Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок обработки данных анкеты



На стереотипность выполнения родительской роли указыва­ют утвердительные ответы на 1 и 2 вопросы, а в 18 вопросе — вари­ант ответа № 2.

Об устойчивости родительской роли при ее принятии свиде­тельствуют утвердительные ответы на 15, 38 , 39 вопросы и отри­цательный ответ на 11.

На присвоение примера родителей в выполнении данной роли указывает совпадение ответов на 3 и 8 вопросы, выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 1 и утвердительный ответ на 38 во­прос.

О внезапности перехода к родительской роли можно судить при отрицательном ответе на 4 вопрос, утвердительном — на 5 и при выборе варианта ответа №3 в 18.

О раннем усвоении родительской роли — при утвердительных ответах на 12 и 13 вопрос.

0 мере принятия ответственности за родительскую роль — от­веты на 7, 33 вопросы, утвердительный ответ на 16 и выбор в 19 и 22 вопросах варианта ответа № 3.

Этническая идентичность:

а) культурная — утвердительные ответы на 9,10,14,17 вопросы и выбор в 23 варианта ответа № 4;

б) социальная — выбор в 19 и 20 вопросах варианта ответа № 2, в 23 — варианта ответа № 3, в 21 — варианта ответа № 6 и совпаде­ние ответов на 26, 27 и 28 вопросы;

в) личностная — выбор в 20 вопросе варианта ответа № 3 при условии, что ответы на 21, 24, 25 и 28 вопросы совпадают.

В. Методики для исследования родительских чувств Опросник родительской любви и симпатии*

Часть I

Цель:выявить преобладающее у родителя чувство по отноше­нию к ребенку (симпатия или любовь).

Инструкция:«Ниже даны двадцать утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по Вашему мне­нию, соответствует сложившимся отношениям с Вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует». Варианты ответа:

4 — да, это так;

3— вероятно это так;

2— вряд ли это так;

1 — нет, это совсем не так.

* Разработан ивалидизирован под нашим руководством Е. В. Милюковой, 2003

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИИ

1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.

2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.

3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и принимаю его таким, каков он есть.

4. Мой ребенок очень умный.

5. Ради моего ребенка я готов(а) на любые жертвы.

6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же после знакомства.

7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребен­ком.

8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.

9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хо­рошо и комфортно со мной.

10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.

11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.

13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ре­бенка.

14. Я уверен(а), что мой ребенок хорошо ко мне относится.

15. Между мной и ребенком существует эмоциональная бли­зость.

16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.

17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем по­лучать от него.

18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хо­рошо с ним.

19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладаем независимос­тью друг от друга.

20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.

ОБРАБОТКА

Складываем полученные баллы:

шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13, 15, 17, 19.

шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно cy-j дить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можноговорить о том, что в отношениях родителя и ребенка пре-1 обладает любовь или симпатия.

Часть II

Цель:определить компонентный состав и типологию роди­тельской любви.

Инструкция:«Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по Вашему мнению, наиболее характерно для Вас (отметьте знаком «+»). Помните, неправильных ответов не существует».

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ

1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощу­щение сопричастности и желание быть с ребенком.

2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.

3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается роди­тельская любовь.

4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, по могаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относитель ной свободой и автономностью.

5. Я испытал(а) чувство облегчения, удовлетворения и радости когда завершились роды.

6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.

7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляют образ «любящего отца» и «любящей матери».

8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему peбен ку посредством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда.

Допишите свое...

9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чув­ство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.

10. Я доволен(а) своей ролью родителя.

11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.

12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологиче­скую поддержку и защищенность с моей стороны.

13. Мне было приятно чувствовать:

а) для матери: как шевелится плод во время моей беремен­ности .

б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.

14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.

15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.

16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно на­звать открытыми, искренними и доверительными.

17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяс­нить словами.

18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.

19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.

20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.

21. Во время беременности:

а) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.

б) для отца: моей жены я чувствовал нежность к будущему ре­бенку.

22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.

23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.

24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.

25. Беременность моей жены (для отца) моя (для матери) была желанной и запланированной.

26. Я испытываю гордость за моего ребенка.

27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.

28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

ОБРАБОТКА

Наибольшая сумма баллов («+» — 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на домини­рующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической при­надлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Инфор­мативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.

Компоненты родительской любви входят в структуру составля­ющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаменталь­ные установочные ориентации родительской любви и впослед­ствии корректировать и развивать другие компоненты родитель­ской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.