Во всех рассмотренных выше группах магических предметов мы установили большое жизненное значение их, от которых зависело часто существование человека. Большая часть предметов магического инвентаря является средством борьбы за существование. Благополучие людей связывается с наличием соответствующих предметов. С ними, и пользуясь ими, человек приобретал исключительную мощь. Сытый человек, ощущая себя сильным, легко преодолевает те препятствия, которые кажутся ему страшными, неодолимыми в то время, когда он чувствует себя больным, голодным. Поскольку орудия и оружие, защищая человека от физической опасности, приобретают способность магически защищать от сверхъестественных существ, постольку же пища, благодетельно влияющая на организм, не может не иметь в глазах человека того же свойства. То, что дает безопасность — воспринимается сакраментально, то, что питает — становится священным. Магические свойства предметов — это только разновидность общеполезных их свойств, взятых в жизненно-необходимом значении.
С.223.
Предметы питания неизбежно становятся средством поддержания жизни не только физически но и символически. Хлеб у коми п настоящее время считается даром божьим. С хлебом нужно обращаться бла-гоговейно. Во время еды за столом все члены семейства держат себя серьезно и сосредоточенно: вертеться, выглядывать на улицу отнюдь не полагается. Упавший на пол хлеб поднимают и подносят ко лбу; наблюдают, чтобы не положить хлеба обратной стороной наверх. На стол, где помещается хлеб, не разрешается класть руку выше локтя. Хлеб и другие продукты питания фигурируют во всех религиозных обрядах. Религиозное значение его самое разнообразное в настоящее время. Но теперь хлеб осознается как дар божий, а первоначально это — сам “бог”. Если в древнейшие эпохи человеческой культуры хлеб, как таковой, не был известен, тогда вместо хлеба в таком же магическом значении выступали другие соответствующие продукты питания.
Магическое, сверхъестественное значение хлеба самого в настоящее время выступает во многих обрядах и поверьях. Хлеб как непременная принадлежность фигурирует в обрядах гадания (n’im-kyv). Хлеб, хлебный нож, тесто — необходимый материал и при святочных гаданиях. Ружье, заряженное с хлебом, не подвержено колдовству, порче. На медведя, во избежание его сверхъестественного влияния, настораживают ружья, заряженные также с хлебом. Хлеб употребляется в значении простого талисмана, держится в люльке ребенка, охотниками под своей подушкой. На святках на перекрестке дорог гадающие обчерчиваются и, взявшись за мизинцы или за большие пальцы (Нижняя Вычегда.), слушают. Внутри круга при этом должны быть положены: скатерть, хлебный
С.224.
нож и краюха хлеба (нож — в черту, краюха — на голову, а скатерть—поверху).
Промышленники на охоте ежедневно вечером кидают наотмашь крошку хлеба на свой очаг. [Сноска: Этот обряд позднее принимает характер жертвы.] Когда с кем-нибудь случится припадок эпилепсии, его покрывают скатертью, на которую кладут ковригу хлеба. [Сноска: Считается, между прочим, что припадок эпилепсии —один из 3-х каких-то непонятных моментов, которые бывают и жизни каждого человека. Иногда эти принадки проходят и беспричинном плаче, иногда в смехе, а то — в продолжительном сне.]
Отправляясь в дальнюю дорогу, берут с собой кусок хлеба в карман, — это должно способствовать удаче данного предприятия. Краюшка хлеба, скатерть, печная лопата суть магические орудия против встававших, по сказаниям, из гроба колдунов.
У пермяков существовало убеждение, что для того, чтобы на суде выиграть дело, достаточно иметь в руке или за пазухой круто посоленный и разжеванный кусок хлеба (Янович. Пермяки, 150).
У них же челпан хлеба, полученный при встрече похоронной процессии от родственников умершего, приносится домой и вешается там в качестве талисмана.
Хлебу по воззрениям коми можно приписать эпитет “shondyban”, т.е. “лицевая сторона солнца”, что полагается, по объяснению одного старика, только богу и самым большим святым.