Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технология проведения внутреннего аудита в субъектах малого предпринимательства



 

Целесообразность функционирования внутреннего аудита оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем. Показателем качества внутреннего аудита являются организация, значимость, компетентность, профессионализм, функциональность и эффективность аудирования.

Экономическая эффективность определяется наличием разработанной технологии проверки. Методические действия внутренних аудиторов позволят по этапам выявить и предупредить нарушения, своевременно внести изменения в налоговые расчеты, применить налоговые льготы, оптимизировать учетную политику, значительно сократить штрафы налоговых и административных санкций.

Технология проведения внутреннего аудита должна определяться документами регламентирующие положение службы внутреннего аудита в субъектах малого бизнеса. Данный документ может иметь определенную структуру.

1. Положение об отделе (службе) внутреннего аудита определяет обособленное место внутреннего аудита в системе управления предприятием, его цели и задачи, ответственность и взаимоотношения с другими функциональными службами предприятия. Основной принцип деятельности внутреннего аудита - независимость - определен четким установлением прав, обязанностей и ответственности, подотчетностью и подчиненностью только руководителю предприятия.

2. Должностные инструкции специалистов службы внутреннего аудита регламентируют права, обязанности и ответственность специалистов отдела (службы), а также их квалификационные требования.

3. Календарные и индивидуальные планы содержащие виды работ службы внутреннего аудита в целом и его специалистов.

4. Инструкции о проведении внутренних аудиторских проверок, включающие систему приемов и процедур проверки обоснованности и законности, полноты и своевременности, достоверности и реальности операции.

5. В целях повышения качества внутреннего аудита субъект малого бизнеса должен с учетом особенностей его бизнеса разработать и утвердить правило (стандарт), которое включает в себя следующие нормы:

-положение, обеспечивающее соблюдение требований законодательства;

-положение по соответствию фактической деятельности предприятия положениям учредительных документов или свидетельства о предпринимательстве;

-нормы, правила, руководства по процедурам внутреннего аудита;

-методические рекомендации по процессу внутреннего аудита и получению аудиторских доказательств;

-критерии определения полноты информационного обеспечения по каждому виду внутреннего аудирования;

-методические рекомендации по использованию нормативно - правовых актов, введению и применению внутрихозяйственных регламентов;

-методические рекомендации по реализации результатов аудиторской проверки внутреннего аудита и внедрению решений и предложений руководству предприятия;

-положения об отчетах внутренних аудиторов о проведенных проверках, консультациях и выданных рекомендациях.

Порядок проведения внутреннего аудита раскрывает технологический аспект процесса аудирования всех этапов работ представленный таблицей 57 (стр. 291).

 

 

Таблица 57 - Технология проведения внутреннего аудита в субъектах малого предпринимательства

Этапы работы Содержание Источники информации Служебные документы, составляемые на данном этапе аудирования
1.Подготовка проведения внутренней аудиторской проверки Установление основных параметров состояния и деятельности малого бизнеса, качественная оценка факторов влияние на него. Оценка системы внутреннего контроля. Первичные документы, отчеты материально-ответственных лиц, информация руководителя и специалистов. Служебная записка руководителю о состоянии учета, экономической работы и других направлений деятельности малого бизнеса в соответствии требованиям нормативно-правовым актам и внутренним регламентам.
2.Информационное обеспечение Определение состава документов правового, экономического, организационно-технологического обеспечения. Разработка реестра законов и нормативных актов. Законодательные и нормативные акты, внутренние правила и распорядки, внутрихозяйственные регламенты. Составление реестра законов и нормативных актов. Формулировка предложений по плану и порядку проведения работы.
3. Описание плана проведения работы Получение необходимой информации по задачам проверки. Определение состава рабочих документов (рабочая тетрадь, бланки тестов, вопросник) Первичные документы, сводные регистры, внутренняя и внешняя отчетности.   Общий план внутреннего аудита в соответствии с задачами проверки., достаточные для ее выполнения
4. Составление программ внутреннего аудита для каждой задачи работы. Составление календарного графика работ и распределение обязанностей. Определение уровня существенности. Оценка внутреннего аудиторского риска. Выбор методик внутреннего аудита (выборка, определение уровня ошибки) Определение состава рабочих документов Состав первичных документов, отчетностей Программы внутреннего аудита в соответствии с задачами общего плана
5. Сбор аудиторских доказательств и их оценка. Определение методов выполнения работы по каждой задаче. Получение необходимой информации и ее систематизация. Первичная документация, регистры, финансовая (бухгалтерская) отчетность. Перечень процедур для получения аудиторских доказательств, достаточных для формирования мнения внутреннего аудитора.
 
Окончание таблицы 57
6. Анализ и оценка аудиторских доказательств. Сбор дополнительной информации при выявлении существенных искажений в учете и отчетности. Получение дополнительной информации и ее систематизация. Первичная документация, регистры, финансовая (бухгалтерская) отчетность. Перечень дополнительных процедур для снижения внутреннего аудиторского риска, достаточных для формирования мнения внутреннего аудитора.
7. Обсуждение предварительных отчетов (заключений), предложений с руководством, специалистами отделов, работниками структурных подразделений. Представление предварительных отчетов (заключений) и предложений. Получение дополнительной информации, для обоснования выводов и предложений Аудиторские доказательства полученные в ходе внутренней аудиторской проверки. Рабочие документы внутреннего аудитора. Аудиторские свидетельства требующие дополнительной информации. Корректировка хода работы, обоснование предложений и рекомендаций.
8.Подготовка отчета (заключения) и предложений внутреннего аудитора. Систематизация аудиторских выводов по задачам, формулировка обобщающих заключений и предложений. Свидетельства по процедурам проверки, протокол обсуждения предварительных заключений, предложения и замечания аудитора. Отчет (заключение) о результатах работы внутреннего аудитора, справки к отчету подписанные специалистами субъекта малого бизнеса.
9. Внедрение решений, предложений по результатам проверки Подготовка приказов и распоряжений в соответствии с программой устранения нарушений в работе субъекта малого бизнеса. Отчет (заключение) аудитора о результатах проверки, служебные записки. Приказы и распоряжения администрации о: -устранении выявленных нарушений в системе внутреннего контроля; -разработке мер по предотвращению нарушений и искажений; -усилении внутрихозяйственного контроля.
10. Анализ и оценка действенности мер по выявлению и предотвращению нарушений и искажений в системе внутреннего контроля и учета. Составление отчета о действенности мер внутреннего контроля и учета разработанных по результатам проверки. Приказы и распоряжения администрации по результатам внутреннего аудита. Отчет (заключение) аудитора. Отчет о действенности мер внутреннего контроля и учета разработанных по результатам проверки.

На первом этапе идет подготовка проведения внутренней аудиторской проверки, где устанавливаются основные параметры состояния и деятельности малого бизнеса, качественная оценка факторов влияние на него. Оценивается система внутреннего контроля.

На втором этапе подготавливается информационное обеспечение аудита. Определяется состав документов правового, экономического, организационно-технологического обеспечения, формируется реестр законов и нормативных актов, регулирующий бизнес-процессы малого бизнеса.

Планирование — третий этап проведения аудита — состоит в разработке общего планааудита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторскойпрограммы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о проверяемом объекте.

Внутренний аудитор осуществляет проверку на основе действующей на предприятии учетной политики. Источниками получения информации о предприятии, его структурных подразделениях и филиалах являются:

· положение о структурном подразделении, филиале, должностные инструкции и трудовые контракты работников подразделения;

· протоколы заседаний совета директоров и других аналогичных органов управления предприятия;

· статистическая, бухгалтерская, внутрифирменная отчетность и оперативные сведения о выполнении заданий и договоров предприятием, подразделением и филиалом;

· внутрифирменные инструкции, методические пособия, график документооборота и другие документы, регламентирующие производственную деятельность и организационную структуру предприятия, подразделения и филиала;

· материалы служебных расследований, акты рекламаций, судебные и арбитражные документы;

· визуальный осмотр помещений предприятия, подразделения и филиала.

Ежегодно, до наступления отчетного года, работники службы внутреннего аудита составляют общий план аудиторских проверок, ревизий, инвентаризаций.

В общем плане внутреннего аудита рекомендуется предусмотреть:

· формирование аудиторской группы, её численность, включая специалистов других подразделений, привлекаемых к проведению аудита;

· распределение проверяющих в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

· инструктирование всех членов группы об их обязанностях и правах, доведение информации о проверяемом объекте;

· ведение рабочей документации;

· документальное оформление проведенной работы и порядок её согласования с должностными лицами проверяемого объекта.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

Четвертый этап технологии внутреннего аудита заключается в подготовке программы аудита. Программа аудита - это совокупность методов и приемов внутреннего аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

По каждому разделу аудиторской программы формируются документально подтвержденные выводы, которые и являются основанием для формирования мнения аудитора и представления его в отчете внутреннего аудитора.

При наличии структурных подразделений составляется План-график проверок филиалов.

Перед проведением проверки следует определить объем аудиторской выборки (оценочно, по аналогии с прошлыми проверками, либо статистическими методами, основанными на вероятности появления ошибок), также необходимо ознакомиться с имеющимися аудиторскими документами на проверяемое управление.

Как известно эффективность деятельности хозяйствующего субъекта во многом зависит от уровня автоматизации бухгалтерского учета организации. В настоящее время широко применяются компьютерные технологии, офисные программы (MS Word, MS Excel и др.), программы по бухгалтерскому учету (1С:Предприятие 7.7, 1С:Предприятие 8.0, Инфобухгалтер 8.0).

Появление ошибок искажающих показатели деятельности малого бизнеса возникает в области использования систем компьютерной обработки данных, с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников.

Появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

В этой связи внутренние аудиторы обязаны осуществлять оценку состояния внутреннего контроля в системе компьютерной обработке данных (КОД).

Проверка надежности системы КОД включает несколько этапов:

- составление программы проверки;

- тестирование состояния системы внутреннего контроля;

- проведение аудиторских процедур;

-разработка предложений по устранению недостатков, выявленных в процессе проведения аудита.

Программа проверки системы компьютерной обработки данных позволит определить перечень процедур и возможные нарушения.

Внутренним аудиторам необходимо разработать мероприятия и рекомендации по устранению недостатков системы КОД (приложение 1).

 

На основании плана работ аудитор составляет программу проверки, в которой определяется: цель аудита; основные участки учета, подлежащие проверке; характер и методы проверки (сплошной или выборочный, фактический или документальный); сроки выполнения работ; форма отчетности и порядок оформления результатов проверки.

Программы внутреннего аудита могут составляться по блокам представленным в приложении 2.

В систему управления продажами товара входит: политика продаж организации и аудиторские процедуры продаж. Применительно к системе продаж товара задачами внутренних аудиторов, автор считает:

- оценка эффективности политики продаж организации;

- оценка эффективности и целесообразности процедур внутреннего контроля над продажами.

В аудиторской оценки эффективности управления продажами необходимо выделить объект аудирования, критерии эффективности состояния или функционирования объекта аудирования и методику сбора доказательств.

На пятом этапе технологии внутреннего аудита – сбор аудиторских доказательств и их оценка – определяются методы выполнения работы по каждой задаче, приобретается необходимая информации и осуществляется ее систематизация.

Методы внутреннего аудита представляют собой совокупность финансовых, экономических, организационных, оперативно-технических и фактических способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности малого бизнеса.

Цель применения методов внутреннего аудита - изучение состояния экономики и финансов хозяйствующего субъекта, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств, обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, а также их оформления первичными документами, служащими основанием для отражения в бухгалтерском учете.

В отличие от внешнего аудита, носящего, как правило, официальный характер и проводимого уже по оформленной финансовой отчетности, внутренний аудит на предприятии может носить как плановый, так и внезапный характер. Для внутреннего аудита характерны все три этапа контроля: предварительный — до совершения хозяйственных операции; текущий — во время осуществления хозяйственных операций и последующий — после их совершения.

Для получения аудиторских доказательств при проведении внутреннего аудита используются приемы: фактического контроля (сплошная и выборочная инвентаризация, осмотр, обследование, контрольные обмеры, контрольный запуск сырья, экспертиза и лабораторные анализы); документального контроля с применением юридической проверки и аналитических процедур; наблюдение; сравнение и сопоставление; встречные проверки; обзор неопределенных обязательств; подтверждение; опрос; проверка механической прочности; аудиторская выборка и другие (таблица 58).

Таблица 58 – Методы внутреннего аудитора

№ п/п Метод внутреннего аудита Процедуры метода Способ документального оформления
Инвентаризация Физическая проверка – осмотр и подсчет, а также инвентаризация расчетов и обязательств и других статей баланса, с целью проверки их наличия и сохранности, установление их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. Акт инвентаризации
Осмотр   Непосредственное изучение компетентным человеком определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной системе те или иные конкретные функции.   Акт осмотра
Обследование Выявление дополнительных особенностях объекта учета. 1)Акт обследования; 2)Протокол обследования.  
 
Окончание таблицы 58
Контрольный обмер Определяет фактически выполненный объем строительных или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом и правильность их оплаты. 1) Акт контрольного обмера; 2) Ведомость перерасчета.
Контрольные запуски сырья и материалов В производстве выявляет недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрывает каналы создания неучтенных излишков незавершенного производства и готовой продукции за счет применения завышенных норм расхода сырья, необоснованного списания сверхнормативных потерь, изменения технологического режима. Промежуточный акт
Экспертиза Исследование специалистом каких-либо вопросов (проверка подлинности документов, денежных знаков, ценных бумаг), решение которых требует специальных познаний в соответствующей области. Заключением эксперта
Лабораторный анализ Применяется для выявления необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в стационарных условиях. Заключение лабораторного анализа
Встречная проверка Сопоставление записей в учетных регистрах проверки документов путем сравнения их с другими документами или их копиями, находящимися в распоряжении третьих лиц. Акт встречной проверки
Аудиторская выборка Статистический метод, заключающийся в отборе данных из проверяемой совокупности по определенному интервалу, признаку или носит случайный характер. Рабочий документ внутреннего аудитора
Аналитические процедуры Состоят в выявлении, анализе, оценке и проверке по существу соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности предприятия и определении их взаимной причинно-следственной связи. Рабочий документ внутреннего аудитора

При проведении внутреннего аудита широко используется инвентаризация ценностей – физическая проверка – осмотр и подсчет аудитором материальных активов (производственных запасов, денежных средств, основных фондов и пр.), а также инвентаризация расчетов и обязательств и других статей баланса, с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. Документация по инвентаризации:

· Приказ о проведении инвентаризации;

· Инвентаризационные описи;

· Акты инвентаризации;

· Сличительные ведомости.

Осмотр представляет собой непосредственное изучение компетентным человеком определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной системе те или иные конкретные функции, а также, если это потребовалось, фиксацию важной информации об особенностях осмотренных объектов.

Обследование – это непосредственное изучение компетентными работниками определенных объектов хозяйственной системы. Однако при обследовании чаще осуществляется документирование важной информации об их выявленных дополнительных особенностях. Это могут быть акты, протоколы и другая подобная документация.

Контрольный обмер определяет фактически выполненный объем строительных или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом и правильность их оплаты. По результатам контрольного обмера составляется акт и ведомость перерасчета.

Контрольные запуски сырья и материалов в производство позволяют выявить недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть каналы создания неучтенных излишков незавершенного производства и готовой продукции за счет применения завышенных норм расхода сырья, необоснованного списания сверхнормативных потерь, изменения технологического режима, искажения качественных характеристик продукции. Результаты контрольного запуска сырья и материалов оформляются промежуточным актом.

Экспертиза – это исследование специалистом каких-либо вопросов (проверка подлинности документов, денежных знаков, ценных бумаг), решение которых требует специальных познаний в соответствующей области, с предоставлением мотивированного заключения. Результаты эксперта оформляются заключением эксперта.

Лабораторный анализ применяется для выявления необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в стационарных условиях (в лаборатории).

Встречная проверка проводится для сопоставления записей в учетных регистрах проверки документов путем сравнения их с другими документами или их копиями, находящимися в распоряжении третьих лиц. Цель – подтвердить правильность отражения хозяйственных операций.

При операционном внутреннем аудите, который аудирует в короткие сроки большое количество информации, целесообразно применять аудиторскую выборку. Аудиторская выборка – это статистический метод, заключающийся в отборе данных из проверяемой совокупности по определенному интервалу, признаку или носит случайный характер.

Аналитические процедуры, играющие основополагающую роль при получении аудиторских доказательств в ходе внутреннего аудита, состоят в выявлении, анализе, оценке и проверке по существу соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности предприятия и определении их взаимной причинно-следственной связи. Основная цель аналитических процедур — поиск и выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов хозяйственной деятельности, определяющих результаты хозяйственной деятельности и области потенциального риска.

На этапе сбора и оценки аудиторских доказательств, проведение внутреннего аудита осуществляется в следующих направлениях: 1) оценка состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля; 2) проведение проверки структурных подразделений в малом бизнесе.

Внутреннему аудиту подлежат операции с наличными денежными средствами, операции на счетах в банке, внешние расчеты, включая расчеты с головной организацией, расчеты по заработной плате, операции с имуществом филиала. Особе внимание необходимо уделить проверке затрат, включаемых в себестоимость продукции, и выручки от реализации продукции, финансовых результатов, правильности начисления налогов. Процесс сбора внутренних аудиторских доказательств определяется методикой представленной в таблице 59.

Таблица 59 - Методика проведения внутреннего аудита в малом бизнесе

№ п/п Направление внутреннего аудита Цель исследования
1. Оценка действующей системы учетов (бухгалтерского, налогового, управленческого) и состояние системы внутреннего контроля   1. Соответствие системы бухгалтерского учета учетной политикой (бухгалтерской, налоговой, управленческой), 2. Оценка организации работы бухгалтерии 3. Оценка состояния документооборота 4. Определение рациональной формы ведения учета 5. Определение степени автоматизации учетов. 6. Оценка системы внутреннего контроля. 7. Анализ средств контроля (арифметическая проверка записей, сверка расчетов, проверка правильности документооборота и наличия разрешительных подписей руководителей, проведения инвентаризаций и т.д.) 8. Оценка полученных доказательств.
2. Внутренний аудит операций с наличными денежными средствами   1. Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций (кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера). 2. Инвентаризация наличия денежных средств. 3. Проверка правильности заполнения первичных документов и ведения учетных регистров. 4. Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств и правильности отражения расходов. 5. Проверка соблюдения лимита кассы. 6. Применение контрольно-кассовой техники при расчетах наличными денежными средствами. 7. Проверка соблюдения лимита наличных расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по одному договору. 8. Оценка полученных доказательств на достаточность.
 
Продолжение таблицы 59
3. Внутренний аудит операций на счетах в банке   1. Установление количества расчетных и других счетов в банках и наличия банковских выписок по всем счетам; 2. Проверка непрерывности информации (начальное сальдо выписки - соответствует конечному сальдо предыдущей); 3. Проверка наличия первичных документов, подтверждающих банковские операции; 4. Ведение книги регистрации платежных поручений; 5. Получение наличных денег в банке, полнота их оприходования в кассу, хранение чековой книжки; 6. Правильность бухгалтерских проводок по банковским операциям; 7. Общий вывод о значимости ошибок и их влиянии на достоверность учета и отчетности; 8. Оценка полученных доказательств на достаточность для формирования выводов внутреннего аудита.
4. Внутренний аудит внешних расчетов   1. Выявление видов расчетов; 2. Наличие задолженности и реальность её погашения, а также лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности; 3. Порядок списания долга, нереального для взыскания; 4. Обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям, выставляемым проверяемой организацией; 5. Правильность бухгалтерских проводок; 6. Правильность ведения аналитического учета расчетов; 7. Общий вывод о значимости ошибок в учете расчетов и их влиянии на достоверность учета и отчетности; 8. Оценка полученных доказательств на достаточность для формирования выводов внутреннего аудита.  
5. Внутренний аудит расчетов по заработной плате   1. Наличие и правильность оформления штатного расписания; 2. Соответствие фактически установленных должностных окладов утвержденному штатному расписанию; 3. Оформление табеля учета рабочего времени и лицевых счетов по начислению заработной платы; 4. Выборочная проверка начисления заработной платы и всех видов доплат; 5. Общий вывод о наличии ошибок, их значимости и влиянии на достоверность учета и отчетности; 6. Оценка полученных доказательств на достаточность для формирования выводов внутреннего аудита.
   
Продолжение таблицы 59
6. Внутренний аудит операций с основными средствами   1. Обеспечение сохранности ОС, назначение приказом руководителя материально-ответственных лиц, наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности, заключенных с ними; 2. Своевременность проведения инвентаризации ОС в течение последних двух-трех лет; 3. Правильность классификации ОС на производственные и непроизводственные, собственные и арендованные, находящиеся в производстве, в запасе и на консервации; 4. Проверка правильности отнесения объекта к ОС; 5. Ведение аналитического учета ОС; 6. Проверка правильности оценки и переоценки ОС; 7. Проверка правильности документального оформления и учета поступления ОС; 8. Проверка правильности начисления и отнесения на затраты износа ОС; 9. Проверка правильности отражения в учете выбытия ОС, налогообложение выбытия ОС; 10. Общий вывод о значимости ошибок в учете ОС и их влиянии на достоверность учета и отчетности; 11. Оценка полученных доказательств на достаточность для формирования выводов внутреннего аудита.    
7. Внутренний аудит операций с нематериальными активами   1. Проверка правильности отнесения объекта кНМА; 2. Ведение аналитического учета НМА; 3. Проверка правильности документального оформления и учета поступления НМА; 4. Проверка правильности начисления амортизации НМА; 5. Проверка правильности отражения в учете выбытия НМА,налогообложение выбытия НМА; 6. Оценка состояния учета НМАи отчетности по ним, анализ их использования; 7. Общий вывод о значимости ошибок в учете НМАи их влияние на достоверность учета и отчетности; 8. Оценка полученных доказательств на достаточность.  
   
Окончание таблицы 59
8. Внутренний аудит сохранности учета производственных запасов   1. Наличие приказа о назначении материально ответственных лиц, договоров о материальной ответственности; 2. Правильность оформления документов по приходу и расходу производственных запасов; 3. Наличие аналитического учета, его соответствие синтетическому учету; 4. Наличие и оборудование складских помещений, правильность учета производственных запасов на складе; 5. Наличие актов ежегодной инвентаризации производственных запасов; 6. Общий вывод о значимости ошибок в учете производственных запасов и их влиянии на достоверность учета и отчетности; 7. Оценка полученных доказательств на достаточность.
9. Внутренний аудит финансовых капитальных вложений   1. Проверка правильности классификации финансовых вложений по срокам; 2. Сплошная проверка всех операций финансово-инвестиционного цикла; 3. Проверка правильности бухгалтерского учета налогообложения по доходам от ценных бумаг; 4. Проверка предоставления организацией займов другим юридическим лицам; 5. Общий вывод о значимости ошибок в учете финансовых капитальных вложений их влиянии на достоверность учета и отчетности; 6. Оценка полученных доказательств на достаточность для формирования выводов внутреннего аудита.
10. Внутренний аудит правильности начисления налоговых платежей.   1. Обоснованность применения общего и специального режимов налогообложения; 2. Правильность расчетов налогов и сборов; 3. Правильность начисления единого социального налога и отчислений в фонд социального страхования для общего режима налогообложения; 4. Правильность начисления обязательных перечислений в пенсионный фонд; 5. Общий вывод о значимости ошибок при начислении налогов и их влиянии на достоверность учета и отчетности; 6. Оценка полученных доказательств на достаточность для формирования выводов внутреннего аудита.

Для получения доказательств на участке оценки системы бухгалтерского учета внутренний аудитор определяет соответствие бизнес-процессов: учетной политикой, организации работы бухгалтерии и документообороту, форме ведения учета, использование вычислительной техники, применение в учете средств контроля.

Аудитору следует убедиться в применении таких процедур внутреннего контроля, как арифметическая проверка записей, сверка расчетов, проверка правильности документооборота и наличия разрешительных подписей руководителей, проведения инвентаризаций и т.д.

Внутренний аудит операций с наличными денежными средствами должен проводится по следующей программе: проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций; инвентаризация наличия денежных средств; проверка правильности заполнения первичных документов и ведения учетных регистров; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств и правильности отражения расходов; проверка соблюдения лимита кассы.

Получение доказательств внутреннего аудита операций на счетах в банке осуществляется по средствам реализации следующей программе: установление количества расчетных и других счетов в банках и наличия банковских выписок по всем счетам; проверка непрерывности информации (начальное сальдо последующей выписки должно соответствовать конечному сальдо предыдущей); проверка наличия первичных документов, подтверждающих банковские операции; ведение книги регистрации платежных поручений; получение наличных денег в банке, полнота их оприходования в кассу, хранение чековой книжки; правильность бухгалтерских проводок по банковским операциям; общий вывод о значимости ошибок в учете безналичных денежных средств и их влиянии на достоверность отчетности.

Доказательства внутреннего аудита на участке учета внешних расчетов получаются по следующим направлениям: выявление видов расчетов; наличие задолженности и реальность её погашения, а также лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности; порядок списания долгов, нереальных для взыскания; обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям, выставляемым проверяемой организацией; правильность бухгалтерских проводок; правильность ведения аналитического учета расчетов; общий вывод о значимости ошибок в учете расчетов и их влиянии на достоверность отчетности.

Доказательства внутреннего аудита расчетов по заработной плате получаются по следующей программе проверки: наличие и правильность оформления штатного расписания; соответствие фактически установленных должностных окладов утвержденному штатному расписанию; оформление табеля учета рабочего времени и лицевых счетов по начислению заработной платы; выборочная проверка начисления заработной платы и всех видов доплат; общий вывод о наличии ошибок, их значимости и влиянии на достоверность отчетности.

Доказательства на участке операций с основными средствами получаются по программе внутреннего аудита: обеспечение сохранности ОС, назначение приказом руководителя материально-ответственных лиц, наличие договоров ополной индивидуальной материальной ответственности, заключенных с ними; своевременность проведения инвентаризации ОС в течение последних двух-трех лет; правильность классификации ОС на производственные и непроизводственные, собственные и арендованные, находящиеся в производстве, в запасе и на консервации; проверка правильности отнесения объекта к ОС;ведение аналитического учета ОС;проверка правильности оценки и переоценки ОС;проверка правильности документального оформления и учета поступления ОС;проверка правильности начисления и отнесения на затраты износа ОС;проверка правильности отражения в учете выбытия ОС, налогообложение выбытия ОС;общий вывод о значимости ошибок в учете ОС и их влиянии на достоверность отчетности.

Доказательства внутреннего аудита по операциям с нематериальными активами получаются по следующей программе: проверка правильности отнесения объекта кНМА;ведение аналитического учета НМА;проверка правильности документального оформления и учета поступления НМА;проверка правильности начисления амортизации НМА;проверка правильности отражения в учете выбытия НМА,налогообложение выбытия НМА;оценка состояния учета НМАи отчетности по ним, анализ их использования; общий вывод о значимости ошибок в учете НМАи их влияние на достоверность отчетности.

Доказательства внутреннего аудита сохранности учета производственных запасов приобретаются по следующей программе: наличие приказа о назначении материально ответственных лиц, договоров о материальной ответственности; правильность оформления документов по приходу и расходу производственных запасов; наличие аналитического учета, его соответствие синтетическому учету; наличие и оборудование складских помещений, правильность учета производственных запасов на складе; наличие актов ежегодной инвентаризации производственных запасов; общий вывод о значимости ошибок в учете производственных запасов и их влиянии на достоверность отчетности.

Доказательства внутреннего аудита финансовых капитальных вложений получаются по следующей программе: проверка правильности классификации финансовых вложений по срокам; сплошная проверка всех операций финансово-инвестиционного цикла; проверка правильности бухгалтерского учета налогообложения по доходам от ценных бумаг; проверка предоставления организацией займов другим юридическим лицам; общий вывод о значимости ошибок в учете финансовых капитальных вложений их влиянии на достоверность отчетности.

Доказательство о достоверности налогового учета и правильности начисления налоговых платежей собираются по следующей программе: правильность расчетов налогов и сборов; правильность начисления единого социального налога и отчислений в фонд социального страхования; общий вывод о значимости ошибок при начислении налогов и их влиянии на достоверность отчетности.

Служба внутреннего аудита должна разработать методику проведения финансово-экономического анализа деятельности структурных подразделений.

Внутренние аудиторы, в процессе проверок должны использовать аналитические процедуры представленные рисунком 1 (стр. 309).

К моменту завершения проверки вся рабочая документация должна быть создана и завершена оформлением. Она должна создаваться на машинных или иных носителях информации, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в них, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве. Рабочие документы должны иметь, как правило, ссылку на источник сведений, включенных в них. Если в них используются условные обозначения (символы), то они должны быть объяснены. Каждый документ должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.

Обобщение обнаруженных нарушений дается в «Письменно информации внутреннего аудитора», в которой содержатся сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях в бухгалтерском учете и отчетности. Она составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается руководителю и главному бухгалтеру для ознакомления, выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений. Второй экземпляр используется для итоговой отчетности.

Анализ и оценка аудиторских доказательств, а также сбор дополнительной информации при выявлении существенных искажений в учете и отчетности требует проведение дополнительных процедур по участкам учета и бизнес-процессов.

 

 

 

Рисунок. 1 Модель экономического анализа во внутреннем аудите

Седьмой этап технологии внутреннего аудита подразумевает обсуждение предварительных отчетов (заключений), предложений с руководством, специалистами отделов, работниками структурных подразделений.

Для внутреннего аудита нет разработанной формы отчетности. Она может иметь разные документальные формы:

· Аудиторские справки;

· Аудиторское заключение;

· Справка об экспертизе;

· Докладная записка;

· Отчет о проверке;

· Акт ревизии и т.п.

Целесообразно исходить из названия «Отчет», поскольку это соответствует российским стандартам, и разработать систему требований к составлению отчетов по разным направлениям деятельности службы внутреннего аудита.

Отчет внутреннего аудитора может иметь 3 части.

Вводная часть отчета внутреннего аудита должна включать:

1. Номер отчета.

2. Название подразделения, филиала, предприятия.

3. Наименование населенного пункта, на территории которого производится проверка.

4. Дата написания отчета.

5. Срок проведения проверки в соответствии с общим планом или планом-графиком проведения внутреннего аудита.

6. Указания на вопросы проверки (в случае внеплановой проверки).

7. Период деятельности организации, за который проведена проверка.

8. Дата начала и окончания проверки.

9. Фамилии, имена и отчества лиц, проводивших и принимавших участие в проверке.

10. Фамилии, имена и отчества руководства проверяемого подразделения, филиала, предприятия.

11. Иные необходимые сведения.

Аналитическая часть отчета содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Итоговая часть отчета должна содержать общий вывод о состоянии бухгалтерского учета, внутреннего контроля и отчетности, а также предложения по устранению выявленных нарушений.

При составлении отчета внутреннего аудитора из «Письменной информации внутреннего аудитора» берутся сведения о наиболее существенных нарушениях в учете, значительно искажающих отчетность, делается общий вывод о степени достоверности отчетности с указанием нарушений, которые снижают достоверность отчетности или ставят ее под сомнение. Мнение внутреннего аудитора должно быть подкреплено ссылкой на соответствующие законодательные и инструктивные документы с развернутой аргументацией причин, приведших к такому мнению.

Отчет внутреннего аудитора должен содержать раздел, посвященный анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также прогнозной оценке ее финансового состояния на будущее.

На восьмом этапе подготавливается отчет (заключения) и предложений внутреннего аудитора.

Отчет внутреннего аудитора заполняется в 3-х экземплярах, один из которых передается руководству проверяемой организации, другой экземпляр — в адрес вышестоящей организации (заказчика для службы внутреннего аудита), третий — в архив службы внутреннего аудита.

Отчет подписывается руководителем службы внутреннего аудита. Все три экземпляра отчета являются первыми.

Аналитические отчеты по итогам финансово-хозяйственной деятельности филиалов и всей организации в целом составляется специалистом по расчетам с головной организацией на основании данных квартальной и годовой отчетности и документов, создаваемых в ходе выездных проверок. Аналитические справки и отчеты по отдельным вопросам, возникающим в ходе управления организацией, могут быть составлены любым штатным работником службы внутреннего аудита.

На этапе внедрения решений и предложений по результатам проверки целесообразно анализировать степень устранения выявленных искажений.

Внутренняя аудиторская проверка, как плановая, так и внеплановая считается не законченной пока искажения не устранены, а решения принятые по результатам аудирования не внедрены в деятельность малого бизнеса.

На заключительном этапе технологии внутреннего аудита - анализ и оценка действенности мер по выявлению и предотвращению нарушений и искажений в системе внутреннего контроля и учета служба внутреннего аудита должна осуществлять следующие мероприятия последующего аудиторского контроля:

· осуществлять методическую поддержку обособленных подразделений (выпускать информационный бюллетень с рекомендациями по ведению учета, налогообложению);

· организовывать семинары по обучению и повышению квалификации бухгалтеров и экономистов подразделения, филиала, предприятия;

· проводить консультации по текущим вопросам;

· оказывать консультирование по автоматизации учетно-аналитической работы;

· осуществлять контроль над эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· осуществлять контроль над соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики;

· осуществлять контроль над сохранностью и состоянием имущества подразделения, филиала, предприятия;

· осуществление мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований.

Регламенты определяют организационную и техническую стороны внутреннего аудита. Их целесообразно разрабатывать на основе нормативно - правовых актов исходя из условий деятельности каждого субъекта малого бизнеса, его организационной структуры, специализации, с учетом квалификации специалистов и наличия материально - технической базы. Внутрихозяйственные регламенты по внутреннему аудиту утверждает руководитель предприятия, и вводят их в действие как регламенты деятельности системы управления в установленном на предприятии порядке.

Анализ оценки деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса на стадии организации внутреннего аудита, определили потенциальные факторы риска искажений данных бухгалтерского учета, хищений имущества собственника:

1) отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

2) влияние собственника или руководителя на деятельность предприятия малого бизнеса;

3) нерегулярное ведения записей бухгалтерского учета, а в отдельных субъектах перешедших на специальный режим налогообложения - его отсутствие, повышает риск искажений бухгалтерской отчетности и системы внутреннего контроля;

4) вследствие того, что функции главного бухгалтера и других учетных работников выполняются одним лицом, и невозможно обеспечить разделение их ответственности и полномочий;

5) в отдельных хозяйствующих субъектах малого бизнеса бухгалтеры ведут учет кассовых операций и исполняют обязанности кассира, ведут учет товароматериальных ценностей и выполняют функции товароведа, то есть имеют доступ к активам, которые могут быть сокрыты, изъяты, реализованы;

6) отдельные хозяйствующие субъекты, осуществляют приобретение товаров за наличный расчет, что может привести к занижению или сокрытии торговой выручки;

7) взаимные сверки учетных данных проводятся не регулярно, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

Преобладающее влияние собственника или руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных и непреднамеренных существенных искажений фактов хозяйствования.

Для оценки деятельности и экономической эффективности работы внутреннего аудита, был проведен анализ финансовых показателей торговых хозяйствующих субъектов внедривших службу внутреннего аудита.

Экономический эффект от создания службы внутреннего аудита выражается в получении дополнительной чистой прибыли в торговых организациях[133]:

Эф = (Ро.к - Ро.н) х Тк [1],

где Эф – дополнительная чистая прибыль от деятельности службы внутреннего аудита;

Ро.н – общая рентабельность до создания службы внутреннего аудита;

Ро.к - общая рентабельность за время деятельности службы внутреннего аудита;

Тк – товарооборот за анализируемей период.

Для расчетов экономической эффективности по предлагаемой формуле необходимо, на основе «Отчетов о прибылях и убытках», расчитать показатели рентабельности хозяйствующих субъектов за исследуемый период.

Расчеты должны свидетельствовать, что внедрение службы внутреннего аудита экономически выгодно.

Предприятия малого бизнеса специализируются не только на торговой деятельности, но и на производственной деятельности: хлебопечении, изготовлению безалкогольных напитков, строительстве и др.

Для таких предприятий экономический эффект от внедрения службы внутреннего аудита целесообразно определять по формуле (2):

Эт = (С12) х (1-Нп)х К [2],

где Эт – ожидаемый экономический эффект от создания службы аудита выраженный в получении дополнительной чистой прибыли;

С1 – себестоимость единицы до открытия службы внутреннего аудита;

С2 - себестоимость после открытия службы внутреннего аудита;

Нп – налог на прибыль согласно НК;

К - объем выпущенной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Показатель С2 пересчитывается с учетом возможных затрат на создание службы аудита и ее функционирование.

Исследования опыта работы аудиторских организаций показали, что в отдельных организациях после их проверки себестоимость продукции, работ и услуг подлежит корректировке в сторону снижения в среднем около 28%. В данном случае внешний аудитор подвергается риску необнаружения, который характеризует качество и эффективность аудиторской проверки. В отличие от этого, внутренний аудитор находится в более выгодном положении, он не испытывает на себе давление риска необнаружения и поэтому может влиять на снижение себестоимости продукции (работ, услуг).

Кроме того, трудно оценить количественно экономический эффект от знаний и опыта внутреннего аудитора, когда требуется оценить выгодность инвестиций в капиталы других организаций, в ценные бумаги; проверить правильность заключенных договоров с поставщиками, заказчиками; проводить текущий контроль над расходами и доходами.

Деятельность внутреннего аудита в экспериментальных экономических субъектах наглядно повлияла на эффективность хозяйствования и рост прибыли. Эффективная работа внутренних аудиторов в исследуемых субъектах предпринимательства относящихся к статусу малого бизнеса, даст возможность многим таким организациям поправить свое финансовое положение и успешно развиваться и функционировать.

Анализ эффективности деятельности службы внутренних аудиторов позволяет еще раз подчеркнуть ее важность и практическую значимость.

Предприниматели малого бизнеса, вкладывая капитал, как правило, подвергаются риску, так как не знают, увеличат ли они свою прибыль или понесут убыток. Объективность оценки экономических выгод зависит от того, насколько точно составлен прогноз. Следовательно, существуют определенные риски потерять деньги, обанкротится.

В этой области деятельности данная служба должна точно оценивать сложившуюся ситуацию и выбирать возможные и наиболее эффективные комбинации принятия решений, в какое дело вложить средства. Для этого внутренние аудиторы должны проводить ряд действий.

1. Оценивают текущее состояние бизнеса и его изменения по сравнениюс предыдущим периодом. Свои собственные ощущения и наблюдения (например, дефицит денег очень трудно не ощутить) можно дополнить расчетом коэффициентов характеризующих финансовую деятельность. К ним относятся:

- коэффициент концентрации собственного капитала - характеризующий долю собственности владельцев в общей сумме средств, авансированных в его деятельность (соотношение собственного капитала ко всем источникам средств (собственным, краткосрочным и долгосрочным));

- коэффициент концентрации привлеченных средств - характеризует долю привлеченных заемных средств в общей сумме средств, вложенных в предприятие (соотношение заемного капитала ко всем источникам средств (собственным, краткосрочным и долгосрочным));

- коэффициент финансовой зависимости (соотношение всех источников средств к собственному капиталу). Рост этого коэффициента в динамики означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это значит, что владелец полностью финансирует свое предприятие, если значение равно 1,15, то это значит, что в каждом 1,15 рубле вложенном в активе – 15 копеек заемных средств;

-коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников (соотношение долгосрочных пассивов к собственному капиталу + долгосрочные пассивы). Если коэффициент финансовой зависимости в динамике растет, то это означает, что на долгосрочную перспективу предприятие все сильнее зависит от внешних инвесторов;

-коэффициент финансовой независимости капитализированных источников (соотношение собственного капитала к собственному капиталу + долгосрочные пассивы). В предприятие с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают свои средства более охотно, так как оно характеризуется финансовой независимостью и может с большей вероятностью погасить свои долги за счет собственных средств;

- уровень финансового левериджа – считается одной из основных характеристик финансовой устойчивости предприятия. Он характеризует сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. (соотношение долгосрочных заемных средств к собственному капиталу (балансовой оценке, можно к рыночной оценке)).

Снижение коэффициентов может сигнализировать что положение предприятия ослабевает, рост - что положение становится более устойчивым.

Задачей оценки текущего состояния бизнеса является не только анализ динамики показателей, но и определение допустимого уровня снижения коэффициентов. В некоторых случаях осознанно допускается временное снижение показателей. Например, проводя серьезную инвестиционную программу - стремясь в рекордно короткие сроки построить и оснастить торговые площади - предприятие может осуществлять вложения, превышающие его текущие финансовые возможности. То есть на финансирование капитальных затрат помимо заработанной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов могут использоваться краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность, что может привести к снижению показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Такие действия могут быть оправданы - короткие сроки строительства позволят "не упустить сложившуюся рыночную ситуацию". Таким образом, во имя будущего прироста прибыли (капитальные затраты должны иметь целью получение дополнительной прибыли) и, следовательно, будущего упрочения финансового положения временно может допускаться снижение основных финансовых показателей. Задача внутреннего аудита помочь руководителю - найти ту грань, переступать которую нельзя - ниже которой финансовая ситуация станет критической.

2. Определяют причины которые привели к изменению финансового положения бизнеса. При этом важно определить, в какой области лежат эти причины – это результаты деятельности или использование результатов; какие действия или изменения внешней среды привели к ним (неграмотное планирование объемов продаж и закупок товаров, материалов, что приводит к увеличению производственных запасов; повышение цен поставщиками и т.п.).

3. Разрабатывают программы действий на будущее. Комбинации решений могут быт весьма разнообразны и изменяться из периода к периоду. В периоды спада прибыльности (например, сезонного падения спроса) особенно значимым становится контроль управления оборотным капиталом (объемов закупаемых запасов, своевременность поставок комплектующих, точность планируемых объемов производства и отсутствие затоваривания склада) и определение допустимой величины капитальных вложений. Сокращение оборотных активов может создать дополнительный резерв средств для финансирования капитальных вложений - например, за счет закупки меньшего объема запасов (конечно, с соблюдением объема, необходимого для бесперебойного производства) или получения быстрее, чем обычно, средств от дебиторов-покупателей. Если прибыль невелика и резервы оптимизации оборотного капитала практически исчерпаны, стоит обратить особое внимание на затраты.

Практическая значимость внутреннего аудита, как инструмента внутреннего контроля в субъектах малого бизнеса заключается в организации мер, методик и процедур, используемых руководством в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности.

Внутренний аудит инспектирует контрольную среду, под которой понимаются осведомленность и действия руководства субъектов малого бизнеса, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

- стиль и основные принципы управления данным хозяйствующим субъектом;

- организационная структура бизнеса;

- распределение ответственности и полномочий;

- осуществляемая кадровая политика;

- порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

- обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства;

- наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления субъекта малого бизнеса.

Внутренний аудит в субъектах малого бизнеса осуществляет:

- контроль над подотчетностью одних работников другим;

- внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

- сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

- сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

- проверку аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;

- контроль над прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля над изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

- контролирует ограничение доступа к активам и записям;

- сравнивает и анализирует финансовые результаты с плановыми показателями.

Внутренний аудит в системе бухгалтерского учета, содействует достижению следующих целей:

- осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;

- своевременный учет всех операций и прочих событий в точных суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;

- возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;

- регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

Внутренний аудит может полностью исключить ограничения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля:

- требования руководства, согласно которых затраты, связанные с осуществлением внутреннего контроля, не должны быть выше ожидаемых выгод;

- ориентацию большей части средств внутреннего контроля на текущие, а не на редкие операции;

- потенциальную возможность ошибки вследствие человеческого фактора, по причине небрежности, рассеянности, ошибок в суждении и неправильного понимания инструкций;

- возможность обойти процедуры внутреннего контроля путем сговора;

- возможность злоупотребления полномочиями по осуществлению внутреннего контроля;

- возможность того, что процедуры внутреннего контроля могут стать неадекватными вследствие изменения условий финансово-хозяйственной деятельности и эффективность указанных процедур, поэтому может снизиться.

Внутренний аудит должен свести неотъемлемый риск к нулю, то есть подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными. Для этого внутренний аудитор в своей работе должен обращать внимание и учитывать следующие факторы:

- опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период;

- характер деятельности (например, потенциальная возможность устаревания товара, сложность структуры капитала, количество торговых и производственных площадей и их территориальное расположение);

- факторы, влияющие на отрасль, к которой относится (например, состояние экономики и условия конкуренции, отражением которых являются финансовые тенденции и показатели, а также изменения в области технологии, потребительского спроса и учетной политики, характерные для данной отрасли);

- счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям (например, статьи, требовавшие корректировки в предыдущие периоды или связанные с большой ролью субъективной оценки);

- сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которые могут потребовать привлечения экспертов;

- роль субъективного суждения, необходимого для определения остатков на счетах бухгалтерского учета;

- подверженность активов потерям или незаконному присвоению (например, наиболее привлекательных и ликвидных активов, таких, как денежные средства);

- завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концу отчетного периода;

- операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

Внутренние аудиторы, инспектируя систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, при проведении текущего аудита или для планирования периодической внутренней аудиторской проверки, должны проводить сквозной тест, то есть проследить прохождение нескольких операций через всю систему бухгалтерского учета. В том случае, когда выбранные операции являются типичными для операций, которые проходят сквозь всю систему бухгалтерского учета, проведенная процедура может рассматриваться как часть тестов средств контроля.

Важным в работе внутреннего аудитора является исключение риска средств контроля, то есть необходимость предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

По окончанию надзора систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проведения тестов средств контроля внутренний аудитор выявляет и устраняет существующие недостатки. При отсутствии возможности быстрого устранения отклонений и искажений внутренний аудитор составляет отчет руководству о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского уче

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.