Если хлеб, как продукт, удовлетворяющий насущную жизненную потребность, мыслится имеющим
С.225.
сверхъестественные, магические свойства, то и другие предметы, играющие и жизни важную роль, также должны иметь значение магических, первоначально ещё ненротивопоставляющееся естественному. Действительно, промысловые животные, имеющие для коми первостепенное жизненное значение и теперь, а в прежнее время, в эпоху исключительного господства отничьего быта — в особенности, занимают почетное место в миросозерцании и дают материал для выполнения большого количества обрядов.
Животные, благодаря своим психическим свойствам, приближающимся к человеческим, дают более благодарный материал для всякою рода построений сакраментального свойства. Охотниками считается, что успех в охоте зависит не столько от личных способностей охотников, сколько от доброй воли самих жиивотных, следовательно, и от соответствующего поведения по отношению к ним охотников. Поэтому в охотничьем быте существуют (особенно господствовали в прежнее время) очень строгие нравы в отношении слов и действий применительно к интересам зверей и промысловых животных вообще.
При подборе членов охотничьих артелей обращается внимание поэтому не столько на чисто охотничьи способности человека, сколько на его характер, поведение вообще. Требуется, чтобы человек был не болтун, не сварлив, не завистлив, не сквернословил, чтобы он никогда ни о чем не проявлял каких-нибудь недоброжелательных чувств, нервозности, нетерпеливости и т.д. Между членами артели не должно быть никаких споров, раздоров и разногласий. <'Какими вышли из-за стола, такими же чистыми должны все возвратиться домой”. Одним словом, каждый член артели должен “vezha vidz’nv”, т.е. “соблюдать
С.226.
святость”, как во взаимоотношениях между собой, так и по отношению к промысловым животным в особенности, потому что звери — “vezha”, т.е. звери — священны.
Перед началом охотничьего сезона, прежде чем выйти в дорогу, охотники по Ижме и Пижме совершают обряд очищения. Для этого достается “Богородская трава” (собирают на Тиманском кряже), кладется в особую плошку с горячими угольями, затем промышленник обкуривает себя на пороге своих сеней, после чего он переступает этот порог и направляется в дорогу (Д.А.Пантелеев). По словам К.Ф.Жакова, старики в прежнее время регулярно каждую неделю обкуривались дымом для свoero очищения от всего нечистого (Языческое миросозерцание зырян. Научное Обозрение, 1901, № 3, 80).
Когда охотники снимаются в путь, то, до прихода на место ночлега, возбраняется в дороге отправлять какие-либо свои естественные потребности. Ни одна лесная птица не должна быть без надобности подстрелена. Лесное животное не долркпо быть принесено домой ?киаым, под угрозой наплечь несчастья на песь дом. Если лесное животное, принесенное домой, ныр-иется на свободу, то этим самым оно унесет голову кого-либо из членов семейства. Никогда нельзя высказать вперед свою уверенность в удачном окончании охоты на того или иного животного. Хотя многие охотники, стреляя из винтовок одной пулей, не портят шкуры белки, попадая часто в ее голову, тем не менее эти свои качества применить к конкретному случаю или словом, или хотя бы даже в мыслях нельзя: животное испортится, оно или ни за что не будет умирать, или не попадет в руки прежде, чем не испортится пулями. Нельзя выразить недовольстьа из-за
С.227.
того, что попало малоценное животное, или плоха шкура — в результате может больше никогда не попасть тебе это животное.
Многие охотники придерживаются очень строгих правил в отношении соблюдения благочестия на те-теревиных токах. Так, не говоря уже о том, что возбраняется осквернять это место какими-либо нечистотами, считается недозволительным плеваться на току. Окурки и пепел от них промышленники тщательно собирают и кладут себе в карман или в шапку с тем, чтобы выкинуть их вон после своего удаления, на значительном расстоянии от токовища. Само собой подразумевается, что охотники, как и всегда, избегают каких-либо легкомысленных разговоров или замечаний во время ловли тетеревов.
Всячески остерегаясь выразить недовольство, или тем или иным способом оскорбить зверя, вместе с тем охотники принуждены бывают их убивать. Нет ли тут противоречия? Несомненно, убийство является актом недружелюбия. По р.Кожем-ю старообрядцы на охотничьем промысле на белку пользуются луком с притупленными стрелами, чтобы “не проливать крови” зверя. (Нат. Очерк, 102). Исходя из этих мыслей, охотники стараются чем-либо сгладить свою вину, отвести гнев зверя па кого-либо другого или показать непреднамеренность убийства, стараются примирить с собой зверя. Печорские охотники, напр., боятся осматривать рану промыслового зверя, подчеркивающую акт убийства. Одновременно с этим у самоедов по отношению к хищнику, волку, существует правило противоположного характера: на рану убитого волка не только можно смотреть, но нужно плевать (Г.Старцев). Также и у Вымских коми рыбаки, впервые познакомившись в Вычегодском бассейне со стерлядью, каждый раз, как она
С.228.
неожиданно попадалась в невод, бурно выражали по отношению к ней свое негодование как к нечистой рыбе, всячески оскверняли ее, мочились рыбе и рот и бросали ее с проклятиями и заговорами обратно в воду (В.И.Трошев). Когда снимают со зверя шкуру, то говорят не “снять шкуру”, а предупредительно предлагают “помочь раздеться зверю”. Чтобы при снятии не допустить какого-либо несоответствия с ритуалом, а также для соблюдения технических требований, снимание шкуры с ценного зверя поручается более пожилому охотнику. Когда имеют дело с более дорогим зверем, то тушу его с почетом хоронят под пеплом костра, перед шалашом. [Сноска: См. мою статью. — Пережитки культа промысловых животных у охотников коми // Коми му, №5 (27), 1926, С.29-35.] На Печоре для медведя иногда вырывается яма на месте трупа и в ней по определенному ритуалу хоронится голова его. Раньше при этом хоронились все кости медведя. После захоронения зверя устраиваются “поминки”.
Совершенно аналогичные обряды существуют и в рыбной ловле. В рыболовных артелях “vеzha— vidz’ny”, “соблюдать святость”, выполняется строжайшим образом. Легкомысленный (yily-povz’i), или завистливый (kolys’), человек является совершенно неприемлемым для артелей. В таких случаях поминутно необходимо совершать обряды очищения дымом. Первая рыба в настоящее время в некоторых районах обязательно должна быть принесена в жертву богу (mol’itöma). На Выми, между прочим, первый рябчик оставляется на гладко отрезанном пне по адресу лесного духа (gönapel’). [Сноска: Одинаково и женщины, собирая ягоды, часть своего сбора оставляют на пнях.]
С.229.
На Печоре из первой крупной рыбы, попавшейся в невод, готовится обрядовый обед для всей артели. Считается недозволительным совершать кровопролитие во время чистки этой рыбы. Убивают рыбу не ножом, а между двумя камнями, ударяя верхним камнем по голове рыбы. Потрошат рыбу также не ножом, путем выдавливания внутренностей [Сноска: U.Holmberg, 62-66,255.] (Н. Попов). [Сноска: Интересен обычай печорских рыболовов, состоящий в том, что при начале рыбной ловли в первую или вторую ночь кидают между членами артели жребий, и на кого он падёт, его перед рыбной ловлей купают в воде. Данный обычай идёт уже из другого источника.] Многие угро-финские народности (лопари, вогулы и дp.), также как и многие другие народности, при этом не ломают костей рыбы или птицы, бережно складывают их в естественном виде, и первых бросают в воду, а вторых или хоронят, или оставляют в священных местах, чтобы они снова ожили. [Сноска: U.Holmberg, 5, 33,254.]
Многие обычаи, связанные с промысловыми животными, имевшие первоначально магический характер, получают в дальнейшем эстетический смысл. В этом отношении на Печоре “особенно обращает на себя внимание способ украшения красного угла под иконами. Весь этот угол изукрашен оригинальными виньетками, составленными из разноцветных лоскутков, черепов с клювами, грудных душек, лапок глухарей, тетеревов и уток и белых куропаток с их длинными мягкими коготками”. [Сноска: Т.Нат. Очерк промысловой охоты в Печорском крае. // Лес, его изучение и использование. Первый лесной сборник Промышленно-Геoграфического Отдела KEПC. 1922, С.96.]