На Печоре есть рыбак, который при вытаскивании невода на сушу не позволяет никому из остальных своих товарищей-рыболовов приближаться к кошелю невода из опасения, чтобы кто-нибудь из них не выронил неосторожного слова в смысле или необычной величины улова, или необычайного количества рыбы, или не выразил усмешки и т.п. и тем не “оскорбил” рыбу, считая, что в случае такого “оскорбления”, рыбы на этот, по крайней мере, раз уже совершенно не попадет.
В с.Палевицах у рыболовных артелей существует такой обычай. Невод, обычно, составляется из отдельных бредней, сшиваемых вместе на один сезон ловли. Хозяин же к общему неводу пришивает мотню и кроме того дает лодку, он же вместе с тем является руководителем ловли и хранителем обрядовых традиций. Обычно в артели допускается самый непринужденный
С.174.
разговор. Но каждый раз, перед тем как забрасывать тоню, все участники должны подвергнуться очищению. Хозяин приносит несколько веток можжевельника, кидает их на костер. Затем все участники рыбной ловли проходят через дым можжевельника. — После этого руководитель командует: “теперь рты завяжите”, т.е. больше ни слова! Во все время тони должно соблюдать исключительную серьезность и строжайший порядок, в противном случае руководитель совершенно для себя безнаказанно может пройтись своим веслом по спине провинившегося.
Также очень своеобразно обставлено артельное рыболовство на Удоре. Перед тем как отправиться на ловлю, рыболовы стараются захватить с берега что-либо чужое — сиденье из лодки, уключину и т. п., — стараясь в то же время не допустить до своих рыболовных снастей чужих в предупреждение какой-либо колдовской порчи. Хозяин артели никого из ее членов не допускает к кошелю невода. Когда тоня вытаскивается на берег, хозяин зачерпывает воду пустой посудиной и окачивает ею мотню, затем зачерпывает снова, ополаскивает посудину и выливает воду через край невода к берегу, после этого посудину ставит обязательно на берег, против вытаскиваемого невода. Когда невод окачивается водой, произносится заговор со словами: “lysö-s’ömsö. ...ass’id jurtö in janöd”. [Сноска: Текст неполный.] Так делается с каждой новой пустой посудиной для рыбы. Обед варят не из нового, а обязательно из старого улова. Во время обеда хлеб, а также и другой припас, вносится “в общий котел”, в крайнем случае все обязаны отломить и съесть кусок от припасов у каикдого из участников трапезы. Все объедки
С.175.
тщательно собираются и закапываются в землю, чтобы из остатков никому ничего не попало. На всем промысле соблюдается строгое благочиние. (Сообщение Трофимова.)
На Уральских горах есть озеро Шуа-ты, где, по мнению окрестного населения, живет дух — Шуа. Говорят, что кто съест на берегу пойманную из этого озера рыбу, ему последняя отсюда уже никогда попадаться не будет (Рöде-Миш).
Некоторые рыбаки, если почувствуют, что кто-то их испортил, зажигают печную метлу и три раза перескакивают через нее посреди дыма, каждый раз в одном и том же направлении.
КАПРИЗНЫЕ ОЗЕРА
Есть озера (vad), являющиеся “sarja” — капризными, и которые обладают особой чувствительностью в отношении поведения рыболовов. Эти озера, по воззрениям коми, имеют способность оскорбляться от неподобающих действий “lögas’eny”. [Сноска: U.Holmberg, 30.] При соблюдении некоторых условий рыба попадает в большом количестве, в противном случае сеть вытаскивается абсолютно без рыбы, тогда как другому рыбаку, забрасывающему сеть на то же место, рыба попадается беспрепятственно.
Чтобы не оскорбить озера — нельзя приходить сюда в присутствии посторонних людей, нельзя иметь на себе грязную и сырую одежду (особенно после полового акта), нужно, чтобы сети были сухими, т. е. перед этим никогда не ловились ими, а самое главное — нельзя плевать и бросать какие-либо свои вы-
С.176.
деления не только в воду озера, но и на берег. Ре комендуются при ловле полное спокойствие, серьез ность. Слово раздражения, “yshty-povz’i”, ссора при водят к тому, что, вместо рыбы, в невод попадае-конский навоз.
На Удоре воспрещается ссора и вражда между членами артели, как на рыбной ловле, так и на охоте;
в особенности на тетеревиных токах. В противном случае промысловое животное может оскорбиться и переменить место своего обитания (közhmalö, mestasö vezhas).
Что считается причиной такого странного “поведения” озера? Одни рыбаки объясняют это тем, чтс сама вода в этих озерах любит чистоту и оскорбляется (lögas’e) от осквернения, другие думают, что кто-тс в этих озерах есть, живет (по-видимому, водяной).
В отношении одного озера “Sitty” (Озеро-помета) в Прокопьевской волости существует легенда, что однажды какому-то рыбаку, закинувшему сюда невод, попала масса крупных лещей. Тогда он выразил растерянность, — что если так будет продолжаться и дальше, то ему некуда будет набирать рыбу. В следующий прием рыбак вытащил невод, наполненный вместо рыбы горячим конским пометом. Говорят, что иногда на этом озере появляется серый конь.
Для того, чтобы примирить с собой оскорбившееся озеро, предварительно или окуривают себя, или, прежде чем снова идти к данному озеру на рыбную ловлю, у кого-либо из окружающих людей испрашивают разрешения на новую ловлю. Кроме того перед новой ловлей рыбы в обидевшемся озере считается необходимым 3 раза зачерпнуть воды из озера в свой пустой пестерь для рыбы ладонью, обращенной вниз.