Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фабрики мысли Гонконга через призму геоэкспертного анализа



Сегодня в международной политологической науке в значительной степе­ни распространен традиционалистский подход к исследованию фабрик мысли. Данный подход был разработан в США и его сторонниками являются многие американские ученые — например, Дж. Макган, К. Вейвер[161].

Традиционалистский подход к исследованию фабрик мысли предлагает расс­матривать американскую модель как «чистую», практически не связанную с на­циональной спецификой и применимую к любой системе в неизменном виде.

В значительной степени данный подход обусловлен спецификой восприятия в американской политической науке системы демократических институтов и де­мократии как абстрактной универсальной формы правления.

Несмотря на доминирование традиционалистского подхода к исследованию фабрик мысли, по мере развития демократических институтов в странах, огра­ниченно сотрудничающих с США в экономическом, политическом, социальном и военном отношении (особенно это характерно для стран БРИКС), все более активно позиционируются идеи национальной специфики и возможности соз­дания более эффективной системы национально ориентированной экспертной поддержки принятия политических решений в странах, не соответствующих американскому «идеалу демократии».

Данная тенденция укладывается в рамки мультимодельного подхода, позво­ляющего рассматривать национальные фабрики мысли как имеющие не только институциональную, но и региональную и национальную специфику[162].

Мультимодельный подход представляет фактически соотнесение инноваци­онных и национальных элементов, интегрированных в устойчивую институци­ональную модель фабрики мысли. Формирование мультимодельного подхода к изучению неоинституциональной структуры фабрик мысли позволяет пересмот­реть господствующий в литературе панамериканский подход и привнести новое видение в изучение данного вопроса[163].

Наиболее показательным примером реализации мультимодельного подхода на практике является его использование в КНР. Опыт данного государства мож­но рассматривать в качестве установочного, так как в Китае параллельно идут два важнейших для мирового сообщества процесса — демократизация и консолида­ция[164].

С одной стороны, КНР остается авторитарным государством, которое хочет использовать систему рыночного и социального регулирования, применяемую в европейских государствах. С другой стороны, КНР стремится включить в свой состав и успешно интегрировать Тайвань, Гонконг, Макао, которые имеют иную систему политического управления и намерены как можно дольше сохранять свою независимость от материкового Китая.

Описанная ситуация не может быть решена через использование директив­ных мер и требует постоянного мониторинга со стороны всех участников вза­имодействия, ключевыми среди которых являются политическая элита КНР, общественные институты КНР, политические элиты Гонконга и Тайваня, как наиболее развитых территорий, ведущих диалог о присоединении с КНР. Диа­лог элит через экспертное сообщество и участие в данном процессе элементов гражданского общества удерживают страны от конфликтного взаимодействия и служат важным источником позиционирования модели «одна страна — две сис­темы» как успешной не только на национальном, но и на международном уровне.

Основным инструментом диалога в описанной ситуации становится фабрика мысли, которую следует рассматривать в значительной степени как обезличен­ную организацию экспертного сообщества договаривающихся стран, включа­ющую комплекс сегментов разного профиля, начиная от военных и разведыва­тельных структур и заканчивая аналитическими центрами гуманитарной на­правленности.

Описание и критическая оценка сегментов организованного экспертного со­общества данного географического региона даст трехмерную картину взаимо­действия КНР, Гонконга и Тайваня и в определенной степени создаст прецедент проведения гео-экспертного[165] политического анализа.

Наряду с критической оценкой, в данной системе может эффективно исполь­зоваться метод Делфи. Также, на наш взгляд, кажется уместным итоговое пред­ставление результатов через SWOT-анализ.

Использование частных методов социологического, политологического и ма­тематического анализа — предмет других перспективных изучений.

Для данного исследования более приоритетна апробация принципа геоэкс­пертного анализа на конкретном примере.

Несмотря на сложность реализации данного методологического подхода, тре­бующего детализированного изучения деятельности многочисленных фабрик мысли, он представляет значимую научную ценность, поскольку позволяет выя­вить тенденции геополитического развития на стадии их зарождения и форми­рования.

Геоэксперный политический анализ может быть охарактеризован как важная часть политологического форсайта и представляет исключительный интерес для межстранового сопоставления фабрик мысли и определения границ отдельных сегментов существующего в регионе экспертного сообщества.

При этом геоэкспертный политологический анализ может быть применен и к отдельно взятой стране и реализован с учетом политического контекста, в кото­рый данная страна вовлечена.

В рамках исследования систем организации экспертного сообщества в стра­нах Юго-Восточной Азии, представляется интересным пример Гонконга.

Важность данного примера с точки зрения реализации геоэкспертного анали­за представляется крайне высокой, так как в основу исследования можно зало­жить лишь одну ключевую фабрику мысли, которая фактически сформировала современное политическое экспертное сообщество Гонконга.

Другие фабрики мысли, хотя и формируют важнейшие направления эксперт­ной мысли, могут рассматриваться как преемники деятельности центральной организации.

Приведенная модель является упрощенной, однако ее формат соответствует исходной идее и выбранной форме аналитической статьи.

Модель политического развития Гонконга неразрывно связана с политиче­ским развитием КНР.

Такая зависимость характерна и для Тайваня, однако, в отличие от него, Гонконг фактически утратил свою политическую независимость, сохранив при этом мощ­ный экономический потенциал и эффективную систему поддержки процесса раз­работки и принятия политических решений, которая позволяет ему на стабильных позициях участвовать в реализации программы «Одна страна — две системы».

Модель «Одна страна — две системы» была предложена Ден Сяопином в кон­це 1970-х гг. и реализована применительно к Гонконгу в 1997 г. после окончания срока аренды данной территории Великобританией[166].

В 1997 г. Гонконг и ряд других территорий вошли в состав Китая в качестве специального административного района, сохранив автономию во всех вопро­сах, кроме обороны и внешней политики. В течение по меньшей мере 50 «пе­реходных» лет после присоединения территории гарантируется неизменность ее социально-экономической системы и «местного образа жизни»: сохраняется ста­тус свободного порта, отдельной таможенной территории, международного фи­нансового центра с собственной валютной системой; Гонконг имеет собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводит само­стоятельную иммиграционную и налоговую политику.

После присоединения к КНР в гонконгском обществе господствовали про­тиворечивые идеи, связанные с перспективой взаимодействия с новым полити­ческим руководством и многочисленными потенциально возможными фактора­ми риска.

Население и политическая элита опасались изменения социального состава населения, его обеднения, увеличения коррупции, развития криминала и т.д.

Препятствовать данным негативным факторам призваны были многочислен­ные экспертно-аналитические организации, руководствовавшиеся в своей де­ятельности инструментарием форсайта, привнесенным на данную территорию еще в период британского управления.

Среди фабрик мысли, действующих на территории Гонконга, наиболее из­вестны:

One Country Two Systems Research Institute, Hong Kong Civic Exchange, Hong Kong Policy Research Institute, SynergyNet,

Savantas Policy Institute, The Professional Commons, Hong Kong Ideas Centre, Bauhinia Foundation Research Centre, Hong Kong Policy Research Institute и др.

Присоединение Гонконга к континентальному Китаю усилило роль фабрик мысли в разработке и реализации государственной политики в новом объеди­ненном Китае. Фабрики мысли Гонконга стали одним из ключевых образцов за­имствования нового типа организации экспертного сообщества[167].

Их основным плюсом в сравнении, к примеру, с американской моделью[168] была культурная близость и ориентация на объединение с материковым Китаем. В та­ких условиях Гонконг стал своеобразным инкубатором идей и организационных форм, которые потом были привнесены на общекитайский уровень и использо­ваны для реформирования Академии наук КНР и ряда ключевых НИИ[169]. Также многие идеи были заимствованы на уровне НПО и активно разрабатываются в ведущих вузах КНР[170].

Ключевой для современного Гонконга фабрикой мысли можно считать Ин­ститут исследований двух экономических систем[171] который фактически курировал процесс передачи Гонконга в 1997 г. и активно участвовал в Подготовительном комитете по передаче Гонконга в 1998 г., получив 8 из 150 предусмотреных в нем мест. Двое из директоров фабрики мысли заняли посты за­местителей руководителя комитета; один из них отвечал за ежедневный график работ комитета в самом Гонконге.

Эта фабрика мысли является частным исследовательским бюро, созданным в начале 1990-х гг. несколькими людьми, участвовавшими в разработке основопо­лагающих законов будущей новой китайской территории. Ими двигало сознание того, что после передачи полуострова Китаю потребуется организация, которая будет выполнять исследования и разрабатывать рекомендации по проблемам пе­реходного периода.

В правление гонконгского отделения института входят известные бизнесмены и прокитайские политики. Среди них были представители компаний Henderson Land, New World Development, Sun Kung Kai Properties, Cheung Kong.

Институт работал по поручению китайского организационного комитета в со­трудничестве с Офисом по делам Гонконга и Макао (Hong Kong and Macau Affairs Office, HKMAO — Китай) и гонконгской правительственной фабрикой мысли (Central Policy Unit).

В Гонконге на институт работают десятки исследователей. Их деятельность здесь ориентирована на департаменты по проблемам политики, экономики, общества и средств массовой информации. Выполняя заказы директоров, они готовят объемные позиционные документы и обстоятельные исследования тех­нического характера. Эти документы в большинстве имеют конфиденциальный характер. Фабрика мысли предоставляет свои доклады как китайскому, так и гон­конгскому правительству.

Большая часть работы фабрики мысли нацелена на то, чтобы помочь членам комитета, у которых не хватает времени на подбор необходимых кадров в госу­дарственные органы новой территории, а также решать бесчисленные мелкие во­просы переходного процесса. Таким образом, институт выполняет функцию до­веренного администратора в переходный период. Фактически институт близок к тому, чтобы стать основной фабрикой мысли правительства Специального адми­нистративного региона (Special Administrative Region — SAR), хотя при этом он остается частным и автономным учреждением, вытесняя устоявшуюся фабрику мысли бывшего правительства Гонконга.

Изменения в статусе и направлении политики института после передачи Гон­конга заключаются в следующем: если до передачи институт работал как на ки­тайское правительство, так и на правительство Гонконга, то после 1997 г. пол­ностью переориентировался на работу с администрацией Специального админи­стративного региона (Сянгана).

После объединения КНР и Гонконга появился общественный вызов, за счет которого данная организация имела возможность расширить свое влияние на об­щественность Сянгана, однако руководство фабрики мысли приняло решение об ограничении амбиций развития и сосредоточении внимания на комплексе про­фильных вопросов[172].

Несмотря на ограниченный спектр исследований, организация крайне важна для Гонконга. Ее полезность для Специального административного региона со­пряжена с несколькими факторами.

Во-первых, организация представляет широкий сегмент гражданского обще­ства, что выражается в ее статусе НКО, и благотворительный фонд при прави­тельстве Гонконга.

Во-вторых, организация имеет длительную историю существования, что положительно сказывается на реализации ее функции — проводника социаль­но и экономически значимых идей на территории Гонконга и соседних реги­онов

В-третьих, организация не ангажирована, так как декларирует свою бе­сприбыльность и не имеет зависимости от деятельности политических партий и иных политических институтов. Сотрудникам запрещено выдвигать свои кандидатуры на выборах с использованием названия института, а в некоторых случаях и вовсе принимать участие в избирательной кампании или мероприя­тии, поддержанном какой-либо политической партией.

В контексте рассмотрения института как ключевой фабрики мысли, дея­тельность которой сформировала формат работы многих других организаций, важно охарактеризовать принципы, заложенные в его основу. Среди них:

♦ Гонконг является частью Китая и должен способствовать развитию еди­ного государства. При этом институт выступает за автономию региона.

♦ Институт придерживается принципов «Одна страна — две системы» и ставит во главу угла интересы населения и соблюдение основного зако­на.

♦ Гонконг должен развиваться и поддерживать тесные связи с междуна­родным сообществом.

♦ Приоритет должен отдаваться целям долгосрочного развития и защите плюрализма.

♦ Государственная политика должна развиваться с учетом знаний, иссле­дований и участия общественности.

♦ Должно уважаться общественное мнение и признаваться свобода СМИ.

♦ Результаты исследований должны быть открыты для общественного контроля, когда это необходимо.

♦ Институт участвует в разработке и обсуждении государственной поли­тики, не преследуя собственной выгоды либо выгоды третьих лиц.

♦ Основной целью деятельности института является статус независимой фабрики мысли, признающей принцип плюрализма и работающей с об­ществом и на благо общества. Общество — контрагент по обмен идеями и информацией.

Принципы деятельности института реализуются через эффективную струк­туру, напоминающую структуру RAND Corporation периода ее создания[173] (рис. 1).

Консультативный совет высокопоставленных лиц Рис. 1. Система контроля качества OCTSERI14

 

Как следует из приведенной схемы, в организации существует система внеш­него контроля, обеспечивающая проверку качества деятельности организации. При этом сама деятельность предусматривает разделение на стратегическую и тактическую составляющие.

Важным фактором в деятельности организации является механизм подбора сотрудников, которые набираются на местах, привлекаются из КНР и из-за ру­бежа.

Обладая широкой сетью сотрудничества, институт способен действовать си­туативно и адаптировать коллектив под определенные задачи вне зависимости от их сложности, практической или академической значимости.

Институт также поддерживает связи с научно-исследовательскими институ­тами на материке и регулярно проводит совместные семинары и переговоры для содействия интеграции, а также социальному, экономическому, торговому и ака­демическому обмену.

Деятельность института сгруппирована по пяти направлениям (экономиче­ские, социальные, политические, правовые и культурные), которые рассматри­ваются через уже описанный комплекс принципов.

Важное значение для эффективного функционирования системы данной ор­ганизации имеет системный подход к исследованиям, который реализуется за счет собственной базы данных широкого профиля с виртуальной площадкой для дискуссий.

Также системность исследований достигается за счет привлечения статисти­ческой информации, источником которой выступает дочерняя компания — Гон­конгский центр изучения общественного мнения. Он был создан в 1996 г. как фи­лиал института и также получил статус НКО и благотворительной организации.

Геоэкспертный анализ, проводимый на основании изучения Института ис­следований двух экономических систем, нельзя было бы считать полным без рассмотрения примеров деятельности этой организации, которая как раз и поз­воляет говорить о данной фабрике мысли как об образующей все экспертное со­общество Гонконга.

Деятельность института разнонаправлена и территориально ориентирована. В частности, фабрикой мысли разрабатывается весь спектор проблем, актуальных для Гонконга в текущий период времени на протяжении более чем 15 лет.

В числе последних проектов можно назвать разработку концепции арбитраж­ного судопроизводства, ориентированную на участие иностранных агентов; ис­следование потенциала Гонконга как центра международного морского сообще­ния; исследование социальных последствий и экономической выгоды от найма в качестве домашней прислуги выходцев с материкового Китая и т.д.

Примерные названия исследований демонстрируют широту подхода, однако вся совокупность разработок может быть классифицирована по 10—12 направле­ниям, в числе которых исследование экономических, социальных и ролитиче- ских тенденций в регионе, в соседних регионах, соседних странах, исследования в сфере региональной конфликтологии (пограничные вопросы), в сфере инвес­тиционной политики, транспорта, туризма, культуры и др.

При широте подхода института исследований двух экономических систем, следует также учитывать, что данная организация является лишь ключевым, но не единственным элементом организации системы экспертного политического знания Гонконга, которая смогла достичь описанного уровня, лишь находясь в конкурентной среде с другими организациями аналогичного порядка.

Для полноты анализа следует охарактеризовать самых близких конкурентов[174]института исследований двух экономических систем.

Важную роль в системе экспертного знания Гонконга играет гражданская бир­жа дао)[175]

Организация была создана в 2000 г. и видит свою сегодняшнюю цель в со­действии гражданскому образованию. Реализуя данную программу, гражданская биржа проводит независимые исследования по экономическим, социальным и экологическим проблемам и существующей практике. Исследования и просве­тительская деятельность реализуются в целях развития общественности и ини­циации обсуждения в гражданском обществе.

Концепция гражданской биржи сводится к созданию мозгового центра, ко­торый может развивать интеллектуальный капитал, используя кооперативные структуры. При этом организация не заинтересована в финансовой отдаче и действует в значительной степени на волонтерских основаниях.

Другая резонансная фабрика мысли — Синергетическая сеть (^ЛжЯ^)[176]. Ее цель — объединение усилий различных сил в обществе для их направления на рационализацию социального диалога. По мнению организаторов системы, она необходима для реализации дальнейших институциональных изменений, повышения социальной стабильности и экономической безопасности. Фабрика мысли действует как «сервер», который поощряет и облегчает социальный диа­лог и формирует консенсус по вопросам лучшего будущего для Гонконга. Дея­тельность направлена на перестройку сети взаимодействия членов общества и синергию социальных сил.

Формирующее влияние на систему экспертного сообщества также оказывает Институт исследования политики Savantas[177]. Данная организация более структу­рирована, однако цели ее деятельности близки к единому тренду всех описанных ранее фабрик мысли, который заключается в диалоге власти и общества. Savantas Policy Institute видит своей задачей адаптацию общества к процессу глобализа­ции и трансформацию идеи невмешательства государства в бизнес-процессы (по мнению создателей фабрики мысли, данное вмешательство уже происходит) в концепцию сотрудничества на взаимовыгодных условиях.

Частные цели деятельности организации:

♦ проведение углубленных исследований региональной публичной полити­ки в политической, экономической и социальной сферах;

♦ содействие развитию демократии и поддержка концепции «одна страна — две системы»;

♦ содействие просвещению общества в вопросах экономики, долгосрочных инвестиций в образование, инновации, технологии и др.;

♦ содействие общественному пониманию последствий глобализации и тех­нологических изменений для экономики Гонконга;

♦ содействие экономическому и социальному партнерству между САР Гон­конг, материковой частью Китая и другими странами.

В качестве итога проведенного обзора выделим ключевые особенности, харак­терные для системы организации экспертного сообщества Гонконга.

Можно констатировать, что политическое экспертное сообщество Гонконга, институционализированное в форме фабрик мысли, характеризуется:

♦ высокой степенью интеграции;

♦ общностью целей и интересов;

♦ ориентацией на самопозиционирование в качестве медиатора между об­ществом и государством;

♦ ориентацией на самопозиционирование в качестве медиатора между Гон­конгом и материковым Китаем;

♦ доминированием в проблематике исследований и разработок экономиче­ской составляющей;

♦ прикладным характером разработок.

Следует отметить, что приведенные характеристики являются достаточно ши­рокими и могут быть эффективно уточнены за счет более глубокого исследова­ния региональных фабрик мысли и посредством привлечения данных о других организациях, наиболее релевантными среди которых, на наш взгляд, являются:

Hong Kong Ideas Centre (ё^ЖЖЙ)[178];

Исследовательский центр, фонд Bauhinia

Гонконгский институт политических исследований (PRI)

Гонконгский институт азиатско-тихоокеанских исследований[179];

Гонконгский учебный центр АТЭС [180],[181];

Центр исследований Азиатско-Тихоокеанского региона (ШЙ^Р)[182] ;

Гонконгский центр экономических исследований

The Professional Commons (^Й*ШШ)[183].

Исследуя фабрики мысли отдельных стран и регионов в подобном ключе, становится возможным иначе, более объективно представить обществу полити­ческий процесс, создав определенное информационное подтверждение произ­ошедшим событиям, верифицирующее их объективность, свидетельствующее о процессном характере явлений, а также не допускающее элемента публицисти­ки, так как основу геоэкспертного анализа составляют прежде всего три сегмен­та: нормативные акты, контент сайтов фабрик мысли и государственных учреж­дений и хроники деятельности этих фабрик мысли и организованных эксперт­ных сообществ, зафиксированные в отчетах и стенограммах.

Дополнительную жесткость конструкции анализа добавляет официальный исторический контент, служащий определенным фоном представления матери­ала, который ситуативно может быть позитивным, если подтверждается в про­цессе исследования, либо негативным, если находит свое опровержение.

Применение геоэкспертного анализа как на страновом, так и на наднациона­льном уровне соответствует концепции мультимодельного подхода к исследова­нию фабрик мысли, поскольку делает акцент преимущественно на особенностях и уникальных элементах системы, созданных под влиянием политической среды именно исследуемого региона.


Часть 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.