Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи



Воспитание — процесс социальный. Воспитывает все: люди, вещи, явления, и больше всего люди. Из них на первом месте — педагоги и родители.

Воспитание— это целенаправленный процесс развития лич­ности ребенка на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружа­ющего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения (Л. Д. Столяренко, 2003).

Воспитательный процесс— многостороннее взаимодействие людей как активных субъектов деятельности с окружающей пред­метно—социальной средой, прежде всего со взрослыми людьми.

Воспитательная деятельность семьи- это сознательная де­ятельность родителей по созданию психолого—педагогических условий для разностороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Воспитательная практика- это система целенаправленных и спонтанных, осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий отца и /или матери на ребенка, которая обусловлена их родительскими позициями.

Воспитательный потенциал семьи— это комплекс ее психолого-педагогических характеристик, которые обусловливают развитие и воспитание личности ребенка:

— воспитательная структура семьи;

— социально-ролевая адекватность семьи;

— культурно-образовательный уровень родителей;

— родительская компетентность;

— психологическая атмосфера семьи;

— характер детско-родительских отношений;

— стиль семейного воспитания.

Исходя из этой трактовки семьи с высоким воспитательным потенциалом — это такие семьи, в которых семья и родительство являются базовыми жизненными ценностями; где присутствует безусловное принятие подростка как личности, позитивное от­ношение ребенка к отцу/матери и родителям как семейной чете; где не нарушена структура семейных связей и социально-ролевое взаимодействие; преобладают типы социально-желательного по­ведения детей и родителей.

Семьи с низким воспитательным потенциалом — это такие се­мьи, в которых семья и родительство не входят в систему жизнен­ных ценностей родителей; где нарушена воспитательная структура семьи, семейные связи и отношения; родители не принимают ре­бенка таким, какой он есть; не выполняют родительские функции и утратили родительскую ответственность; что отражается на от­клонениях в развитии и дезадаптации их детей (Р. В. Овчарова, 2003)[115].

Воспитательная функция семьисостоит в том, что удовлетво­ряются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализовываться в детях». В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего по­коления, подготовку новых членов общества [там же, с. 20 — 21].

Динамика и функции семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее извест­на система «стадий», которая принимает в качестве критерия на­личие или отсутствие детей и их возраст (Е. Duval, 1957). Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

— вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяже­ние друг к другу;

— принятие и развитие новых родительских ролей;

— принятие в семью новой личности. Переход от диадных от­ношений супругов к отношениям в треугольнике;

— введение детей во внесемейные институты;

— принятие подростковости;

— экспериментирование с независимостью;

— подготовка к уходу детей из семьи.

— уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

— принятие факта ухода на пенсию и старости [цит. по 137].

Одним из сложнейших этапов в жизни семьи является обо­собление и уход детей из семьи. Сущность родительской заботы предполагает любовь к растущему ребенку, более того, родители должны желать, чтобы ребенок отделился от них. Здесь роди­тельское отношение претерпевает самый существенный кризис, с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ре­бенком, максимально обеспечить его безопасность, с другой — он должен не только мириться с отделением от ребенка, но и стре­миться к этому.

Низкий уровень сплоченности семьи в тот период, когда дети достигают переходного возраста, объясняется стремлением под­ростков в процессе индивидуализации добиться самостоятельности, выработать собственный стиль жизни. В то же время родители также отдаляются от подростков в своем возросшем стремлении обрести личную жизнь (Leigh and Peterson, 1987). Результатом такого одно­временного отдаления является самая низкая сплоченность семьи именно в период, когда дети достигают переходного возраста.

Исследования показали, что дистанция между родителями и подростками больше в семьях, где дети старше. Этот факт под­тверждает мысль, о том, что подростки старшего возраста актив­нее отстаивают свою самостоятельность и независимость и им требуется больше собственного жизненного пространства (Larson and Lome, 1990/

Таким образом, вырисовывается важная взаимосвязь между стадией развития семьи и дистанцией в отношениях между ее чле­нами. Такое заключение становится более очевидным в работе Ларсона и Лоу (Larson and Lome, 1990), обнаруживших, что дис­танция в отношениях между подростками старшего возраста и их родителями примерно на 70 % больше дистанции между родителя­ми и подростками помладше.

По-видимому, наиболее функциональной является такая се­мья, в которой наибольшая сплоченность наблюдается в то время, когда дети подрастают, а со временем, когда они становятся под­ростками, близость между членами семьи постепенно ослабевает, и устанавливаются сбалансированные отношения. Это способ­ствует идентификации личности подростков, которые в этот пе­риод ведут борьбу за то, чтобы стать полноправными взрослыми людьми [цит. по 137].

Рассматривая влияние семьи, в частности родительских пози­ций, на формирование личности подростка, мы базируемся на не­скольких теоретических подходах:концепции психического детер­минизма С. Л. Рубинштейна, концепции персонализации А. В. Пе­тровского, концепции персоногенеза В. С. Мухиной [141,134, 101].

Согласно концепции психического детерминизма С. Л. Ру­бинштейна, отношения между личностью и окружающей ее сре­дой, между внешним и внутренним в человеке на разных уровнях его развития далеко не одинаковы.

На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обсто­ятельств является, безусловно, преобладающим. В то время как с возрастом это влияние заметно ослабевает и внутреннее приобре­тает приоритет над внешним, т. е. развитие движется в направ­лении постепенного изменения соотношений между внешним и внутренним, от преимущественной направленности на внешнее через внутреннее к все большему доминированию тенденции — внутреннее через внешнее [141, с. 56].

Единицей такого взаимоотношения или отношений Л. С. Вы­готский полагает переживание. Такого рода переживания ребенка Л. И. Божович назвала внутренней позицией ребенка. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру от­ношения подростка к отцу и матери, семье в целом, и к родитель­скому влиянию, в частности [32, с. 9].

A. В. Петровский (1987) указывает на то, что развитие лич ности в подростковом возрасте характеризуется доминированием процессов индивидуализации, т. е. развитием интраиндивидных ка­честв личности. Успешность этого этапа развития, который при­сущ подростковому возрасту, зависит от способности общности, группы (в данном случае — семьи) принять все проявления инди­видуальности подростка, дать возможность им проявиться в прин­ципе [134].

B. С. Мухина (1997) отмечает, что идентификация и обособле­ние — это два равноценно значимых и одновременно диалекти­чески противоречивых элементов пары единого механизма, раз­вивающего личность и делающего ее психологически свободной. Общая направленность социального развития такова, что в инди­видуальном генезе первично возникает готовность к идентифика­ции с другим человеком. Обособление начинает проявляться в со­циальной ситуации, требующей от индивида отделения от других, отстаивания своего «Я» [100, с. 94].

В подростковом возрасте этот механизм помогает реализовать возникшее чувство взрослости, притязание на признание, удо­влетворить потребность в индивидуализации. Как механизм воз­действия оно возлагает на личность подростка индивидуальную ответственность.

Для родителей подростка обособление — это механизм уста­новления с взрослеющим ребенком отношений на социально приемлемых началах. Оно лежит в основе демократического стиля воздействия взрослого на детей.

Существует несколько относительно автономных психоло­гических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей: убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание.

С позиций бихевиоризма механизмы семейного воспитания интепретируются как целостный комплекс, включающий набор генетически фиксированных и накопленных путем научения на­выков, усвоенных путем подражания, присвоения опыта старших поколений (А. В. Черников, 1997; М. Bowen, 1978).

Оценивая потенциальный уровень родительского влияния, следует учитывать множество опосредующих факторов: возрастные

особенности, экономические факторы, специфические особенно­сти культуры и др.

Так, Л. И. Божович, И. С. Кон и другие исследователи указыва­ют, что в отрочестве детско-родительские отношения складываются под влиянием психологических новообразований, характерных для подросткового возраста. В этом возрасте наблюдаются немотивиро­ванные изменения настроения, упрямство, реакции отказа и проте­ста и другие особенности, затрудняющие детско—родительские от­ношения. Чувство взрослости как центральное новообразование са­мосознания является стержневой особенностью личности, ее струк­турным центром и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе и окружающим [32,76].

Подростки начинают оказывать сопротивление по отноше­нию к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождест­вляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реаги­руют на реальное и кажущееся ущемление своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

В. С. Мухина указывает на то, что стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где родители (речь идет не лично о родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно: создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуж­даясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от чего—то изначально правиль­ного, добродетельного и неизменного [100, с. 370 — 371].

Развитие детей в подростковом возрасте ставит перед взрос­лыми членами семьи, в первую очередь перед родителями, новые сложные задачи. Нарушения во взаимоотношениях родителей с детьми, ранее не игравшие заметной роли, выходят на первый план, становятся для подростков источником психической трав-матизации.

Существующие модели семейного взаимодействиябазируют­ся на различных принципах. Так, «циркулярная модель» Олсона (D. H. Olson, 1986, 1993) основана на системном подходе. Соотно­шение основных составляющих сплоченности (привязанность, эмоциональная связь, близость между членами семьи) и гибкости (изменение правил, регулирующих взаимоотношения) рассматри­вается в контексте социального функционирования. Эта модель позволяет прогнозировать адекватность функционирования се­мьи на всех стадиях жизненного цикла, адаптивность в стрессо­вой ситуации. Позитивные коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, способность к самораскрытию, ведению диало­га) помогают поддерживать равновесие, изменяться в согласии с требованиями, предъявляемыми ситуацией. Напротив, бедность коммуникативных навыков, отличающая несбалансированные и среднесбалансированные типы семей, препятствует полноценной адаптации [цит. по 143].

В модели Шефера (Ch. E. Schaefer, 1984) и сходных схемах (И. Ю. Кулагина, 1997; В. С. Мухина, 1998) на основе отношения родителей к подростку, определяемого по осям: «свобода - кон­троль», «враждебность — любовь», выделяются стили семейного взаимодействия. Следовательно, один из вариантов взаимодей­ствия родителей с подростками обозначается как либерально-помогающий, демократичный, высоко-рефлексивный, а другие — как нетерпимый, властный, суровый, авторитарный.

А. Г. Головина (2001) при анализе семейных коммуникаций подростков, больных шизофренией, выделяет следующие призна­ки взаимодействия в диадах «родитель—родитель» и «родитель-подросток»:

— корректность/некорректность межличностных отношений;

— недостаточность/чрезмерность выражения эмоций;

— последовательность/непоследовательность воспитательной позиции родителей;

— недостаточность/чрезмерность нормативного контроля.

Ею были выделены три типа семейного взаимодействия в об­следованном контингенте: «деструктивный», «конструктивный» и «смешанный». Как отмечает автор, воспитательная позиция пер­вой группы родителей отличалась непоследовательностью. Отцом

и матерью одновременно давались противоположные распоряже­ния, устанавливались запреты, немедленно отменяемые другим родителем (парадоксальные команды).

Столь же противоречивы были реакции на проступки или не­успехи взрослеющего ребенка. В психологии научения такая не­последовательность рассматривается как один из путей форми­рования амбивалентности. Контролирующие и регламентирую­щие функции в этих семьях осуществлялись родителями с той же склонностью к крайностям. Подростку уделялось недостаточно внимания. Гипоопека чередовалась с контролирующе-подавляю-щей позицией.

Родительские представления и ожидания в таких семьях проти­воречили реальности. Желание видеть потомка самостоятельным, способным к автономии расходилось с его фактической несосто­ятельностью в учебе, наличием проблем в поведении и общении. Происходящее объяснялось родителями необъективно. Наблюда­лось явное снижение критики и игнорирование или сокрытие пси­хического заболевания, неспособность родителей рефлексировать и прогнозировать последствия собственных действий.

Второй тип семейного взаимодействия характеризуется проти­воположными параметрами. Тип их отношений к подростку харак­теризуется как адекватно-лояльный. Позитивную позицию родители занимают по параметру нормативного контроля. Родители считали воспитание ребенка своей основной функцией, главным смыслом существования. Родительские позиции отличаются последователь­ностью и характеризуются безусловным принятием подростка.

Воспринимая подростка как несамостоятельного, инфантиль­ного, родители препятствуют его отделению от семьи, но при этом стремятся избегать конфликтов, что, тормозит развитие сепара­ции. По мнению исследователей, такой стиль воспитания способ­ствует становлению у подростка чувства защищенности и созда­нию условий для полноценного развития и существования. Такая позиция, определяемая как «эффективная опека» оказывает пози­тивное влияние на подростка и процесс его социальной адаптации [52, с. 80-85].

Обычно результатом автократического управления является рост сопротивления или напротив, зависимости. Подростки приу-

чаются слушаться родителей, выполнять все их требования, не за­давая вопросов и не совершая попыток принять решение самосто­ятельно. В такой среде подростки часто настроены более враждеб­но по отношению к родителям, испытывают глубокое недоволь­ство и сожаление из-за подавления их воли и редко идентифициру­ют себя с родителями. Когда удается преодолеть власть взрослых, подростки становятся мятежными, избыточно агрессивными и враждебными, особенно если дисциплина насаждалась родителя­ми в жесткой и несправедливой форме и внедрялась без любви и привязанности.

Воздействие автократической системы управления на подрост­ков из разных семей оказывается различным. Наиболее робкие на всю жизнь остаются подавленными, зависимыми людьми (Fisher and Crawford, 1992); более сильные начинают сопротивляться. И у тех и у других часто возникают эмоциональные проблемы и на­рушения психики. Мятежники нередко покидают родительский дом, как только могут это себе позволить; некоторые из них стано­вятся правонарушителями.

Как принято считать, общение и идентификация с родителя­ми способствуют подавлению в подростках их асоциального по­ведения и предотвращают проявления агрессии. Однако, как по­казывает одно из исследований (Neapolitan, 1981), в тех семьях, где отцы применяют грубые формы физических наказаний, эти правило не действует. Чем более подросток идентифицирует себя с отцом, демонстрирующим агрессивное поведение и поощряющим проявление агрессии, тем чаще и охотнее подросток сам ведет себя агрессивно. Во взрослой жизни у таких подростков, скорее всего, возникнут серьезные психологические проблемы (Jordan, 1989).

Существует взаимосвязь между жесткой дисциплиной в се­мье и отношениями подростка с его ровесниками. Подростки, не знающие ограничений в своем социальном поведении (отчасти по причине агрессивной модели поведения родителей), не пользуют­ся любовью и расположением ровесников в той мере, в которой пользуются те, кто обучился социальным ограничениям на поло­жительном примере своей семьи (Feldman and Wentzel, 1990).

Другой крайностью является сверхлибералъная модель семьи, в которой подростки практически не знают запретов и офаничений

со стороны родителей, должным образом не направляются и всег­да принимают решения самостоятельно. Результаты подобного воспитания также могут быть различными. Если подростки изба­лованы и неправильно ориентированы в общественной жизни, то они могут оказаться недостаточно подготовленными к разочаро­ваниям, офаничениям и ответственности, неспособными учиты­вать интересы других людей. Такие подростки нередко становятся эгоистичными, эгоцентричными, конфликтуют с теми, кто не по­такает им так, как делали это их родители. Не зная офаничений в своем поведении и страдая от неправильной ориентации, они могут чувствовать страх и неуверенность. Если подростки воспринима­ют недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и отторжения, то они начинают осуждать родителей за то, что те вовремя не научили, не предупредили, не направили. Слабая дисциплина, отторжение, недостаток родительской любви также ведут к правонарушениям.

Авторитетный, но демократический стиль руководства ока­зывает на подростков наиболее благоприятное воздействие (Kelly and Goodwin, 1983). Родители в таких семьях пользуются властью, но проявляют свою заботу добрыми советами. Принятой мерой дисциплинарного воздействия в таких семьях является разговор с подростком, что считается и наиболее эффективным для данной возрастной фуппы (deTurckand Miller, 1983; Smith, 1983). Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих де­тей. Подростки участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Их постепенно готовят к самостоятельной жизни. В результате в семье устанавливается ат­мосфера доверия, уважения и тепла. Такой тип семьи, в которой царит тепло, справедливость и последовательное соблюдение дис­циплины, формирует правильное социальное поведение как у де­вочек, так и у мальчиков.

Хаотичное, непоследовательное руководство, как и полное его отсутствие, оказывает на подростков крайне негативное влияние. Родители, которые не приходят к единому мнению в вопросах вос­питания, чаще жалуются на то, что их дети ведут себя афессивно, становятся неуправляемыми и непослушными (Kandel, 1990). В отсутствие ясно выраженных, конкретных требований дети на-

чинают путаться и испытывают неуверенность. У них нередко наблюдается антиобщественное поведение, они чаще совершают правонарушения и бунтуют против родителей.

Встречаются и такие родители, которые проявляют полное от­сутствие гибкости. Для подобных людей есть только один верный путь — их собственный. Они не склонны менять свои взгляды и модели поведения. Они не будут обсуждать различные точки зре­ния, не допустят несогласия, а потому они и их подросшие дети никогда не смогут понять друг друга. Такие родители будут требо­вать, чтобы поведение детей укладывалось в узкие, жесткие рам­ки, чтобы все дети думали и действовали одинаково, чтобы и сами дети были одинаковыми. Они с предубеждением относятся к раз­личным меньшинствам и к детям, не похожим на других.

«Негибкие» родители часто проявляют максимализм, крити­куя все, что делают их дети. Результатом этого является снижение самооценки подростков, развитие у них нетерпимости и стресса. Подростки из таких семей растут в постоянном страхе, что они все делают неправильно и не смогут удержаться на должном уровне. Стремление понравиться другим становится основной движущей силой их поступков, но такая мотивация нередко рушится под на­пором постоянной и несправедливой критики.

«Негибкие» родители возлагают на детей нереальные надеж­ды, ожидая от них того, на что дети попросту еще неспособны по возрасту (McKenry, Kotch and Browne, 1991). Такие родители хо­тят, чтобы подростки принимали решения и совершали поступки, как взрослые, и в то же время продолжают относиться к ним как к полностью зависимым детям. Такое отношение к детям— типич­ный пример воспитания, несоответствующего возрасту [137, с. 424 - 426].

Родительская семья остается самым важным и влиятельным фактором социализации, влияние которого ребенок испытывает, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия включая со­циальное положение род занятий, материальный уровень и уро­вень образования родителей, в значительной мере предопределя­ют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправ­ленного воспитания, которое ему дают родители, на ребенка воз­действует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Семейная социализация не сводится к непосредственному парному взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект иден­тификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимо­дополнительностью, например, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль на себя может взять старшая дочь и т. д. Не менее важен механизм психологического противодействия. Юноша, свободу ко­торого жестко офаничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, которому все разрешают, вырасти за­висимым, поэтому конкретные свойства личности ребенка не мо­гут быть выводимы из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания (И. С. Кон, 1989) [76, с. 119-126].

Несмотря на сложность детско-родительских отношений в подростковом возрасте, на внешние противодействия, проявляе­мые по отношению ко взрослому, подростки испытывают потреб­ность в поддержке со стороны родителей. Семья по-прежнему явля­ется для подростков одним из основных институтов индивидуализа­ции и социализации личности.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис выделяют причины, кото­рые определяют значимость семьи для подростка.Во-первых, в се­мье удовлетворяется значительная часть потребностей подростка, в том числе материально-базовых и потребностей в эмоциональ­ной поддержке, любви, симпатии. Неспособность семьи удовлет­ворить эту потребность подростка порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряже­ние, тревогу.

Во-вторых, семья осуществляет функцию сознательного кон­троля по отношению к подростку. Неспособность семьи выпол­нять функцию контроля ведет как к нарушениям поведения под­ростка, так и к нарушениям в развитии его личности.

В-третьих, семья оказывает консультативную помощь под­ростку: объяснение, информирование, содействие в формирова­нии оценки самых разных сторон жизни. Неспособность семьи справиться с этой задачей, обусловливает социальную дезадапта­цию подростка [193].

Рассматривая взаимоотношения подростков с родителями, Ф. Райе пришел к выводу о том, что подростки разделяют нравствен­ные ценности и представления родителей. По данным исследова­ний Ф. Раиса, в восьми областях, которые чаще всего называются в числе проблемных — наркотики, образование, работа, политика, выбор друзей, религия, секс и стиль одежды — большинство под­ростков соглашаются с представлениями своих родителей.

По данным отечественных ученых подростки более ориенти­рованы на родителей в главнейших ценностях, которые важны для их будущего, а мнение сверстников более существенно в вопросах, касающихся быстро меняющихся ценностей (например, моды). Однако такое соотношение ориентации возможно лишь при вы­соком уровне авторитета родителей, гармоничных детско-роди-тельских отношениях [137].

Таким образом, родительская семья является важнейшим фак­тором социализации и развития личности ребенка. Она обладает определенными механизмами влияния на подрастающую личность. Влияние семьи зависит от ее воспитательного потенциала и других объективных и субъективных факторов.

Многие отечественные исследователи обращают внимание на ригидность, несогласованность, непрогностичность, неоптимистич-ность, неустойчивость, противоречивость, жесткость или повышен­ный либерализм родительских позиций как определяющую харак­теристику детско-родительских отношений и детско-родительского взаимодействия.

Зарубежные исследователи также единодушны в оценке доми­нирующей роли семьи в формировании личности. Анализируют типы руководства родителей детьми-подростками, они приводят доста­точно весомые аргументы против автократических, сверхлибераль­ных, непоследовательных и ригидных родительских позиций и аргу­менты за авторитетно-демократические и гибкие.

Адекватность родительских позиций должна быть связана со ста­диями жизненного цикла семьи и ориентирована на возраст детей, их внутреннюю позицию. Подростковый возраст совпадает с циклом отчуждения детей от родителей и тенденцией подростков к обособле­нию, индивидуализации, обретению своей самости.

При всей кажущейся оппозиции по отношению к родителям, под-

росток нуждается в психологической защите и поддержке семьи, во взаимопонимании и сотрудничестве с родителями. Эксперименталь­ные исследования свидетельствуют о том, что подростки в большин­стве своем все еще направляемы родителями и разделяют их цен­ности.

5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций*

Характер родительских позиций и их динамика прежде всего связаны с социокультурными и этнопсихологическими особенностя­ми общества.

Сравнивая национальные стили воспитания по степени их строгости, Э. Голдфранк различает:

1) общества, где в раннем детстве и в позднем детстве дисци­плина слабая;

2) общества, где в раннем и позднем детстве дисциплина строгая;

3) общества, где в раннем детстве дисциплина строгая, а в позднем — слабая;

4) общества, где в раннем детстве дисциплина слабая, а в позд­нем — строгая.

Европейскую модель воспитания по этой схеме следует отне­сти к третьему типу общества, в котором по мере взросления ре­бенка внешний контроль должен ослабевать.

Родительские установки и стиль воспитания связаны также с наличием у данной группы (культуры) тех или иных мотивацион-ных синдромов (потребность в достижениях, потребность в аффи-лиации, ориентация на других и т. д. «Люди, в этнической культуре которых сильнее выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании. В то же время они гораздо острее реагиру­ют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окру­жающими» (И. С. Кон, 1987) [75 , с. 38].

* В данном параграфе использованы материалы диссертационного исследо­вания С. С. Жигалина, выполненного под нашим руководством (2001 - 2003) [60].

Если исходить из исследований установочных диспозиций личности и стратегий поведения, то динамичность, статичность, вариабельность-стабильность и вариабельность-лабильность уста­новок личности зависит также от возраста родителей (Т. И. Поно-маренко, 1998). Высокая степень динамичности присуща возрасту от 18 — 29 лет, что обусловливает такие свойства поведения как гибкость и приспособляемость к среде. Периоды возрастных кри­зисов (30 — 35 лет и более 50 лет) показывают высокий уровень ста­тической установки, что указывает на стереотипность поведения, в том числе и родительского, высокую степень его конфликтности и эмоциональной напряженности. Следовательно, на практике часто существует столкновение двух кризисов — детей (подростко­вый кризис) и родителей (кризис 30 — 35 лет), вследствие которого может возникнуть конфликтная воспитательная ситуация [128].

Анализируя развитие отношений между родителями и детьми, И. А. Хоменко (1997) указывает на их динамику в онтогенетическом плане(табл. 42). В норме партнерская родительская позиция долж­на формироваться уже в раннем детстве, отчуждение родителей от детей — в младшем школьном возрасте, а их взаимная сепарация (индивидуализация) завершается в отрочестве. [177; с. 16].

Таблица 42 Развитие отношений между родителями и детьми

Отношения Период развития(возраст)
Синхронность отношений «родители-новорожденный» Новорожденность (0-4 не­дели)
Взаимная привязанность родителей и детей Младенчество (0-1 год)
Взаимная зависимость родителей и детей Ходячее детство (1-3 года)
Отношения партнерства между детьми и родителями Раннее детсво (3-6 лет)

Детско-родительские отношения являются самой значимой ком­понентой воспитательного потенциала семьи.На разных этапах жиз­ни ребенка они выполняют различные функции, и родители по-разному воспринимаются ребенком. Подросток видит в родителях прежде всего старшего друга и советчика,о чем свидетельствуют результаты опросов. Подростки мечтают о таких родителях, кото­рые (Williamson and Campbell, 1985) [цит. по 137]:

« ...интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;

«...выслушивают нас и стараются понять»;

«...дают почувствовать, что они любят нас»;

«...выказывают свое одобрение»;

«...принимают нас такими, какие мы есть — со всеми нашими ошибками и недостатками»;

«...доверяют нам и ждут от нас хорошего»;

«...относятся к нам как к взрослым»;

«...направляют нас»;

«...веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший при­мер».

По сути дела, в этих суждениях в своеобразной форме изло­жены представления подростков об адекватных их возрасту роди­тельских позициях:

— позитивного интереса к ребенку;

— принятия всех проявлений его личности;

— лояльности к нестандартным проявлениям в его поведении;

— партнерства во взаимодействии друг с другом;

— ответственно-великодушного отношения к личности под­ростка;

— актуализации всех лучших сторон его личности;

— формирующей действенной помощи и поддержки;

— оптимизма в отношении перспектив его развития.

Таким образом, основным критерием, определяющим эффек­тивность родительских позиций, следует признать их адекватность,т. е. учет общей ситуации развития подростка и конкретных воспи­тательных ситуаций, половозрастных, индивидуально-психологи­ческих особенностей воспитываемого ребенка, а также специфики воспитательных ролей отца и матери. В первом случае адекватность предполагает социально-ролевую адекватность родителей, их ком-плиментарность в плане их личностных особенностей.

Во втором - адекватность предполагает такие изменения ро­дительских позиций, которые не мешают обособлению подрост­ков от родителей, признают автономность внутреннего мира под­ростка при сохранении эмоциональной близости, заинтересован­ности и ответственности родителей за воспитание.

На наш взгляд, признаками адекватности родительских позицийявляются: динамичность, гибкость, внутренняя и внешняя согла­сованность и комплиментарность, прогностичность.

Под динамичностью мы понимаем изменение родительских позиций, которое связано с изменением возраста ребенка и роди­теля и социальной ситуации.

Под гибкостью понимается такое изменение родительских по­зиций, которое обусловлено разнообразием микросоциальных и воспитательных ситуаций в семье подростка.

Внутренняя согласованность предполагает отсутствие кон­фликтного взаимодействия родительской позиции отца и/или ма­тери с другими позициями личности и ее устойчивость.

Внешняя согласованность предполагает согласование отцов­ской и материнской родительских позиций в плане их компли-ментарности и позиции ребенка-подростка, обусловленной его психологическими особенностями.

Прогностичность родительской позиции означает способ­ность родителей взаимодейстивовать с ребенком в зоне его бли­жайшего развития, т. е. принимать в расчет те требования, которые поджидают детей в их завтрашнем дне.

Рассмотрим особенности подростков в аспекте их учета при фор­мировании родительских позиций.

Подростковый период, который Л. С. Выготский разделил на две фазы: негативную (13 — 14 лет) и позитивную (15 — 17 лет), фазу влечений и фазу интересов, является одним из самых слож­ных этапов школьной жизни ребенка. По выражению В. С. Мухи­ной, в этот самый краткий по астрономическому времени период (11 — 15 лет) подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения, он приходит к по­рогу юности [100].

Отрочество - переходный возраст.С одной стороны, в подрост­ке сохранено многое от ребенка, которое он минимизирует, с дру­гой — появляется многое от взрослого, которое он максимизирует, поэтому в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность по­рождает противоречивые желания и поступки.

В переходный период на стыке двух возрастов, возникают процессы, означающие завершение предыдущего этапа и начало последующего. Во-первых, это пограничность и неопределен­ность социального положения. Во-вторых, внутренние трудности переходного возраста начиная с психогормональных процессов вследствие нарушения соотношений в физиологических функци­ях центральной нервной системы и эндокринных желез и закан­чивая перестройкой «Я-концепции». В-третьих, противоречия обусловленные перестройкой механизмов социального контроля, основанных на соблюдении внешних норм и послушании взрос­лым, которые уже не действуют, и взрослые способы, предполага­ющие сознательную дисциплину и самоконтроль, которые еще не сложились до конца.

Выделив психические новообразования возраста,можно про­гнозировать сопутствующие их становлению трудности в случа­ях неблагоприятной социальной ситуации развития, в том числе семейного воспитания (Р. В. Овчарова, 2002):

- развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность;

- интенсивное формирование характера — акцентуации характера;

- чувство взрослости — реакции эмансипации;

- интимно-личностное общение (ведущая деятельность) -реакции группирования;

- потребность в самоутверждении — хобби-реакции и патоло­гические увлечения;

- потребность в активности и социально-значимой деятель­ности - реакции компенсации, гиперкомпенсации;

- критическое мышление - негативизм и реакции отказа;

- любознательность и жажда проверки себя - побеги, бродяж­ничество, асоциальное поведение;

- повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая аффективность к неудачам, агрессивность и др.

Чувство взрослости — психологически самая важная характери­стика подростка.А. Г. Лидере связывает психологические задачи этого возраста с самоопределением в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональ­ной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей де­тей этого возраста: физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного «Я» [86, с. 41].

Однако, как справедливо указывает В. С. Мухина, в современ­ном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная, поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (В.С. Му­хина, 1997)[100].

Во многом этому способствуют позиции взрослых, в том числе и родителей, по отношению к взрослеющему человеку. Так, в ис­следовании А. В. Булыгиной (2003) указывается на то, что имен­но неправильная позиция взрослых обусловливает развитие социаль-

но—педагогической запущенности подростков. Более того, она определяет этот феномен как следствие такой социальной ситуа­ции развития, в которой формируется объектная позиция личности ребенка, характеризующаяся несформированностью «Я-концеп-ции», отраженным самоотношением, низким уровнем развития субъектных свойств, внешним локусом контроля и мотивации, от­сутствием жизненных перспектив и потребности в достижениях.

Р. Хевигхерст связывает задачи развития с формированием тех качеств, которые необходимы самому подростку или соответству­ют общественным запросам. В частности, достижение эмоциональ­ной независимости от родителей и других взрослых трактуется сле­дующим образом. Подросток должен сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости.

Подростки, восстающие против родителей, других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться лучше пони­мать самих себя и старших и разобраться в причинах конфликта (Havighurst, 1972) [ цит. по 137].

Процесс эмансипации ребенка от родителей является сложными многогранным.Эмансипация может быть эмоциональной, показы­вающей насколько значим эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностью к другим людям (дружбой, любо­вью); поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко ро­дители регулируют поведение сына или дочери; или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и цен­ности, что и его родители (И. С. Кон, 1989) [76, с. 106 - 119].

Стремление к поведенческой автономии возникает в ходе взросления раньше, чем происходит сдвиг в сторону эмоциональ­ной автономии. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается, причем у юношей го­раздо раньше, чем у девушек (Ф. Райе, 2000) [137, с. 450].

Социальная ситуациякак условие развития и бытия в отроче­стве принципиально отличается от социальной ситуации детства не только по внешним обстоятельствам, но и в большей мере по внутренним причинам. Сама социальная ситуация трансформи­руется в сознании подростка в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать

на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляют­ся акценты: семья, школа. Сверстники обретают новое значение и смысл. У подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии: дом, семья (В. С. Мухина, 2000) [100, с. 349-352].

Одним из важнейших новообразований подросткового воз­раста является изменение внутренней позиции ребенка.Оно проис­ходит из-за того, что в драму развития вступает новое действую­щее лицо, новый качественно своеобразный фактор — личность самого подростка.

В этом возрасте отмечается отчетливое направление сознания подростка на самого себя, т. е. самосознание, и основная задача, с которой сталкивается подросток, состоит в том, чтобы собрать во­едино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе и ин­тегрировать эти многочисленные образы в личную идентичность (И. В.Дмитриева, 1999) [56, с. 227].

Автор психосоциальной теории развития Э. Эриксон считал, что в подростковом возрасте происходит объединение всех сбли­жающихся элементов самосознания, что приводит к конфликту, который он разделил на семь основных частей. Этот внутренний конфликт получил название кризиса идентичности:

— временная перспектива или расплывчатое чувство времени;

— уверенность в себе или застенчивость;

— экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;

— ученичество или паралич трудовой деятельности;

— сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;

— отношения лидер/последователь или неопределенность ав­торитета;

— идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.

Если индивид способен успешно разрешить перечисленные семь конфликтов, у него формируется «зрелая» идентичность [195, с. 57-62].

В концепции психосоциального моратория Э. Эриксона под­ростковый возраст обозначен как санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение ко­торого индивид может выбрать для себя нишу в обществе путем

свободного апробирования различных ролей. Благополучное за­вершение этого периода связано с обретением идентичности, а неблагополучное - с путаницей ролей [196, с. 61].

Следующим моментом изменения внутренней позиции и со­ставляющей самосознания является формирование потребности стремления соответствовать не только уровню требованийокружа­ющих, но и собственным требованиям,что существенно отражает­ся на самооценке — частном, но вместе с тем очень важном виде оценочных способностей. Она выступает в качестве своеобразной точки отсчета, ориентируясь на которую человек воспринимает и оценивает все то, что происходит вокруг него. Для самооценки подростка характерно изменение знака отношения к себе. В отли­чие от прежней, двухполюсной (хороший — плохой) она приобре­тает более сложный характер. Рефлексивный анализ в этот период весьма самокритичен, отсюда, даже на фоне высокой самооценки, учащиеся могут переживать наличие отрицательных черт у себя считать, что они сами виноваты во всех сложностях, хотят испра­вить собственные недостатки.

Характерным для подростка, является то, что данной возраст оказывается сензитивным для возникновения особого комплек­са потребностей, выражающихся в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых, т. е. для возникновения способности к целеполаганию. Возникновение этой способности важно, потому что на фоне происходящих в этот период физиоло­гических процессов, эмоциональной возбудимости, импульсив­ности, неуравновешенности подростка целеустремленность помо­гает ему быть внутренне более собранным и организованным.

В ценностных ориентациях, морально-нравственных убеж­дениях, мотивах и целях наиболее четко проявляются идеалы подростков, которые возникают как необходимость, потребность брать с кого-то примери является своего рода ориентиром в много­образии проявлений окружающей ребенка действительности.

Формирование идеала значимо тем, что восприятие образцов обычно имеет какой-то личностный смысл.Примеряя на себя обра­зы любимых героев, подросток не просто подражает им, он учится самоанализу. Тот или иной сформировавшийся у ребенка идеаль­ный образ может оказывать существенное влияние на формиро-

вание и доминирование определенного увлечения, которые явля­ются неотъемлемой составляющей подросткового возраста.

Изменение социальной ситуации развития и индивидуально возрастных особенностей ребенка приводит к тому, что форми­рование субъективно-личностных отношений в подростковый период претерпевает значительные перемены. Одна из главных особенностей подросткового возраста — смена значимых лиц и пе­рестройка взаимоотношений со взрослыми.При этом система взаи­моотношений с конкретными взрослыми, по сути, безраздельно господствующая в жизни ребенка, приобретает в целом черты за­висимого типа отношений по сравнению с определяющей систе­мой «подросток — сверстники». В то же время наибольший шанс приумножить свою значимость для подростка получают те взрос­лые, которые в определенном смысле символизируют для него ре­ализацию профессиональных намерений и выступают как зримый образ того, к чему стремится, и чего хочет достичь он сам. Имен­но в этом случае создаются наиболее благоприятные условия для формирования отношения подростков к значимому взрослому по типу «к другому, как к себе самому», без которого немыслимо под­линное интимно—личностное общение ни в группе, ни в диаде (М. Ю. Кондратьев, 2000) [77, с. 410].

Основная функция взрослого в этот период связана с форми­рующейся способностью строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личностных особенностях и качествах людей, сознательно под­чиняться нормам, принятым в коллективе. Основной смысл до­верительного общения с родителями — отнюдь не получение от них той или иной информации. Подросткам оказывается очень важно, проявляют ли родители серьезный, доверительный инте­рес ко всем сферам их жизни. Для них главное в общении - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что пере­живается ими. Подростки, как правило, любят своих родителей, хотя не всегда в этом признаются.

Однако, как бы не были благополучны отношения подрост­ка со взрослыми, у него все равно возникает стремление к своим сверстникам. Подросткам свойственно почти инстинктивное вле­чение друг к другу. Общение со сверстниками становится для под-

ростка ведущим мотивом деятельности, а учение может отодви­нуться на второй план. Это еще одно новообразование, составляю­щее и определяющее социальную ситуацию развития подростков. В группе сверстников подростку предоставляется возможность утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными, получить признание, уважение среди сверстников, т. е. занять определенное положение или статус в группе.

Идентифицируясь со сверстниками, подросток чаще всего ста­новится конформистом. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подростки открывают в отрочестве глубины своего несовер­шенства и уходят в состояние психологического кризиса, который характеризуется тяжелыми переживаниями. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью (В. С. Мухина, 1997) [100, с. 347 - 348].

Согласно концепции персонализации А. В. Петровского, вто­рая фаза развития (отрочество) порождается обостряющимися противоречиями между достигнутыми результатами адаптации личности (детство) т. е. тем, что он стал таким, как все в группе, и неудовлетворенностью потребности индивида в максимальной персонализациии. Эта фаза характеризуется поиском средств и спо­собов для обозначения своей индивидуальности (А. В. Петровский, 1987) [134, с. 64-66].

Э. Эриксон подчеркивает, что подростковый период харак­теризуется поиском возможностей свободного выбора подрост­ком путей исполнения своих обязанностей, своего долга и в то же время смертельной боязнью оказаться слабаком, насильно включенным в такую деятельность, где он будет чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в своих силах [195, с. 344-345].

Подростковый возраст связанс преобладанием рефлексии(с начала рассудочной). Он может быть рассмотрен как фаза онто­генеза личности, требующая обособления для внутренней работы становления личности как «целого в себе». Эта фаза распадается

на две подфазы: собственно подростковую и юность (переход от рефлексии рассудочной к разумной). Полноценное прохождение обеих подфаз позволяет перейти к взрослости, не растворившись в социуме, а сохранив и укрепив личностное начало и творческий потенциал (А. С. Арсеньев, 2000) [10, с. 335 - 338].

Однако воздействия средыменяются в зависимостиот того, че­рез какие внутренние условия развития ребенка они преломляются,а ситуация развития, характерная для данного возрастного перио­да, приобретает окраску индивидуальности.

Субъективная социальная ситуация развитияв данном случае понимается как избирательный синтез множества реальных и по­тенциальных социальных ситуаций либо как паттерн взаимодей­ствий «личность — среда» в настоящий период жизни, интегри­рованных переживанием смысла жизни на данном этапе жизни (И. А. Николаева, 2003) [109, с. 3].

Исследование И. А. Николаевой показало, что кроме обще­возрастных закономерностей, отражающих социальную ситу­ацию развития, обнаружены типичные варианты социальной ситуации развития индивидов, которые отражают личностные особенности, а также гипосоциальные, гиперсоциальные и неод­нозначные тенденции социализации для каждой возрастной под­группы группы. Кроме возрастных характеристик на восприятие социальной ситуации развития оказывают и половые различия подростков (табл. 43).

Таблица 43

Соотношение объективной и субъективной социальной ситуации развития подростков васпекте адекватности родительских позиций

Характеристика объективной Половозрастная характеристика
социальной ситуации развития субъективной социальной ситуа-
  ции развития
Переходный характер возраста: Подростки 12-14 лет
- пограничность и неопределен- - максимализм;
ность социального положения; - группирование со сверстниками;
- внутренние психофизиологиче- - неразвитость социальной перцеп-
ские трудности; ции;
- перестройка механизмов социаль- - игнорирование женского пола в
ного контроля связи с завершением полоролевой
Психические новообразования: идентификации у мальчиков;
- становление самосознания, на- - несформированность идеалов;
правленность сознания на себя, - идеализация родителей
рефлексия; Подростки 15-16 лет
- изменение внутренней позиции - формирование абстрактных иде-
- чувство взрослости; алов;
- новое рождение личности, форми- - ориентация на взрослые идеалы и
рование характера; потребность в достижениях;
- половая идентификация - возросшие возможности социаль-
- притязание на социальное при- ной перцепции;
знание - богатый внутренний мир и заме-
Ведущая деятельность: щение реального общения вообра-
- Интимно-личностное общение жаемыми персонажами
Ведущие потребности: Мальчики
- саморазвитие, развитие собствен- 12-14 лет
ного «Я»; - ориентации на группу однополых
- самостоятельности; сверстников (мальчиков);
- безопасности через принадлеж- - игнорирование девочек, женщин,
ность к группе; родственников
- активности, социально-значимой 15-16 лет
деятельности; - ориентации на мужчин-героев;
- успехе, проверке своих возмож- - игнорирование взрослых
ностей Девочки
  12-14 лет
  - ориентации на группу однополых;
  - сверстников (девочек)
  15-16 лет
  - ориентация на мужчин-звезд, аб-
  страктные идеалы

Исследование, проведенное под нашим руководством (2000), показало, что индивидуальные особенности также определяют раз­личие в восприятии той или иной социальной ситуации подрост­ков, пропуская сквозь призму субъективной оценки любые внеш­ние воздействия. В качестве примера, наиболее характерного в рас­сматриваемом аспекте, приведем гипертимный тип подростков.

Для подростков гипертимного типахарактерны низкие показа­тели выборов родственников (часто дети офаничиваются только родителями) и практически отсутствуют выборы учителей. При этом показатель выборов «старше респондента» значительно мень­ше, чем тот же показатель, но относительно «выборов не старше респондента». Это может говорить о стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших, что подтверждает достаточно высокий балл по показателю эмансипации.

Подростков описываемого кластера сближает также стрем­ление отдавать предпочтение в выборах «другим знакомым», не игнорируя при этом одноклассников, что характеризует их как общительных, неробких в знакомствах людей. Но абсолютной конформности они не проявляют, так как у большинства объектов этот показатель имеет либо умеренный, либо средний балл. От­носительно эмоционально—коммуникативной сферы выделяются два показателя — альтруистической и эмоциональной направлен­ности. Абсолютный ценностный статус «Я» подростков этой фуп-пы высокий или значительно выше среднего на фоне абсолют­ного ценностно—позитивного восприятия социальной ситуации: склонны замечать и отрицательные проявления эмоций при вза­имоотношениях с окружающими.

В целом вопрос о том, каким образом подростки реагируют на воспитательные воздействия родителей в зависимости от их индиви­дуально-типологических и психологических особенностей,изучен в психологии крайне недостаточно. С одной стороны, Э. Г. Эйдемил-лер, классифицируя типы нарушений семейного воспитания, про­гнозирует их последствия для развития личности подростка в виде тех или иных акцентуаций характера. С другой стороны, А. Е. Лич-ко, описавший типы акцентуаций и психопатии характера у под­ростков, указывает на провоцирующие факторы. Такими фактора­ми для гипертима является лишение свободы выбора, авторитарное

давление, Офаничение интересов и навязывание способов поведе­ния; для истероида — публичное порицание, игнорирование лич­ности, вербальная афессия, аффективное отношение и т. п.

Таким образом, подростковый возраст — это возраст, имеющий качественно-своеобразную структуру психологических особенно­стей детей, их физического развития и неповторимость взаимоот­ношений между подростком и окружающей его средой.

Т. В. Снегирева (2000) справедливо полагает, что для полноцен­ных детско-родительских отношений важно вовремя учитывать изменяющуюся картину мира, новую социальную ситуацию с новы­ми потребностями и общественными установками, поэтому слож­но отдать предпочтение какому-то одному стилю взаимодействия. В силу того что в реальной семейной практике этот подход ре­ализуется редко, часто возникают конфликтные воспитательные ситуации.

Автор подчеркивает, что поведение подростка вовсе не связано прямолинейно с той или иной позицией взрослых[155].

Одна и та же линия родительского поведения может вызвать разные детские реакции. В одних случаях поведение детей может строиться по принципу «дополнительности»: власть взрослых до­полняется повиновением ребенка, а предоставление ему самосто­ятельности вызывает инициативу; в ответ на разумное родитель­ское убеждение следует послушание, на уфозу — страх и подчи­нение. Другие дети на те же действия родителей отвечают любо­пытным способом защиты: столкнувшись с отвержением, ребенок может вести себя так, словно его любят и дорожат им, тем самым как бы призывая родителей изменить отношение к нему. Наконец, родительское отношение может войти стать собственной позици­ей детей. Отвержение родителей в этом случае превратится ими в неприятие собственной личности, низкую самооценку.

Довольно трудно определить наиболее оптимальную «дозу» в модели взаимодействия детей и родителей. Видимо, ближе всего к этому тот тип позиции взрослых, который можно назвать демо­кратическим. Он строится на основе диалогичности: и взрослый, и ребенок представлены в равной степени, поэтому даже цель дисциплины здесь своеобразна — научить не послушанию, а от­ветственности. 13 — 15 лет — это рубеж, когда начинает устанавли-

ваться равновесие ответственности между родителем и ребенком.

С рассматриваемой точки зрения адекватными представляют­ся такие родительские позиции, которые учитывают особенности самой социальной ситуации развития особенности подростков, их половозрастные и индивидуально-психологические особенности, соответствуют динамике развития ребенка.

Таким образом, адекватность родительских позиций может быть рассмотрена в двух аспектах. С одной стороны, она предполагает со-циальноролевую адекватность (отец-мать), их комплиментарность в плане личностных особенностей, с другой - такие изменения роди­тельских позиций, которые не мешают обособлению подростков от родителей, признают автономность внутреннего мира подростка при сохранении эмоциональной близости, заинтересованности и ответ­ственности родителей за воспитание. Это означает, что они стано­вятся динамичными, гибкими, прогностичными, внешне и внутренне согласованными и комплиментарными.

Такие психологические особенности подростков, как чувство взрослости, изменение внутренней позиции личности, обособление и рефлексия, смена значимых лиц, перестройка отношений со взрос­лыми и другие, являются индикаторами перестройки родительских позиций.

Воздействие родительских позиций на подростков осуществля­ется не прямолинейно, а через внутренюю позицию личности под­ростка и согласование с ней, а также через психологические особен­ности ребенка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.