Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности организации бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса



Бухгалтерский учет - это связующее звено между хозяйственной деятельностью и предпринимателями, принимающими управленческие решения. Он измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования, обрабатывает полученные сведения, сохраняя до нужного момента, и перерабатывает их таким образом, чтобы они стали полезной информацией, передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений.

Бухгалтерский учет на современном этапе - это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющий как администрации, так и внешним пользователям иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Пользователи бухгалтерской информации в малом бизнесе, разделяются на три группы:

1) лица, управляющие предприятием;

2) лица, находящиеся вне предприятия, но имеющие прямые финансовые интересы в нем;

3) лица, группы или агентства, проявляющие непрямой финансовый интерес к малому бизнесу.

Информация для внешних пользователей малого бизнеса формируется на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении. Такая информация должна быть понятна, уместна, надежна и сопоставима.

Исследование организации бухгалтерского учета малого бизнеса в России показывают, что руководители и бухгалтеры составляют отчетность в первую очередь для налоговых органов.

Международный опыт свидетельствует, что наиболее важной группой пользователей бухгалтерской информации являются инвесторы, поскольку именно они поставляют капитал для организации, а это особенно актуально для малого бизнеса.

Учетный процесс хозяйствующего субъекта малого бизнеса - это не формальное применение инструкций и механическое отражение хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета, это прежде всего суждение, основанное на профессиональном отношении к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности и ее влияния на систему управления организации, величину получаемых финансовых результатов и иных экономических выгод, уточнение принимаемых управленческих решений, включая связанные с налогообложением, основанное также на профессиональном умении анализировать и прогнозировать бизнес.

Бухгалтерский учет должен вестись всеми организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Малому бизнесу, в отличие от других коммерческих образований, на законодательном уровне предусмотрен выбор систем бухгалтерского учета.

Ученные, исследующие тему организации учета в малом бизнесе, считают, что в определении выбора системы бухгалтерского учета «взаимосвязь: налоговая система - порядок ведения учета - формы ведения учета - бухгалтерская отчетность - налоговая отчетность - является решающей»[35].

Морозова Т.В. в книге «Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность» придерживается мнения, что оптимально, когда субъекты малого предпринимательства прежде всего определяются с выбором системы налогообложения. Так как от этого зависит вариант системы бухгалтерского учета. Система отчетности, как правило, зависит не от выбранной системы бухгалтерского учета, а от системы налогообложения.

Малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения. В частности:

- по общему режиму;

- по специальному режиму: упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; система налогообложения при выполнении о разделе продукции.

По мнению автора, выбор формы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса определяется:

1) финансовой возможностью;

2) необходимостью формирования качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях;

3) определением позиции малого бизнеса на рынке по отношению к конкурентам;

4) определением потенциальных кредиторов и так далее.

Автор считает, что налоговое законодательство не должно определять экономическую сущность и правила формирования финансовых показателей малого бизнеса. Оно может устанавливать правила, в соответствии с которыми те или иные финансовые показатели, создающиеся в системе бухгалтерского учета, участвуют в формировании объектов налогообложения, а также алгоритмы налоговых расчетов и отчетности и деклараций.

При формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации.

В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности малого бизнеса, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, налогооблагаемой базы.

Согласно, налоговому законодательству налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством. Следовательно, субъекты малого бизнеса должны организовать и бухгалтерский и налоговый учет.

Малые предприятия при организации бухгалтерского учета руководствуются Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

В субъектах малого бизнеса должна быть организована эффективная система бухгалтерского учета, представляющая собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исследования теории и практики показывает о необходимости ведения бухгалтерского учета.

Что подтверждается обязательностью ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах относящихся к статусу малого бизнеса и применяющих специальный режим налогообложения. Так Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики письмом от 10 января 2006 г. № 03-11-05/2 сообщает, что открытое акционерное общество, применяющее упрощенную систему налогообложения, в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров[36].

Исследование практической деятельности субъектов малого бизнеса показывает, что индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников, структурные подразделения и существенные обороты организуют и ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с использованием методов документирования и двойной записи.

По мнению автора, организацию системы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса целесообразно проводить по этапам, отраженным в таблице таблица 9.

Таблица 9 - Этапы организации системы бухгалтерского учета в малом бизнесе

N п/п Этапы создания системы бухгалтерского учета Допустимые варианты Нормативная база
I Организация службы бухгалтерского учета 1)Бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (редакция 03.11.2006)  
2)Введение в штат должность бухгалтера
3)Ведение бухгалтерского учета специализированной организацией
4)Ведение бухгалтерского учета лично руководителем
   
Продолжение таблицы 9
II Разработка и утверждение учетной политики Положение по бухгалтерскому учету 1/98 "Учетная политика организаций для целей бухгалтерского учета" (ред. от 30.12.1999)  
Способы ведения бухгалтерского учета Вариантность способов учета имущества и обязательств организации на основании ПБУ Положения по бухгалтерскому учету
Рабочий план счетов бухгалтерского учета 1) Упрощенный план счетов (таблица 3); Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
2) План счетов учета финансово-хозяйственной деятельности для предприятий Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по его применении» Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н
3) Индивидуальный план счетов Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.  
Порядок проведения инвентаризации Утверждаются графики проведения инвентаризации (плановые и неплановые) на усмотрение организации Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)  
   
Окончание таблицы 9
Правила документооборота и технология обработки учетной информации   1) Компьютерная обработка данных   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 18.09.2006 N 116н). Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете: Приказ Министерства финансов СССР от 29.07.1983 N 105. Определяется выбором программного обеспечения
2) Ручной метод обработки документов
Форма бухгалтерского учета.   1) Традиционная форма бухгалтерского учета О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ).  
2) Простая форма бухгалтерского учета Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
3) Форма бухгалтерского учета с использованием регистров
Система внутреннего контроля над хозяйственными операциями   1) Вводится в штат ревизор или ревизионная группа Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (редакция 03.11.2006)  
2) Вводится в штат внутренний аудитор или служба внутреннего аудита
3) Возлагается на бухгалтера или бухгалтерскую службу

Из таблицы 9 видно, что руководители малого предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель малого предприятия.

По мнению автора, если на малом предприятии количество наемных работников превышает 15 человек, а выручка от продажи составляет более 30 млн. руб., то руководитель малого может создать бухгалтерскую службу или ввести в штат должность бухгалтера.

В этом случае для руководителя малого предприятия станет актуальным вопрос, должен ли главный бухгалтер (бухгалтер) иметь аттестацию профессионального бухгалтера. В соответствии с гл. 25 НК РФ расходы на подготовку (переподготовку) кадров являются расходами на оплату труда. Таким образом, эти расходы включаются в затраты на производство продукции (работ, услуг), что увеличивает ее себестоимость. Кроме этого, согласно гл. 23 НК РФ расходы на обучение (переподготовку) кадров за счет средств предприятия являются доходами физического лица. Следовательно, эти доходы физического лица подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Документом, в котором главным бухгалтерам (бухгалтерам) рекомендуется получить аттестацию профессионального бухгалтера, является Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Для достижения целей, поставленных в вышеназванном документе, предусмотрено формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета. Согласно программе предусмотрено проведение аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов).

На втором этапе организации службы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса руководитель малого предприятия должен утвердить учетную политику.

Учетная политика малого предприятия разрабатывается в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика организаций", утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.

Учетная политика организации - это внутрифирменный документ, содержащий основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета. Обычно она формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации, утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. Учетную политику формируют все организации независимо от организационно-правовых форм.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета у вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня госрегистрации организации и считается применяемой со дня ее создания[37].

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается ее руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п.12 ст.167 НК РФ).

Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (бухгалтер) организации. На руководителя организации возложена обязанность по утверждению сформированной учетной политики организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя и т.п.).

Второй этап организации системы бухгалтерского учета целесообразно разбить на 6 ступеней.

На первой ступени разработки учетной политики для субъектов малого бизнеса необходимо раскрыть принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета.

Способы бухгалтерского учета существенно влияют на оценку и принятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, денежного оборота или результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, относят:

1) способы амортизации основных средств и нематериальных и иных активов;

2) оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции;

3) признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы[38].

Способы ведения бухгалтерского учета представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Способы ведения бухгалтерского учета организаций малого бизнеса

N п/п Элементы учетной политики Допустимые варианты Нормативная база
1. Учет основных средств. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01 Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. 27.11.2006)
1.1 Лимит отнесения к группе основных средств, списываемых на затраты при вводе в эксплуатацию.   1. 20 000 руб. 2. Иной лимит не более 20 000 руб. Пункт 5 ПБУ 6/01  
 
Продолжение таблицы 10
1.2 Изменение стоимости основных средств 1. Производится переоценка (один раз в год) 2. Переоценка не производится. По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, счета 08 «учет вложений во внеоборотные активы», увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств по счету 01 обособленно. Пункт 15 ПБУ 6/01  
1.3 Ремонт основных средств 1. Расходы на ремонт включаются в себестоимость товаров (работ, услуг) 2. Расходы на ремонт учитываются в составе расходов будущих периодов (в случае неравномерного осуществления расходов). 3. Расходы на ремонт резервируются Пункты 67-70 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (ред. от 27.11.2006)  
1.4 Срок полезного использования объектов основных средств Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: 1) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; 2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; 3) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).   Пункт 20 ПБУ 6/01,
 
Продолжение таблицы 10
1.5 Способы определения амортизационных групп 1. С использованием классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. 2. Без использования классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы   Классификация основных средств включаемых в амортизационные группы (в ред. Постановлений Правительства РФот 09.07.2003 N415,от 08.08.2003 N 476, от 18.11.2006 N 697)
1.6 Способы начисления амортизации объектов основных средств 1. Линейный. 2. Способ уменьшаемого остатка 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. 4. Способ списания пропорционально объему продукции (работ) Пункт 18 ПБУ 6/01
2. Учет нематериальных активов ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ" (ПБУ 14/2007)" ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н
2.1 Способы начисления амортизации 1. Линейный. 2. Способ уменьшаемого остатка 3. Способ списания пропорционально объему продукции (работ, услуг). Пункт 28 ПБУ 14/2007
2.2 Порядок отражения в учете амортизационных отчислений 1. С использованием счета 05; 2. Без использования счета 05.   Пункт 31 ПБУ 14/2007.  
2.3 Срок полезного использования 1. Исходя из срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом; 2. Ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды. Пункт 26 ПБУ 14/2007.  
   
Продолжение таблицы 10
3. Учет материально-производственных запасов, готовой продукции и незавершенного производства ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н, от 26.03.2007 N 26н)
3.1 Учет расходов по заготовке и доставке товаров 1. Расходы по заготовке доставке товаров учитываются в составе фактических затрат на приобретение. 2. Расходы по заготовке и доставке товаров относятся на издержки обращения Пункт 13 ПБУ 5/01
3.2 Порядок учета транспортно- заготовительных расходов 1. На счете 10 2. На субсчете "Транспортно-заготовительные расходы" счета 10 . 3. На счетах 15, 16 Пункт 83 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н. (ред. от 26.03.2007)
3.3 Методы оценки материально производственных запасов 1. По себестоимости каждой единицы 2. По средней себестоимости 3. По методу ФИФО Пункт 16 ПБУ 5/01
3.4 Способ оценки возвратных отходов 1. По пониженной цене исходного материала. 2. По рыночной стоимости. Пункт 111 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н. (ред.от 26.03.2007)
 
Продолжение таблицы 10
3.5 Выбор единицы учета материалов 1. Номенклатурный номер 2. Партия 3. Однородная группа Пункт 3 ПБУ 5/01
3.6 Способ отражения в учете поступления материально-производственных запасов 1. На счетах 10, 41 2. На счетах 10, 41, 15 и 16 Пункт16 ПБУ 5/01, «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению». Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред.от 18.09.2006)
3.7 Оценка товаров для организаций розничной торговли 1. По стоимости приобретения 2. По отпускным ценам (с использованием сч. 42) Пункт 13 ПБУ 5/01
3.8 Метод оценки реализованных товаров 1. По себестоимости каждой единицы 2. По средней себестоимости 3. Метод ФИФО Пункт 16 ПБУ 5/01
3.9 Вариант учета выпуска готовой продукции 1. С использованием счета 40 2. Без использования счета 40 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред.от 18.09.2006)
3.10 Оценка незавершенного производства 1. Фактической или нормативной производственной себестоимости. 2. По прямым статьям затрат 3. По стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов Пункт 64. Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, Утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07. 1998 N 34н (ред.от 26.03.2007)
 
Продолжение таблицы 10
3.11 Оценка готовой продукции 1. По фактической производственной себестоимости. 2. По нормативной себестоимости. 3. По прямым статьям затрат. Пункт 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, Утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред.от 26.03.2007)
4. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2006 ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 25.12.2007)
4.1 Дата определения курсовой разницы 1. Определяется на дату совершения операции; 2. На дату составления бухгалтерской отчетности; 3. На дату изменения курсов валют Пункт 7 ПБУ 3/2006
4.2 Определение даты признания доходов и расходов в иностранной валюте Определяется моментом признания в бухгалтерском учете доходов и расходов   (ПБУ 3/2006)
5. Учет финансовых вложений ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ" ПБУ 19/02 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н)
5.1 Единица учета финансовых вложений 1. Серия. 2. Партия. 3. Однородная совокупность финансовых вложений Пункт 5 ПБУ 19/02
5.2 Периодичность корректировки стоимости ценных бумаг, котируемых на рынке 1. Ежемесячно 2. Ежеквартально Пункт20 ПБУ 19/02
5.3 Способы оценки выбывающих ценных бумаг, по которым не определяется рыночная стоимость 1. Первоначальная стоимость единицы; 2. По средней первоначальной стоимости; 3. Методом ФИФО. Пункт26 ПБУ 19/02
Продолжение таблицы 10
5.4 Начисление дисконта по векселям 1. Дисконт не начисляется 2. Дисконт начисляется помесячно исходя из срока обращения Пункт23 ПБУ 19/02
6. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ РАСХОДОВ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ» ПБУ 17/02 (ред. от 18.09.2006)
7.1 Способ списания НИОКР 1. Линейный 2. Пропорционально объему продукции Пункт11 ПБУ 17/02
7.2 Срок списания расходов по НИОКР Ожидаемый срок, но не более 5 лет и не более срока деятельности организации   Пункты 11, 17 ПБУ 17/02
8. Учет займов и кредитов и расходов по их обслуживанию ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ЗАЙМОВ И КРЕДИТОВ И ЗАТРАТ ПО ИХ ОБСЛУЖИВАНИЮ" (ПБУ 15/01)" ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.08.2001 N 60н (ред. от 27.11.2006)
8.1 Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность 1. Перевод осуществляется 2. Перевод не осуществляется и учитываться в этом качестве до истечения срока кредита Пункт 6 ПБУ 15/01
8.2 Способ начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам 1. Предварительный учет на счете 97 «Расходы будущих периодов» с целью равномерного (ежемесячного) списания. 2. Отражение в составе прочих расходов на конец отчетного периода Пункт 18 ПБУ 15/01
8.3 Метод включения дополнительных расходов 1. Единовременное отнесение в состав прочих расходов. 2. Учет в составе дебиторской задолженности - прочих расходов в течение срока погашения обязательств ( 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") Пункт 20 ПБУ 15/01
Окончание таблицы 10
9. Доходы организации ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99" Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2006)
9.1 Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления 1. Признание выручки по мере готовности работы, услуги, изделия 2. По завершении работ, услуг, производства в целом Пункт 13 ПБУ 9/99
9.2 Способ определения готовности работ, услуг, продукции. Должен быть определен метод, который использует организация для установления степени готовности работ, услуг, продукции (например, в строительных организациях - форма КС-2) Пункт 13 ПБУ 9/99
9.3 Принцип отнесения доходов и расходов к основному виду деятельности, к прочим доходам и расходам Определяется принятый в организации принцип отнесения Пункты 5, 6, 7, 9, 10, 11 ПБУ 9/99
9.4 Порядок признания коммерческих и управленческих расходов 1. Списываются полностью в отчетном году на расходы (в дт 90) 2. Распределяются пропорционально установленной базе - 20 (44) Пункт 9 ПБУ 9/99
         

 

На второй ступени в учетной политике утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Для малых предприятий предусмотрено несколько вариантов разработки рабочего плана счетов:

1) применять упрощенный план счетов без изменений, рекомендованный Типовыми рекомендациями (таблица 11 (стр.91));

2) применять обычный План счетов учета финансово-хозяйственной деятельности для предприятий (Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (ред.от 18.09.2006));

3) разработать индивидуальный план счетов.

Таблица 11 - Упрощенный план счетов для субъектов малого бизнеса

 

Раздел Наименование счета Номер счета Вид деятельности, применения счета
Основные средства и иные внеоборотные активы Основные средства Амортизация основных средств Вложения во внеоборотные активы 01 02 08 Все виды деятельности
Производственные запасы Материалы Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10 19 Все виды деятельности
Затраты на производство Основное производство Все виды деятельности
Готовая продукция, товары Товары Все виды деятельности
Реализация Продажи Все виды деятельности
Денежные средства Касса Расчетные счета Валютные счета Специальные счета в банках Финансовые вложения 50 51 52 55 58 Все виды деятельности
Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по налогам сборам Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Расчеты по кредитам и займам 60 68 69 70 76 66 Все виды деятельности
Финансовые результаты и использование прибыли Прибыли и убытки Все виды деятельности
Капитал Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 80 83 84 Все виды деятельности

 

Типовые рекомендации дают возможность малым предприятиям разработать индивидуальный план счетов. Индивидуальный план счетов должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В этом контексте Типовые рекомендации позволяют малым предприятиям вести бухгалтерский учет с учетом требований международной практики. Это представляет интерес для предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции, предприятий с иностранными инвестициями, предприятий, имеющих зарубежных партнеров и кредиторов. Как следствие, таким предприятиям необходимо отчитываться перед зарубежными партнерами и кредиторами. Несоответствие и противоречие национальных учетных систем вынуждает предприятия вести двойной учет - по российским стандартам учета и международным стандартам. Например, в некоторых странах, работающих по международным стандартам финансовой отчетности или ГААП, в частности США, нет плана счетов, обязательного к применению. Рекомендуемый план счетов не содержит ни кодов счетов, ни названий счетов. Счета рекомендуется группировать по разделам, названия которых также не носят обязательного характера.

Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает свой план счетов. Как следствие, планы счетов отдельных предприятий могут не совпадать ни по кодам, ни по названиям счетов. Зато такой план счетов в максимальной степени отражает специфику деятельности предприятия и соответствует его интересам.

При разработке индивидуального плана счетов следует учесть, что он не должен противоречить требованиям Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", положениям по бухгалтерскому учету.

На третьей ступени разработки учетной политики целесообразно утвердить порядок осуществления инвентаризации. При утверждении порядка проведения инвентаризации составляются графики ее проведения. Должны быть запланированы плановые и неплановые инвентаризации имущества и обязательств, но не реже одного раза в год.

На четвертой ступени в учетной политики субъектов малого бизнеса необходимо утвердить правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Пятой ступенью разработки и утверждения учетной политики малым предприятием целесообразно выбирать и утвердить одну из форм бухгалтерского учета. К таким формам относятся:

- традиционная;

- простая форма;

- форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

1) Под традиционной системой следует понимать план счетов и формы бухгалтерского учета, которые имеют право вести все предприятия, в том числе и малые предприятия, за исключением кредитных организаций и других организационно-правовых форм, обязанных вести учет в особом порядке. К традиционным формам относятся: журнально-ордерная форма; мемориально-ордерная; компьютеризированная, основанная на традиционных формах бухгалтерского учета. Учет по традиционной системе разрешается вести как на бумажном носителе "вручную", так и в электронном виде в специальных бухгалтерских программах с последующим выводом на бумажные носители. Затраты на ведение учета в электронном виде значительно меньше по времени. В наши дни разработано множество автоматизированных бухгалтерских программ, предназначенных специально для предприятий малого бизнеса.

2) Простая форма бухгалтерского учета рекомендуется для малых предприятий Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н "Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". Использовать простую форму разрешается не всем малым предприятиям, а только тем, которые выполняют небольшое количество операций в месяц (как правило, не более 30) и не осуществляют производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Малые предприятия должны соблюдать следующие требования к применяемой форме и регистрам бухгалтерского учета:

· соблюдение единой методологической основы бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

· взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета;

· сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов;

· накопление и систематизацию данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью субъекта малого предпринимательства, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма ведения бухгалтерского учета включает два регистра:

1) книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности - форма К-1;

2) ведомость учета оплаты труда - форма В-8.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является общим регистром для синтетического и аналитического учета, на основании которых можно определить наличие имущества, денежных средств, источников финансирования хозяйственной деятельности малого предприятия на отчетную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

3) Формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены ниже:

ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;

ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;

ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;

ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;

ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;

ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);

ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);

ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;

ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;

ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость:

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

На шестой ступени второго этапа организации системы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса утверждается порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетную политику руководители субъектов малого бизнеса могут составить и утвердить:

отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета;

одним приказом, в котором первый раздел - учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй - для целей налогообложения;

в форме объединенной учетной политики.

При этом в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения по одним и тем же элементам необходимо отдельно указывать порядок учета, даже если он совпадает в обоих случаях.

Индивидуальные предприниматели ведут учет хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов по простой форме без применения Плана счетов и двойной записи. На индивидуальных предпринимателей не распространяются не только правила ведения бухгалтерского учета, но и законодательство по составлению бухгалтерской отчетности. Книгу учета доходов и расходов разрешается вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Существует несколько специализированных электронных программ, предназначенных для индивидуальных предпринимателей.

По нашему мнению Книга учета дохода и расхода отражает налоговый учет, который формирует налогооблагаемую базу.

Индивидуальным предпринимателям, имеющим наемных работников, структурные подразделения и существенные обороты целесообразно организовывать и вести бухгалтерский учет по форме малых предприятий с использованием методов документирования и двойной записи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.