Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика представлений о родительстве



Представление о родительстве - наглядный образ явления ро-дительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и дета­лизированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщеное и схематизированное.

По своей сути представление о родительстве является фанта­зией, так как явления родительства в реальности еще не существу­ет, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с про­цессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирова­ние воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

В юношеских мечтах формируется образ желаемого родитель­ства. У некоторых молодых людей этот образ возникает в контра­сте своспоминаниями о своем «тяжелом» детстве. У других, на­оборот, на основе положительного примера своих родителей. Они помнят много приятных моментов из своего детства и оценивают его как самый счастливый период в своей жизни. Следовательно, они желают для своих детей такого же детства. У третьих - этот об­раз возникает преимущественно под влиянием социокультурных образцов. В любом случае мечты влияют в целостное представле­ние о родительстве и являются мощным мотивирующим факто­ром. Можно рассмотреть представления об идеальном родителе на трех уровнях:

1) уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе;

2) уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном родителе;

3) индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном родителе.

Идеал отца и матери — составная часть идеала мужчины и жен­щины соответственно. Кроме этого, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей.

За счет того, что мамы проводят с детьми больше времени, чем отцы, ив большей степени занимаются воспитанием ребен­ка, у общества возникает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответ­ственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной.

Идеал отца может быть очень противоречивым, включающим полярные качества. Часть представлений связана с традиционно инструментальной ролью отца-мужчины, часть - с серьезными изменениями социальных стереотипов.

В целом в обществе бытуют следующие представления об иде­альном отце: успешный, обеспечивающий материальное благо­состояние семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоцио­нальный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня весьма распространен стереотип о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпе­тентности.

Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обла­дают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и ма­тери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. Большинство иссле­дователей полагают, что ребенку для успешной социализации не­обходимы два родителя при доминирующей роли матери.

Идеал матери у женщины из неполной семьи заимствуется из идеала матери и отца и будет противоречивым или гармонич­ным в зависимости от сочетания и степени выраженности качеств. Возможен «перекос идеала» в сторону преобладания «мужских качеств», так как часто одинокие матери считают, что не могут заменить ребенку отца или проявляют излишнюю мягкость и не справляются с воспитанием там, где бы справился мужчина.

Идеалом матери у женщин из неполной семьи,скорее всего, бу­дет более успешная в глазах ребенка, обеспечивающая материаль­но на высоком уровне, имеющая авторитет и уважение ребенка, властная, строгая, независимая, малоэмоциональная, сотруднича­ющая и зависимая; чем идеал матери у женщин, воспитывающих ребенка в полной семье. Образ включает противоположности или дополнения - независимая (внешне сильная) и зависимая (обра­зующая симбиоз, получающая от ребенка поддержку).

Если первый ребенок выступает для родителей полем для «экс­периментов», для поиска себя как родителя, то при воспитании второго ребенка они чувствуют себя более уверенно, используют имеющийся опыт воспитания и стараются учитывать и исправлять те ошибки, которые они допустили с первым ребенком. Родители второго ребенка имеют более сформированные представления о себе как о родителе, развитую родительскую сферу: родительские чувства, знания, умения и навыки по уходу, воспитанию и обще­нию с ребенком, опыт, широкий «репертуар» внутриродительской роли.

Люди, воспитывающие второго ребенка, имеют другие пред­ставления об идеальном родителе, чем они же при воспитании первого ребенка. С одной стороны, кажется, что данные представ­ления должны стать более реалистичными, так как при рождении первого ребенка человек имеет лишь иллюзорные представления о том, что такое родитель. С другой стороны, появившийся после первого ребенка некоторый негативный или неприятный опыт может деформировать прежний более гармоничный образ идеаль­ного родителя.

Таким образом, при сравнении представлений одних и тех же людей, воспитывающих сначала одного, потом второго ребенка, следует рассчитывать на значимые различия между ними. Что ка­сается различий между двумя группами людей (с одним ребенком, с двумя детьми) мы вряд ли найдем различия: для одних, скорее всего, будет характерен большой разброс в том, каким должен быть идеальный родитель.

Следуя за утверждением Е. А. Климова, отом, что про­фессионалам разного типа свойственен различный образ мира и, возможно, различный идеал человека, мы предполагаем наличие у

людей разных типов профессии отличные друг от друга представ­лений об идеальном родителе.

Считается, что чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества. Можно предположить, что люди с высшим образованием будут иметь более андрогинный и более разнообразный идеал родителя, чем люди со средним обра­зованием, которые будут стремиться к традиционным идеалам.

Точка зрения ребенка на психологический климат в семье яв­ляется отражением его родителей, их отношения к нему. Дети из семей с более благоприятным климатом будут иметь идеал роди­теля как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного, чем их сверстники из семей с менее благоприятным климатом.

Вероятно, человек с тем или иным стилем взаимодействия (ко­операции или конкуренции) в образе идеального родителя будет стремиться избегать своих недостатков, но в то же время тип иде­ального родителя будет сходен с реальным типом межличностного взаимодейстивия родителя, причем представления об идеальном родителе будут сильнее отличаться между типами, чем внутри дан­ных групп.

Семейно-обусловленное состояние — состояние человека, об­условленное взаимодействием человека с семьей, нахождением дома. То, как ощущает себя человек дома, в своей семье, может оказывать влияние на представление родителя о себе самом и на образ идеального родителя. Если человек неудовлетворен обста­новкой в семье, отношениями с супругом(ой) или детьми, трево­жен, напряжен, то, возможно, его идеал родителя станет более со­трудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессив­ным и властным.

В результате проведенного исследования с помощью проек­тивной методики «Родительское сочинение» О. А. Карабановой, модифицированной методики Т. Лири («Я-реальный» и «Я-иде-альный» родитель), авторской методики «Представления об иде­альном родителе» были выявлены следующие представления об идеальном родителе.

Идеальный родитель— уверенный в себе, может быть хорошим организатором, не отличается ранимостью и впечатлительнос­тью, не имеет навязчивых страхов, умеет подавлять сопротивле-

ние, расположен к сотрудничеству с детьми и умеет устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, в меру зависимый от детей, не всегда умеет открыто выразить свои чувства, неагрессивен по отношению к детям, гиб­кий при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремится помогать детям и стать другом, заслужить внимание и любовь, до­рожит своими отношениями с детьми, добрый, мягкий, проявляет сострадание, ласку, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.

В целом усредненный образ идеального родителя можно оха­рактеризовать как более или менее гармоничный за исключением того, что он некритичен к детям, излишне доверчив, нереалисти­чен в суждениях и поступках по отношению к детям.

Идеальный родитель сочетает в себе как неконформные тен­денции, независимость мнений, активность, так и полярные свойства — конформные тенденции, зависимость и пассивность (табл. 4).


Проведенные исследования выявили следующие особенности в представлениях об идеальном родителе.

На макроуровне

• В целом испытуемые представляют себе позитивный образ идеального родителя.

• В представлениях о родительстве примерно в равной степени выражены когнитивный, эмоциональный и поведенческий ком­поненты. В аспекте чувств представления об идеальном родителе более реалистичны и позитивны, чем в плане знаний и мыслей.

• Испытуемые более единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, чем в представлениях, что он думает.

• Идеальный родитель, по мнению людей, воспитывающих ребенка в полной семье, более агрессивный, застенчивый, зависи­мый, сотрудничающий и альтруистичный по сравнению с идеалом родителя людей, воспитывающих ребенка в неполной семье.

• Люди, воспитывающие одного ребенка, представляют себе идеального родителя более авторитарным, недоверчиво-скептиче­ским и зависимым, чем люди, воспитывающие двух детей.

• Люди типа «человек - знак» представляют себе идеального родителя менее застенчиво-покорным и зависимым, чем люди «человек — техника»; менее независимо-доминирующим и недо­верчиво-скептическим, чем люди «человек - человек».

• Люди со средним образованием представляют себе идеально­го родителя более властно-лидирующим, независимо-доминирую­щим и застенчиво-покорным, чем люди с высшим образованием.

На микроуровне

• Люди из семей с неблагоприятным психологическим кли­матом представляют себе идеального родителя более альтруистич­ным, чем люди из семей с очень неблагоприятным климатом; люди из семей с умеренно благоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более сотрудничающим и альтруистичным, чем люди с очень неблагоприятным психологи­ческим климатом.

• Люди с независимо-доминирующим типом межличностных отношений представляют идеального родителя как зависимого.

• При увеличении общей неудовлетворенности семьей умень­шается недоверчивость и скептицизм в образе идеального родите­ля.

На индивидуальном уровне

Люди властно-лидирующего типа представляют себе идеаль­ного родителя более независимо-доминирующим и сотрудничаю­щим, чем люди альтруистического типа и более сотрудничающим, чем люди прямолинейно-агрессивного и зависимого типа, а также более независимым, чем люди застенчивого типа;

• Люди прямолинейно-агрессивного типа представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим,1 независимо-доминирующим, более прямолинейно-агрессивным, зависимым, сотрудничающим и альтруистичным, чем люди застенчиво-по­корного типа и более сотрудничающим, чем люди альтруистичного типа.

Идеальный родитель в представлениях сельских жителейдолжен быть советчиком и наставником для ребенка, уверенным в себе и независимым человеком, настойчивым в достижении цели. В то же время он отличается скромностью, нуждается в сотрудничестве с окружающими, стремится к нему сам и готов помогать и сопере­живать детям. Образ «сельского идеального родителя» более демо­кратичен.

Идеальный родитель в представленияхгородских жителейха­рактеризуется как настаивающий на своем, доминирующий, бес­компромиссный, берущий ответственность на себя, требующий доверия к себе, гиперсоциализированный, стремящийся к сотруд­ничеству с социумом. Образ «городского идеального родителя» более авторитарен.



Представление об образе идеального родителя сельских муж­чин и женщин отличаются практически по всем параметрам. Ана­лиз среднего арифметического, стандартного отклонения и раз­броса данных, а также сравнение этих показателей, позволили сделать заключение, что реальный тип межличностных отноше­ний схож с идеальным как у мужчин, так и у женщин (табл. 5 — 6).


Идеальный родитель в представлениях мужчин более власт­ный, доминирующий, настойчивый и реалистичный, склонный полагаться только на свои силы и возможности, более уверенный в себе, с более развитым чувством ответственности по отношению к своим детям.

 
 

Идеальный родитель в представлениях женщинболее искрен­ний, сочувствующий и сопереживающий, советующий и опекаю­щий. Однако между идеалом и реальной практикой родительства как в городских, так и сельских семьях существуют расхождения (табл. 7 - 10).

Особенно существенны различия между реальным и жела­емым показателям, характеризующим 3, 7, 8 октанты по тесту Т. Лири. Это означает, что реальные сельские родители отличаются от своих идеалов по уровню гиперсоциализированности, сотруд­ничества, конформизма, настойчивости в достижении целей.

Сельские матери, недовольные эффективностьюродительства, часто не достигают родительских целей, они больше нуждаются в помощи при реализации своих родительских функций, а сельские

отцы более реалистичны, скромны, гиперсоциализированы, чем их идеальные прототипы. В результате исследования было также установлено, что в ответах городских и сельских жителей (мужчин и женщин), примерно в равной степени выражены когнитивный и эмоциональный компоненты, при этом наблюдается незначитель­ное преобладание эмоционального компонента над когнитивным. Из этого был сделан вывод: испытуемые представляют образ иде­ального родителя — знающего, чувствующего и делающего; в пла­не чувств представления об идеальном образе родителя более по­зитивны и реалистичны по сравнению с тем, что идеальный роди­тель знает и думает. Прослеживается тенденция сходных представ­лений представителей обоих полов о том, что чувствует и делает идеальный родитель. И несколько проблематично представление мужчин и женщин о том, что он думает (табл. 11-13).



При проведении сравнительного анализа восприятия роди-тельства городскими и сельскими жителями, было выявлено, что и сельская, и городская семьяв числе родительских приоритетов называют: любовь к ребенку, нормативность семейного воспита­ния, родительскую ответственность и терпеливость. Сельские и городские родители полагают, что важными условиями эффектив­ного родительства являются любовь и понимание детей, внима­ние к ребенку, хорошие детско—родительские взаимоотношения и родительская поддержка. Различия наблюдаются во взглядах родителей на родительский авторитет, использование наказаний. Сельские родители менее требовательны к себе и своим детям, чем городские (табл. 14).


В представлениях образа идеального родителя среди сельских и городских жителей обнаружены тендерные различия.

В представлениях сельских мужчин, идеальный родитель вы­ступает фигурой более авторитарной, стремящейся к большей строгости в воспитании детей, большое значение придающей ма­териальной обеспеченности и защищенности своей семьи. Сель­ские женщины представляют идеального родителя следующим образом: более внимательный, заботливый, уделяющий много времени своим детям, придающий большое значение воспитанию детей.

Городские мужчины представляют образ идеального родителя более властным, авторитарным и агрессивным, придают большее значение строгости воспитания. Женщины в городе считают, что идеальный родитель должен быть более мягким, добросердечным, альтруистичным, уделять много времени и внимания своему ре­бенку, придавать больше значение не строгости, а правильности воспитания (табл. 15).

Представления молодежи о родительствев первую очередь свя­заны с чувством ответственности, любви и заботы (в исследовании приняли участие студенты трех возрастных подгрупп (младшая, средняя и старшая) от 17 до 22 лет). Одновременно с этим моло­дые люди предполагают столкнуться с различными трудностями в процессе воспитания детей. Они полагают, что им понадобится терпение и воля, понимание, доверие и принятие. В тоже время родительство, в представлении многих, принесет радость, счастье и удовлетворенность.

В изучении представлений молодежи о родительстве нас так­же интересовали выделяемые приоритеты семейного воспитания и трудности предстоящего родительства.


На основе анализа результатов методики «Незаконченное предложение» были сделаны следующие выводы:

• самое важное для родителей:

— быть строгим, но справедливым (73 %);

быть любящим (71 %);

— пониматьсвоего ребенка(63 %);

быть внимательнымк своему ребенку (58 %);

— уделять время своему ребенку (42 %);

• самое важное для детей:

— чтобы родители их понимали (87 %);

— уделяли им больше времени и внимания (77 %);

— чтобы между родителями (матерью и отцом) были хорошие взаимоотношения (54%);

— чтобы их любили (47%);

• в отношениях с детьми родителям нельзя:

— наказывать, бить ребенка (89 %);

— давить на ребенка (56 %);

— срываться на детях (44%);

— во всем потакать детям (38%);

— разрушать семью (35 %).

Отвечая на предложенные вопросы, студенты не выделяют такую важную проблему, как умение правильно воспитывать де­тей, педагогическую и психологическую готовность к родитель-ству. В ответах в основном отмечается только то, какими родители должны быть по отношению к детям. В них нет упоминания о том, какие личностные качества необходимо развивать в себе, как ра­ботать над собой, нужно ли вообще работать над собой, для того чтобы стать хорошим родителем. Это отражает узость представле­ний молодежи о родительстве, недостаточную психологическую готовность к нему.

Анализ результатов методики «Незаконченное предложение» показал, что молодые люди, принявшие участие в исследовании, слабо дифференцируют представления о родительстве вообще и представление о своем будущем родительстве. Оказалось, что для испытуемых роль абстрактного родителя и роль себя в роли роди­теля представляются практически тождественными.

Результаты использования двух вариантов методики Т. Лири позволяют отметить следующее: «Я-реальное» (по оценкам моло­дых людей) отличается от «Я» в роли родителя: значения по пер­вому октанту в среднем увеличиваются на 3,6 балла, по третьему

- увеличиваются на 1,9, по четвертому октанту значения умень­шаются на2,6, по пятому - уменьшаются на 1,3, по восьмому

- увеличиваются на 3,0 балла. Это означает, что молодые люди представляют себя в роли родителя более доминирующими, власт­ными, авторитетными, требовательными, строгими, альтруистич­ными и менее подозрительными, критичными, сомневающимися, подчиняющимися и покорными. Подробнее данная информация представлена в табл. 16.


Молодые люди с 17 до 22 лет считают, что родительство — это как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени, и считают, что необходимо быть готовым к нему. Они полагают, что им понадобятся такие качества, как терпение, воля, понимание, доверие и доброта. По их мнению, придется много заботиться о своих детях, испытывать финансовые затруднения и обеспечивать им хорошее будущее. Представители данной воз­растной группы считают, что родительство потребует от них про­явления любви, но и они в, свою очередь, будут получать ее от сво- \ их детей. В роли отца и матери молодые люди должны быть стро-

гими, но справедливыми, более авторитарными, агрессивными, альтруистичными и менее скептистичными и подчиняющимися. Хорошие отношения между родителями в семье по представлению молодых людей, также необходимы.

В результате исследования представлений молодежи о роди-тельстве мы можем выделить два обобщенных типа представлений о родительстве:

1) как трудном, сложном, тяжелом и требующем больших за­трат сил, энергии, времени и финансов;

2) как приносящем радость, счастье, удовольствие и вызыва­ющим интерес.

Разница в представлениях о родительстве молодежи разного возраста заключается в различной оценке значимости некоторых характеристик родительства. Старшая молодежь на первое место ставит радость, заботу, трудности и ответственность. Младшая — ответственность, любовь, понимание и заботу.


Представления о родительстве юношей отличается от пред­ставлений о родительстве у девушек. В представлениях последних на первых местах фигурируют любовь, ответственность, внимание и трудности в воспитании детей. Также они говорят о большей альтруистичности родителя по сравнению с неродителем. Юноши предпочтение отдают проблемам обеспечения будущего для ре­бенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета (табл. 17).

 

Исследование влияния личностных особенностей молодежи на представления о родительстве на основе методики «Незаконченное предложение» и двух вариантов методики Т. Лири позволило выде­лить три группы молодежи.

1. Молодые люди, которые оценивают родительство как процесс трудный и тяжелый (требует больших затрат времени и сил, связан с финансовыми проблемами и эмоциональным напряжением).

2. Вторая выборка составлялась из тех, кто оценивает родитель­ство как приносящее радость и счастье (связано с переживанием по­ложительных эмоций, вызывает интерес, дает ощущение счастья и смысла жизни).

3. Третья выборка включала молодых людей, у которых выра­женность властно-лидирующего, непосредственного и альтруист-ского стилей межличностных отношений в «Я-реальном» достаточ­но сильно отличается от этих же стилей в «Я-родительском». Эти люди представляют, что в будущем родительство потребует от них изменений, указанных выше стилей межличностных отношений.

Следующей исследовательской задачей было соотнесение типов представлений о родительстве с личностными характеристиками студентов:

— гармоничность образа жиз­ни;

— гармоничность базовых стремлений;

— гармоничность жизненных предназначений;

— экстраверсия;

— интроверсия;

— доверие здравому смыслу;

— доверие интуиции;

— руководство логикой;

— руководство эмоциями;

— рассудительность;

— импульсивность;

— властно-лидирующий стиль межличностных отношений;

— независимо-доминирующий стиль межличностных отноше­ний;

— непосредственно-агрессив­ный стиль межличностных от­ношений;

— скептический стиль межлич­ностных отношений;

— застенчиво-покорный стиль межличностных отношений;

— зависимый стиль межлич­ностных отношений;

— сотрудничающий стиль меж­личностных отношений;

— альтруистичный стиль меж-личностныхотношений.

Опираясь на результаты факторного анализа, можно заклю­чить, что молодые люди, которые представляют родительство как сложный процесс, обладают следующими качествами (табл. 18):

— способны реально планировать свое будущее (на основе того, что они имеют гармоничный набор жизненных предназначе­ний, склонны намечать промежуточные цели, планировать, при­нимать решения, основывать свои взгляды на реальности, дове­рять здравому смыслу, сомневаться и не доверять окружающим);

— склонны к разумному лидерству, так как проявляют власт­но—лидирующий и непосредственный стиль в межличностных отношениях, открыты для общения с людьми и стремятся к меж­личностному взаимодействию, в своем поведении опираются на логику;

— ранимы, так как их образ жизни негармоничен, в своей жиз­ни они руководствуются эмоциями, предпочитают «думать серд­цем», проявляют застенчиво-покорный стиль в межличностных отношениях.


Таким образом, для молодых людей, представляющих роди-тельство как трудное и тяжелое, характерны четыре общих факто­ра: реальное планирование, разумное лидерство, социабильность и ранимость.

Рассмотрим результаты факторного анализа в выборке моло­дых людей, представляющих родительство как приносящее ра­дость и счастье(табл. 19).

Опираясь на результаты факторного анализа, можно утверж­дать, что молодые люди, которые представляют родительство как приносящее радость и счастье, обладают следующими качества­ми:

— склонностью к коллективизму (поскольку у них выражена экстраверсия, они проявляют сотрудничающий стиль в межлич­ностных отношениях, не стремятся лидировать и в отношениях опираются на эмоции);

— упрямством (так как эти люди импульсивны, склонны пред­чувствовать и доверять интуиции, стремятся к независимости и самостоятельности и негармоничны в своих стремлениях).

Молодые люди, представляющие родительство как принося­щее радость и счастье, характеризуются такими общими качества­ми: коллективизмом, упрямством, альтруизмом, непоследователь­ностью мыслей и поведения.

Рассмотрим результаты факторного анализа выборки моло­дых людей, представляющих, что в будущем родительство потре­бует от них изменений в стилях межличностных отношений. Та­ким образом, социабильны (так как проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях, их стремления не противо­речат друг другу, и они во взаимоотношениях опираются на инту­ицию) (табл. 20).

Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем ска­зать, что молодые люди, которые представляют, что в будущем ро-дительство потребует от них изменений в стилях межличностных отношений, обладают следующими качествами:

— альтруизм (так как у них выражен альтруистический стиль в межличностных отношениях и гармоничность внутриличностных факторов осуществления жизненных предназначений);

— непоследовательность мыслей и поведения (так как эти люди не опираются на логику, импульсивны, проявляют скепти­ческий стиль в межличностных отношениях и у них сформирован негармоничный образ жизни);

— доминирование (так как они проявляют властно-лидирую­щий и непосредственно-агрессивный стиль в межличностных от­ношениях, экстравертированы и импульсивны);

— исполнительность (так как они проявляют застенчиво-по­корный и альтруистический стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на чувства и эмоции);

— наивность (доверчивость) (так как они в межличностных от­ношениях проявляют доверие и склонны принимать все, что им говорят, руководствуются эмоциями и несклонны к рассудитель­ности);

— негармоничность (так как им не свойственен гармоничный образ жизни, и их базовые стремления также не гармоничны);

— социальное прогнозирование (так как они проявляют со­трудничающий стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на интуицию).

Эти молодые люди характеризуются пятью общими факто­рами: доминирование, исполнительность, наивность (доверчи­вость), негармоничность и социальное прогнозирование.

Итак, молодые люди представляют родительство как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовым к нему. Работа по изменению и кор­ректировке существующих представлений об идеальном родителе должна строиться на осознании общественных стереотипов идеаль­ного отца и матери и трудностей родительства, мешающих получить удовлетворение родительскими функциями.

Так как не обнаружено существенных расхождений между типом межличностных отношений родителя и типом межличностных от­ношений в образе идеального родителя, можно предположить, что эти типы находятся в некоей взаимосвязи. Следовательно, работа по коррекции идеального образа может вестись через изменение реаль­ного доминирующего типа межличностных отношений и, наоборот, изменение реального типа может идти через коррекцию образа иде­ального родителя.

Зная зависимость представлений о родительстве от конкретных особенностей личности, можно корректировать и формировать поло­жительный образ родительства, работая с этими особенностями.

Работу с людьми, имеющими одного и двух детей, как и работу с родителями, воспитывающими ребенка в полной и неполной семье, с людьми разного уровня образования, с различным типом межлич­ностных отношений рекомендуется проводить по-разному, подбирая для данных групп свои методы.

Изменение в образе идеального родителя может вестись через решение проблемы семейной удовлетворенности. Помогая человеку стать более удовлетворенным в семье, мы сможем изменить образ идеала. И наоборот, меняя идеал, мы поможем человеку получать больше удовлетворения от семьи.

Работать над изменением образа идеального родителя можно через налаживание отношений родителя с ребеннком, изменение психологического климата в семье с точки зрения ребенка.

Необходимо повышать у родителей уровень развития когнитив­ного компонента, т. е. уровень знаний о родительских функциях, уро­вень осознания родителями родственной связи с детьми, осознание себя как родителя, осознание образа об идеальном родителе, осозна­ние реального и идеального образа супруга(и) как родителя общего Ребенка, осознание реального и идеального образа ребенка.

3.2. Психологическая готовность к материнству

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позд­него материнства и материнста несовершеннолетних (С. О. Ка-шапова, 1999); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими анома­лиями матерей (А. И. Захаров, 1995; Г. В. Скобло, А. А. Северный, 1995; Г. В. Козловская, 1995 и др.); в филогенетическом аспекте (Г. Г. Филиппова, 1995 — 1999). Исследуются значимые личност­ные характеристики будущей матери, разрабатываются методы, выявляющие отношение родителей к неродившемуся ребенку (Н. В. Боровикова, С. А. Федоренко, 1999), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (С. Н. Копыл, Л. Л. Баз, 1994; В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, 1995).

В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, пред­ставленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (Ю. И. Шмурак).

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готов­ность к материнству рассматривается как специфическое лич­ностное образование, стержневой образующей которого является субъект — субъектная ориентация в отношении к еще неродивше­муся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых био­логических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет ин­стинктивную основу, а с другой — выступает как особое личност­ное образование.

Основными составляющими структуры психологической го- | товности к материнству являются:

• особенности коммуникативного опыта, полученного в дет­стве;

• переживания женщиной беременности, в том числе отно­шение к еще неродившемуся ребенку;

• ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем. О характере раннего коммуникативного опыта, полученного

будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить

по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминани­ях о себе, своих привязанностях, родителях, их стиле воспитания. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «доч­ки-матери», о характере которого можно судить по воспоминани­ям о любимых игрушках, по наличию предпочтения к детям того или иного возраста.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере пере­живания женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему мысленной или вербальной адресованное™, стремлении интер­претировать движения плода как акты общения.

Установки женщины на стратегию воспитания также свиде­тельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, будет ли следовать строгому режиму, предлагать соску, т. е. ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руковод­ствоваться собственными представлениями о необходимом ему.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были вы­делены три уровня психологической готовности к материнству:

Низким уровнем готовности к материнству (23 % от всей вы­борки) чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Матери скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ребенком, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонниками «строгого» воспитания. Также мамы чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

Высокий уровень наблюдался у 27 % испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, ра­довались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание по­ложительных ощущений и переживаний в период беременности,

охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отно­шения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими—либо действиями). Ори­ентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по по­требности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.

Средний уровень составили 50 % матерей; их ответы были ча­стично сходны с ответами первой группы и частично — со второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина женщин из этой группы от­метила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуни­кативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала пред­почтение играм в «дочки—матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные — постарше.

Выделенные три уровня психологической готовности к ма­теринству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах.

Младенцы матерей с высоким уровнем психологической го­товности к материнству обнаружили самый высокий уровень об­щения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экс­прессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не пре­кращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. В последующем также дети отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отно­шением к людям, высокой любознательностью.

Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются от обще­ния, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с мате­рью в радующей ситуации. Позднее они с большим трудом вступа­ют в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.

У младенцев из третьей группы матерей отмечался более низ­кий уровень общения с матерью, чем у второй. Они менее ини-

циативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение; слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию; нередко сами прекращают общение.

По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведе­нию у матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у матерей второй группы — субъектное, а у матерей тре­тьей группы отмечается смешанное, или промежуточное, отноше­ние.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и не готовые к материнству имеют различные представ­ления о роли матери. У женщин, готовых к материнству, присут­ствует образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не готовых к материнству, ярко прослежива­ется сверхценность ребенка и невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.

Мотивы сохранения беременности.По причинам происхожде­ния беременность разделяют на случайную и запланированную. Случайной является беременность, когда она является нежелан­ной или неожиданной для супругов. Запланированная беремен­ность делится на запланированную обоими партнерами и бере­менность, планируемой одной женщиной.

Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уров­нях, остальные обычно не осознаются женщинами.

1. Беременность ради ребенка (6 %) — наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в воз­расте.

2. Беременность от любимого человека (3 %) — мотив способ­ствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к бе-

ременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.

3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) - мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспечен­ных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые роди­тели не имеют внуков (т. е. такие женщины рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить бере­менность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.

4. Беременность как протест (12 %) — это беременность «на­зло» значимому мужчине или родителям. Свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, и является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.

5. Беременность ради сохранения отношений (16 %) — женщи­на решается на рождение ребенка, чтобы внести новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.

6. Беременность как отказ от прошлого (8 %) — в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуаль­ность, зачеркнуть свое прошлое. Часто символизирует начало но­вого этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «ту­манным и бурным» прошлым.

7. Беременность как уход от настоящего (5 %) — преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, «заме­нить» свою жизнь его жизнью.

8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — мотив обусловлен боязнью причинения вреда своему здоровью абортом или потерей возможности деторождения в бу­дущем (табл. 21).

Кроме того, можно выделить получивший в последнее время рас­пространение мотив рождения ребенка для получения материальной вы­годы.

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимодополняют друг друга с доминированием одной из них. Кроме того, их присутствие дополняется особым мотивационным фоном. Были выделены три вида такого фона. Для молодых женщин роль такого рода часто играют привлека­тельность неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить ребенка обычно характеризуется недопонима­нием степени ответственности материнства, что обусловливает­ся прежде всего незрелостью и несформированностью личности. При условии наличия в целом благоприятной атмосферы социаль­ного окружения женщины, беременность может протекать в эк­зальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реак­ции характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов поведения.

Для женщин старшего (после 25 лет) возраста решение сохра­нить беременность может составлять стремление «не быть хуже Других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет

состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность при­обретает позитивную психологическую окраску: ребенок являет­ся ожидаемым и желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со своим новым положением.

Самоутверждение через беременность. Основную характери­стику этого фона составляет его приобретенность. Он навязывает­ся женщине в процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса, прививаемых ей с детства психологических уста­новок. Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материн­ства. С эволюционной точки зрения материнство — вариант роди­тельской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Это связано с вынашиванием и вы­кармливанием потомства и необходимостью обеспечить заботу о нем именно материнской особью. Исключительность материнско­го поведения на высших эволюционных стадиях развития позво­ляет выделить материнство в самостоятельную материнскую по-требностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционное назначение — обеспечение со стороны матери адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями, которые выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

На субъективном уровне для матери выполнение ее материн­ских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы яв­ляется потребность в контакте с объектом, носителем специфиче­ских этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта по­требность не единственная, но может рассматриваться как систе­мообразующая для материнской сферы. Исследования позволили выделить в гештальте младенчества три компонента:

• физический (внешний вид, запах, звуки и т. п.);

• поведенческий (инфантильный стиль движений);

• инфантильную результативность (результаты жизнедеятель ности, двигательной активности, продукты деятельности).

Все три компонента гештальта младенчества имеют возраст ную динамику, требуют разной реакции и ресурсных затрат мате ри.

Стиль переживания беременности включает:

• физическое и эмоциональное переживание момента иден­тификации беременности;

• переживание симптоматики беременности;

• динамику переживания симптоматики по триместрам бере­менности;

• преимущественный фон настроения в эти периоды;

• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности;

• содержание активности женщины в третий триместр бере­менности.

В психологии беременности особый интерес представляет прогнозированияе отклонений от адекватного материнского по­ведения и проектирование психологического вмешательства. В этих целях разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стилей пережива­ния беременности. Адекватный. Для него характерны: идентифи­кация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; выражены соматические ощущения от состояния бере­менности. В первом триместре возможно общее снижение настро­ения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности. Во втором триместре благополучное эмоциональное состояние. В третьем триместре повышение тревожности со снижением к по­следним неделям. Активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребен­ка ощущается в 16 — 20 недель, сопровождается положительными эмоциями; последующие шевеления четко дифференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными сомати­ческими и эмоциональными переживаниями.

Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический компонент сильно выражен по типу болезненно­го состояния. Эмоциональное состояние в первый триместр по­вышенно тревожное или депрессивное. Во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тре­вожные эпизоды, в третьем триместре эти проявления усиливают-

ся. Активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период. Первое шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя. Характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпретируется с точ­ки зрения возможных нарушений в развитии ребенка.

Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску, отмечается некритическое отношение к воз­можным проблемам беременности и материнства, нет дифферен­цированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

Игнорирующий. Идентификация беременности слишком позд­няя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состоя­ние даже лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления но­сят характер физиологических переживаний, как доставляющих физическое неудобство. Активность в третьем триместре повыша­ется и направлена на содержание, не связанное с ребенком.

Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным ти­пом, особенностью являются резко противоположные по физиче­ским и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, ха­рактерно возникновение болевых ощущений. Интерпретация сво­их отрицательных эмоций преимущественно выражается страхом за ребенка или за исход беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному пережи­ванию беременности.

Отвергающий. Идентификация беременности сопровождает­ся резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика рез­ко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена. Женщина считает беременность карой, помехой и т. п. Шевеление

окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопро­вождается неудобством, брезгливостью. К концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

С. Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, от­ражающую меру сознательного и бессознательного принятия ре­бенка:

1) идеальная (сознательное и бессознательное принятие ре­бенка);

2) холодная (сознательное отвержение и бессознательное при­нятие);

3) амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с бессознательным его отвержением);

4) катастрофическая (сознательное и бессознательное отвер­жение).

При сравнительном изучении переживания беременности у «благополучных» беременных и женщин, отказывающихся от де­тей, показано, что отсутствие, сильное снижение или повышение выраженности симптоматики беременности характерно для «от­казниц» (В. И. Брутман, М. С. Радионова). В психоанализе при исследовании отношения к беременности также обращали внима­ние на переживание женщиной шевеления ребенка (Г. Роттман, Т. Верни, С. Фанти). Эти исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний женщиной шевелений ребенка и ин­терпретации своих физических и эмоциональных состояний в раз­ных культурах дают возможность предположить, что стиль пере­живания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка может иметь прогностическое значение.

Психология беременной женщины.Психологические измене­ния во время беременности проявляются в так называемом син­дроме беременности — это новое психогенное состояние, ограни­ченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового поло­жения и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами:

На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания

себя беременной. Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профес­сионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Часто первое время женщины «полагаются на волю случая», подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (на­пример, выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становит­ся очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме как принять себя в новом качестве. Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия решения. Для которого характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: «Я» и беремен­ность. В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке.

Следующим этапом развития синдрома беременности являет­ся рефлексивное принятие нового собственного образа:«Я — в поло­жении» (симптом нового «Я»), который характеризуется призна­нием физиологических изменений в своем организме.

Speilberger иJacobs показали, что реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидаю­щих матерей.

По мнению авторов, эти изменения носят интенсивный ха­рактер вначале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины втечение первого триместра определяются главным образом этим фактором. Такие изменения создают особый тип психологического стресса, характеризующегося такими проявле­ниями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и на­рушения аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабиль­ности, который в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональ-

ная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях настро­ения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения — от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беремен­ной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отно­шения к беременности.В. И.Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоре­чивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Этот амбивалентный комплекс включает опасения, связанные с предстоящими родами; неуверенность в своих .способностях ро­дить и стать полноценной матерью; страх за здоровье и судьбу бу­дущего ребенка; обеспокоенность перед ухудшением материаль­ного положения своей семьи, перед возможным ущемлением лич­ной свободы; наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе).Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощу­щать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может.

По мере роста плода, чувственный компонент этих ощуще­ний становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона.

Некоторые женщины настолько погружены в эти пережива­ния, что в их поведении также начинают появляться черты дет­скости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, бес­помощными и «размягченными». Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способству­ет формированию образа ребенка, который включается в само­сознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «соединство», «сроднение».

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индика­тором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвига­ющейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.

В этот период беременности явно прослеживается изменение конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить как симптом завышенных притяза­ний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отно­шения к себе, может манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин, подсознательно ожидая измене­ние социометрического статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого человека в жизни сво­ей женщины), на сознательном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный

голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию, по отношению к окружающим, а в осо­бенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации, сопровождающимся духовным отчуждением.

Начиная с периода в 20 - 25 недель, возникает еще одна про­блема, заслуживающая особого внимания. Физиологические из­менения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее полноценную сексуальную жизнь невозможной, что созда­ет или увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечис­ленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной неполноценностипериода беременности.

Одним из самых ярких и эмоционально насыщенных сим­птомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании родить, а с дру­гой — избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополуч­ного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большин­ство из них соглашается на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей беременностью и испытывает непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же период появляются харак­терные колебания настроения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бес­сознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оста­вить вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии мате­ри от его фантастического образа к реальному образу. Описанный

выше синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онто­генезе. У человека этот этап включает пренатальный период и про­должается на всех онтогенетических этапах развития при взаимо­действии с собственной матерью (или ее дублерами - носителями материнских функций). У человека это практически вся жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возник­новение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стиму­лы физического компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаи­модействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Специфи­ческим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в «дочки-матери», в семью основных компонентов материнской сферы.

Этап нятанъя. На этом этапе происходит формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности и потреб­ности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы «потребности в материнстве». Эта потребность требует рефлек­сии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Этот этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5 — 6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, но­сителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материн­ские функции.

Этап дифференциации мотивационных основ половой и ро­дительской (в данном случае материнской) сферы поведения. В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» неко­торых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и ма­теринской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта мла­денчества на ребенке как объекте деятельности — до начала по­лового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. При­сутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуа­тивных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа-кожа, субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-куль­турными моделями полового и материнского поведения.

Этап конкретизации онтогенетического развития материн­ской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап вклю­чает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, м

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.