Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические подходы к классификации видов и групп контроля в России



Исследование автором классификации контроля показало, что эта проблема рассматривалась многими ученными. «Важное условие рациональной организации контроля - разработка его научно обоснованной классификации...,множественность точек зрения по проблеме классификации контроля свидетельствует о ее сложности и синтетическом характере»[110]. Эта мысль и сегодня не потеряла своей актуальности.

Анализ теории и практики показывает, что классификации контроля весьма разнообразны и осуществляются по различным признакам:

1) по функциям управления (государственный контроль, аудит и общественный контроль);

2) по характеру контрольных функций и сфере их применения (правовой, экономический, производственно-технический);

3) по субъектам контрольной деятельности (вневедомственный, ведомственный);

4) по объектам контрольной деятельности (первичные документы, хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности и т.д.);

5) по источникам проверки (документальный и фактический контроль);

6) по способу организации осуществления контроля (ревизия, аудит, внутренний аудит, расследование, и т.д.) и др.

Ни одна из указанных классификаций не учитывает всего многообразия видов контроля и не отвечает принципам системности.

Некоторые авторы смешивают виды, формы, методы и основания классификации контроля. Так А.В. Румянцев в зависимости от субъекта предлагает выделять следующие виды контроля [111]:

- государственный;

- негосударственный;

- общественный;

- внутрихозяйственный;

- правовой;

- гражданский.

С такой позицией нельзя согласиться, так как автор фактически смешивает различные основания классификации контроля: по функциям управления, по характеру контрольных функций и по субъектам контрольной деятельности.

Другие ученые предлагают рассматривать контроль в широком и узком смысле слова. В первом случае в сферу контроля могут быть включены: бюджетно-финансовый, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью. При узком понимании каждый из перечисленных видов контроля может быть детально рассмотрен и регламентирован с учетом тех целей и задач, которые он призван выполнять.

Каждый из перечисленных подвидов государственного контроля регулируется специальным блоком законодательства и направлен на решение узких задач в обозначенной сфере.

Негосударственный контроль складывается из аудиторского и общественного контроля. В сфере негосударственного контроля деление на подвиды осуществляется весьма вариативно, что обусловлено многообразием и спецификой деятельности хозяйственных субъектов. Так, В.В. Ковалев подразделяет негосударственный контроль на:

- внутрифирменный контроль;

- контроль со стороны коммерческих банков за организациями;

- независимый аудиторский контроль[112].

На современные классификации оказывает влияние сложившаяся при плановой экономике практика контроля, нельзя не отметить необходимость выделения видов контроля по основополагающим признакам, которые раскрывают его первоначальную сущность и в современных условиях.

По результатам анализа научных и практических источников классификации контроля Майсигова Л.А. делает выводы что, экономический контроль должен осуществляться по ряду оснований:

1) по уровням управления:

- макроуровень - государственный, аудиторский;

- микроуровень - внутрихозяйственный.

2) по степени независимости:

- зависимый - государственный, внутрихозяйственный;

- независимый - аудиторский, общественный.

3) по уровню охвата:

- сплошной контроль - полная проверка всего необходимого массива информации для решения поставленной перед органами контроля задачи;

- выборочный контроль - проверка выбранной совокупности, на основе которой выносится суждение о генеральной совокупности. Такой подход применим только к независимой аудиторской проверке;

4) по сфере применения контрольных функций - правовой, производственный, технический, бухгалтерский и т.д.

5) по форме осуществления - внешний, внутренний.

6) по регламенту осуществления:

- обязательный контроль - регламентируемый государством;

- инициативный контроль - осуществляемый в добровольном порядке.

7) по времени осуществления - предварительный, текущий, последующий.

8) по методам проведения - ревизия, аудит, анализ, обследование, наблюдение и т.п[113].

На наш взгляд, ни одна из существующих классификаций не учитывает многообразия видов контроля и не отвечает принципу системности. Ученые и практики детально разрабатывают отдельные виды финансового контроля, руководствуясь различными критериями классификации при отсутствии единого видения всей системы контроля. В литературе встречаются рассуждения о экономическом контроле, называя его к концу исследования финансовым…

"В зависимости от научных и практических задач в основу классификации контроля могут быть положены различные критерии: природа субъектов контроля, их задачи, содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которых проводится контроль, юридические последствия контроля" [114].

По нашему мнению целесообразно классифицировать контроль из принципа общей классификации: класс – вид – подвид – группа – форма - признаки…

Такой подход, необходим с научной и практической точек зрения. Определяя классификацию контроля необходимо учитывать сферы человеческой деятельности, виды деятельности, структуру общественного строя, особенности законодательства, международные требования, обычаи и национальные особенности общества, сложившиеся традиции уровня управления и подчиненности. Классификация контроля представлена в таблице 53 (стр.252).

Класс контроля включает три огромные составляющие, охватывающие все сферы жизнедеятельности человека:

1. Экономический контроль.

2. Технико-методологический контроль.

3. Научно-Методологический контроль.

Для того чтобы определиться с видами контроля в экономической сфере деятельности человека, нам необходимо вспомнить науку об экономике и ее системе. Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Ксенофонт (445-355 до н.э.) составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием "Экономикс". Эту рукопись можно перевести как "Домострой", т.е. "искусство (законы) управления домашним хозяйством". Он писал, что экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Сам термин "политическая экономия" впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575-1622), который называется "Законы общественного хозяйства" ("Трактат политической экономии").


Таблица 53 - Классификация контроля в России

 

Класс контроля (сфера деятельности) Вид контроля (структура сферы деятельности) Группа контроля (уровень контроля) Форма контроля Признаки контроля
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Финансовый   1.Государственный 2.Общественный 3.Внешний 4.Внутренний … 1.Аудит 2.Ревизия 3.Управленческий анализ 4.Специализи-рованная проверка 1. ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ - тематический; - комплексный.   2. ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - операционный; - системный  
Правовой
Отраслевой
Экологический
Социологический
  3. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ
ТЕХНИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Технологический 1.Государственный 2.Общественный 3.Внешний 4.Внутренний 1.Аудит 2.Ревизия 3.Анализ 4.Специализи-рованная проверка - предварительный; -текущий; - последующий; - прогнозный.   4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ - уровень охвата
Правовой
Экологический
   
  (сплошной, выборочный)
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Научно-профильный 1.Государственный 2.Общественный 3.Внешний 4.Внутренний 1.Ревизия 2.Анализ 3.Специализи-рованная проверка - плановость ( плановая, внезапная) - процедуры проверки (инвентаризация, осмотр, опрос, наблюдение, тестирование, экспертиза, аналитические процедуры и др.)
Правовой  
   

Из экономической литературы известно, что в окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и обще­ство. Экономическая система - связующее звено между природной и общественной системами.

Под экономической системой, в науке понимается реальная, национальная экономика, то есть экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семей­ными хозяйствованиями. Все производственно-хозяйственные ячейки, все отрасли народного хозяйства прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.

Наукой определены основные составные части экономической системы:

1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;

2) технико-экономические отношения;

3) социально-экономические отношения;

4) хозяйственный механизм.

Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или общественный способ производства. Хозяйственный механизм - совокуп­ность технико-экономических, социально-экономических, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экономической политики.

По нашему мнению, на основании общепризнанных канонов в сфере экономики необходимо определить структуру сферы жизнедеятельности. Структура сферы экономики может иметь следующий вид:

1. Финансовые отношения.

2. Правовые отношения.

3. Отраслевые отношения.

4. Экологические отношения.

5. Социальные отношения.

В каждой структуре сферы экономики определены уровни управления, властвования.

Как надстройка над всеми процессами жизнедеятельности цивилизованного общества, находится государство, законно-устанавливающее, регулирующее и исполняющее, осуждающее.

Именно поэтому первой группой контроля мы выделяем - Государственный контроль. Наука о государстве и праве учит нас, что общество, как основа любого государства – «без общества не было бы и государство» - является также независимой и определяющей группой контроля.

В современных рыночных отношениях гражданского общества - именно общественный контроль, вторая группа, должен быть жестким и результативным над:

- недочетами законодательной базой;

- несостоятельностью финансовых основ общества;

- отраслевыми проблемами;

- экологическими бедами;

- социальным неравенствами.

Группа внешнего контроля определилась устройством экономико-правовых отношений. Субъекты, осуществляющие как предпринимательскую, так и не связанную с извлечением прибыли деятельность, общественную и политическую деятельность являются элементом экономической системы. Все элементы экономики:

- регистрируют организационно-правовые отношения (административное, налоговое и гражданское право);

- работают с кредитными организациями (банковской системе, кредиторы);

- осуществляют деятельность, за которую начисляется заработная плата, и отчисляются налоговые отчисления (налоговые органы, пенсионные фонды);

- покупают, заказывают, производят, оказывают услуги, реализовывают, занимаются благотворительностью, общественной работой, политикой и т.д.

Внешними проверяющими могут быть: кредиторы, банки, поставщики – кредиторы, независимые аудиторы, цели которых отличаются от государственных и общественных контролеров.

Четвертая группа – внутренний контроль – определена законодательно – руководство или собственники экономического субъекта обязаны организовывать систему внутреннего контроля, так как несут ответственность за законность осуществляемых операций.

Определенные в классификации группы контроля - государственный, общественный, внешний, внутренний – также осуществляют контроль в технико-методологической и научно-методологической сферах жизнедеятельности.

В царской и советской России многие годы ревизия и анализ были основной формой контроля.

Ревизия актуально и в современной рыночной экономике со специфическими приемами и методами. Ревизия - это форма контрольного мероприятия, применяемая для углубленного и расширенного охвата объекта контроля. Отличительной чертой ревизии является то, что при проверке объекта используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы основываются на документально достоверных обстоятельствах.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Значительно расширились в свете требований рыночного хозяйствования приемы и методы анализа.

Анализ позволяет сформировать всю необходимую деловую информацию: маркетинговый анализ - о рынках, производственный анализ - о состоянии производства и имущества, анализ финансовой политики - о расходах и доходах по основным центрам хозяйственной ответственности, о финансовых обязательствах, доходности и движении капитала, финансовой производительности и т.п. Комплексный анализ обеспечивает информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех его уровнях. Поэтому знание методологии анализа и умение его применять при исследовании различных сторон хозяйственной деятельности коммерческой организации являются одним из важнейших элементов профессионализма менеджеров.

В России в 1993 году, международные требования экономических взаимосвязей определили новую форму контроля – аудит. С 1993 года аудиторская деятельность регулировалась Временными Правилами «Об аудиторской деятельности» утвержденными Президентом РФ Б.Н.Ельциным и Правилами (Стандартами) Об аудиторской деятельности.

В 2001 году был принят Федеральный Закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006) "Об аудиторской деятельности" и Постановлением Правительства РФ утверждены Федеральные Правила (Стандарты)

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)[115].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющая пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Группа государственных контролеров – налоговые проверки, таможенные, административные, - также выделила свою специфическую форму проверки, со специфическими целями, приемами и методами.

Так, Е.В. Поролло трактует налоговый контроль с двух точек зрения: "...Во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства..."[116]

А.В. Брызгалин определяет налоговый контроль как специализированный надведомственный государственный контроль[117].

По нашему мнению налоговый контроль, таможенный контроль, российский потребительский надзор и другие, имеет сложную системную природу и может быть отнесен к подвидам государственного контроля, как специфические проверки

Признаки контроля классификации определяются нормативно-правовой законодательной базой – Федеральными Правилами (стандартами) Аудиторской деятельности Утвержденные Правительством РФ от 23.09.2002 N 696, Международные Правила Стандарты, Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении положения о Федеральной Службе Финансово-Бюджетного Надзора", а также научно-методическим разработками и достижениями науки и практики.

Предложенная нами классификация открыта для доработок и поправок.

Это обуславливается многими составляющими:

Во-первых, активным темпом процессов жизнедеятельности человечества.

Во-вторых, достижением науки и технического прогресса.

В-третьих, изменением этических ценностей общества.

В-четвертых, направленностью политических взглядов и многими другими аспектами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.