Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая готовность к отцовству



Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остается «бе­лым пятном». Очень часто в литературе отцу отводится второсте­пенная роль (после матери).

В частности, А. С. Спиваковская (2000) говорит о том, что вос­питательная позиция отца в своем формировании несколько отста­ет от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего буду­щего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта невклю­ченность вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиня­ет ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон, 1992 полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказы­вает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, при­носит что-то неординарное в их взаимоотношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре определенным «водораз­делом». С одной стороны, бытует точка зрения, согласно которой ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины — единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. Для полноты социального стату­са ребенку необходим отец, точно так же, как и мать. Группа, со­стоящая из женщины и ее потомства, социологически неполно­ценна и незаконна. Это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законорожденности.

С другой стороны оказываются те, кто пытается определить отцовство по-новому. Это определение, в своем позитивном выражении, объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке — первоисточником социального зла (Т. Гобс, 1968).

То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции зависят семья, общество и цивилизация. Д. Блэнкенхорн (1995), сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гилдер (1992), занимающийся философией экономики, полагают, что брак и вытекающее из него отцовство — это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества — преимущественно к защите семьи и ее обеспечению.

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Какой-то мудрый че­ловек сказал: «ребенок — отец мужчины». Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря первич­ной материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке является продуктом родительской любви, поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность.

Отцовство формирует основу самого насущного требования общества социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое в свою очередь определяет будущее этого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, оно дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуществлять которую отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную «подпитку»: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д. (Д. Блэнкенхорн, 1995).

Потребность в отцовстве предопределяет поведение отца в направлении защиты и заботы о жене и детях. Еще не появивший­ся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу воз­можность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощу-

титьсебя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считаются, что отец в процессе отцовства также подвержен психологическим кризисам: в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нару­шений.

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон считает, что чело­веческие культуры условно можно разделить на «отцовские» (в ко­торых отцовская роль мужчины значительна) и «безотцовские» (в которых мужчина выступает скорее как самец, чем как отец). «Без­отцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессив­ностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.

Однако в некоторых обществах отцовская роль, ассоциирую­щаяся с властью и статусом вождя, структурируется и символизи­руется детальнее и тщательнее, нежели материнская; а генеалоги­ческие и личные связи ребенка с отцом социально более значимы, хотя они выглядят психологически более напряженными, нежели его отношения с матерью.

В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживает за детьми, но они (особенно мальчики) проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение из­менилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и зна­чимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В совре­менной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено наличие «пьедестала», и сущетсвует пространственная разобщенность тру-

да и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась преж­де всего в том, что он был воплощением власти и инструменталь­ной эффективности.

Поскольку отцовство и материнство проистекает из репродук­тивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с поло­вым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей по от­ношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиоло­гические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и ча­сто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ре­бенком. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе на­блюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухо­да за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Небезразличны для понимания специфики отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как хорошее пространственное восприятие, хороший двигатель­ный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоцио­нальной и когнитивной реактивности (И. С. Кон, 1981).

Характерно, что эмоциональная связь с матерью у детей силь­нее, они лучше знают ее личные особенности; высказываний—ха­рактеристик о матери больше, чем об отце, она воспринимается более значимым членом семьи.

Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоци­онально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчи­нами. Именно по этой причине большинство матерей легче нала­живают эмоциональные взаимоотношения с ребенком по сравне­нию с большинством отцов. Как правило, матери превосходят от­цов в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого, матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире и более четко и адекватно реагирует на его потребности.

Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, а отцы в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то же время внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В результате не­редко создается впечатление того, что мама «больше любит своего ребенка».

Выяснилось, что, с точки зрения отцов, младенцы достигают определенных когнитивных навыков и могут принимать участие в «когнитивно-обогащающей» деятельности в более позднем воз­расте, чем это предполагают матери. Кроме того, отцы в меньшей степени склонны принимать участие в вербальных, дидактических играх и занятиях с детьми.

Как отмечает И. С. Кон (2000), у человека различие отцов­ства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре.

Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда условий — преобладающего вида хозяйственной деятельно­сти, полового разделения труда, типа семьи и т. д. При всех крос-скультурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический кон­такт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют стро­гие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдер­жанными, суровыми, исключающими проявления нежности (И. С. Кон, 2000).

В привычной для нас культурной среде социальные характе­ристики отцовской роли очерчены гораздо неопределеннее, чем мате­ринской, и ей придается меньшее значение в деле первичной со­циализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской ролью является результатом того, что:

а) отцовские функции биологически объективно менее значи­мы, их труднее конкретизировать;

б) исторически они институциализируются гораздо позднее;

в) распределение материнских и отцовских функций базиру­ется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.

В. Н. Дружинин (2000) считает, что проблема отцовства наи­более остра для постсоветского общества. Наше государство декла­рировало равноправие обоих родителей по отношению к ребен­ку (Кодекс законов о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Лишение мужчины социальных, экономических возможностей воспитывать детей, обеспечивать семью и нести за нее ответственность привело к ослаблению семьи как социального института. Тоталитарное госу­дарство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца.

Мало того, что общественное воспитание считалось основ­ным, а ответственность за судьбу детей передавалась государству и педагогам. Но система льгот в связи с рождением ребенка, ухо­дом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъез­дом или болезнью. В случае развода ребенок остается с матерью. Следовательно, мужчина знает, что от его заботы, личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок — это прежде всего проблема женская.

Вообще отношения в семье при тоталитарном обществе ста­новятся психобиологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводится к нулю, по­вышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Как свидетельствуют различные исследо­вания, современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей, а гораздо более склонны к «инфантильному гедонизму».

Женщина обычно более подготовлена к появлению ребенка, вынашивая, рожая, выкармливая ребенка, она генетически и гор­монально предрасположена к материнским чувствам. В худшем положении оказывается будущий отец. Для него не существует периода естественной подготовки (как у женщины к исходу бере­менности) ребенок появляется неожиданно и часто воспринима­ется как приложение к жене.

Чаще всего это проявляется в неумении мужчины взять на себя ответственность за психическое и физическое состояние матери, осо­бенно в период беременности и первый год жизни ребенка, когда это более всего необходимо. Молодой муж иногда просто не может по­нять, почему спокойная и тактичная жена в первые месяцы беремен­ности стала вспыльчивой и раздражительной или почему она, проси­дев дома с ребенком и «ничего не делая», жалуется на усталость.

По данным социологических исследований, отцы в 1,5 раза реже, чем матери контролируют учебу детей в школе, в 1,5 — 4 раза реже, чем матери, обсуждают с детьми учебные дела, книги, взаи­моотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на буду­щее, выбор профессии, особенности характера детей и пр. Соот­ветственно на вопрос: «Кто для тебя является наибольшим авто­ритетом?» лишь 5 — 9 % школьников 8—10 классов ответили, что отец, и 17 — 19 % назвали мать. С матерью более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Мамы чаще становятся об­разцом для подражания.

Переход к нормальной модели семьи в России произойдет только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в со­временной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, следователь­но, быть образцом для подражания. Значит, нужно создать соци­альные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести основную юридическую ответственность за се­мью, защищать ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.

Между тем сегодня российские дети ожидают от отца выпол­нения его традиционной функции. По данным эмпирических исследований, большинство мальчиков и половина девочек об­ращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Из-за того, что матери требуют от отцов помо­щи в ведении домашнего хозяйства (вплоть до скандалов на глазах детей), дети утверждают, что отцы мало внимания уделяют домаш­нему хозяйству.

Однако, анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, исследователи отмечают следующие тенденции. Совре­менные отцы берут на себя гораздо больший круг таких обязан­ностей, которые раньше считались исключительно женскими. На­пример, обследование канадских семей показало, что при вырав­ненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери. По данным Т. А. Гурко (1997), в 6 % первобрачных семей отец больше времени уделяет сыну/дочери, чем мать, а в 26 % на­равне с ней (вне зависимости от пола ребенка). Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотноше­ниях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться «на высоте». Подводя итог современной картине родительства (как отцов­ства), полученной с помощью корреляционного исследования, М. О. Ермихина (2002) резюмирует следующее. Деятельностная пози­ция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для муж­чины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.

Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу са­мовыражения.

Однако мужчины-отцы опасаются быть поглощенными се­мьей. В случаях высокой ценностной значимости семейной жиз­ни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. При­чем высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, т. е. быть компетент­ным родителем для мужчины означает передачу своего жизненно­го опыта с позиции «сверху».

Успешность мужчины в основных сферах жизни, как прави­ло, связана с доминированием женщины в семье или с возвыше­нием отца над ребенком за счет подавления его воли. Дисбаланс

родительских позиций влечет снижение эмоционального фона родительских чувств, поскольку мужчина начинает ощущать вы­полнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию своего ребенка как зависи­мого и несамостоятельного.

По мнению И. А. Савченко, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу. Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90 %) утверждают, что отец за­рабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и до­машнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой является отец, они указывают, что в семье распоряжается мать. У отца нет реаль­ной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждают, что мама любит их больше, чем папа, а при конфликтах в семье дети принимают сторону матери.

Во-вторых, отцы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за них. Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за ново­рожденным; активный контакт отца с ребенком обычно начина­ется, когда ребенку исполняется 1,5 — 2 года, а то и позже. С рож­дением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (до­полнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нару­шение сна и т. п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденным, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще проис­ходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить не­уклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способ­ствует и возникновению более тесной эмоциональной привязан­ности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец при­общается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родиль­ных домах за рубежом отцы даже присутствуют при родах. Сказы­вается не только привычка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины весьма чувствительны.

Таким образом, в современной России модель семьи имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

М. Мид (1998) отмечает, что наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ре­бенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. От­сутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к появлению у ребенка психопатологии.

По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека (1984), роль отца пред­ставляет собой определенный пример поведения, источник уверен­ности и авторитета. Отец — это олицетворение дисциплины и по­рядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрос­лых и детей. «Отец — наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем боль­ше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем ме­нее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценно­стям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к сво­им детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-пси­хологического благополучия, которое не может в полной мере обе­спечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, вы­росший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» (Э. Берн, 1992).

Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что первые часто имеют пониженный уровень притязаний, повышен­ный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети холодных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более асоциально. Напротив, эмоцио­нальная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, про­являли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон. 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

Взаимоотношения ребенка с отцом не столь интенсивны как с матерью, так как отец не играет той всеохраняющей, всезащища-ющей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В тради­ционных патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны — отношения подчинения, с другой — бунта и со­держат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную любовь, т. е. отец любит ребенка больше всего потому, что тот живет в соот­ветствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию: совесть, долг, закон (Э. Фромм, 2001).

Д. С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем жен­щина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше само­стоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в бу­дущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социаль­ных нормативов, более успешное овладение требованиями окру­жающей среды (Л. Л. Баландина, 2002).

Типы представлений юношей об отцовстве.Первичные экспе­риментальные данные были получены на основе методики диа-

гностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированной Л. Н.Собчик( 1990), в модификации Р. В. Овчаровой («Я как отец») (2000); опросника терминальных ценностей (ОТеЦ), разработан­ного И. Г. Сениным (1991), методики незаконченных предложе­ний Д. Сакса в модификации Р. В. Овчаровой (2002) и Висбаден-ского опросника (WIPPF) Н. Пезешкиана и X. Дайденбаха.

Результаты экспериментального исследования представлений об отцовстве юношей 19 — 25 лет позволили выделить девять типов представлений:*

«ответственный отец» — испытуемые, вошедшие в первый кластер, считают, что основным качеством отца является ответ­ственность. Ответственность — это осознанная необходимость вы­полнения принятых обязательств, она равнозначна чувству долга. Взять на себя ответственность может зрелая личность;

«обучающий отец» — во второй кластер объединились мо­лодые люди, которые считают, что отец должен быть готовым к родительству и уметь обучать ребенка. Готовность к родительству предполагает способность взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;

«сотрудничающий отец» — молодые люди, которые объеди­нились в третий кластер, полагают, что отец должен быть ответ­ственным и готовым к родительству, обучающим и любящим; он обладает практичностью и бескорыстен. Отец должен интересо­ваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;

«доминирующий отец» - в четвертый кластер объединились молодые люди, считающие что отец — это сильная личность, ко­торая должна гордиться ребенком, иногда отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ребенком, если не прав;

«честолюбивый отец» — пятый кластер объединился по пара­метрам: уважающий детей, должен интересоваться детьми и гор­диться ими;

«доверяющий отец» — параметры, по которым объединение произошло в шестой кластер, характеризуют отца следующим

* Исследование проведено под нашим руководством В. М. Вязовченко (2003).

образом: доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся извиниться, всегда помогающий и об­учающий;

«альтруистичный отец» — седьмой кластер объединил мо­лодых людей, представляющих отца любящим, прощающим, не боящимся извиниться, ответственным и воспитывающим;

«властный отец» — испытуемые, попавшие в восьмой кла­стер, характеризуют отца как сильного, строгого, благоразумного, практичного. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в тоже время он иногда кричит, но не боит­ся извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда отдо­хнувший и слушающий ребенка;

«воспитывающий отец» — девятый кластер объединил мо­лодых людей с представлениями об отце как сильном, благо­разумном, практичном и ответственном, доверяющем детям, всегда понимающем и уважающем детей. Он всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Отец должен быть воспи­тывающим, опытным родителем, но в то же время может чего-то не знать.

Таким образом, у современных юношей 19-25 лет, которым предстоит стать родителями, можно выделить 9 типов представ­лений об отцовстве: ответственное и честолюбивое, обучающее и воспитывающее, сотрудничающее и доминирующее, доверяющее, альтруистичное и властное.

Сравним результаты факторного анализа молодых людей раз­ного возраста. Опираясь на результаты анализа можно выделить иерархию факторов, обусловливающих представления об отцов­стве у молодых людей 19 — 20 лет: самоутверждение, независи­мость, ориентированность на семейную жизнь, взаимоотношения в родительской семье.

В этом возрасте доминирует потребность в самоутверждении. Юноши стремятся к достижениям, активным социальным кон­тактам, стараются проявлять креативность и сохранять собствен­ную индивидуальность. Если для них наиболее важное значение имеют сферы увлечений, общественной и будущей профессио­нальной жизни, где они могут самореализоваться, их представле­ния о себе как отце связаны с независимостью, доминированием.

Однако они также ориентированы на семейную жизнь, если эта сфера входит в состав ценностных ориентации.

Представления об отцовстве в значительной мере формиру­ются под воздействием отношения к отцу в родительской семье, к родительской семье в целом, отношений между родителями, смысложизненных ориентации юношей. В благополучных слу­чаях складывается представление о себе как добром, доверяющем ребенку отце. В противном случае формируется противополож­ный образ(табл. 22).

Иерархия факторов, обусловливающих представления об от­цовстве у молодых людей 21—25 лет: самоутверждение, эгоцен­тризм, конформизм, отношение к отцу и родительское влияние, взаимоотношения в родительской семье.

В этом возрасте еще более усиливается потребность в само­утверждении. Теперь она связана со сферами общественной и будущей профессиональной жизни, обучения и образования. По-прежнему придается важное значение увлечениям, достижениям, активным социальным контактам, креативности и сохранению собственной индивидуальности развитием себя.

Юноши этого возраста сочетают стремление к собственному престижу, высокому материальному положению с духовным удо­влетворением. Юноши этого возраста готовы также самоутверж­даться и в сфере семейной жизни. Их представления о себе как отце связаны с эгоцентризмом, если отношения с матерью в роди­тельской семье не сложились. И наоборот, их взгляды на отноше­ние к противоположному полу и себе как отцу становятся конфор­мистскими, если эти отношения позитивны (табл. 23).

В целом на формирование представлений юношей об отцов­стве оказывают влияние отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние.

Отцовство в возрасте 19-20 лет представлено больше ког­нитивно—эмоциональным подходом, позицией стороннего на­блюдателя. Более важным аспектом представляется получение эмоционального удовлетворения от отцовства. Это перспектива далекого будущего (табл. 24).

В старшем возрасте представление об отцовстве характеризу­ется функциональным подходом: активность во взаимодействии с ребенком, предполагает влияние и помощь. Отцовство для них — более близкая цель.

Представления юношей из неполных семей об отцовстве свя­заны с родительским отношением к миру, взаимоотношениями отца и матери, отношением к родителям, лицам противоположно­го пола, семье и сфере семейной жизни как ценности. При пози­тивном отношении родителей к окружающему миру такие юноши представляют себя в качестве отца демократичным; при негатив­ном отношении к отцу и матери — жестоким, нонконформным, подозрительным и недружелюбным.

Несложившиеся отношения с отцом, отсутствие отцовской поддержки усиливают тенденцию юношей к самоутверждению, в том числе и в родительской сфере через усиление авторитарно­сти. Ориентация юношей из неполных семей на самоутверждение (собственный престиж, высокое материальное положение, сферу общественной профессиональной жизни) связана с представле­нием о себе как отце независимом, неальтруистичном, недруже­любном (табл. 25).

Позитивное отношение к семье в целом способствует устрем­ленности на развитие, достижение, сохранение собственной ин­дивидуальности и формированию образа отца — главы семьи и на­оборот.

Модальность отношений между родителями в родительской семье коррелирует с отношением юношей к противоположному полу, ценностным отношением к семейной сфере, характером ак­тивности социальных контактов юношей и другими параметра­ми.

Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем ска­зать, что молодые люди из полных семей представляют отцовство следующими качествами, представленными в табл. 26.

Представления юношей об отцовстве из полных и неполных семей имеют существенные различия.

Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном от­рицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это вли­яет на их взгляды, а образ отеца представлен такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению, это эгоистичный человек, ставящий свои ин­тересы превыше всего, стремящийся к самореализации в сферах профессиональной и образования, при этом придающий большое значение семье как основе в жизни (табл. 27).

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, юноши пред­ставляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений, стремящуюся реали­зовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное — это бла­гополучие семьи, решению проблем которой отдается много сил

и времени, что ведет к заинтересованности в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом.

При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В пред­ставлении молодых людей из полных семей отец — это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотруд­ничать с ними, помогать и обучать.

Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордить­ся своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать. Он должен быть готовым к родительству, справед­ливым и благоразумным человеком. Он не должен стыдиться сво­их детей.

Итак, отцовство - это интегральное психологическое образо­вание личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполне­ние родительской роли, а также чувства, способствующие самореа­лизации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.

Психологическая готовность к отцовству определяется сформи-рованностью:

- всех аспектов личности, предполагающих выполнение возло­женных обязанностей и принятых обязательств;

- представлений об отцовстве, т. е. знаний функций отца в се­мье и его роли в воспитании ребенка;

- оценки собственной готовности стать отцом, т. е. готовности принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.

На представления юношей об отцовстве влияет их возраст, на­личие или отсутствие отца в семье и реальные отношения в роди­тельской семье. Представление о том, что отец нужен, для того чтобы ребенок появился на свет, глубоко ошибочно. Чтобы развеять его, необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Роль мужчины в семье в современных условиях вовсе не уменьшилась. Изменения роли отца носит скорее качественный характер. И дело обстоит так, что ребенку нужен отец в той же мере, как и отцу нужен ребенок.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.