Профессиональная адаптация завершается преимущественно в период испытательного срока, в течение которого руководство убеждается в пригодности работника к выполнению должностных обязанностей или же имеет достаточно оснований для отказа в приеме кандидата в организацию. Причина отказа в приеме на должность должна быть указана в приказе о высвобождении и может быть обжалована в суде.
Испытательный срок определенным категориям новых работников не назначается, что связано с необходимостью дополнительных усилий должностных лиц организации по обеспечению их соответствия занимаемой должности в процессе конкурсного отбора и результативной профессиональной адаптации без права проверки ее качества.
В частности испытательный срок не назначается:
лицам, поступающим на работу по конкурсу;
беременным женщинам;
специалистам, окончившим образовательные учреждения и впервые поступающим на работу по полученной специальности;
лицам, избранным на выборную оплачиваемую работу;
работникам, приглашенным на работу в порядке перевода.
Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника.
Результаты психологической адаптации нового работника в трудовом коллективе во многом зависят от источников комплектования организации и его взаимопонимания с непосредственным руководителем или наставником по освоению коллективистских традиций организации.
К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенностью своим положением в коллективе, уровнем удовлетворения жизненных устремлений.
Результаты физиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением, например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации, используются показатели выработки и энергозатрат, а также состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления.
Важнейшим физиологическим свойством человека является работоспособность — возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени на определенном уровне эффективности. Она зависит от соответствия состояния здоровья и естественных ресурсов организма, особенностей нервной системы, тренированности особенностям производственной деятельности и специфики конкретного рабочего места.
Работоспособность бывает преимущественно физической, умственной или комбинированной. Она по уровням подразделяется на высокую, нормальную и низкую.
К признакам низкой трудоспособности относят:
неустойчивость, когда она после достижения требуемого уровня или своего оптимума сразу начинает снижаться;
затянувшаяся фаза врабатываемости и невозможность достичь требуемого уровня по производительности и качеству результатов;
появление грубых ошибок и недопустимых нарушений техники безопасности;
неспособность выполнить действия, предусмотренные содержанием работы, их замещение несложными стереотипными операциями.
Причинами низкой работоспособности являются:
специфические функциональные состояния человека (заторможенность реакции, нетерпение, волнение);
другая по отношению к выполняемой работе психологическая установка (принципиальное нежелание следовать требованиям должностной инструкции, желание заниматься другими занятиями);
неполнота восстановления забытых навыков из-за незавершенной адаптации или потери физических кондиций;
воздействие неблагоприятных внешних факторов на состояние организма или психологический настрой;
безразличное или отрицательное отношение к выполнению должностных обязанностей из-за природной лени;
В течение трудового дня работоспособность проходит следующие фазы: врабатываемость, оптимум, усталость, утомление, переутомление. Последние две фазы характеризуются временным снижением работоспособности и расстройством ранее сформированных навыков. Уже предшествующая им усталость сигнализирует о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако она не всегда соответствует степени утомления, поскольку, если работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, несмотря на ее возможную тяжесть и неприятный характер.
На утомление работников сферы управления влияет, прежде всего, информационная нагрузка как характер и количество информации, их отношение к ней, а также однообразие выполняемой работы. Пытаясь избежать ошибок, вызываемых утомлением, работник усилием воли концентрирует силы и внимание на выполнении задач и определенное время поддерживает работоспособность на необходимом уровне. Однако это требует и дополнительных энергетических затрат, влекущих за собой еще большую усталость и ошибки.
Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели, месяца, года. В течение дня динамика работоспособности имеет несколько стадий. Первая стадия, называемая врабатываемостью, характеризуется нарастающей работоспособностью. Она продолжается 1—1,5 часа, после чего устанавливается оптимальный уровень, сохраняющийся в течение 2—2,5 часов. В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальных затратах энергии. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, но характер его изменения тот же, однако периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности короче и снижение работоспособности начинается раньше.
Частичное утомление, возникающее перед концом работы (общее и относящееся к отдельным частям организма), является нормальным, до определенных границ полезным. Утомление проходит в результате отдыха или переключения на другой род занятий.
Нужно иметь в виду, что чем больше физическое утомление, тем быстрее и полнее происходит восстановительный процесс, особенно если переключиться на другие виды деятельности. Для ослабления утомления предусматриваются обязательные перерывы, учитывающие как общую работоспособность человека, так и время, прошедшее с начала рабочего дня. Чем его больше прошло, тем стремительнее нарастает усталость, что сказывается на эффективности работы.
Если же чувство усталости сохраняется и после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении, причиной которого может быть недостаточней отдых. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, возбудимостью, сонливостью днем, плохим cном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. Если оно имеет нервно-психический характер, то единственный вид лечения — физическая нагрузка.
Работоспособность изменяется также по дням недели. Понедельник соответствует периоду врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются во вторник, среду и четверг, в пятницу и субботу работоспособность падает.
Положительные эмоции способствуют быстрому преодолению состояния утомления и вхождению в нормальный рабочий ритм, а отрицательные ускоряют его наступление, вызывают чувство неуверенности в себе.
Проблему утомления во многом помогает решить учет особенности индивидуальных биоритмов, поэтому работу необходимо планировать с таким расчетом, чтобы наиболее трудные задачи попадали на пик работоспособности. У так называемых «жаворонков» он приходится на утренние часы, «голуби» обычно активны в середине рабочего дня, а «совы» — под вечер. Однако при этом не следует путать биоритмику с процессом нарастания физической усталости, которая, естественно, минимальна в утренние часы и после достаточно продолжительного перерыва.
Знание всего этого позволяет наиболее рационально распределять трудные и легкие, простые и сложные, ответственные и неответственные, напряженные и ненапряженные дела в течение рабочего дня и чередовать их необходимым образом в соответствии с колебаниями трудоспособности.
В частности, можно выделить:
объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда, таких как систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, отсутствие нарушений ритме работы, профессиональная устойчивость, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины;
субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, трудовым коллективом.