Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя



Анализ научной литературы показывает многоплановость трактовок понятия «позиция», что приводит к необходимости структурирования основных подходов к анализу и выделения не­скольких планов ее рассмотрения, а именно:

— позиции как основных жизненных отношений человека, регулирующих его отношения в жизнедеятельности, или жиз­ненной позиции. (К. А. Абульханова-Славская, В. Н. Мясищев, Н. И. Шевандрин);

— позиции как отношения человека к действительности в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, С. А. Капустин, А. Ф. Копьев, Б. Д. Парыгин, В. А. Ядов и др.);

— позиции как положения в обществе, группе или социальной позиции (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.);

—позициикакместачеловекавнепосредственном взаимодейст­вии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А. Л. Вен-гер, Н. Е. Веракса, А. Б. Добрович, Ю. М. Жуков, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская и др.) [цит по 60].

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше видов позиций (рис. 15).

Самое важное для личности и общества из представленных по­нятий — жизненная позиция.Она связана с выбором предпочита­емых потребностей, способов их удовлетворения и обеспечивает установку на определенный вид жизнедеятельности. Занять ту или иную позицию - значит определиться в своем отношении к жизни в целом. Жизненная позиция состоит из следующих компонентов:

— жизненных смыслов или ключевых ценностей, отвечающих

* В данной главе использованы материалы диссертационного исследования С. С. Жигалина, выполненнонго под нашим руководством (2001 - 2003) [60].

на вопрос: во имя чего совершается деятельность;

— идеалов — стратегических образов должного, обусловливае­мых определенной картиной сущего;

— норм, приписывающих определенный способ деятельности. К. А. Абульханова-Славская (1984), раскрывая проблематику

субъекта жизненного пути, в его структуре выделяет жизненную позицию, жизненную линию, перспективы и смысл жизни. Под жизненной позицией она понимает те способы, с помощью ко­торых человек организовывает свою жизнь, осуществление субъ­ектом интеграла своего опыта, своих жизненных достижений (в том числе и профессиональных), гармонически соответствующих его притязаниям и реальным личностным (профессиональным) возможностям, способностям индивидуальности. Жизненная по­зиция является воплощением того, что сумел добиться данный че­ловек в жизни, а главное, как он этого добился. Позиция личности характеризуется соотношением (или преобладанием одной из тен­денций) — объективной необходимости в действиях и активности как инициативы личности [1].

Н. И. Шевандрин (1995) выделяет семь вариантов жизненных позиций, которые приносят успех или неудачу: идеализацию дей­ствительности, крушение надежд, вызов всему (неповиновение), уход от дел, осознание, решительность, убежденность [188].

Д. Н. Узнадзе (1997) рассматривал феномен жизненной по­зиции через возникновение установки, понимает как состояние готовности к определенному поведению. Условие возникновения установки — наличие потребностей субъекта, также ситуаций, а в которых она могла быть удовлетворена. Д. Н. Узнадзе выделил та­кие признаки установки, как подвижность, динамичность, целост­ность и свойство «исчезать» после реализации поведения. Наряду с первичной установкой он рассматривает так называемую фикси­рованную установку, обладающую вторичностью происхождения [167]. В работе «Установка и деятельность» А. Г. Асмолов предста­вил трехуровневую классификацию установок: смысловую, целе­вую и операциональную. Уровни различаются по функциональной нагрузке и охватывают все стороны поведения человека [16].

Как показало исследование Т. И. Пономаренко (1998), система установок может обладать фоновыми свойствами (установочная диспозиция, ресурсная установка) и носить актуальный характер взаимосвязи установки и стратегии поведения (актуальная уста­новка).

Актуальная (внешняя «моментальная») установка при постро­ении стратегии поведения выполняет формирующую функцию. Ресурсная (опирающаяся на имеющийся опыт успешной дея­тельности) способна изменить уже сформировавшуюся стратегию поведения за счет активизации внутреннего ресурса, повышения удельного веса фактора теоретического поведения, снижения эмо­циональной напряженности [128].

В психологии личности позиция личностирассматривается как отношение. По мнению ученых: В. Н. Мясищева, К. А. Абульха-новой-Славской, С. Л. Рубинштейна, позиция личности отражает характер отношений личности к деятельности, к людям, с которым она вступает во взаимоотношения по поводу этой деятельности, к самой себе [1,105, 141].

Исследователи выделяют три компонента позиции личности как субъекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Личностную позицию в рассматриваемом аспекте можно предста­вить как внутреннюю позицию личности, неадекватность которой по отношению к двум другим может порождать внешне конформ­ную, внутренне конформную и нонконформную позиции.

Понятие внутренней позиции было введено Л. И. Божович (1968) применительно к детскому возрасту, однако позднее многие исследователи указывали, что внутренняя позиция сохраняется в структуре личности на всем протяжении развития, обрастая новы­ми смыслами и наполняясь новым содержанием. Л. С. Выготский (1983) указывал, что действие внутренней позиции обнаруживает­ся привнесением интеллектуального момента, который вклинива­ется между переживанием и непосредственным поведением [49].

С позиции личности, по существу, начинается тот структур­ный пласт психики, который характеризует личность уже не в ка­честве объекта, а в качестве субъекта. Так, С. Л. Рубинштейн ха­рактеризует позицию личности как «определенные отношения к стоящим целям и задачам» [141]. Характеризуя позицию личности в целом как субъекта общественного поведения, Б. Г. Ана-

ньев определяет ее следующей компонентной системой:

• система отношений личности (к обществу в целом и общ­ностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе);

• система установок и мотивов, которыми личность руковод­ствуется в деятельности;

• совокупность целей и ценностей, на которые направлена де­ятельность личности [5].

По способу реагирования на средовые воздействия, степень зависимости от этих воздействий или сопротивления им и овла­дения ситуацией с помощью свойственных данному индивиду способов защиты Л. Н. Собчик (1997) выделяет следующие типы позиций личности, которые можно экстраполировать на роди­тельские позиции:

— женственная — мужественная, зрелая — инфантильная;

— ответственно-великодушная, недоверчиво-скептическая;

— зависимо-послушная, независимо-соперничающая;

— пессимистично-безответственная, оптимистично-уверен­ная;

— неустойчивая — ригидная;

— сотрудничающе-конвенциональная, прямолинейно-агрес­сивная., ,

В социальной психологии социальная позициярассматривает­ся как синоним статуса. В частности, Г. М. Андреева (1994) опре­деляет ее как место индивида в системе групповой жизни. Б. Д. Парыгин (1971) характеризует позицию как отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей средой [120].

Согласно теории И. С. Кона (1988), социальное положение (позиция) индивида — это его место в определенной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель — профессиональ­ная позиция, отец — семейная), различающихся по своему значе­нию, определенности и другим признакам. Позиция индивида является производной «усвоенной», интернализованной роли че­ловека, что включает внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям [74].

Перейдем к анализу позиции как системы родительских уста­новок, ожиданий и отношений родителей к ребенку или роди­тельской позиции (Т. В. Архиреева, Р. Белл, Т. В. Брагина, Е. Е. Ромицина, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, Е. Шеффер) [цит. по 60].

В клинически ориентированной литературе описана доста­точно обширная феноменология родительских позиций, а также их следствий: формирование индивидуальных особенностей ре­бенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Вы­деленные в этих исследованиях типы родительского воспитания характеризуют в основном неблагоприятные воспитательные воз­действия.

В отечественной и зарубежной психологической литерату­ре родительские позиции исследовались в аспекте их влияния на происхождение и развитие неврозов у детей. Подавляющее боль­шинство исследователей не рассматривают родительскую пози­цию в интегральном взаимодействии с другими позициями лично­сти. Имеющиеся научные знания о жизненной позиции, позиции

личности, социальной и ролевой позиции слабо отражены в пред­ставлениях о таком их частном виде, как родительские позиции. Новизна нашего подхода заключается в попытке объяснения осо­бенного с учетом имеющихся знаний об общем. На наш взгляд, совершенно очевидным является тот факт, что родительская по­зиция представляет собой частный случай социально-ролевой по­зиции (рис.16).

С одной стороны, родительская позиция — это социальная по­зиция, связанная со статусом человека, родившего (или усыновив­шего) и воспитывающего ребенка. Эта социальная позиция пред­писывает человеку определенный статус в общественной структу­ре, а именно — статус «детного»

семьянина. С другой стороны, родительская позиция — это ролевая позиция, которая определяет роль и место человека в опре­деленной социальной ситуации. Очевидно, речь идет о воспита­тельной ситуации, в которой он выполняет роль родителя — вос­питателя своих (или усыновленных) детей.

Кроме того, родительство представлено двумя сторонами: материнством и отцовством, поэтому в структуре родительской позиции как социально-ролевой позиции следует выделить ма-

теринскую и отцовскую позиции, которые представляют собой диалектическое единство, не являются, не могут и не должны являться абсолютно тождественными. Их своеобразие и необхо­димый баланс создает оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка. Как видно из рис. 17, родительская позиция формируется под влиянием личностной, жизненной, со­циальной и других ролевых позиций.

В частности, личностная позиция как отношение личности к себе, другим, труду, жизни в целом обусловливает отношение к себе как родителю (отцу или матери), отношение к другим членам семьи, например к жене (мужу) и детям, сфере семейного труда, семейной жизни.

Статус как социальная позиция с определенной системой прав и обязанностей (психолог, руководитель организации, жена, муж, старший брат и др.) и роль как ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом влияют на социально-ролевую согласо­ванность и адекватность родителей (отца и матери) в семье.

Наконец, жизненная позиция личности как стратегия и спо­соб жизнедеятельности в целом охватывает и сферу родительства, детерминируя в том числе и родительские позиции. Родительская

позиция не только имеет индивидуальные различия, но и транс­формируется и изменяется у родителя в разные моменты его жиз­ни. Она определяется двумя основными факторами: когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью, внутрен­ней противоречивостью или гармоничностью, а также степенью устойчивости личности. При нарушениях устойчивости личности родительская позиция может отвергаться либо носить деструктив­ный характер.

Как социально-ролевая родительская позиция связана с ожиданиями предъявляемыми обществом в качестве одобряемых норм родительского поведения. Роль предполагает наличие у отца и матери соответствующих желаний, целей, убеждений, чувств, ценностей, установок, действий. И если роли отца и матери нарушаются, то родительская позиция также носит деструктивный характер.

С другой стороны, родительство (материнство и отцовство) является самоценным элементом развития личности, которое в свою очередь обогащает все другие его стороны. С этой точки зре­ния родительские позиции могут способствовать определенным изменениям в целостной системе позиций человека.

Исходя из того, что родительская позиция, безусловно, явля­ется своеобразной проекцией личностной, социальной и жизнен­ной позиций человека, многие исследователи считают правомер­ным составлять классификации родительских позиции по этим критериям.

Мы рассматриваем родительскую позицию как интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиций отца или матери, как систему отношений родителя, кото­рая обусловливает тип родительского поведения и характер семей­ного воспитания.

Родительская позиция рассматривается нами в виде системы отношений родителя, функционирующих в динамическом един­стве. Эта система определяет направленность родительских уста­новок и мотивов, целей и ценностей, обусловливающих характер воспитательной практики в семье (подробнее см. 5.2). В качестве критериев общей классификации родительских позиций могут быть предложены следующие.

• Жизненные позиции родителей.

• Личностные позиции родителей.

• Социально-ролевые позиции родителей.

• Степень согласованности.

• Характер воздействия на ребенка.

• Время действия.

• Характер родительских установок.

• Тип родительских установок.

• Тип эмоционального отношения к ребенку.

• Прогностичность.

• Тип воспитательной практики.

• Изменяемость позиций.

• Воспитательная эффективность.

• Степень влияния родительских позиций на другие аспекты личности родителя.

В таком случае феноменология родительских позиций может быть представлена следующим образом (табл. 40).

Таблица 40

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.