Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 4 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ



4.1. Родительская любовь как основа воспитания*

Родители являются первой социальной средой развития ре­бенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его по­требностей, в том числе потребность в любви и привязанности.

Родительская любовь является движущей силой развития ре­бенка и способствует удовлетворению его витальных — жизненно важных потребностей (А. Адлер, 1999; Р. Берне, 1986; Дж. Боул-би, 1991; Д.В. Винникот, 1998; А. Лоуэн, 1998; В.А. Рамих, 1997; А.С. Спиваковская, 2000; 3. Фрейд, 1989; Э. Фромм, 2001; Э. Эрик-сон, 1996).

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуж­дается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувствен­ного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родитель­ской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей при­суща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» лю­бовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации ро­дительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.

* В данной главе использованы материалы диссертационного исследования Е. В. Милюковой, выполненного под нашим руководством (2004) [96].

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент им­провизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить ра­дость, удовлетворять все потребности ребенка.

Существуют психологические (А.Я. Варга, 1983; А. С. Спива-ковская, 2000; Л.Б. Шнейдер, 2000) и педагогические (В. А. Сухом-линский, 1988) трактовки понятия «родительская любовь».

А.С. Спиваковская (2000) определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержа­ния телесного и душевного здоровья [ 158].

Родительская любовь это глубокое и осмысленное не раз чув­ство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, ви­деть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться прини­мать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983) [45].

Близким к понятию родительская любовь является термин «чадолюбие» (Л.Б. Шнейдер, 2000), которое рассматривается как результат усвоения человеком положительного отношения к де­тям; условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям — элемен­тарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в за­боте о воспитании детей.

По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим под­держивая и развивая ее.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рас­сматривают физический, эмоциональный, познавательный, дей­ственный аспекты родительской любви.

Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребен­ка в эти отношения, между ними наблюдается не только макси­мальный, всеобъемлющий психический контакт, но и физический контакт (Л.Я. Гозман, 2002; А. Лоуэн, 1989; Н.Н. Обозов, 2002).

Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возмож­ность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения (К.Е. Изард, 2000; Меллен, 1981).

Родительскую любовь характеризуют эмоциональные прояв­ления. К.Е. Изард (2000) определяет сущность любви как паттерн эмоций и когнитивных процессов, то есть любовь включает в себя эмоциональный и мыслительный аспекты.

Важную роль в родительской любви играют эмоции: удоволь­ствие — радость, возбуждение — интерес. Кроме этого, в ней пред­ставлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разо­чарование и другие (М. Аргайл, 2002; К.Е. Изард, 2000; А.Н. Сиза-нов, 1989; Л.Б. Шнейдер, 2000).

Для родительской любви характерно познавательное содер­жание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а прони­кает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное про­никновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (К. Василев, 1982;Э. Фромм, 2002; Т. Шибутани, 1969).

В. Франкл (1990) говорит о когнитивной функции родитель­ской любви, которая заключается в способности понять человека в его сути, конкретности, уникальности и неповторимости, по­нять его ценность и необходимость. Следовательно, любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникаль­ные возможности любимого человека и видит его во всей непо­вторимости.

Знание своих личностных особенностей, как родителя, личност­ных особенностей ребенка, преодолевает иллюзорные, иррациональ­но искаженные образы себя и ребенка и родителя, и дает объективное знание. Любовь как деятельность направляется знанием.

Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ре­бенка. Родительская любовь является действенной силой в роди­теле. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности ((М. Джеймс, 2002; А. Фромм, 1991; Э. Фромм, 2002).

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания, которое связано с противоречивым эмоциональным отражением предмета, явления, внутреннего состояния (в данном случае с об­разом ребенка) и выступает как непосредственная данность.

Переживание представляет субъективное отражение мира, взятого в отношении к субъекту с точки зрения предоставляемых миром возможностей удовлетворения актуальных потребностей субъекта. Переживание представляет собой наряду с внешней практической деятельностью особый тип деятельностных процес­сов, которые специфицируются своим продуктом. Это внутрен­няя работа родителя, в результате которой ему открываются новые жизненные возможности, он начинает думать по-новому о себе как о родителе, о смысле родительской любви и своем ребенке.

Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) лич­ность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким обра­зом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое про­является в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступ­ки) и является действенным способом выражения своих чувств (Л. Я. Гозман, 2002; Н. Л. Карпова, 1998; Н. Н. Обозов, 2002; А. Фромм, 1991). [46,122,162] Согласно В. Н. Мясищеву (1995), этот подход помогает объединить объективное с субъективным, внешнее с внутренним [104].

Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифициру­ется как феномен родительской любви (Э. Фромм, 2003), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное от­ношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь.

Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, М. Сегелман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпа­тия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения лич­ностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных не­достатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Смысл родительской любви, с одной стороны, коренится в ти­пах отношений, существующих между определенными фрагмен­тами мира (родитель, ребенок), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, коренится в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и определенной формой осознанной или неосознанной потребности, намеренья, цели или чувства.

Как феномен, обладающий определенным смыслом, роди­тельская любовь имеет две характеристики (Д.А. Леонтьева, 1999):

/. Контекстуальность — родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуация дет-ско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту си­туацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и транс­формациям в ней.

2. Интенциональность - целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление - на Ребенка.

Согласно В.В. Налимову (1989), смыслы делают человека ак­тивным, психологически здоровым, но если они не обновляются в соответствии с меняющейся ситуацией, то они могут играть не­гативную роль — угнетать, подавлять, догматизировать человека. Исходя из этого, родительская любовь (в том случае, если она предполагает творчество, импровизацию, соответствующую ме­няющимся условиям детско-родительских отношений) она будет играть положительную роль, в противном случае, она будет высту­пать источником конфликтности в отношениях.

Рассматривая родительскую любовь как высшее чувство, мы признаем, вслед за П.Я. Гальпериным (1976) и другими исследова­телями, отсутствие инстинктов у человека и признаем как развитие, так и формируемость родительской любви. Родительская любовь относится к разряду высших чувств человека и формируется в со­циальном контексте прижизненно. Родительская любовь форми­руется в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, в практике родительства. Как правило, любовь видоизменяется по мере взросления ребенка, родители учатся любви и на собственном родительском опыте. Эмпирические факты указывают на то, что родители по-разному любят своих детей разного пола и возраста.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преоб­ражаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, при­сущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психоло­гические переживания.

Мы полагаем, что родительская любовь как психическая ре­альность обладает способностью к развитию, которое, согласно взглядам Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова (2000), включает ее становление, формирование и преобразование.

/. Становление — возникновение и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осущест­вленного и потенциально возможного.

2. Формирование — оформление, совершенствование роди­тельской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление

социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

3. Преобразование — саморазвитие родительской любви. Пре­ображение - кардинальное преодоление сложившегося режи­ма родительской любви в соответствии с иерархией ценностей и смысла бытия родителя; акт творчества и импровизации.

Таким образом, мы рассматриваем родительскую любовь как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отноше­ние к нему, данное родителю в особого рода переживании кров­ного родства и продолжении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям в процессе осуществления родительства.

Используя теорию отношений В.Н. Мясищева (1995), в ро­дительской любви можно выделить следующие уровни развития [104]:

/. Перцептивный уровень. Характеризуется тем, что проис­ходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, фор­мируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. На основе этого происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком. В дальнейшем вос­приятие ребенка становится опытным источником отношений, в котором определяющим является эмоциональный компонент.

//. Эмоциональный уровень. Здесь повторные эмоционально по­ложительные и отрицательные реакции вызываются условно. Инте-грируясь речевым аппаратом, они выливаются прежде всего в отно­шениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды [104]. Исходя из этого, родительская любовь представляет собой некото­рую силу, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Здесь родительская любовь является энергетической силой развития как детско-роди­тельских отношений, так и личности ребенка и родителя.

///. Личностный уровень. На данном уровне непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сме­няются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уро-

вень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональ­ным началом.

Считаем, что выделенные уровни развития родительской люб­ви находятся в единстве. Перцептивный уровень выступает в ка­честве базиса родительской любви. Проявление и доминирование других уровней, в большей степени определяется ситуацией дет-ско-родительских отношений и развития ребенка, а также инди­видуальными особенностями родителя и ребенка.

В психологии и педагогике выделяют типы родительской люб­ви (А. С. Спиваковская, 1986; В. А. Сухомлинский, 1988).

А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родитель­ской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула вос­питания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением по­мочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време­ни для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом раз­витии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исклю­чительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии,

излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ре­бенок недостаточно умен и физически развит, но все равно - это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, боль­шая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Не­благополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душев­ном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ре­бенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличност­ная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ре­бенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в под­держке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего поло­жительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель пере­живает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергивани­ем, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, муча­юсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно при­сутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих про­явлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию об­щественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих

мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дис­танция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отноше­ний такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя про­сматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребен­ку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродли­вой родительской любви, это:

/. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребен­ка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Ре­зультат такой любви — у ребенка с малых лет извращается пред­ставление о добром начале в человеке, он перестает верить в чело­вечность и ожесточается.

З.Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными за­тратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пусто­ты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосер-

дие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невеже­ственным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родитель­ская любовь» обозначается сложная и многогранная психологи­ческая реальность, которая охватывает родителей и детей, их от­ношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое дру­гое.

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания и выступает как непосредственная данность. С другой стороны, ро­дительская любовь рассматривается в качестве отношения, осно­ванного на переработке внешних воздействий, которое проявля­ется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки).

Сущность родительской любви составляют: чувственный, фи­зический, физиологический; эмоциональный; мыслительный, познавательный, когнитивный; действенный, деятельностный аспекты.

Мы рассматриваем родительскую любовь как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продол­жении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подвержен­ное динамическим изменениям в процессе осуществления роди-тельства.

Правомерно выделение природных, социальных и психологиче­ских детерминант ее развития.

1. Природные детерминанты развития родительской любви.

Поскольку родительская любовь, как любое психологиче­ское образование, имеет уровневое строение, то согласно теории системного подхода, правомерно выделение ее базового уровня. К данному уровню мы относим природные детерминанты развития родительской любви: органические потребности (внутренние по­буждения) родителя, телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие.

Органические потребности (внутренние побуждения). А. Г. Асмо-лов (1990) относит к органическим побуждениям индивида, имею­щим видотипический характер, побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осущест­вления деятельности.

В данном случае речь идет о половом побуждении и потреб­ности в продолжение рода (побуждение женщины к зачатию, вы­нашиванию, рождению ребенка и заботе о нем; потребность муж­чины в зачатии ребенка и заботе о жене и детях).

Телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие между матерью и ребенком существует изначально с момента за­чатия ребенка, определяясь пренатальным периодом его развития. Между отцом и ребенком они появляются с момента рождения. Телесный контакт (пространственная близость) становится осно­вой для возникновения психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком, которое в последствии трансфор­мируется в эмоционально-чувственные отношения между ними в постнатальный период.

Психофизиологическое взаимодействие между родителем и ре­бенком: проприоцептивные и перцептивные ощущения матери, синхронизация физиологического ритма матери и ребенка, вза­имность, совместное изменение поведения, уравновешивание ма­тери и младенца, настроенность друг на друга, кинестетическая, тактильная, слуховая и зрительная стимуляция активности ребен­ка родителями.

М. И. Лисина (1986) считает, что в период новорожденное™ общения детей с окружающими не происходит, ребенок находится на стадии нормального аутизма. Этот этап является этапом физи­ческой адаптации и формирования потребности в общении.

Во многих социально-психологических концепциях влия­ние новорожденного ребенка как биологического организма на взрослого недооценивается. Однако система «родитель-ребенок» является взаимосвязанной и включает в себя двух и более человек, отличающихся по степени зрелости, но не по способности влиять друг на друга.

С современной точки зрения младенцы рассматриваются как активные, от рождения организованные, ищущие стимуляцию, в первую очередь социальную, направленные на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающиеся в процессе этого взаимодействия.

Среди явных сигналов готовности младенца к взаимодействию исследователи выделяют вокализации, улыбку, поворот головы в

сторону матери, взгляд в глаза, ровные циклические движения ко­нечностей. Сигналами, свидетельствующими о потребности мла­денца прервать взаимодействие, считают сжатие губ, гримасу на лице, отвод взгляда, хмурость во взгляде; хныканье, икоту; соеди­нение рук или поднесение их к голове (шее, горлу, уху), цепляние; напряженное вытягивание рук и ног.

Таким образом, младенец появляется на свет со значительны­ми сенсорно-перцептивными и моторными способностями и об­ладает широким набором сигналов, необходимых для взаимодей­ствия с близкими людьми.

Считается, что целью взаимодействия матери и ребенка яв­ляется получение удовольствия или достижение некоторого аф­фективно- положительного уровня внимания и возбуждения. Это основные потребности, которые удовлетворяются в их взаимо­действии и требуют постоянной взаимной регуляции поведения. От матери требуется частое изменение модальности, темпа, ин­тенсивности для достижения оптимального уровня стимуляции и коррекции младенца. Мать подстраивает свое поведение под по­ведение младенца для адекватной стимуляции и тем самым под­держания необходимого уровня его возбуждения. При оптималь­ном взаимодействии аффективное поведение и физиологический ритм матери и младенца синхронизируются.

Однако удовлетворение потребности ребенка в положитель­ных эмоциях и поддержании оптимального уровня возбуждения требует разной деятельности пре- и постнатально. Постоянство и общая интенсивность внутриутробной слуховой, тактильной, ве­стибулярной и проприоцептивной стимуляции несравнима с тем, что имеет ребенок после рождения.

Как указывает Г. Г. Филиппова (1999), несмотря на то, что уже пренатально у ребенка формируются потребностные состояния, после рождения условия изменяются так, что собственных воз­можностей их удовлетворения он не имеет, а может это сделать только с помощью взрослого. Этот этап развития заканчивается тем, что ребенок начинает воспринимать мать как объект, участву­ющий в удовлетворении его потребностей [170].

Согласно теории привязанности Дж. Боулби и М. Аинсворт (1958,1991), наличие фигуры привязанности в лице матери исензи-

тивности матери к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.

Целью поведения привязанности является уменьшение не­приятных ощущений посредством взаимодействия с фигурой при­вязанности. Фигура привязанности лучше утешает и успокаивает ребенка, в ее присутствии ребенок испытывает меньше страха и тому подобное.

Ключевым моментом в сенситивном взаимодействии с ре­бенком является способность родителя действовать в гармонии с сигналами и поведением ребенка. В связи с этим изменяется по­ведение матери.

Представитель поведенческой психологии Дж. Гевирц (1968) считает, что в качестве безусловных положительных подкрепле­ний, помимо стимулов, удовлетворяющих органические потреб­ности ребенка (в пище, воде, устранении неблагоприятной стиму­ляции — холода, влаги), могут выступать кинестетические стиму­лы, включающие контакт кожей и тепло; изменение среды в на­правлении новизны, сложности и разнообразия; тактильные, слу­ховые, зрительные и ольфакторные стимулы. В свете выдвинутых положений взаимодействие матери и ребенка есть набор стиму­лов, реакций и подкреплений. Такой стимуляционный комплекс, как любовь (внимание, материнская ласка и привязанность) при­обретает свое значение лишь в процессе научения, а младенец не имеет врожденной потребности в любви и родительской заботе. Чувство материнской любви возникает в процессе заботы и ухода за малышом, разнообразные реакции малыша — улыбка, смех, во­кализация - могут быть сильными подкрепляющими стимулами для родителей, вступающих с ним во взаимосвязь. Реакции плача младенца дискомфортны для взрослых вообще.

Р. Сире (1957) полагает, что с первых дней жизни оперантное поведение ребенка ограничивается в основном сосанием, ощупы­вающими движениями рта, рефлексами схватывания и сжимания, позами, которые помогают взрослому брать ребенка на руки и перемещать его. Постепенно репертуар поведения ребенка рас­ширяется.

Оперантное поведение матери направлено на достижение це­лого комплекса целей, связанных с уходом за ребенком. Кормле-

ние и купание, смазывание и согревание, прижимание к себе ре­бенка, ласки, прислушивание, восприятие его запаха и даже вку­са, ощущение прикосновений - таков далеко не полный перечень действий матери по отношению к ребенку.

В литературе используется ряд терминов для характеристики положительного взаимодействия между матерью и младенцем: синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание матери и младенца, настроенность друг на дру­га. Цикличность, ритмичность и периодичность выделяются как основные характеристики поведения младенца, требующие изме­нения и подстраивания со стороны матери. Таким образом, взаи­модействие матери и младенца представляет собой сложный про­цесс взаимной адаптации и синхронизации.

Природные детерминанты формирования родительской люб­ви не являются абсолютным императивом. Они выступают как органические предпосылки реализации родительской любви и со­ставляют физиологическую основу ее формирования.

Дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало упо­требляться реже. Появились новые понятия для описания пове­дения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение, драйв и другие.

Современные отечественные психологи, ссылаясь на анализ фактов социального сиротства, придерживаются отрицательного мнения в отношении вопроса о роли инстинктов в развитии роди­тельской любви (И. В.Дубровина, И. С. Кон, И. В. Равич-Щербо). Однако, с точки зрения системного подхода, нельзя полностью отрицать влияние органических побуждений на способы осущест­вления поведения человека, в данном случае родителя.

Другая точка зрения на проблему развития родительской люб­ви свидетельствует о том, что природных законов, заставляющих человека иметь и любить детей не существует.

Иначе, если бы природный механизм действовал безотказно и постоянно, то каждое зачатие заканчивалось бы сохранением беременности, вынашиванием и рождением ребенка. Кроме это­го, родительская любовь у разных родителей может значительно различаться, существуют случаи открытого террора родителей по

отношению к своим детям (насилие, избиения, детоубийства), детские дома переполнены детьми-отказниками. Следовательно, ставится под сомнение тот факт, что родительская любовь детер­минирована исключительно природными причинами. Помимо природных, существуют социальные и психологические детерми­нанты, обуславливающие ее развитие.

2. Социальные детерминанты развития родительской любви. Не смотря на большую значимость природных детерминант, феномен родительской любви является результатом длительного историче­ского развития.

И.С. Кон (1987) отмечает, что как ни существенны филогене­тические предпосылки родительства, биология не объясняет спе­цифику родительского поведения, его мотивации и институцио-нализации у человека. Сравнительно-исторические данные убе­дительно показывают, что современные житейские представления на этот счет не являются универсальными и родительская любовь - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития. Родительские чувства отличаются большой пластичнос­тью. Они гораздо сильнее зависят от воспитания, чем от истин­ного предрасположения. Так, сила эмоциональной привязанности матери к ребенку зависит от того, был ли этот ребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является контакт с но­ворожденным; чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнее материнское чувство, когда инстинкт подкрепляется опы­том и привычкой. Это также верно и по отношению к отцам [75].

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В от­ечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают де­мографы (А. И. Антонов, 1980; В. А. Борисов, 1976; А. Г. Вишнев­ский, 1982; Л. Е.Дарский, 1979 и другие), причем широкое распро­странение приобрела идея о наличии у человека специфической «потребности в родительстве», «в отцовстве», «в материнстве» или просто «потребности в детях».

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические причины: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работ­никами, а за дочерей взимался выкуп (калым).

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. Потребность в детях является социально-психологическим свой­ством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность. Дети нужны для удовлетворения по­требности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потреб­ности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы.

Человек как социальное, общественное существо по своей природе имеет своеобразную форму ориентировки — направлен­ность на психический облик другого человека. Потребность «ори­ентиров» в эмоциональном настрое или «перцептивных крючков» (М. Р. Битянова, 2001) является необходимой основой эмоцио­нального контакта. Под «перцептивными крючками» понимаем признаки, с помощью которых в той или иной культуре традици­онно транслируются психологические свойства и состояния. При их использовании совершается двухсторонний эмоциональный контакт, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чув­ствами. А.С. Спиваковская (2000) считает, что потребность в та­ком созвучном эмоциональном контакте испытывает каждый здо­ровый человек независимо от возраста, образования и ценностных ориентации [158].

Без учета культурно-символической стороны невозможно понять, как объективные потребности социума в определенном уровне рождаемости и воспроизводстве половозрастной структу­ры населения претворяются в мотивационные силы индивидуаль­ного поведения. Тот тип родительской любви, который считается универсальным, на самом деле продукт весьма специфических исторических условий. Родительское отношение к детям связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опы­том родителей [80].

К социальным детерминантам формирования родительской любви относим социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретенный человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями.

Социокультурное развитие общества. Формирование роди­тельской любви является результатом «окультуривания» общества и отдельно взятого человека.

Социализация как одна из форм «окультуривания» — аккуму­лирование личностью в процессе жизни и деятельности опыта со­циального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества [73].

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедея­тельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производствен­ную (создание средств материального жизнеобеспечения - ору­дий труда, пищи, одежды, жилища), духовную (язык, речевая де­ятельность, мировоззрение, этическая деятельность), социальную (коммуникация, социальные отношения) [80].

Социокультурные традиции развиваются согласно своим за­конам и определяют «культурное» содержание родительской люб­ви, обуславливающее поведенческие, социально приемлемые стереотипы ее проявления. Понятие «родительская любовь» эво­люционирует, наполняясь в каждый исторический период в раз­ных обществах и культурах качественно различным содержанием. Таким образом, социокультурное содержание в самых существен­ных чертах находит свое отражение и определяет родительскую любовь, при этом сказывается влияние всего уклада данной обще­ственно - исторической формации.

Каждая культура порождает определенную модель родитель­ской любви, включающую в себя элементы: мать, отец, их прояв­ление любви по отношению к своему ребенку. Эта модель предпо­лагает распределение родительской любви между матерью и отцом, ее выражение посредством соответствующих способов, которые являются социально приемлемыми и одобряемыми. Определен­ная модель родительской любви является продуктом историче­ских условий. Она характеризуется социальными, историческими и межкультуральными особенностями. Эти особенности обуслав­ливают потребности социума, которые воплощаются в мотивах индивидуального поведения конкретного родителя [74].

Л. Демоз (2000) выделяет шесть трансформаций по отноше­нию к детству, которые, как мы считаем, могут выступать в каче­стве моделей родительской любви на различных социокультурных этапах развития общества [цит. по 74].

/. Инфатицидный стиль (с древности до IV в. н.э.). Характери­зуется массовыми детоубийствами и насилием над детьми.

2. Бросающий стиль (IV-XIII в. н.э.). Характеризуется тем, что ребенок остается объектом агрессии. Родители стремятся сбыть его с рук в монастырь, кормилице или в чужую семью, либо держат угнетенным в собственном доме.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII в. н.э.). Характеризуется тем, что ребенок не является отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи. Не смотря на то, что ему дозволе­но войти в эмоциональную жизнь родителей, он получает отказ в индивидуальности и самостоятельности. В воспитании преобла­дает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» ребенок подвергается избиениям.

4. Навязчивый стиль (XVIII в. н.э.). Характеризуется тем, что ребенок становится ближе к родителям, его поведение, внутрен­ний мир, мысли, воля и чувства контролируются ими. При этом усиливается конфликт отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX - середина XX вв.). Характери­зуется тем, что ребенок становится объектом воспитания и науче­ния, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время). Характеризуется тем, что родители стремятся обеспечить инди­видуальное развитие ребенку, преобладает сочувствие и эмоцио­нальный контакт. Так как предполагается, что ребенок лучше, чем родители, знает, что ему нужно на каждом жизненном этапе.

Таким образом, в ходе социальной эволюции общества, эво­люционирует и культурное содержание родительской любви, определяющее стиль детско-родительских отношений, начиная от насилия и детоубийств в древних общностях и заканчивая обе­спечением защищенности ребенка и его личностной свободы на современном этапе.

Социокультурное развитие общества определяет социальное и жизненное пространство личности родителя, в котором реализует­ся родительская любовь.

Жизненное пространство личности родителя (С. К. Нартова-Бо-чавер, 2002) — это единство психосоциофизического пространства человека (родителя), с которым он себя отождествляет, которое он воспринимает как необходимую предпосылку своего сущностного выражения, отличающую его от других людей, обладающую субъ­ективной ценностью и охраняемую физическими и психологиче­скими средствами [95].

Операционально жизненное пространство родителя может быть представлено как состоящее из пространства, которое он мо­жет контролировать; вещей, принадлежащих ему; членов семьи; привычек и вкусов, которыми он дорожит; мироотношения, ко­торое он защищает; супружеских отношений; психологического климата.

Социальное пространство, в котором реализуется родительская любовь — это условия развития и бытия человека, которые вво­дят его в сферу прав и обязанностей (В. С. Мухина, 2002). В каче­стве таких условий выступают место, где протекает жизнь челове­ка; стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как к целостному, исторически обусловленному явлению [102, с. 19].

Опыт родительской любви, приобретаемый человеком в про­цессе взаимодействия с собственными родителями. Для того, что­бы испытать чувство родительской любви, необходима способ­ность любить, развитие которой должно происходить с детства (Д.В. Винникот, 1995; Ф. Хорват, 1982). В психоаналитических теориях (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг) родительское по­ведение связано с детским опытом. Эмоциональное содержание детства родителя оказывает влияние на его отношение к своим детям. Таким образом, в последующей жизни проявляется «драма раннего детства». Критический момент «драмы раннего детства» наступает при возникновении «Эдипова комплекса» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. В этот момент ребенок испыты­вает противоречивые чувства по отношению к родителям. Пере-

живания ребенка вытесняются из сознания в область бессозна­тельного и продолжают оказывать влияние на поведение и жизнь человека (3. Фрейд, 1989). В последующем, когда человек сам ста­новится родителем, вытесненные переживания детства усилива­ются, определяя при этом стиль его отношения к своему ребенку и особенности взаимодействия с ним [46,133].

По мнению А.С. Спиваковской (2000) в основе представлений о том, что социальный опыт оказывает значительное воздействие на родительскую любовь лежит противопоставление мира ребенка враждебному миру взрослых. Развиваясь, ребенок демонстрирует реакции, защищающие его от травмирующего родительского воз­действия. В качестве таких поведенческих реакций могут выступать отказ, оппозиция, имитация, отрицательная имитация, компенса­ция, гиперкомпенсация (Р. М. Грановская, 2000; В.В. Ковалев, 1985; А. Е. Личко, 1983; И. М. Никольская, 2000), а также подростковые поведенческие реакции: группирование со сверстниками, эман­сипация, увлечение - хобби реакция (А. Е. Личко, 1983), реакции демобилизации, пессимизма, отрицательного баланса, дезоргани­зации, эмоционального дисбаланса (А. Г. Амбрумова, 1985).

В последствии данные реакции закрепляются, образуя стере­отипы поведения — «стилевые защитные автоматизмы», которые понимаются как постоянная на длительных отрезках времени и индивидуально очерченная у каждого человека система внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «сня­тие» конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитив­ного отношения к своему «Я» (В.В. Николаева, 1995; Е. Т. Соко­лова, 1995), [цит. по 101].

Способность к родительской любви рассматривается как со­циальная потребность, формирующаяся в ходе приобщения чело­века к различным формам любви, предлагаемым обществом.

Считаем, опираясь на концепцию «персонализаци» (А. В. Пе­тровский, 1984) где личность выступает как идеальная представ-ленность в других людях, как ее «инобытие» в них, «продолжение себя в другом», что родитель представляет свою личность, а также и свою родительскую любовь в личности ребенка. При этом про­исходят личностные преобразования и родителя, и ребенка [134].

Следовательно, характер любви, транслируемой родителем,

в значительной степени зависит от того, что он мог наблюдать и переживать в поведении со стороны своих родителей. Детские впечатления человека находят свое проявление тогда, когда он сам становится родителем. Таким образом, родитель, адресуя свою любовь ребенку, учит его любви к собственным детям. В этом про­является так называемое социальное научение родительской люб­ви посредством демонстрации ее модели родителями.

Рассматривая процесс формирования опыта родительской люб­ви, используя позицию Г. П. Предвечного (1989), отметим, что он состоит из трех этапов:

1) превращение внешнего воздействия со стороны родителя в факт сознания ребенка — интериоризация опыта;

2) аккумуляция и сохранение превращенного внешнего воз­действия в сознании ребенка;

3) превращение опыта родительской любви в действие (в мо­мент собственного становления родителем) — экстериоризация опыта.

Следовательно, опыт родительской любви — это итоговая со­вокупность фиксированных внешних воздействий родителей, преломленных через призму внутреннего мира ребенка.

3. Психологические детерминанты развития родительской люб­ви. К психологическим детерминантам относятся личностные особенности родителя, способствующие возникновению и про­явлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах и другие).

Положительное отношение к себе является необходимым усло­вием положительного отношения к другим людям (к своему ребен­ку). Это основа, на которой строится отношение к другим людям (Ю.Е. Алешина, 1982; Л.Я. Гозман, 1982; К. Роджерс, 1954; В. А. Сысенко, 2002; Э, Фромм, 2002; К. Хорни, 1943), [цит. по 136].

Согласно позиции К. Роджерса (1954), отношение к себе под­разделяется на самооценку (оценка себя как носителя определен­ных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоин­ствами, но и недостатками). Высокий уровень принятия себя об-

уславливает положительное отношение к другим.

Темперамент, характер и нравственность создают ткань для любовного чувства (Ю. Б. Рюриков, 2002). Темперамент передает­ся по наследству и включает в себя ряд характеристик:

1. Общая психическая активность включает двигательную активность: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и другие (В. М. Русалов, 1985).

2. Эмоциональность человека - богатство и разнообразие аф­фектов и настроений человека: впечатлительность, импульсив­ность, эмоциональная возбудимость, лабильность, доминирование одного из ведущих настроений радости, гнева, страха или печали (В.Д. Небылицын, 1985). В характеристиках эмоциональности от­ражаются, прежде всего, свойства психики, обобщенные под вли­янием природных особенностей человека (факторы гармональной и телесной сферы, свойства нервной, лимбической системы и так далее). Эти свойства психики в обобщенной форме выражают от­ношение человека к себе, другим людям, предметному миру [цит. по 136].

У флегматика не бывает романтического полыхания страсти, такого как у холерика, зато его любовь длиннее и надежнее. Лю­бовь меланхолика содержит тонкость полутонов. Любовь сангви­ника яркая и жизнерадостная.

У интровертов сильнее психологические слои любви, у экстра­вертов — физические. У бивертов они уравновешенны. Но многое зависит от духовного уровня (Ю. Б. Рюриков, 2002).

Темперамент проявляется в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, окрашивая различные поведенческие акты родителя, в том числе и проявление родительской любви, создавая тот или иной стиль взаимоотношений. Склад любовных чувств зависит от склада нравственности, от я-центризма, альтруизма или эгоаль-труизма человека (Ю. Б. Рюриков, 2002), [цит. по 136].

Экстраверсия коррелирует с положительным эмоциональным состоянием и удовлетворенностью. Если экстраверсию условно поделить на компоненты — общительность и импульсивность, то можно прийти к выводу о том, что компонентом, определяю­щим счастье человека, является общительность. Люди, предрас­положенные к экстраверсии, в течении жизни чаще вовлекаются

в благоприятные ситуации и события в сфере взаимоотношений (М. Аргайл, 2002), [цит. по 123].

Таким образом, родитель, обладающий данным качеством (экстраверсия), может более легко продемонстрировать свою лю­бовь по отношению к ребенку, чем родитель, не обладающий дан­ным качеством.

Объективность. Важным качеством для развития способности любить является объективность, как главное условие преодоления нарциссизма и развития способности видеть людей и вещи таки­ми, какие они есть. Важно уметь отделять эту объективную карти­ну от той, которая складывается под влиянием собственных стра­хов и желаний [174].

Вера в человека также способствует развитию родительской любви. Верить в другого, значит быть уверенным в его надежности и неизменности его главных установок, сути его личности и любви (Э.Фромм, 2002), [174].

Плодотворность личности во многих сферах жизни. Способ­ность любить требует энергии, высокой жизнеспособности, кото­рые могут возникать в результате плодотворной и активной ори­ентации личности во многих других сферах жизни. Если человек не является плодотворной личностью в других сферах, он не будет плодотворным в любви [174].

Таким образом, сводить целостное человеческое существо к абстракции тела, значит игнорировать в человеке то, чем он отли­чается от животного. Поведение животного полностью определя­ется инстинктами, поэтому в животном мире нет ни целомудрия, ни разврата. Явление любви принадлежит достижениям человека, так как его жизнь регулируется нормами морали. Человек - су­щество социальное, духовное. Тело — предпосылка человеческо­го бытия, а не само бытие. Тело является инструментом духа. По­средством тех или иных телесных проявлений человек реализует свою моральную и духовную сущность. Кроме того, каждый чело­век имеет присущие только ему индивидуальные психологические особенности.

Полноценный анализ феномена родительской любви невоз­можен без исследования ее ипостасей, в качестве которых высту­пают любовь матери и отца (табл. 30).

В процессе культурно-исторического развития человека, его ан-тропосоциогенеза любовь к своим детям осваивается при доминиру­ющей роли матери. Любовь матери - первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Материнская любовь приоб-

ретает наиболее важное значение на начальном этапе жизни ребен­ка, этот период является наиболее сенситивным для формирования базовых основ личности, отношения к миру и к самому себе. Ма­теринская любовь жизненно необходима ребенку (А. Адлер, 1999; Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; Д. Винникот, 1998; К. Е. Йзард' 2000; В. А. Рамих, 1997; 3. Фрейд, 1989; Э. Эриксон, 1996),.

Материнская любовь, преданное отношение матери к ребенку, постоянная забота, ее слова, мимика, жесты, весь комплекс эмо­циональных проявлений вызывают даже в самом маленьком ре­бенке позитивные ответные реакции, перерастающие со временем в прочные духовные связи с матерью и другими людьми. Материн­ская любовь отражается в дальнейшем в эмоциональном богат­стве ребенка, уравновешенности, способности к привязанностям (А. Я. Варга, 1986), [45].

Материнская любовь обеспечивает идентификацию как меха­низм развития личности, в процессе которой происходит эмоцио­нальное и иное самоотождествление ребенка с матерью, а позднее с группой, образом.

В. С. Мухина (1985) различает два вида идентификации: /. Интериоризационная идентификация — обеспечивает «при­своение» и «вчувствование» в другого.

2. Экстрариоризационная идентификация — обеспечивает пере­нос своих чувств и мотивов на другого.

В процессе идентификации отношений между матерью и мла­денцем у ребенка начинает вырабатываться паралингвистическая знаковая система. Новорожденный ребенок современного чело­века сохранил этологические признаки лица, которые обуслов­ливают возникновение защитных форм поведения у его матери. Кроме этого, у младенца очень быстро вырабатывается паралинг­вистическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и так далее) [101]. Такие образования формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифици­рующего поведения взрослого. Так, уже в первые недели жизни ребенок способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. С первых недель появления на свет ребенка учат эмоционально-выразительному отождествлению с другим человеком.

Эта элементарная знаковая система, которой овладевает ребе­нок, стимулирует определенные реакции у матери - она начинает пользоваться детской мимикой и жестами для общения с ребен­ком. Мать и младенец отождествляют средства общения и дости­гают определенной степени идентификации. Ребенок сам начина­ет побуждать мать на улыбки и воспроизведение его жестов. Здесь мы наблюдаем отношения развивающейся взаимной идентифика­ции, которая обеспечивает формирование у ребенка базального чувства доверия сначала к матери, а позднее и к миру взрослых в целом (К. Хорни, 2001).

Таким образом, мать выступает в качестве посредника, со­единяющего ребенка с окружающим миром, именно она подго­тавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Мать по­средством любви способствует возникновению у ребенка чувства доверия к миру, что необходимо для его нормального психическо­го развития и является основой для формирования отношения к окружающим людям.

Мать способствует развитию у ребенка «социального интере­са» (А. Адлер, 1999). Мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка, оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса, который воз­никает в их отношениях. Задача матери состоит в воспитании у ребенка чувства сотрудничества, стремления к установлению вза­имосвязей и товарищеских отношений. В идеале истинная мате­ринская любовь - это любовь, сосредоточенная на благополучии ребенка, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоро­вая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает воз­можность матери воспитывать у своего ребенка социальный ин­терес. Выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психологического здоровья личности.

Согласно взглядам Ф. Хорвата (1982), материнская любовь воспитывает чуткость, внимание к людям, умение сострадать и по­могать им, быть надежным и верным человеком. Воспитать у де­тей такие качества может только отношение матери к своим детям и окружающим людям. Благодаря материнской любви, в ребенке развивается способность любить, появляются истоки альтруизма, позитивных духовных наклонностей [178],

Депривация материнской любви негативно влияет на ум­ственное, физическое, эмоциональное и социокультурное разви­тие ребенка. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмо­циональная холодность и собственная неспособность к любви и привязанности (Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; Э. Эриксон, 1996).

В психологии исследования материнской любви ведутся в русле двух направлений. К первому относятся исследования, свя­занные с изучением роли матери в развитии личности ребенка (Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; К. Хорни, 1967; Э. Эриксон, 1996). Для второго направления характерным является изучение материнской любви в связи с нарушением психического развития ребенка (Д. Винникот, 1998; А.Фрейд, 1993).

В отечественной психологии в рамках второго направления изучаются детско-родительское взаимодействие и материнское отношение к ребенку (А. С. Спиваковская, 2000; Э. Г. Эйдемиллер, 1999), [141,172].

Согласно Э. Фромму (2001) специфика материнской любви за­ключается в ее безусловном характере. Каждый человек испытывает потребность в безусловной материнской любви. Мать любит своего ребенка здорового и больного, успешного и неуспешного, красивого и некрасивого, талантливого и бесталанного. Мать всегда поймет его страдания. Мать любит своего ребенка не потому, что он выполнил социальное условие или оправдал надежды, а потому что это ее дитя. Заслуженная любовь вызывает сомнения и страх того, что она может исчезнуть; она оставляет чувство, что тебя любят не таким, какой ты есть, а только за то, что ты угождаешь.

Отсутствие материнской любви, либо ее депривация имеет негативные последствия для1 личностного развития ребенка, на­рушается умственное, физическое, эмоциональное и социокуль­турное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоциональная холодность и собственная неспособность к люб­ви и привязанности (Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; Э. Эриксон, 1996 и др.).

Материалы медицины, психологии и социологии позволяют предположить, что развитие материнской любви проходит не­сколько этапов:

1) готовность любить. Данный этап может наступить в доста­точно юном возрасте. Условием готовности к материнской любви может выступать физическая и психическая зрелость. Немаловаж­ное значение имеет и окрашенное родительской любовью детство будущей матери;

2) любовь — ожидание. Данное чувство возникает с того момента, когда рождение ребенка становится запланированным. Этап вклю­чает надежды, связанные с зачатием ребенка и его образом (ожида­ния), и длится в течение практически всего срока беременности;

3) предродовая ригидность. Снижение уровня положительной эмоциональной окрашенности материнского чувства происходит вследствие физического и психического истощения организма роженицы (схватки, нарастающее чувство беспокойства, желание приблизить момент рождения ребенка либо острая потребность его отдаления, связанная со страхом, и т. д.);

4) лимеренция. Эмоционально окрашенное послеродовое со стояние «наполненности» и удовлетворения, связанное с ощуще нием «разрешения» (рождения ребенка) и впечатлением от первых кормлений грудью;

5) сформированность родительского чувства. Этап характери­зуется выбором матерью специфических форм проявления роди­тельской любви.

Вторая составляющая родительской любви — это любовь отца.Еще непоявившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие отцовского инстинкта, ощутить себя защитником, продемонстрировать роди­тельскую любовь и привязанность. Любви отца принадлежит зна­чительная роль в развитии личности ребенка независимо от пола и возраста.

Так, психологические исследования показывают, что эмоцио­нальная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детьми из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, про­являли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует пове­денческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Любовь отца, как правило, необходимо воспитывать.

Отцовская любовь со временем становится более эмоциональ­но насыщенной. В зрелом возрасте (36 — 58 лет) авторитетная дис­танция между родителем и ребенком сохраняется, однако чувство любви носит более снисходительный характер и характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявле­ний позитивной направленности (Табл. 31).

Таблица 31

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.