Исследование автором классификации контроля показало, что эта проблема рассматривалась многими ученными. «Важное условие рациональной организации контроля - разработка его научно обоснованной классификации...,множественность точек зрения по проблеме классификации контроля свидетельствует о ее сложности и синтетическом характере»[110]. Эта мысль и сегодня не потеряла своей актуальности.
Анализ теории и практики показывает, что классификации контроля весьма разнообразны и осуществляются по различным признакам:
1) по функциям управления (государственный контроль, аудит и общественный контроль);
2) по характеру контрольных функций и сфере их применения (правовой, экономический, производственно-технический);
3) по субъектам контрольной деятельности (вневедомственный, ведомственный);
4) по объектам контрольной деятельности (первичные документы, хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности и т.д.);
5) по источникам проверки (документальный и фактический контроль);
6) по способу организации осуществления контроля (ревизия, аудит, внутренний аудит, расследование, и т.д.) и др.
Ни одна из указанных классификаций не учитывает всего многообразия видов контроля и не отвечает принципам системности.
Некоторые авторы смешивают виды, формы, методы и основания классификации контроля. Так А.В. Румянцев в зависимости от субъекта предлагает выделять следующие виды контроля [111]:
- государственный;
- негосударственный;
- общественный;
- внутрихозяйственный;
- правовой;
- гражданский.
С такой позицией нельзя согласиться, так как автор фактически смешивает различные основания классификации контроля: по функциям управления, по характеру контрольных функций и по субъектам контрольной деятельности.
Другие ученые предлагают рассматривать контроль в широком и узком смысле слова. В первом случае в сферу контроля могут быть включены: бюджетно-финансовый, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью. При узком понимании каждый из перечисленных видов контроля может быть детально рассмотрен и регламентирован с учетом тех целей и задач, которые он призван выполнять.
Каждый из перечисленных подвидов государственного контроля регулируется специальным блоком законодательства и направлен на решение узких задач в обозначенной сфере.
Негосударственный контроль складывается из аудиторского и общественного контроля. В сфере негосударственного контроля деление на подвиды осуществляется весьма вариативно, что обусловлено многообразием и спецификой деятельности хозяйственных субъектов. Так, В.В. Ковалев подразделяет негосударственный контроль на:
- внутрифирменный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков за организациями;
- независимый аудиторский контроль[112].
На современные классификации оказывает влияние сложившаяся при плановой экономике практика контроля, нельзя не отметить необходимость выделения видов контроля по основополагающим признакам, которые раскрывают его первоначальную сущность и в современных условиях.
По результатам анализа научных и практических источников классификации контроля Майсигова Л.А. делает выводы что, экономический контроль должен осуществляться по ряду оснований:
- сплошной контроль - полная проверка всего необходимого массива информации для решения поставленной перед органами контроля задачи;
- выборочный контроль - проверка выбранной совокупности, на основе которой выносится суждение о генеральной совокупности. Такой подход применим только к независимой аудиторской проверке;
4) по сфере применения контрольных функций - правовой, производственный, технический, бухгалтерский и т.д.
5) по форме осуществления - внешний, внутренний.
6) по регламенту осуществления:
- обязательный контроль - регламентируемый государством;
- инициативный контроль - осуществляемый в добровольном порядке.
7) по времени осуществления - предварительный, текущий, последующий.
8) по методам проведения - ревизия, аудит, анализ, обследование, наблюдение и т.п[113].
На наш взгляд, ни одна из существующих классификаций не учитывает многообразия видов контроля и не отвечает принципу системности. Ученые и практики детально разрабатывают отдельные виды финансового контроля, руководствуясь различными критериями классификации при отсутствии единого видения всей системы контроля. В литературе встречаются рассуждения о экономическом контроле, называя его к концу исследования финансовым…
"В зависимости от научных и практических задач в основу классификации контроля могут быть положены различные критерии: природа субъектов контроля, их задачи, содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которых проводится контроль, юридические последствия контроля" [114].
По нашему мнению целесообразно классифицировать контроль из принципа общей классификации: класс – вид – подвид – группа – форма - признаки…
Такой подход, необходим с научной и практической точек зрения. Определяя классификацию контроля необходимо учитывать сферы человеческой деятельности, виды деятельности, структуру общественного строя, особенности законодательства, международные требования, обычаи и национальные особенности общества, сложившиеся традиции уровня управления и подчиненности. Классификация контроля представлена в таблице 53 (стр.252).
Класс контроля включает три огромные составляющие, охватывающие все сферы жизнедеятельности человека:
1. Экономический контроль.
2. Технико-методологический контроль.
3. Научно-Методологический контроль.
Для того чтобы определиться с видами контроля в экономической сфере деятельности человека, нам необходимо вспомнить науку об экономике и ее системе. Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Ксенофонт (445-355 до н.э.) составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием "Экономикс". Эту рукопись можно перевести как "Домострой", т.е. "искусство (законы) управления домашним хозяйством". Он писал, что экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Сам термин "политическая экономия" впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575-1622), который называется "Законы общественного хозяйства" ("Трактат политической экономии").
- плановость
( плановая, внезапная)
- процедуры проверки
(инвентаризация, осмотр, опрос, наблюдение, тестирование, экспертиза, аналитические процедуры и др.)
Правовой
Из экономической литературы известно, что в окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Экономическая система - связующее звено между природной и общественной системами.
Под экономической системой, в науке понимается реальная, национальная экономика, то есть экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хозяйствованиями. Все производственно-хозяйственные ячейки, все отрасли народного хозяйства прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.
Наукой определены основные составные части экономической системы:
1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические отношения;
3) социально-экономические отношения;
4) хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или общественный способ производства. Хозяйственный механизм - совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экономической политики.
По нашему мнению, на основании общепризнанных канонов в сфере экономики необходимо определить структуру сферы жизнедеятельности. Структура сферы экономики может иметь следующий вид:
1. Финансовые отношения.
2. Правовые отношения.
3. Отраслевые отношения.
4. Экологические отношения.
5. Социальные отношения.
В каждой структуре сферы экономики определены уровни управления, властвования.
Как надстройка над всеми процессами жизнедеятельности цивилизованного общества, находится государство, законно-устанавливающее, регулирующее и исполняющее, осуждающее.
Именно поэтому первой группой контроля мы выделяем - Государственный контроль. Наука о государстве и праве учит нас, что общество, как основа любого государства – «без общества не было бы и государство» - является также независимой и определяющей группой контроля.
В современных рыночных отношениях гражданского общества - именно общественный контроль, вторая группа, должен быть жестким и результативным над:
- недочетами законодательной базой;
- несостоятельностью финансовых основ общества;
- отраслевыми проблемами;
- экологическими бедами;
- социальным неравенствами.
Группа внешнего контроля определилась устройством экономико-правовых отношений. Субъекты, осуществляющие как предпринимательскую, так и не связанную с извлечением прибыли деятельность, общественную и политическую деятельность являются элементом экономической системы. Все элементы экономики:
- регистрируют организационно-правовые отношения (административное, налоговое и гражданское право);
- работают с кредитными организациями (банковской системе, кредиторы);
- осуществляют деятельность, за которую начисляется заработная плата, и отчисляются налоговые отчисления (налоговые органы, пенсионные фонды);
- покупают, заказывают, производят, оказывают услуги, реализовывают, занимаются благотворительностью, общественной работой, политикой и т.д.
Внешними проверяющими могут быть: кредиторы, банки, поставщики – кредиторы, независимые аудиторы, цели которых отличаются от государственных и общественных контролеров.
Четвертая группа – внутренний контроль – определена законодательно – руководство или собственники экономического субъекта обязаны организовывать систему внутреннего контроля, так как несут ответственность за законность осуществляемых операций.
Определенные в классификации группы контроля - государственный, общественный, внешний, внутренний – также осуществляют контроль в технико-методологической и научно-методологической сферах жизнедеятельности.
В царской и советской России многие годы ревизия и анализ были основной формой контроля.
Ревизия актуально и в современной рыночной экономике со специфическими приемами и методами. Ревизия - это форма контрольного мероприятия, применяемая для углубленного и расширенного охвата объекта контроля. Отличительной чертой ревизии является то, что при проверке объекта используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы основываются на документально достоверных обстоятельствах.
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
Значительно расширились в свете требований рыночного хозяйствования приемы и методы анализа.
Анализ позволяет сформировать всю необходимую деловую информацию: маркетинговый анализ - о рынках, производственный анализ - о состоянии производства и имущества, анализ финансовой политики - о расходах и доходах по основным центрам хозяйственной ответственности, о финансовых обязательствах, доходности и движении капитала, финансовой производительности и т.п. Комплексный анализ обеспечивает информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех его уровнях. Поэтому знание методологии анализа и умение его применять при исследовании различных сторон хозяйственной деятельности коммерческой организации являются одним из важнейших элементов профессионализма менеджеров.
В России в 1993 году, международные требования экономических взаимосвязей определили новую форму контроля – аудит. С 1993 года аудиторская деятельность регулировалась Временными Правилами «Об аудиторской деятельности» утвержденными Президентом РФ Б.Н.Ельциным и Правилами (Стандартами) Об аудиторской деятельности.
В 2001 году был принят Федеральный Закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) "Об аудиторской деятельности" и Постановлением Правительства РФ утверждены Федеральные Правила (Стандарты)
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)[115].
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющая пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Группа государственных контролеров – налоговые проверки, таможенные, административные, - также выделила свою специфическую форму проверки, со специфическими целями, приемами и методами.
Так, Е.В. Поролло трактует налоговый контроль с двух точек зрения: "...Во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства..."[116]
А.В. Брызгалин определяет налоговый контроль как специализированный надведомственный государственный контроль[117].
По нашему мнению налоговый контроль, таможенный контроль, российский потребительский надзор и другие, имеет сложную системную природу и может быть отнесен к подвидам государственного контроля, как специфические проверки
Признаки контроля классификации определяются нормативно-правовой законодательной базой – Федеральными Правилами (стандартами) Аудиторской деятельности Утвержденные Правительством РФ от 23.09.2002 N 696, Международные Правила Стандарты, Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении положения о Федеральной Службе Финансово-Бюджетного Надзора", а также научно-методическим разработками и достижениями науки и практики.
Предложенная нами классификация открыта для доработок и поправок.
Это обуславливается многими составляющими:
Во-первых, активным темпом процессов жизнедеятельности человечества.
Во-вторых, достижением науки и технического прогресса.
В-третьих, изменением этических ценностей общества.
В-четвертых, направленностью политических взглядов и многими другими аспектами.