Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ определения возможности банкротств в малых хозяйствующих субъектах



 

Проблема измерения рисков и методы снижения их влияния на результаты финансово-коммерческой деятельности давно привлекали внимание экономистов и с теоретической точки зрения, и в практике. Усилению внимания к этой проблеме, как за рубежом, так и в России способствовали все более учащающиеся случаи крупных потерь и банкротств в хозяйствующих субъектов.

В каждом случае несостоятельности можно выявить непосредственные причины убытков и банкротства. Причинами этого является непрофессиональное ведение дела, и неоправданное стремление получить прибыль из сделок с высокой степенью риска, недостаточный и несвоевременный анализ состояния рынка и новых тенденций на нем и т.д.

К настоящему моменту законодательство о банкротстве в России является одним из наиболее динамично обновляющихся правовых институтов.

Бытует мнение, что в России можно "обанкротить" практически любую организацию независимо от состояния ее имущества. Такая позиция объясняется тем, что законодателем установлены довольно "мягкие" критерии банкротства, в связи с чем дискуссионным остается вопрос об основаниях несостоятельности.

Накопленный многовековой опыт и результаты изысканий современных специалистов сводятся к тому, что в основу определения несостоятельности должника могут быть положены две идеи: неоплатность и неплатежеспособность [64].

В древнейшем римском праве в положениях Законов XII таблиц прописано долговое право. Четкое определение субъектов, объектов, прав и обязанностей должника и кредитора, временных рамок позволяет сделать вывод о многовековом существовании института банкротства.

В правовых системах древних цивилизаций несостоятельный должник рисковал в первую очередь здоровьем и свободой, как собственной, так и близких. Данный факт прописан в своде законов вавилонского царя Хаммурапи: «если кто будет обременен долгами, должен свою жену, свою дочь или своего сына продать за деньги или отдать в рабство»[65]

Временные рамки долговых обязательств первоначального института банкротств были тесно связаны с календарным циклом древней римской цивилизации. Долговое обязательство возникало в первый месяц года, в марте, перед сельскохозяйственными работами. Объектами являлись – скот, инвентарь для посева и уборки урожая. Возврат долга осуществлялся до конца года, так как следующий годовой цикл рассматривался как совершенно новый этап жизни, перед которым необходимо пройти обряд очищения – люстрацию.

В Законе XII таблиц несостоятельному должнику отводили 30 дней для погашения долга, затем применяли к нему определенные меры: «если должник пропускал этот срок, не расквитавшись со взыскателем, то считался должником неоплатным и взыскание обращалось затем на его лицо и на все его имущество».[66]

Нравственные понятия эпохи древних цивилизаций определяются следующими фактами:

1. недостаточным развитием товарно-денежных отношений;

2. желанием легализовать прямое насилие и самоуправство со стороны истца в отношении ответчика.

С развитием экономики и этических принципов права насилие и самоуправство ограничивается Римским Законом Петелия в 326 г. до н.э. Закон Петелия запрещал налагать личные взыскания, если должник давал клятву открытости и рассчитывался имуществом, но в полной мере не избавляли от личной долговой расправы.

Достижением Римского права является определение злого умысла кредитора, при доказательстве которого сделка могла считаться не действительной.

Инициатива в открытии конкурсного процесса принадлежала кредиторам, а инициатива суда и должника не допускалась.

Основным стимулом развития института банкротства является развитие торговли и кредитных отношений, которые проявились в средневековой Италии в 9 -10 вв. «…итальянское средневековое право торговых городов выработало главные начала современного конкурсного процесса».[67]

Итальянское право ввело в обиход термин «банкрот», так называли бежавших должников (bancus – ловка, контора, торговое заведение; rotto – ломать, закрывать заведение).

Под влиянием итальянских купцов торговавших во Франции, Германии, и недовольных лиц отсутствием правовых норм банкротства, развивается институт банкротства в Европе.

В России развитие института банкротств можно разделить на 3 этапа:

1. дореволюционный до 1917 года;

2. советского периода 1917 – 1985гг;

3. период рыночной экономики с 1992 года .

В дореволюционной Руси несостоятельность должника закреплялась в Русской Правде, Судебниках 11-16 вв., Соборном Уложении 1649г.

В Русской Правде определялось, что должника необходимо продать, а полученные средства разделить по очередности: 1- князю; 2 – иногородним и иностранным кредиторам; 3 – остальным.

Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться в с 18 века, что связано с ростом капиталистических отношений после Реформ Петра I.

А.Х. Гольмстен выделяет три направления в развитии Российского конкурсного права: иностранное, национально-самобытное и канцелярско-кодификационное.[68]

Первое - иностранное направление состояло в применении и приспособлении к российским нормам иностранных конкурсных законов. Во многих крупных делах о несостоятельности того времени участвовали иностранные кредиторы в странах которых существовал закон о банкротстве.

Под иностранным направлением сложились основные институты банкротства:

1. споры решали особые суды (коммерц-коллегии, городовые магистраты, Сенат);

2. действовали кураторы в обязанность которых входили создание конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных средств между кредиторами;

3. проводились общие собрания кредиторов;

4. окончание конкурса погашало претензии кредиторов, оставшихся неудовлетворенными.

Второе - национально-самобытное направление российского конкурсного права состояло в развитии закупничества - «Кто не вознаграждал за убытки, не платил долгов, того самого отдавали истцу»[69]

Третье, направление развитие российского конкурсного права, канцелярско-кодификационное, состояло в разработке конкурсных уставов.

К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах. Проект президента коммерц-коллегии барона Менгдена был утвержден 15 декабря 1740 г.

Основные положения Устава:

- обратная сила действия;

- применение только к субъектам ведущим торговую деятельность (неторговой несостоятельности не существовало);

- использование критерия неоплатности;

- принятие двух видов несостоятельности – несчастной и злостной;

- в качестве последствия могла применятся смертная казнь.

1800 году принимается новый Устав о банкротстве состоящий из двух частей: 1) «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями»; 2) «Для дворян и чиновников», где устанавливались правила неторговой несостоятельности.

1832 году в России был принят Устав а торговой несостоятельности, который действовал до 1917 года.

Историческое формирование института банкротства на начальном этапе определило развитие права о конкурсном производстве, а затем распространение процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.

Законодательство о банкротстве на международном уровне меняло установки с личностного на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат.

В советский период хозяйствования 1917 года нормативное регулирование несостоятельности начало осуществляться с переходом к мирной жизни.

После 1921 года в период новой экономической политики (НЭП), когда возник свободный товарооборот, и как следствие случаи неплатежеспособности возникла необходимость в правовом регулировании.

В 1922 году принимается Гражданский кодекс РСФСР. В 1927 году Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен 37-ой главой «О несостоятельности частных лиц, физический и юридических», а 1929 году – 38 – ой главой «О несостоятельности кооперативных организаций»

После свертывания НЭПа перестали действовать нормы о несостоятельности и банкротстве, которые не совместимы с плановой экономикой.

Необходимость развития института банкротства в России стало возможно только в период перехода к рыночной экономике: «…развитие рыночных отношений в России поставило на повестку вопрос о возрождении института права, регулирующих предпринимательскую деятельность. Одним из таких институтов является процедура банкротства».[70]

Принятый в 1992 году закон о банкротстве не работал из-за усложненной процедуры банкротства, где неэффективные предприятия – «банкроты» так и продолжали существовать за счет кредиторов.

Второй Федеральный закон от 08.01.1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - принципиально отличался тем, что процедура была упрощена до предела. Обанкротить стало возможным любое предприятие. Данный закон являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы конкурентов.

В настоящее время принят и работает третий Федеральный Закон от N 127-ФЗ принят ГД ФС РФ 27.09.2002 (ред. от 19.07.2007) «О Несостоятельности (банкротстве)». Вопросы банкротства регулируются также Гражданским кодексом РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Под несостоятельностью (банкротством) понимают признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Согласно ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены[71].

Дело о банкротстве рассматривается в судебном порядке и может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.

Законом установлены сроки для рассмотрения дел о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные государственные органы.

Заявление указанных лиц рассматривается в судебном заседании. По результатам рассмотрения заявления при наличии достаточных оснований вводится наблюдение.

Суд выносит определение о введении наблюдения в случае, если требование заявителя на сумму более 100 тыс. руб. обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.

Необходимые процедуры, проводимые на стадии наблюдения, описаны в гл. IV Закона о банкротстве.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в рамках процедуры банкротства (то есть в судебном порядке);

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства;

- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный суд для осуществления необходимых процедур, связанных с банкротством, назначает временного управляющего.

После введения наблюдения органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки, связанные:

- с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

- с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, органы управления должника не вправе принимать решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- о выходе из состава учредителей (участников) должника;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о заключении договоров простого товарищества.

Временный управляющий обязан в течение трех дней с даты введения наблюдения направить для опубликования сообщение о введении наблюдения.

Далее временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

Для целей участия в первом собрании кредиторов они вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.

Наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренного Законом о банкротстве, - семь месяцев.

По результатам наблюдения арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение

- о введении финансового оздоровления или внешнего управления,

- либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,

- либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Финансовое оздоровление и внешнее управление - процедуры, направленные на улучшение платежеспособности должника.

Рассмотрим процедуру финансового оздоровления.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего и график погашения задолженности.

Процедура осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления, который подготавливается учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. План должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с его выходом из состава учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве требований кредиторов;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в случае если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление вводится арбитражным судом при установлении реальной возможности восстановления платежеспособности должника. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

С даты введения внешнего управления:

- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом о банкротстве.

Введение моратория означает, что приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, иных исполнительных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

На время внешнего управления арбитражный суд назначает внешнего управляющего и утверждает план внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего суд выносит одно из следующих решений, которое оформляется определением:

- о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

- о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами.

При наличии ходатайства конкурсных кредиторов, а также в случае не утверждения арбитражным судом отчета внешнего управляющего арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае признания должника банкротом вводится конкурсное производство, которое осуществляется в следующем порядке.

Конкурсное производство вводится сроком на год. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве;

- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В процессе конкурсного производства удовлетворяются требования кредиторов в соответствии с установленной ст. 134 Закона о банкротстве очередностью. По окончании конкурсного производства все требования считаются погашенными вне зависимости от факта их погашения.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в первую очередь направлены на финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности организаций, имеющих признаки банкротства.

Для предупреждения банкротства необходимо принять меры по восстановлению платежеспособности организации-должника. Система мер, принимаемых по отношению к юридическому лицу в целях его финансового оздоровления, представляет собой антикризисное управление.

Мы считаем, что руководству малого бизнеса необходимо принимать антикризисные меры, до того как компания окажется на грани банкротства.

Негативного развития событий целесообразно избегать, и постоянно оценивать контрольные индикаторы состояния бизнеса.

В целях предотвращения банкротства малых хозяйствующих субъектов предлагаем два раза в год проводить экспресс – анализ по предотвращению возможности банкротства, которые приведенные в таблице 44 (стр. 221).

По нашему мнению, наиболее явный признак начинающегося кризиса - это затруднения хозяйствующего субъекта при расчетах с кредиторами. Также к тревожным сигналам относятся: нехватка оборотных средств (в особенности денежных), значительные суммы безнадежной дебиторской задолженности, перепады в производственном цикле. Задача антикризисного управления - предупредить и устранить подобные симптомы.

Необходимо отметить, что реализация активов, непосредственно не участвующих в производственном процессе, улучшает и основные финансовые показатели предприятия. Избавившись от непрофильных активов, субъект малого бизнеса может уменьшить платежи по налогу на имущество. Максимального эффекта предотвращения возможности банкротства хозяйствующий субъект достигнет только после полного анализа, включая финансовый.

 

 

Таблица 44 - Экспресс–анализ предотвращения возможности банкротства

№ п/п Процедура Содержание Цель
Подготовка к инвентаризации внеоборотных активов Анализ наличия (отсутствия) системы инвентарного учета активов. Повышение эффективности антикризисных мероприятий.
Анализ правильности документального оформления права собственности на объекты недвижимости Анализ наличия и обоснованность правоустанавливающих документов Выявление возможных недочетов в правоустанавливающих документах или их отсутствие
Инвентаризация внеоборотных активов Анализ состава активов: числящихся, но фактически отсутствующих; не учтенных, но участвующих в бизнесе; не участвующих в настоящее время в процессе бизнеса. Определение возможных источников погашения возникшей задолженности предприятия.  
Анализ и оценка избыточных, непрофильных активов Реализация активов, непосредственно не участвующих в производственном процессе.   Высвобождение денежных средств, улучшение финансовых показателей предприятия
Анализ дебиторской задолженности предприятия. Выявление просроченной задолженности. Оценка дебиторской задолженности и информирование дебиторов о возможной продаже задолженности Возможность ускорения возврата долга, улучшение финансовое положение предприятия
Анализ состава нематериальных активов. Определение активов в виде результатов интеллектуальной деятельности (проекты, техническая документация, технические архивы, информационные базы и т.д.) Поиск скрытых резервов

Признаки банкротства установлены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражные управляющие при проведении анализа финансового состояния компании-должника используют коэффициенты, характеризующие финансовое состояние утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 (таблица 45 (стр.222)).

Проблема измерения рисков и методы снижения их влияния на результаты финансово-коммерческой деятельности давно привлекали внимание экономистов теоретиков и практиков. Усилению внимания к этой проблеме, как за рубежом, так и в России способствовали все более учащающиеся случаи крупных потерь и банкротств хозяйствующих субъектов.

Таблица 45 - Финансовые показатели, утвержденные Правительством РФ

 

Группы коэффициентов Название коэффициента Порядок расчета Норма коэффициента
Коэффициенты платежеспособности должника Коэффициент абсолютной ликвидности. Наиболее ликвидные оборотные активы / Текущие обязательства ≥ 0,2-0,7
Коэффициент текущей ликвидности Ликвидные активы / Текущие обязательства ≥ 2,0
Показатель обеспеченности должника его активами Сумма ликвидных и скорректированных внеоборотных активов / Обязательства ≥ 1,0
Степень платежеспособности по текущим обязательствам Текущие обязательства / Среднемесячная выручка ≥ 1,0
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника Коэффициент финансовой независимости Собственные средства / Совокупные активы ≥ 0,5
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Собственные средства - Скорректированные внеоборотные активы) / Оборотные средства ≥ 0,1
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах Просроченная кредиторская задолженность / Совокупные пассивы ≥ 0,1
Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам (Долгосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочная дебиторская задолженность + Потенциальные оборотные активы, подлежащие возврату) / Совокупные активы ≥ 0,1
Коэффициенты, деловой активности должника Рентабельность активов Чистая прибыль (убыток) / Совокупные активы Не устанавливается
Норма чистой прибыли Чистая прибыль / Выручка (нетто) Не устанавливается

Различные модели, которые используют в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, оценивают риски потери платежеспособности, финансовой устойчивости и независимости фирмы за прошедший период. Но организацию, ее партнеров и конкурентов интересуют перспективы финансового состояния предприятия в будущем.

Модели, позволяющие спрогнозировать возникновение угрозы финансового кризиса субъектов малого бизнеса: Модель Альтмана; Модель Бивера; Оценка по бальной системе - модель Джона Аргенти.

Профессор Нью-йоркского университета Эдуард Альтман на основе исследования данных более 60 обанкротившихся предприятий США разработал пятифакторную модель прогнозирования финансового кризиса. В основе лежит оценка индекса кредитоспособности "Z-счета", который в общем виде равен:

Z = 1,2 x K1 + 1,4 x K2 + 3,3 x K3 + 0,6 x K4 + K5 (4)

где K1 - отношение оборотного капитала к сумме активов; K2 - отношение накопленной прибыли к активам; K3 - отношение доходов до вычета процентов и налогов к сумме активов; K4 - отношение рыночной стоимости акций к заемным средствам; K5 - оборачиваемость активов.

В конструкции модели наименьший вес имеет фактор K4, наибольший - K3. Доля каждого показателя в уравнении рассчитана на основе статистических данных. Для различных значений Z определена вероятность наступления банкротства (таблица 46).

Таблица 46 - Вероятность банкротства исходя из значений показателя Z

Значение Z Вероятность наступления банкротства
меньше 1,81 очень велика
1,81 - 2,675 средняя
2,675 равна 50%
2,675 - 2,99 невелика
больше 2,99 ничтожна

Альтман модифицировал свою формулу для компаний, акции которых не котируются на бирже. К примеру, вместо показателя рыночной стоимости собственного капитала используем коэффициент соотношения балансовой стоимости собственного капитала к заемному и уменьшим весовые коэффициенты факторов X1, X2, X4 на 60 - 70 процентов по сравнению с первоначальными. С учетом приведенных изменений модель приняла вид:

Z = 0,71 x X1 + 0,847 x X2 + 3,10 x X3 + 0,42 x X4 + 0,995 x X5 (5)

где X4 = Собственный капитал / Долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Показатели X1, X2, X3, X5 рассчитывают как в предыдущей модели.

При этом, если значение Z меньше 1,23, вероятность банкротства высока, при Z больше 2,90 возможность наступления финансового кризиса фирмы низкая. Если же Z попало в интервал от 1,23 до 2,90 зоны неведения, дать точную оценку финансового состояния компании невозможно. Точность прогнозирования на период до одного года достигает 95 процентов, на два года - до 70 процентов.

Сайфуллин и Кадыков [72] рассчитали комплексный показатель предсказания финансового кризиса компании для отечественных организаций:

R = 2 Ко + 0,1 Ктл + 0,08 Ки + 0,45 Км + Кпр,

где Ко - коэффициент обеспеченности собственными средствами; Ктл - показатель текущей ликвидности; Ки - коэффициент оборачиваемости активов; Км - показатель коммерческой маржи (рентабельность реализации продукции); Кпр - коэффициент рентабельности собственного капитала.

При соответствии данных показателей их минимальным нормативным уровням значение R будет равным 1. Состояние предприятий с показателем R менее 1 характеризуют как неудовлетворительное.

Профессор Сибирского университета потребительской кооперации Ольга Зайцева[73] для оценки финансового кризиса компаний предложила использовать комплексный показатель:

Ккомпл = 0,25 Куп + 0,1 Кз + 0,2 Кс + 0,25 Кур + 0,1 Кфр + 0,1 Кзаг,

где Куп - коэффициент убыточности фирмы, характеризующийся отношением чистого убытка к собственному капиталу; Кз - показатель соотношения кредиторской и дебиторской задолженности; Кс - коэффициент отношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов (обратная величина показателю абсолютной ликвидности); Кур - коэффициент убыточности реализации продукции, характеризующийся отношением чистого убытка к объему реализации этой продукции; Кфр - соотношение заемного и собственного капитала; Кзаг - показатель загрузки активов (величина, обратная оборачиваемости активов).

Если фактический коэффициент больше его нормативного значения, то вероятность банкротства компании велика, если меньше - мала. Для оценки финансового состояния компании Уильям Бивер предложил использовать следующие индикаторы: денежный поток/задолженность; чистая прибыль/активы; задолженность/активы; рабочий капитал/активы; коэффициент покрытия.

Александр Колышкин, используя данные 17-ти компаний, рассчитал средние значения этих и ряда других индикаторов для российских промышленных предприятий[74]. Сравнивая полученные значения финансовых показателей с их нормативами, можно спрогнозировать вероятность наступления банкротства на период до пяти лет (таблица 47)

Таблица 47 - Расчет вероятности банкротства по Биверу и Колышкину

 

Показатель Значения показателей по Биверу за определенный период до наступления банкротства по Колышкину
5 лет 4 года 3 года 2 года 1 год
1) Денежный поток / Задолженность
Благополучные предприятия 0,47 0,44 0,45 0,45 0,45
Банкроты 0,15 0,14 0,02 -0,05 -0,2
2) Чистая прибыль / Активы
Благополучные предприятия 0,06 0,07 0,1 0,07 0,06
Банкроты 0,03 0,01 -0,02 -0,08 -0,2
3) Задолженность / Активы
Благополучные предприятия 0,49 0,52 0,51 0,72 0,86
Банкроты 0,4 0,42 0,37 0,37 0,37
4) Рабочий капитал / Активы
Благополучные предприятия 0,4 0,36 0,39 0,38 0,38
Банкроты 0,26 0,25 0,2 0,19 0,06
2) Коэффициент покрытия (Оборотные средства / Краткосрочная дебиторская задолженность)
Благополучные предприятия 3,4 3,5 3,3 3,3 3,3
Банкроты 2,4 2,3 2,3 2,3

По мнению автора, для субъектов малого бизнеса целесообразно использовать модифицированную модель Джона Aргенти. В соответствии с его методикой уровень вероятности финансового кризиса компании оценивают по балльной системе. Факторам присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель - A-счет. Метод Aргенти счета для прогнозирования банкротства применительно для малого бизнеса представлен в таблице 48.

Таблица 48 - Метод Aргенти-счета для прогнозирования банкротства применительно для малого бизнеса

Недостатки Балл по Аргенти
I. Недостатки в управлении бизнес-процессами
1) Директор-автократ
2) Пассивность директоров
Низкая квалификация директора или финансиста
Недостаток профессиональных менеджеров среднего и нижнего звена
Недостатки системы учета: отсутствие основного бюджета и контроля над его исполнением
Отсутствие прогноза денежных потоков, бюджета денежной наличности
Отсутствие системы управленческого учета затрат
Замедленная реакция на изменения технологий, рынков, методов организации труда и т.д.
Максимально возможная сумма баллов
"Проходной балл"
При итоге больше 10, недостатки в управлении могут привести к серьезным ошибкам:
II. Показатели влияющие на вероятность наступления банкротства
Высокая доля заемного капитала (от 80% – 100 %)
Недостаток оборотных средств из-за слишком быстрого роста бизнеса
Наличие крупного проекта (в случае провала проекта субъект малого бизнеса подвергается рискам несостятельности)
Максимально возможная сумма баллов
"Проходной балл"
При сумме баллов на этой стадии больше или равно 25, компания подвергается риску несостоятельности.
III Наличие рисков влияющих не вероятность банкротств  
Ухудшение финансовых показателей
Использование "творческого бухучета", ведущего к нарушениям
Нефинансовые признаки неблагополучия (ухудшение качества, падение "боевого духа" сотрудников, снижение доли рынка)
Симптомы кризиса: судебные иски, скандалы, отставки
Максимально возможная сумма баллов
Максимально возможный балл Аргенти – счета
"Проходной балл"
Большинство успешных субъектов малого бизнеса 5 – 18
Субъекты малого бизнеса, испытывающие серьезные затруднения 35 – 70
В основу подсчета вероятности банкротства для субъекта малого бизнеса взята методика Джона Аргенти

При его определении для конкретного субъекта малого бизнеса необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо ноль. Промежуточные значения не допускаются. Если итоговая сумма по группам системы превышает критический уровень - 25 баллов, это говорит о высокой вероятности банкротства малого бизнеса. Следует отметить, что на основе показателей балльной модели сложно принимать решения в условиях, когда задача имеет множество критериев.

На основании данных анализа возможности банкротств необходимо проводить антикризисное управление в малом бизнесе. Для этого целесообразно разработать и провести основные процедуры антикризисного плана представленные в таблице 49.

Таблица 49 - Основные процедуры антикризисного плана

 

Процедуры Содержание  
1. Координация управления 1. Процедуры отчетности малого бизнеса для обеспечения необходимой информации руководству для быстрого принятия решений. 2. Четкое разделение ответственности сотрудников и понимание своих обязанностей в кризисной ситуации. 3. Назначение, ответственных за идентификацию кризисов и антикризисное управление, а также за немедленное уведомление о проблемах
2. Сигналы раннего предупреждения Руководству малого бизнеса необходимо определить: 1. сигналы для идентификации приближающегося кризиса; 2. механизмы обеспечения постоянного мониторинга, 3. формы и сроки отчетности кризисных сигналов.
3. Резервная ликвидность 1. Принятие процедур для устранения дефицита денежных средств в кризисной ситуации. 2. Перечислить возможные ключевые источники наличных средств. 3. Ограничить доступ и использование наличности. 4. Оценить стоимость альтернативных сценариев финансирования и их воздействие на капитал  
4. Изменение в структуре активов и пассивов 1. Проанализировать возможные варианты изменения структуры активов и пассивов для разрешения кризисов. 2. Оценить степень воздействие рынков на малый бизнес 3. Оценить возможность снижения процентных ставок кредиторов и рефинансирование на долгосрочное кредитование
 
Окончание таблицы 49
5. Привлечение клиентов 1. Принять процедуры для определения приоритетов в отношениях с клиентами во время кризиса 2. Разработать меры привлечения клиентов (снижения цены, пересмотр ассортимента, предоставление бонусов, скидок, предоставление дополнительных сопутствующих услуг) 3. Определить возможные источники средств финансирования (заказ по предоплате за счет максимального снижения цены).
6. Планы по работе общественностью 1. Разработать управление связями с общественностью - реклама, призовые фонды, пропаганда, выставки. 2. Проанализировать политику конкурентов и других участников рынка, разработать проект возможного сотрудничества с ними.
7. Планы по работе с поставщиками 1. Оценить возможность получения товарных и сырьевых кредитов и увеличение срока оплаты задолженности. 2. Изыскать возможности принятия товара и сырья на реализацию и комиссию. 3. Проанализировать ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции.

 

На заключительном этапе разработки антикризисной стратегии реструктуризации осуществляется фиксация выбранных проектов и планирование мероприятий, обеспечивающих внедрение программы реформирования малого бизнеса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.