Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Российское образование: миссия (не)выполнима?



ЕГЭ является специфическим институтом, главная задача которого - оценить уровень знаний выпускника школы по определенным предметам, после чего ис­пользовать полученные результаты для его/ее поступления в вузы. В то же время с самого начала ЕГЭ рассматривался как инструмент, позволяющий разрешить как минимум три проблемы.

Первая проблема связана с невозможностью объективно оценить уровень об­разования, предоставляемого в школах на всей территории страны. Россия - го­сударство с одним из самых высоких уровней расслоения между регионами, что не может не оказывать влияние на предоставление образовательных услуг. Кос­венное подтверждение этому можно найти в официальной статистике[21]. Так, на­пример, общероссийский индекс образования, включенный в Индекс развития человеческого потенциала, за 2002 г. составил 0,905. При этом индекс наиболее успешного с этой точки зрения региона - Москвы - 0,964, а наименее успешно­го - Ингушетии - всего 0,767. Интересен и показатель численности учащихся общеобразовательных учреждений в расчете на один компьютер, установленный в школе, за 2001 г. Среднее значение по России - 42, что признается недостаточ­ным. Наиболее благополучная ситуация наблюдалась в Чукотском автономном округе (ЧАО), где на один компьютер приходилось 18 школьников. Напротив, наиболее плачевно дела обстояли в Республике Тыва, чей показатель составлял 115 учеников на один компьютер. Наконец, в 2000 г. расходы общеобразовате­льных учреждений на одного ученика составляли в среднем по стране 4321 рубль. В то же время в ЧАО этот показатель равнялся 1466 рублей, а в Таймырском (Дол­гано-Ненецком) автономном округе - 6986 рублей[22].

Закономерно было бы предположить, что уровень образования в российских регионах также существенно разнится, однако необходимая для подобных выво­дов оценка затруднялась существующей системой обеспечения контроля зна­ний, которая сводилась к проведению выпускных экзаменов в школах. Главный недостаток прошлой системы заключался в том, что экзамены принимались (а в случае проведения письменных экзаменов - и проверялись) учителями школ, в которых проходили обучение сдающие эти экзамены школьники. Для объек­тивной оценки уровня знаний в таком случае существуют сразу два препятствия. Во-первых, даже учитывая наличие необходимых нормативно-правовых актов, регулирующих требования к содержанию образования во всех школах страны, очевидно, что стиль, уровень и содержание обучения зависят от очень многих факторов, имеющих отношение к деятельности конкретной школы, в их числе -особенности кадрового состава, материальной обеспеченности, способа адми­нистрирования. Однако более значимым фактором представляется администра­тивная логика, которая рассматривает низкие оценки как свидетельство плохой работы учителей и руководства школы. При этих ограничениях школьные эк­замены не могли рассматриваться в качестве объективного инструмента оценки знаний выпускников. Следовательно, ощущалась потребность в создании массо­вого, независимого и одинакового для всех способа этой оценки.

Второй проблемой была признана коррупция, существующая сразу на двух уровнях - и в школах (при подготовке к выпускным экзаменам и их сдаче), и в вузах (при подготовке к вступительным экзаменам и их сдаче). Коррупция в данном случае понимается в широком смысле этого слова и синонимична сло­восочетанию «неофициальные расходы на образование», в которые включены, с одной стороны, оплата репетиторов, а с другой - в самых различных видах взят­ки преподавателям и администраторам учебных заведений. Эксперты обращают внимание на то, что такие неофициальные расходы настолько прочно вошли в практику функционирования системы образования, что перестали воспринима­ться многими гражданами как проявление коррупции. Так, исследования фон­да ИНДЭМ показали, что в 2004 г. лишь 41% признал коррупционной следую­щую ситуацию: «Репетитор при подготовке для поступления в вуз гарантирует поступление вне зависимости от качества подготовки». А ситуацию: «Студент вручает экзаменатору бутылку коньяка или коробку конфет для получения хо­рошей оценки», признают коррупционной еще меньше - 38% опрошенных[23]. И хотя доля годового объема взяток в системе образования относительно невелика (3,3% в системе среднего образования и 21,4% в системе высшего образования), абсолютные показатели объема коррупции - около 70 млн долларов США в шко­лах и около 450 млн долларов США в вузах - следует признать значительными[24].

Поэтому новая система должна была минимизировать возможности для кор­рупции во всех ее видах, причем как в школах, так и в вузах.

Третья проблема, которая стояла перед российскими властями, - низкий уро­вень мобильности выпускников и абитуриентов. По самым разным причинам вуз в России выбирался не столько исходя из уровня подготовки абитуриента, ско­лько исходя из финансового положения его/ее семьи и удаленности региона от желаемого учебного заведения. Процесс поступления предполагал обязательную поездку в соответствующий город, притом что перспективы зачисления остава­лись очень неопределенными. Соответственно, необходимо было создать такую систему, при которой результаты экзаменов, полученные по месту жительства, признавались и принимались бы всеми вузами страны без дополнительных всту­пительных испытаний, требующих личного участия абитуриента.

Ответом на эти задачи как раз и оказался Единый государственный экзамен.

Пути-дороги

Следование логике политического цикла предполагает, что на втором этапе нам необходимо рассмотреть различные альтернативные варианты решения наз­ванных проблем, которые дискутировались в экспертном и политическом со­обществах. Однако необходимо отметить, что начиная с 2000 г. главенствующие позиции в этой дискуссии занимали эксперты, близкие к Центру стратегических разработок (ЦСР), созданному в 1999 г. в качестве «мозгового центра» при пред­седателе Правительства РФ Владимире Путине.

ЕГЭ возник не как особая мера, а как часть программы модернизации россий­ского образования, включавшей в себя, кроме единого экзамена, меры по изме­нению системы управления и финансирования школ, реструктуризации мало- коплектных школ, а также внедрение системы так называемых «образовательных ваучеров» - Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Од­нако именно ЕГЭ стал визитной карточкой реформы образования.

Согласно первоначальной концепции: 1) формой ЕГЭ должно было стать тес­тирование, 2) результаты которого рассматривались и как аттестация в школе, и как вступительные испытания в вузе. Были ли какие-то альтернативные реше­ния? В целом, противников реформы можно разделить на две группы: 1) про­тивники тестирования как формы выпускного экзамена (учителя и родители); 2) противники школьного тестирования как формы вступительного экзамена (представители системы высшего образования). Учитывая цели данной работы, нет необходимости подробно описывать аргументацию обеих групп. Важно от­метить, что указанные группы не обладали каким-либо лоббистским потенци­алом на уровне федерального правительства и не предлагали серьезных альтерна­тивных проектов, а потому никакой значимой дискуссии по вопросу о введении ЕГЭ на тот момент не было.

Анализ международного опыта показывает, что как форма, так и содержание аналогов ЕГЭ в США и странах Западной Европы существенно отличаются от модели, принятой в России. Самое главное отличие заключается в том, что там в большинстве случаев выпускные экзамены в школах и тестирование, проводя­щееся в качестве испытания для поступления в вуз, - это две не связанные друг с другом процедуры. Так, к примеру, в США тесты SAT и ACT пишутся имен­но для дальнейшей рассылки результатов по университетам. Никакого отноше­ния к оценке качества полученного образования они не имеют. Федеративные принципы функционирования американского государства закрепляют вопросы образования в качестве компетенций штатов, а потому оценка образования с позиций некоего единого стандарта рассматривается в качестве покушения на дух Конституции США. В конце 2010 г. Президент США Барак Обама выступил с полноценной программой реформирования системы среднего образования, одна из мер которого заключалась в проведении единого общегосударственного экзамена в школах. Однако, во-первых, данное предложение было встречено в штыки губернаторами штатов, а во-вторых, даже в этом случае результаты такого тестирования не предполагалось рассматривать в качестве вступительных экза­менов.

Исключением из ряда европейских стран можно назвать Францию, где в ре­зультате обучения в так называемом «лицее» - старшей ступени школьного об­разования - школьники сдают комплексный выпускной экзамен на звание «ба­калавра», успешное прохождение которого предполагает свободное поступление в любой государственный университет без экзаменов. Однако такое решение оправдано тем, что «лицей» предполагает обучение по довольно узкой специа­лизации, что позволяет рассчитывать на достаточный уровень компетенций вы­пускников для обучения в университете. Кстати, считается, что именно Фран­ция является родиной системы единого тестирования в качестве вступительного экзамена в вузы. В 1967 г., желая обеспечить равный доступ к высшему образо­ванию для всех граждан Франции (в том числе тех, кто остался жить в бывших французских колониях), было предложено проводить вступительные экзамены в форме теста на местах. В результате уже через три года эксперимент был признан неудавшимся и заменен современной системой.

В России бытует мнение, что ЕГЭ было списано с аналогов, работающих в западных государствах, однако, как мы видим, это не так. На самом деле, ЕГЭ по форме и методике наиболее близко другому отечественному продукту - центра­лизованному тестированию (ЦТ), которое стартовало в нашей стране еще в 1989 г. С самого начала предлагалось два вида ЦТ - аттестационное (для выпускников школ) и абитуриентское (для поступающих в вузы). Результаты аттестационного тестирования могли быть засчитаны в качестве выпускных экзаменов в школах (кроме тех предметов, по которым школьники должны были сдавать обязате­льные экзамены), а абитуриентского - при поступлении в вуз. Тестирование ор­ганизовывалось и проводилось специально созданным для этих целей органом, в настоящее время известным как Федеральный центр тестирования (ФЦТ)[25].

Несмотря на платность этой услуги, такая форма проведения экзаменов ста­новилась все более популярной в стране - как с точки зрения выпускников/аби­туриентов, так и с точки зрения школ и вузов. Согласно порталу «Образование и наука», «в 2001 г. в ЦТ приняли участие более одного миллиона человек из 80 субъектов Российской Федерации»[26], а сам ФЦТ заявляет: «Очевидные успехи Центра в развитии массовых процедур тестирования стали основанием для вве­дения в России Единого государственного экзамена в тестовой форме». Именно ФЦТ стал ответственным за организационно-технологическую работу по прове­дению ЕГЭ. С 2009 г., после того как ЕГЭ стал обязательным на всей территории России, ЦТ было отменено.

Однако, даже несмотря на негативный опыт Франции и позитивный оте­чественный опыт, принятая в России система проведения ЕГЭ отличается от аналогов. Уже отмеченное ранее сочетание выпускных и вступительных экза­менов может быть объяснено глубиной и множеством тех проблем, с которыми столкнулись федеральные власти в системе образования. В то время, как другие государства за счет систем единого тестирования пытались либо контролировать выполнение единых стандартов школьного образования (как это было во Фран­ции), либо создавать систему оценки абитуриентов, снижающую, в том числе, географические барьеры для поступающих, в России была предпринята попытка решить обе эти задачи вкупе с третьей - уменьшением коррупции - по сути, од­ним способом - введением ЕГЭ.

Кроме того, изменилась методология выведения результатов экзамена. Быв­ший руководитель ФЦТ Владимир Хлебников иллюстрирует это следующим об­разом:

«Пусть два учащихся с примерно одинаковым уровнем подготовленности участво­вали в тестировании. Каждый из них получил свой вариант теста. Варианты име­ли разную сложность. Одному ученику достался вариант более простой, а другому более трудный [...]. Методика централизованного тестирования это улавливает и, невзирая на разное количество верных ответов, установит для таких испытуемых примерно одинаковые тестовые баллы [...]. В ЕГЭ этого нет. Все участники, на­бравшие одинаковое число верных ответов (первичных баллов), получат одинаковый тестовый балл вне зависимости от сложности доставшегося варианта теста»[27].

По словам В. Хлебникова, решение о подобном изменении методики было принято руководством Рособрнадзора.

Наконец, в отличие, например, от практики, имеющей место в США, где ор­ганизацией, проведением и проверкой тестов занимаются негосударственные некоммерческие организации, в России эти задачи лежат исключительно на работниках системы образования. Соблюдение заложенного в ЕГЭ принципа «Проверяет не тот, кто учит» - большой шаг вперед по сравнению с действующей до 2009 г. системой, однако ниже будет показано, что административная логика и система «вертикали власти» практически нивелируют такое достижение.

В остальном же ЕГЭ действительно является аналогом систем единого тести­рования, принятых во многих развитых государствах. Речь идет о едином распи­сании экзаменов, централизованной системе проверки и оценки результатов, возможности абитуриентов подать результаты ЕГЭ в несколько вузов одновре­менно.

Фактор силы

Чтобы понять, почему идея введения ЕГЭ практически сразу же была при­знана единственно верной и фактически без активного обсуждения вступила в фазу реализации, достаточно посмотреть на ее сторонников. Д. Лоуи предлагает анализировать акторов политического процесса, разделив их на три функцио­нальные группы - политиков, чиновников и представителей заинтересованных групп. Согласно Лоуи, эти функциональные группы не только выполняют раз­ные по отношению друг к другу функции, но и претендуют на достижение со­вершенно отличных друг от друга целей. Так, центральный интерес политиков заключается в последующем переизбрании, чиновников - в осуществлении эф­фективного политического курса (максимизация результатов при минимизации издержек), а представителей заинтересованных групп - в отстаивании опреде­ленных отраслевых интересов. Именно эти различия образуют так называемый «железный треугольник»[28]. Политический курс в данной концепции, по сути, становится результатом взаимодействия названных функциональных групп ак­торов. Очевидно, что такое взаимодействие можно представить в виде постоян­ного торга или конфликта.

Однако есть и другой вариант, отраженный в концепции «коалиции поддерж­ки» (advocacy coalition framework)[29]. Под этим термином в данном случае понима­ется политическая система (policy subsystem), «состоящая из различных публич­ных и частных институтов на всех уровнях правления, которые разделяют набор базовых воззрений (basic beliefs) [...] и которые стремятся использовать правила, бюджеты и штат правительственных институтов для того, чтобы достичь соб­ственные цели.»[30]. В несколько упрощенном виде данный подход предполагает, что из двух политических альтернатив будет избрана та, в пользу которой высту­пят представители государства, политических партий и заинтересованных групп, вольно или невольно объединившихся в такую коалицию поддержки.

Всеобщее тестирование как способ проведения выпускных экзаменов в шко­ле и вступительных экзаменов в вузах было принято практически без какой-то се­рьезной общественной дискуссии именно потому, что этот вариант с самого начала обладал поддержкой разных влиятельных акторов. Считается, что институциона­льно одним из основных разработчиков концепции, наряду с ЦСР, был Государ­ственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ, в настоящее время - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») - один из ведущих университетов страны. Даже при известной фронде ректора Мос­ковского государственного университета Виктора Садовничего, Союз ректоров России фактически поддержал реформу, обменяв ее на обещания правительства «удвоить зарплату работникам образования, установить надбавки за ученую сте­пень и непрерывный стаж», «разработать и реализовать в ближайшие четыре года федеральную государственную программу ипотечного кредитования жилья для ра­ботников вузов» и т.д.[31] На партийном уровне в поддержку концепции реформы высказались «Единство», «Отечество — вся Россия», «Яблоко» и СПС. Однозначно против выступила только Коммунистическая партия Российской Федерации.

В целом можно отметить, что формирование такой коалиции стало результа­том политической ситуации, сложившейся в стране в 1999—2000 гг., характеризу­ющейся сплочением большой части политической элиты вокруг фигуры предсе­дателя Правительства и будущего Президента России Владимира Путина. Про­изошедшая до и особенно после парламентских выборов 1999 г. консолидация элиты позволила Путину и его команде начать целый ряд реформ, фактически не отвлекаясь на длительные дискуссии и дебаты.

Тернистый путь

Процесс внедрения ЕГЭ в систему образования проходил в два этапа. В 2001 г. стартовал так называемый эксперимент, который продолжался вплоть до 2008 г. Этот эксперимент, однако, обладал двумя особенностями. Во-первых, в сред­ствах массовой информации и на профессиональных форумах не раз было заяв­лено, что никто не видел программы педагогического эксперимента (содержа­щей цели, задачи, методику проведения эксперимента и — главное — критерии эффективности тех мер, которые тестировались в ходе этого мероприятия), а также содержательного отчета, позволяющего выявить достоинства и недостат­ки предлагаемых мер. Во-вторых, интересной представляется статистика участия регионов и вузов в этом эксперименте (см. табл. 1).

Таблица 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.