Сегодня в международной политологической науке в значительной степени распространен традиционалистский подход к исследованию фабрик мысли. Данный подход был разработан в США и его сторонниками являются многие американские ученые — например, Дж. Макган, К. Вейвер[161].
Традиционалистский подход к исследованию фабрик мысли предлагает рассматривать американскую модель как «чистую», практически не связанную с национальной спецификой и применимую к любой системе в неизменном виде.
В значительной степени данный подход обусловлен спецификой восприятия в американской политической науке системы демократических институтов и демократии как абстрактной универсальной формы правления.
Несмотря на доминирование традиционалистского подхода к исследованию фабрик мысли, по мере развития демократических институтов в странах, ограниченно сотрудничающих с США в экономическом, политическом, социальном и военном отношении (особенно это характерно для стран БРИКС), все более активно позиционируются идеи национальной специфики и возможности создания более эффективной системы национально ориентированной экспертной поддержки принятия политических решений в странах, не соответствующих американскому «идеалу демократии».
Данная тенденция укладывается в рамки мультимодельного подхода, позволяющего рассматривать национальные фабрики мысли как имеющие не только институциональную, но и региональную и национальную специфику[162].
Мультимодельный подход представляет фактически соотнесение инновационных и национальных элементов, интегрированных в устойчивую институциональную модель фабрики мысли. Формирование мультимодельного подхода к изучению неоинституциональной структуры фабрик мысли позволяет пересмотреть господствующий в литературе панамериканский подход и привнести новое видение в изучение данного вопроса[163].
Наиболее показательным примером реализации мультимодельного подхода на практике является его использование в КНР. Опыт данного государства можно рассматривать в качестве установочного, так как в Китае параллельно идут два важнейших для мирового сообщества процесса — демократизация и консолидация[164].
С одной стороны, КНР остается авторитарным государством, которое хочет использовать систему рыночного и социального регулирования, применяемую в европейских государствах. С другой стороны, КНР стремится включить в свой состав и успешно интегрировать Тайвань, Гонконг, Макао, которые имеют иную систему политического управления и намерены как можно дольше сохранять свою независимость от материкового Китая.
Описанная ситуация не может быть решена через использование директивных мер и требует постоянного мониторинга со стороны всех участников взаимодействия, ключевыми среди которых являются политическая элита КНР, общественные институты КНР, политические элиты Гонконга и Тайваня, как наиболее развитых территорий, ведущих диалог о присоединении с КНР. Диалог элит через экспертное сообщество и участие в данном процессе элементов гражданского общества удерживают страны от конфликтного взаимодействия и служат важным источником позиционирования модели «одна страна — две системы» как успешной не только на национальном, но и на международном уровне.
Основным инструментом диалога в описанной ситуации становится фабрика мысли, которую следует рассматривать в значительной степени как обезличенную организацию экспертного сообщества договаривающихся стран, включающую комплекс сегментов разного профиля, начиная от военных и разведывательных структур и заканчивая аналитическими центрами гуманитарной направленности.
Описание и критическая оценка сегментов организованного экспертного сообщества данного географического региона даст трехмерную картину взаимодействия КНР, Гонконга и Тайваня и в определенной степени создаст прецедент проведения гео-экспертного[165] политического анализа.
Наряду с критической оценкой, в данной системе может эффективно использоваться метод Делфи. Также, на наш взгляд, кажется уместным итоговое представление результатов через SWOT-анализ.
Использование частных методов социологического, политологического и математического анализа — предмет других перспективных изучений.
Для данного исследования более приоритетна апробация принципа геоэкспертного анализа на конкретном примере.
Несмотря на сложность реализации данного методологического подхода, требующего детализированного изучения деятельности многочисленных фабрик мысли, он представляет значимую научную ценность, поскольку позволяет выявить тенденции геополитического развития на стадии их зарождения и формирования.
Геоэксперный политический анализ может быть охарактеризован как важная часть политологического форсайта и представляет исключительный интерес для межстранового сопоставления фабрик мысли и определения границ отдельных сегментов существующего в регионе экспертного сообщества.
При этом геоэкспертный политологический анализ может быть применен и к отдельно взятой стране и реализован с учетом политического контекста, в который данная страна вовлечена.
В рамках исследования систем организации экспертного сообщества в странах Юго-Восточной Азии, представляется интересным пример Гонконга.
Важность данного примера с точки зрения реализации геоэкспертного анализа представляется крайне высокой, так как в основу исследования можно заложить лишь одну ключевую фабрику мысли, которая фактически сформировала современное политическое экспертное сообщество Гонконга.
Другие фабрики мысли, хотя и формируют важнейшие направления экспертной мысли, могут рассматриваться как преемники деятельности центральной организации.
Приведенная модель является упрощенной, однако ее формат соответствует исходной идее и выбранной форме аналитической статьи.
Модель политического развития Гонконга неразрывно связана с политическим развитием КНР.
Такая зависимость характерна и для Тайваня, однако, в отличие от него, Гонконг фактически утратил свою политическую независимость, сохранив при этом мощный экономический потенциал и эффективную систему поддержки процесса разработки и принятия политических решений, которая позволяет ему на стабильных позициях участвовать в реализации программы «Одна страна — две системы».
Модель «Одна страна — две системы» была предложена Ден Сяопином в конце 1970-х гг. и реализована применительно к Гонконгу в 1997 г. после окончания срока аренды данной территории Великобританией[166].
В 1997 г. Гонконг и ряд других территорий вошли в состав Китая в качестве специального административного района, сохранив автономию во всех вопросах, кроме обороны и внешней политики. В течение по меньшей мере 50 «переходных» лет после присоединения территории гарантируется неизменность ее социально-экономической системы и «местного образа жизни»: сохраняется статус свободного порта, отдельной таможенной территории, международного финансового центра с собственной валютной системой; Гонконг имеет собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводит самостоятельную иммиграционную и налоговую политику.
После присоединения к КНР в гонконгском обществе господствовали противоречивые идеи, связанные с перспективой взаимодействия с новым политическим руководством и многочисленными потенциально возможными факторами риска.
Население и политическая элита опасались изменения социального состава населения, его обеднения, увеличения коррупции, развития криминала и т.д.
Препятствовать данным негативным факторам призваны были многочисленные экспертно-аналитические организации, руководствовавшиеся в своей деятельности инструментарием форсайта, привнесенным на данную территорию еще в период британского управления.
Среди фабрик мысли, действующих на территории Гонконга, наиболее известны:
One Country Two Systems Research Institute, Hong Kong Civic Exchange, Hong Kong Policy Research Institute, SynergyNet,
Savantas Policy Institute, The Professional Commons, Hong Kong Ideas Centre, Bauhinia Foundation Research Centre, Hong Kong Policy Research Institute и др.
Присоединение Гонконга к континентальному Китаю усилило роль фабрик мысли в разработке и реализации государственной политики в новом объединенном Китае. Фабрики мысли Гонконга стали одним из ключевых образцов заимствования нового типа организации экспертного сообщества[167].
Их основным плюсом в сравнении, к примеру, с американской моделью[168] была культурная близость и ориентация на объединение с материковым Китаем. В таких условиях Гонконг стал своеобразным инкубатором идей и организационных форм, которые потом были привнесены на общекитайский уровень и использованы для реформирования Академии наук КНР и ряда ключевых НИИ[169]. Также многие идеи были заимствованы на уровне НПО и активно разрабатываются в ведущих вузах КНР[170].
Ключевой для современного Гонконга фабрикой мысли можно считать Институт исследований двух экономических систем[171] который фактически курировал процесс передачи Гонконга в 1997 г. и активно участвовал в Подготовительном комитете по передаче Гонконга в 1998 г., получив 8 из 150 предусмотреных в нем мест. Двое из директоров фабрики мысли заняли посты заместителей руководителя комитета; один из них отвечал за ежедневный график работ комитета в самом Гонконге.
Эта фабрика мысли является частным исследовательским бюро, созданным в начале 1990-х гг. несколькими людьми, участвовавшими в разработке основополагающих законов будущей новой китайской территории. Ими двигало сознание того, что после передачи полуострова Китаю потребуется организация, которая будет выполнять исследования и разрабатывать рекомендации по проблемам переходного периода.
В правление гонконгского отделения института входят известные бизнесмены и прокитайские политики. Среди них были представители компаний Henderson Land, New World Development, Sun Kung Kai Properties, Cheung Kong.
Институт работал по поручению китайского организационного комитета в сотрудничестве с Офисом по делам Гонконга и Макао (Hong Kong and Macau Affairs Office, HKMAO — Китай) и гонконгской правительственной фабрикой мысли (Central Policy Unit).
В Гонконге на институт работают десятки исследователей. Их деятельность здесь ориентирована на департаменты по проблемам политики, экономики, общества и средств массовой информации. Выполняя заказы директоров, они готовят объемные позиционные документы и обстоятельные исследования технического характера. Эти документы в большинстве имеют конфиденциальный характер. Фабрика мысли предоставляет свои доклады как китайскому, так и гонконгскому правительству.
Большая часть работы фабрики мысли нацелена на то, чтобы помочь членам комитета, у которых не хватает времени на подбор необходимых кадров в государственные органы новой территории, а также решать бесчисленные мелкие вопросы переходного процесса. Таким образом, институт выполняет функцию доверенного администратора в переходный период. Фактически институт близок к тому, чтобы стать основной фабрикой мысли правительства Специального административного региона (Special Administrative Region — SAR), хотя при этом он остается частным и автономным учреждением, вытесняя устоявшуюся фабрику мысли бывшего правительства Гонконга.
Изменения в статусе и направлении политики института после передачи Гонконга заключаются в следующем: если до передачи институт работал как на китайское правительство, так и на правительство Гонконга, то после 1997 г. полностью переориентировался на работу с администрацией Специального административного региона (Сянгана).
После объединения КНР и Гонконга появился общественный вызов, за счет которого данная организация имела возможность расширить свое влияние на общественность Сянгана, однако руководство фабрики мысли приняло решение об ограничении амбиций развития и сосредоточении внимания на комплексе профильных вопросов[172].
Несмотря на ограниченный спектр исследований, организация крайне важна для Гонконга. Ее полезность для Специального административного региона сопряжена с несколькими факторами.
Во-первых, организация представляет широкий сегмент гражданского общества, что выражается в ее статусе НКО, и благотворительный фонд при правительстве Гонконга.
Во-вторых, организация имеет длительную историю существования, что положительно сказывается на реализации ее функции — проводника социально и экономически значимых идей на территории Гонконга и соседних регионов
В-третьих, организация не ангажирована, так как декларирует свою бесприбыльность и не имеет зависимости от деятельности политических партий и иных политических институтов. Сотрудникам запрещено выдвигать свои кандидатуры на выборах с использованием названия института, а в некоторых случаях и вовсе принимать участие в избирательной кампании или мероприятии, поддержанном какой-либо политической партией.
В контексте рассмотрения института как ключевой фабрики мысли, деятельность которой сформировала формат работы многих других организаций, важно охарактеризовать принципы, заложенные в его основу. Среди них:
♦ Гонконг является частью Китая и должен способствовать развитию единого государства. При этом институт выступает за автономию региона.
♦ Институт придерживается принципов «Одна страна — две системы» и ставит во главу угла интересы населения и соблюдение основного закона.
♦ Гонконг должен развиваться и поддерживать тесные связи с международным сообществом.
♦ Приоритет должен отдаваться целям долгосрочного развития и защите плюрализма.
♦ Государственная политика должна развиваться с учетом знаний, исследований и участия общественности.
♦ Должно уважаться общественное мнение и признаваться свобода СМИ.
♦ Результаты исследований должны быть открыты для общественного контроля, когда это необходимо.
♦ Институт участвует в разработке и обсуждении государственной политики, не преследуя собственной выгоды либо выгоды третьих лиц.
♦ Основной целью деятельности института является статус независимой фабрики мысли, признающей принцип плюрализма и работающей с обществом и на благо общества. Общество — контрагент по обмен идеями и информацией.
Принципы деятельности института реализуются через эффективную структуру, напоминающую структуру RAND Corporation периода ее создания[173] (рис. 1).
Консультативный совет высокопоставленных лиц
Рис. 1. Система контроля качества OCTSERI14
Как следует из приведенной схемы, в организации существует система внешнего контроля, обеспечивающая проверку качества деятельности организации. При этом сама деятельность предусматривает разделение на стратегическую и тактическую составляющие.
Важным фактором в деятельности организации является механизм подбора сотрудников, которые набираются на местах, привлекаются из КНР и из-за рубежа.
Обладая широкой сетью сотрудничества, институт способен действовать ситуативно и адаптировать коллектив под определенные задачи вне зависимости от их сложности, практической или академической значимости.
Институт также поддерживает связи с научно-исследовательскими институтами на материке и регулярно проводит совместные семинары и переговоры для содействия интеграции, а также социальному, экономическому, торговому и академическому обмену.
Деятельность института сгруппирована по пяти направлениям (экономические, социальные, политические, правовые и культурные), которые рассматриваются через уже описанный комплекс принципов.
Важное значение для эффективного функционирования системы данной организации имеет системный подход к исследованиям, который реализуется за счет собственной базы данных широкого профиля с виртуальной площадкой для дискуссий.
Также системность исследований достигается за счет привлечения статистической информации, источником которой выступает дочерняя компания — Гонконгский центр изучения общественного мнения. Он был создан в 1996 г. как филиал института и также получил статус НКО и благотворительной организации.
Геоэкспертный анализ, проводимый на основании изучения Института исследований двух экономических систем, нельзя было бы считать полным без рассмотрения примеров деятельности этой организации, которая как раз и позволяет говорить о данной фабрике мысли как об образующей все экспертное сообщество Гонконга.
Деятельность института разнонаправлена и территориально ориентирована. В частности, фабрикой мысли разрабатывается весь спектор проблем, актуальных для Гонконга в текущий период времени на протяжении более чем 15 лет.
В числе последних проектов можно назвать разработку концепции арбитражного судопроизводства, ориентированную на участие иностранных агентов; исследование потенциала Гонконга как центра международного морского сообщения; исследование социальных последствий и экономической выгоды от найма в качестве домашней прислуги выходцев с материкового Китая и т.д.
Примерные названия исследований демонстрируют широту подхода, однако вся совокупность разработок может быть классифицирована по 10—12 направлениям, в числе которых исследование экономических, социальных и ролитиче- ских тенденций в регионе, в соседних регионах, соседних странах, исследования в сфере региональной конфликтологии (пограничные вопросы), в сфере инвестиционной политики, транспорта, туризма, культуры и др.
При широте подхода института исследований двух экономических систем, следует также учитывать, что данная организация является лишь ключевым, но не единственным элементом организации системы экспертного политического знания Гонконга, которая смогла достичь описанного уровня, лишь находясь в конкурентной среде с другими организациями аналогичного порядка.
Для полноты анализа следует охарактеризовать самых близких конкурентов[174]института исследований двух экономических систем.
Важную роль в системе экспертного знания Гонконга играет гражданская биржа дао)[175]
Организация была создана в 2000 г. и видит свою сегодняшнюю цель в содействии гражданскому образованию. Реализуя данную программу, гражданская биржа проводит независимые исследования по экономическим, социальным и экологическим проблемам и существующей практике. Исследования и просветительская деятельность реализуются в целях развития общественности и инициации обсуждения в гражданском обществе.
Концепция гражданской биржи сводится к созданию мозгового центра, который может развивать интеллектуальный капитал, используя кооперативные структуры. При этом организация не заинтересована в финансовой отдаче и действует в значительной степени на волонтерских основаниях.
Другая резонансная фабрика мысли — Синергетическая сеть (^ЛжЯ^)[176]. Ее цель — объединение усилий различных сил в обществе для их направления на рационализацию социального диалога. По мнению организаторов системы, она необходима для реализации дальнейших институциональных изменений, повышения социальной стабильности и экономической безопасности. Фабрика мысли действует как «сервер», который поощряет и облегчает социальный диалог и формирует консенсус по вопросам лучшего будущего для Гонконга. Деятельность направлена на перестройку сети взаимодействия членов общества и синергию социальных сил.
Формирующее влияние на систему экспертного сообщества также оказывает Институт исследования политики Savantas[177]. Данная организация более структурирована, однако цели ее деятельности близки к единому тренду всех описанных ранее фабрик мысли, который заключается в диалоге власти и общества. Savantas Policy Institute видит своей задачей адаптацию общества к процессу глобализации и трансформацию идеи невмешательства государства в бизнес-процессы (по мнению создателей фабрики мысли, данное вмешательство уже происходит) в концепцию сотрудничества на взаимовыгодных условиях.
Частные цели деятельности организации:
♦ проведение углубленных исследований региональной публичной политики в политической, экономической и социальной сферах;
♦ содействие развитию демократии и поддержка концепции «одна страна — две системы»;
♦ содействие просвещению общества в вопросах экономики, долгосрочных инвестиций в образование, инновации, технологии и др.;
♦ содействие общественному пониманию последствий глобализации и технологических изменений для экономики Гонконга;
♦ содействие экономическому и социальному партнерству между САР Гонконг, материковой частью Китая и другими странами.
В качестве итога проведенного обзора выделим ключевые особенности, характерные для системы организации экспертного сообщества Гонконга.
Можно констатировать, что политическое экспертное сообщество Гонконга, институционализированное в форме фабрик мысли, характеризуется:
♦ высокой степенью интеграции;
♦ общностью целей и интересов;
♦ ориентацией на самопозиционирование в качестве медиатора между обществом и государством;
♦ ориентацией на самопозиционирование в качестве медиатора между Гонконгом и материковым Китаем;
♦ доминированием в проблематике исследований и разработок экономической составляющей;
♦ прикладным характером разработок.
Следует отметить, что приведенные характеристики являются достаточно широкими и могут быть эффективно уточнены за счет более глубокого исследования региональных фабрик мысли и посредством привлечения данных о других организациях, наиболее релевантными среди которых, на наш взгляд, являются:
Hong Kong Ideas Centre (ё^ЖЖЙ)[178];
Исследовательский центр, фонд Bauhinia
Гонконгский институт политических исследований (PRI)
Гонконгский институт азиатско-тихоокеанских исследований[179];
Гонконгский учебный центр АТЭС [180],[181];
Центр исследований Азиатско-Тихоокеанского региона (ШЙ^Р)[182] ;
Гонконгский центр экономических исследований
The Professional Commons (^Й*ШШ)[183].
Исследуя фабрики мысли отдельных стран и регионов в подобном ключе, становится возможным иначе, более объективно представить обществу политический процесс, создав определенное информационное подтверждение произошедшим событиям, верифицирующее их объективность, свидетельствующее о процессном характере явлений, а также не допускающее элемента публицистики, так как основу геоэкспертного анализа составляют прежде всего три сегмента: нормативные акты, контент сайтов фабрик мысли и государственных учреждений и хроники деятельности этих фабрик мысли и организованных экспертных сообществ, зафиксированные в отчетах и стенограммах.
Дополнительную жесткость конструкции анализа добавляет официальный исторический контент, служащий определенным фоном представления материала, который ситуативно может быть позитивным, если подтверждается в процессе исследования, либо негативным, если находит свое опровержение.
Применение геоэкспертного анализа как на страновом, так и на наднациональном уровне соответствует концепции мультимодельного подхода к исследованию фабрик мысли, поскольку делает акцент преимущественно на особенностях и уникальных элементах системы, созданных под влиянием политической среды именно исследуемого региона.