Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

URKNITTS’OM (ПОРЧА) У РЫБОЛОВОВ



На Печоре есть рыбак, который при вытаскивании невода на сушу не позволяет никому из остальных своих товарищей-рыболовов приближаться к кошелю невода из опасения, чтобы кто-нибудь из них не вы­ронил неосторожного слова в смысле или необычной величины улова, или необычайного количества рыбы, или не выразил усмешки и т.п. и тем не “оскорбил” рыбу, считая, что в случае такого “оскорбления”, рыбы на этот, по крайней мере, раз уже совершенно не попадет.

В с.Палевицах у рыболовных артелей существует такой обычай. Невод, обычно, составляется из отдель­ных бредней, сшиваемых вместе на один сезон ловли. Хозяин же к общему неводу пришивает мотню и кроме того дает лодку, он же вместе с тем является руко­водителем ловли и хранителем обрядовых традиций. Обычно в артели допускается самый непринужденный

С.174.

разговор. Но каждый раз, перед тем как забрасывать тоню, все участники должны подвергнуться очищению. Хозяин приносит несколько веток можжевельника, ки­дает их на костер. Затем все участники рыбной ловли проходят через дым можжевельника. — После этого руководитель командует: “теперь рты завяжите”, т.е. больше ни слова! Во все время тони должно соблюдать исключительную серьезность и строжайший порядок, в противном случае руководитель совершенно для себя безнаказанно может пройтись своим веслом по спине провинившегося.

Также очень своеобразно обставлено артельное рыболовство на Удоре. Перед тем как отправиться на ловлю, рыболовы стараются захватить с берега что-либо чужое — сиденье из лодки, уключину и т. п., — стараясь в то же время не допустить до своих рыболовных снастей чужих в предупреждение какой-либо колдовской порчи. Хозяин артели никого из ее членов не допускает к кошелю невода. Когда тоня вытаскивается на берег, хозяин зачерпывает воду пу­стой посудиной и окачивает ею мотню, затем зачер­пывает снова, ополаскивает посудину и выливает воду через край невода к берегу, после этого посудину ставит обязательно на берег, против вытаскиваемого невода. Когда невод окачивается водой, произносится заговор со словами: “lysö-s’ömsö. ...ass’id jurtö in janöd”. [Сноска: Текст неполный.] Так делается с каждой новой пустой посу­диной для рыбы. Обед варят не из нового, а обяза­тельно из старого улова. Во время обеда хлеб, а также и другой припас, вносится “в общий котел”, в крайнем случае все обязаны отломить и съесть кусок от при­пасов у каикдого из участников трапезы. Все объедки

С.175.

тщательно собираются и закапываются в землю, что­бы из остатков никому ничего не попало. На всем промысле соблюдается строгое благочиние. (Сообще­ние Трофимова.)

На Уральских горах есть озеро Шуа-ты, где, по мнению окрестного населения, живет дух — Шуа. Го­ворят, что кто съест на берегу пойманную из этого озера рыбу, ему последняя отсюда уже никогда попа­даться не будет (Рöде-Миш).

Некоторые рыбаки, если почувствуют, что кто-то их испортил, зажигают печную метлу и три раза пере­скакивают через нее посреди дыма, каждый раз в одном и том же направлении.

 

КАПРИЗНЫЕ ОЗЕРА

Есть озера (vad), являющиеся “sarja” — каприз­ными, и которые обладают особой чувствительностью в отношении поведения рыболовов. Эти озера, по воз­зрениям коми, имеют способность оскорбляться от не­подобающих действий “lögas’eny”. [Сноска: U.Holmberg, 30.] При соблюдении некоторых условий рыба попадает в большом количе­стве, в противном случае сеть вытаскивается абсо­лютно без рыбы, тогда как другому рыбаку, забра­сывающему сеть на то же место, рыба попадается беспрепятственно.

Чтобы не оскорбить озера — нельзя приходить сю­да в присутствии посторонних людей, нельзя иметь на себе грязную и сырую одежду (особенно после полового акта), нужно, чтобы сети были сухими, т. е. перед этим никогда не ловились ими, а самое глав­ное — нельзя плевать и бросать какие-либо свои вы-

С.176.

деления не только в воду озера, но и на берег. Ре комендуются при ловле полное спокойствие, серьез ность. Слово раздражения, “yshty-povz’i”, ссора при водят к тому, что, вместо рыбы, в невод попадае-конский навоз.

На Удоре воспрещается ссора и вражда между членами артели, как на рыбной ловле, так и на охоте;

в особенности на тетеревиных токах. В противном слу­чае промысловое животное может оскорбиться и пере­менить место своего обитания (közhmalö, mestasö vezhas).

Что считается причиной такого странного “пове­дения” озера? Одни рыбаки объясняют это тем, чтс сама вода в этих озерах любит чистоту и оскорбляется (lögas’e) от осквернения, другие думают, что кто-тс в этих озерах есть, живет (по-видимому, водяной).

В отношении одного озера “Sitty” (Озеро-помета) в Прокопьевской волости существует легенда, что однажды какому-то рыбаку, закинувшему сюда невод, попала масса крупных лещей. Тогда он выразил рас­терянность, — что если так будет продолжаться и дальше, то ему некуда будет набирать рыбу. В сле­дующий прием рыбак вытащил невод, наполненный вместо рыбы горячим конским пометом. Говорят, что иногда на этом озере появляется серый конь.

Для того, чтобы примирить с собой оскорбившееся озеро, предварительно или окуривают себя, или, прежде чем снова идти к данному озеру на рыбную ловлю, у кого-либо из окружающих людей испра­шивают разрешения на новую ловлю. Кроме того перед новой ловлей рыбы в обидевшемся озере счита­ется необходимым 3 раза зачерпнуть воды из озера в свой пустой пестерь для рыбы ладонью, обращенной вниз.

 

С.177.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.