Представленный ниже набор психодиагностических методик отражает авторский подход к пониманию сущности родительства как интегрального и динамического образования личности. Компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие. Характер, модальность и содержание этих компонентов, их соотношение и взаимодействие образуют систему субъективно-психологических факторов формирования и реализации родительства. Родительство является динамическим личностным образованием, включающим основные этапы формирования: становление на субъективно—личностном уровне (материнство и отцовство) и на надындивидуальном уровне (родительство).
Субъективно-психологический характер факторов формирования и последующий тип работы с родителями (психологическое сопровождение) родительства делает необходимым и возможным его изучение как интегрального образования личности с применением известных и новых психологических средств.
Таким образом, объектом психодиагностического исследования в данном случае является родительство как интегральное и динамическое образование личности (отца и/или матери), а предметом его различные компоненты, то есть субъективно-психологические проявления.
В таком случае социально-экономические и другие внешние факторы формирования родительства найдут свое отражение во всех проявлениях родительства, его компонентах (ценностях, отношениях, позициях и т. п.), причем, как указывал С. Л. Рубинштейн, «внешние условия всегда преломляются через внутренние обстоятельства», поэтому психолог не диагностирует внешние обстоятельства, он лишь констатирует, как они отражаются в психической реальности человека. Для психолога-исследователя и практика важны именно эти «внутренние обстоятельства», поскольку диагностика для него является не самоцелью, а — основой
для дальнейшей профессиональной работы — психологического сопровождения, психокоррекции, психотерапии родителей.
Предлагаемая психодиагностика проводится с отцами и матерями отдельно. В некоторых случаях к исследованию привлекаются дети. Пакет содержит следующие методики:
аопросник «Сознательное родительство» для изучения осознанности всех компонентов родительства как интегрального образования личности (родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение);
аметодика «Представления об идеальном родителе» для изучения представления об идеальном родителе и соотнесения с реальным родителем, включающим эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительства;
□ модифицированная методика «Родительское сочинение» для изучения особенностей родительской позиции и стиля семейного воспитания;
астандартизированая анкета «Принятие родительской роли» для изучения характера принятия родительской роли (стереотипность, присвоение примера родителей, внезапность перехода к родительской роли, раннее усвоение принятие ответственности) в соотнесении с фактором этнической идентичности родителей (культурная, социальная, личностная);
аопросник родительской любви и симпатии для выявления уровня родительских чувств к ребенку, их биологической (родительский инстинкт) и психологической составляющих;
□ методика «Родительская любовь» для изучения характера родительских чувств и определения компонентного состава (когнитивный, эмоциональный, поведенческий);
апрактикум «Родительские победы и поражения» по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке;
аобщая схема диагностического процесса в работе с семьей.
Все предлагаемые методики являются авторскими, либо разработаны, апробированы и валидизированы под руководством автора.