Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Д) Оценка результатов адаптации.



Профессиональная адаптация завершается преимущественно в период испытательного срока, в течение которого руководство убеждается в пригодности работника к выполнению должностных обязанностей или же имеет достаточно оснований для отказа в приеме кандидата в организацию. Причина отказа в приеме на должность должна быть указана в приказе о высвобождении и может быть обжалована в суде.

Испытательный срок определенным категориям новых работников не назначается, что связано с необходимостью дополнительных усилий должностных лиц организации по обеспечению их соответствия занимаемой должности в процессе конкурсного отбора и результативной профессиональной адаптации без права проверки ее качества.

В частности испытательный срок не назначается:

лицам, поступающим на работу по конкурсу;

беременным женщинам;

специалистам, окончившим образовательные учреждения и впервые поступающим на работу по полученной специальности;

лицам, избранным на выборную оплачиваемую работу;

работникам, приглашенным на работу в порядке перевода.

Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника.

Результаты психологической адаптации нового работника в трудовом коллективе во многом зависят от источников комплектования организации и его взаимопонимания с непосредственным руководителем или наставником по освоению коллективистских традиций организации.

К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенностью своим положением в коллективе, уровнем удовлетворения жизненных устремлений.

Результаты физиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением, например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации, используются показатели выработки и энергозатрат, а также состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления.

Важнейшим физиологическим свойством человека является работоспособность — возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени на определенном уровне эффективности. Она зависит от соответствия состояния здоровья и естественных ресурсов организма, особенностей нервной системы, тренированности особенностям производственной деятельности и специфики конкретного рабочего места.

Работоспособность бывает преимущественно физической, умственной или комбинированной. Она по уровням подразделяется на высокую, нормальную и низкую.

К признакам низкой трудоспособности относят:

неустойчивость, когда она после достижения требуемого уровня или своего оптимума сразу начинает снижаться;

затянувшаяся фаза врабатываемости и невозможность достичь требуемого уровня по производительности и качеству результатов;

появление грубых ошибок и недопустимых нарушений техники безопасности;

неспособность выполнить действия, предусмотренные содержанием работы, их замещение несложными стереотипными операциями.

Причинами низкой работоспособности являются:

специфические функциональные состояния человека (заторможенность реакции, нетерпение, волнение);

другая по отношению к выполняемой работе психологическая установка (принципиальное нежелание следовать требованиям должностной инструкции, желание заниматься другими занятиями);

неполнота восстановления забытых навыков из-за незавершенной адаптации или потери физических кондиций;

воздействие неблагоприятных внешних факторов на состояние организма или психологический настрой;

безразличное или отрицательное отношение к выполнению должностных обязанностей из-за природной лени;

чередование специфических эмоциональных состояний (эйфории, разочарования, стресса, безразличия).

В течение трудового дня работоспособность проходит следующие фазы: врабатываемость, оптимум, усталость, утомление, переутомление. Последние две фазы характеризуются временным снижением работоспособности и расстройством ранее сформированных навыков. Уже предшествующая им усталость сигнализирует о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако она не всегда соответствует степени утомления, поскольку, если работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, несмотря на ее возможную тяжесть и неприятный характер.

На утомление работников сферы управления влияет, прежде всего, информационная нагрузка как характер и количество информации, их отношение к ней, а также однообразие выполняемой работы. Пытаясь избежать ошибок, вызываемых утомлением, работник усилием воли концентрирует силы и внимание на выполнении задач и определенное время поддерживает работоспособность на необходимом уровне. Однако это требует и дополнительных энергетических затрат, влекущих за собой еще большую усталость и ошибки.

Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели, месяца, года. В течение дня динамика работоспособности имеет несколько стадий. Первая стадия, называемая врабатываемостью, характеризуется нарастающей работоспособностью. Она продолжается 1—1,5 часа, после чего устанавливается оптимальный уровень, сохраняющийся в течение 2—2,5 часов. В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальных затратах энергии. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, но характер его изменения тот же, однако периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности короче и снижение работоспособности начинается раньше.

Частичное утомление, возникающее перед концом работы (общее и относящееся к отдельным частям организма), является нормальным, до определенных границ полезным. Утомление проходит в результате отдыха или переключения на другой род занятий.

Нужно иметь в виду, что чем больше физическое утомление, тем быстрее и полнее происходит восстановительный процесс, особенно если переключиться на другие виды деятельности. Для ослабления утомления предусматриваются обязательные перерывы, учитывающие как общую работоспособность человека, так и время, прошедшее с начала рабочего дня. Чем его больше прошло, тем стремительнее нарастает усталость, что сказывается на эффективности работы.

Если же чувство усталости сохраняется и после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении, причиной которого может быть недостаточней отдых. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, возбудимостью, сонливостью днем, плохим cном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. Если оно имеет нервно-психический характер, то единственный вид лечения — физическая нагрузка.

Работоспособность изменяется также по дням недели. Понедельник соответствует периоду врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются во вторник, среду и четверг, в пятницу и субботу работоспособность падает.

Положительные эмоции способствуют быстрому преодолению состояния утомления и вхождению в нормальный рабочий ритм, а отрицательные ускоряют его наступление, вызывают чувство неуверенности в себе.

Проблему утомления во многом помогает решить учет особенности индивидуальных биоритмов, поэтому работу необходимо планировать с таким расчетом, чтобы наиболее трудные задачи попадали на пик работоспособности. У так называемых «жаворонков» он приходится на утренние часы, «голуби» обычно активны в середине рабочего дня, а «совы» — под вечер. Однако при этом не следует путать биоритмику с процессом нарастания физической усталости, которая, естественно, минимальна в утренние часы и после достаточно продолжительного перерыва.

Знание всего этого позволяет наиболее рационально распределять трудные и легкие, простые и сложные, ответственные и неответственные, напряженные и ненапряженные дела в течение рабочего дня и чередовать их необходимым образом в соответствии с колебаниями трудоспособности.

В частности, можно выделить:

объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда, таких как систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, отсутствие нарушений ритме работы, профессиональная устойчивость, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины;

субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, трудовым коллективом.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.