Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б.З. Модели и технологии психологического сопровождения родительства



Семья может являться как мощным фактором развития и эмо­ционально-психологической поддержки личности, так и источ­ником психической травмы человека и связанными с ней разноо­бразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наиболь­шее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В се­мье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, иденти­фикации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и по­тому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудно восполнимы в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реали-зовывать функцию воспитания, развития и социализации ребен­ка. Большинство исследователей связывают его с психологиче­ской атмосферой, системой межличностных отношений, харак­тером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого—педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими осо-

бенностями родителей. По мнению специалистов, наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психо­логический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь микроклимат семьи зависит от характера семейных, прежде всего, супружеских и детско-роди-тельских отношений.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, пси­холог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую со­циальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семей­ное консультирование, психолого-педагогической просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребен­ка психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии игра­ют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмо­ционально—психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную ситуацию развития. Его также интере­сует, каким образом та или иная семейная ситуация воспринима­ется ребенком, какие последствия она вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается на его эмоциональном самочувствии.

Воспитательный микросоциум — часть социальной микросре­ды которая осуществляет направленное и ненаправленное вос­питательное воздействие и оказывает влияние на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге об­щения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспита­тельные воздействия и влияния позитивной и негативной направ­ленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного вос­питания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологи­ческий микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостат­ка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам роди­тель может быть причиной неблагополучия, эта возможность от­крыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Данная модель исходит из предположения о дефиците у ро­дителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так назы­ваемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семей­ные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуа­ции и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель исполь­зуется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предпо­лагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодо­лении барьеров общения и причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое за-

ключение может служить основанием для принятия организаци­онного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии - диагноз, лече­ние больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи се­мье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско—родительских и супружеских отношений. Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою специфику. Сопоставляя две основные модели психологической работы с се­мьей, сложившиеся в российской практике (модель «поддержки» и модель «сопровождения»),следует отметить, что:

Во-первых, что их противопоставление в реальной деятельно­сти практического психолога приводит к гипертрофированию то каузального, то симптоматического подхода в работе с семьей.

Во-вторых, по сути, они есть две стороны одной и той же ме­дали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической службы потому, что их приоритеты опре­деляются едиными законами развития психики человека.

В-третьих, сходство состоит в том, что та и другая модели в конечных результатах ожидают полноценного психического раз­вития и успешности воспитательно—образовательного процесса в учреждении и в семье; они обе могут работать по заказам и про­ектировать свою деятельность по собственной инициативе; основ­ными субъектами взаимодействия в обеих моделях являются дети, педагоги, родители, администрация.

В-четвертых, их принципиальное различиеконцентрируется в области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога. И та, и другая модель нацелены успешность и полно­ценность развития и педагогического процесса. Но одна за счет помощи, за счет работы со свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий, предотвращающих появление проблем.

В современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности пси-

хологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); об­щий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направ­лений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова)[];

Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопро­вождение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом раз­вития является человек; к ситуациям жизненного выбора относят­ся множественные проблемные ситуации, разрешая которые че­ловек (в данном случае - родитель) определяет для себя путь раз­вития: прогрессивный или регрессивный.

Другие исследователи под психологическим сопровождени­ем понимают систему организационных, диагностических, обу­чающих и развивающих мероприятий для родителей (Т. Яничева, 1999).

Стратегическая цель психологического сопровождения фор­мулируется как создание и подержание в семье развивающей сре­ды, способствующей максимально полному развитию интеллекту­ального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

На наш взгляд, как направление (т. е. возможное поле деятель­ности, ее содержание) психологическое сопровождение включа­ет:

сопровождение естественного развития родительства;

поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;

психологическое ориентирование процесса семейного воспи­тания.

Как технология т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам кон­кретного случая. Эта технология отличается от других, например психокоррекции, психологического консультирования, следую­щими особенностями:

позицией психолога и других субъектов сопровождения;

способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;

приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;

стратегическими целями: развитием личности родителя как субъекта семейного воспитания;

критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием роди­тельской ответственности.

Понятие «технология» используется в разных значениях. С о-дной стороны, технология — это способы материализации трудо­вых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология — это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью ис­пользования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле технология — это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчле­нения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения. Ха­рактерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и про­ектирование процесса изменения. Технологии предполагают эф­фективность работы при наименьших затратах времени и сил, они воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.

Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решае­мых задач, уровням и сферам применения и др.

Собственно психологические технологии представлены в основных видах практической деятельности психолога: психоди­агностическая и развивающая, психологическое консультирова­ние и информирование, психокоррекционная и психотерапевти­ческая, социально-психологическая адаптация и реабилитация.

Представим описание технологий работы педагога-психолога по критерию «направления психологической работы». Эти техно­логии относятся к фонду собственно технологий работы педагога-психолога. Рассмотрим их более подробно.

Психологическая диагностика как технология — это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответ­ствующих методов происходит сбор информации о личности или группе (семье) с целью постановки психологического диагноза.

Технология психопрофилактики — это система психолого—пе­дагогических мер, направленных на создание оптимальной соци­альной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

Технология развития — это целенаправленный процесс, на­правленный на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и инди­видуальными возможностями человека. Эта технология предпола­гает учет не только зоны актуального развития личности, но и ее завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

Технология психологического информирования по своей сути яв­ляется педагогической. Это обучающая технология, определение которой было дано выше. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог, при ее применении являются не только пе­дагогическими (рассказ, беседа, лекция, анализ проблемных си­туаций, деловая игра), но и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, телефон доверия и др.).

Технология психологического консультирования — это обуслов­ленная проблемой и ситуацией клиента, целенаправленная про­цедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой про­блемы и нахождения вариантов ее решения.

Технология социально-психологической адаптации детей и под­ростков — это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родите­ли, педагоги, социальный педагог, психолог) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нор­мами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микро­социуме.

Технология психологической коррекции и психотерапии — это система психологических или психотерапевтических средств, на­правленных на устранение, сглаживание недостатков или их

психолого—педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитив­но влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков — системный, целенаправленный процесс их воз­вращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Технология психологического сопровождения — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осу­ществляются в целях обеспечения оптимальных социально-пси­хологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

В основе всех рассмотренных технологий лежит ориентация на ребенка, поскольку цель семейного воспитания полноценное развитие его личности и индивидуальности. В дальнейшем мы рассмотрим конкретные технологии психологического сопровож­дения родительства, направленные на решение этой задачи.

В завершение следует отметить, что методология психологиче­ского сопровождения семьи и семейного воспитания предусматрива­ет многообразие психологических практик в работе с родителями и эта тенденция сохранится как один из важнейших принципов органи­зации психологической службы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.