрыт труп, высовывался из гробика нapyжy. Как открыли крышку, то увидели, — безымянный палец левой руки трупа был отрезан по первому суставу. Поверхность земли немного кругом могилы попорошило снежком и на ней были заметны отпечатки следов больших человеческих ног в валенках”.
Парень, по npoсьбe участвовавший в раскрывании могилы для исследования и приходивший к нам, вполне подтвердил сообщенное Л.Б., прибавив, что ранее совсем не боялся умерших, а теперь их очень боится. Существует в этой местности поверье, что обладание пальцем умершего способствует богатому промыслу на охоте.
Кроме того, существует поверье, как указано выше, на Печоре и по Вычегде, чго владение какой-нибудь частью покойника делает человека невидимым. С этой с целью, как сообщает Янович, пермяки хранят свой случайно отрубленный палец. (Пермяки, 150).
Покойники, кроме того, по представлениям коми, являются вещими. Этим свойством в некоторых случаях стараются воспользоваться. Существует гадание “с покойником”. Один из гадающих изображает покойника. Его сначала обмывают, потом обряжают и укладывают в передний угол, аналогично настоящему покойнику. В руки ему дается горящая свечка. Все остальные гадающие заходят в голбец, держась за мизинцы, и оттуда поодиночке выходят через избу в сени. [Сноска: Во многих обрядах, где имеют дело со сверхъестественной силой, количество лиц, предметов и т.д. должно быть нечётное, как то: 1) количество лиц при приготовлении гроба (пермяки), а также во время гадания; 2) количество сватов на свадьбе, на Удоре; 3) нечётные, по порядку родившиеся, считаются счастливыми. (Продолжение на С. 234.) У пермских коми длина и ширина строящейся избы в аршинах должна выражаться обязательно нечетным числом — 7,9,11; таким же образом порог и матицу во вновь строящихся домах стараются приспособить на нечетном числе венцов сруба: порог — на 7-м или 9-м, матицу — на 17-м или 19-м. (Н.Рогов. Материалы для описания быта пермяков // Журн. МВД. 1858, XXIX, 94, 103)] “Покойник” должен наблюдать за выхо-
С.234.
дящими и указывать, у кого была какая внешность. Иногда лежащий наблюдает через систему зеркал. В последнем случае одно зеркало ставится у изголовья, в котором отражаются выходящие из голбца. Гадающий же смотрит уже отражение, отраженное в свою очередь в другом зеркале, размещенном у него на груди. Считается, что будущая судьба человека символически выражается на его внешности заранее: одни должны выходить с гробом, другие с венцом, третьи с ребенком и т.д. Мнимый покойник будто бы видит это и должен рассказать каждому гадающему свое о нем впечатление. Существует поверие, что если мнимому покойнику сказать “прöсти-бласлöви”, или же воткнуть во время лежания в стену иголку (без ушка), то гадающий уже не встает, а на самом деле умирает.
Кроме этого существует интересная свадебная игра с покойником, при этом здесь выявляется большой публицистический материал. Игра состоит в следующем: на середину избы располагают скамейку, на которой размещают “покойника”. Около него располагается несколько человек, имеющих с ним общение (жрецы). Вся группа закрывается пологом. Затем время от времени один из “жрецов” начинает выходить и выкрикивать публике от имени покойника вещие слова относительно того, с кем и что за этот год было предосудительного. Уличают, например, подозреваемого в воровстве, лиц, сделавших кому-либо
С.235.
хозяйственный вред и т.п. В конце игры каждому человеку деревни назначают прозвище. Более изобретательные игроки данную форму игры используют довольно широко. Часто на этих же игрищах получают прочное название части деревни, улицы ее и т.п.