Неблагополучное состояние производственной деятельности организации обусловливает необходимость внутреннего или внешнего кадрового аудита. По результатам кадрового аудита может быть выявлено несоответствие деловых и морально-психологических качеств руководящего состава требованиям успешного решения текущих производственных задач, что обычно проявляется в низкой производительности труда, высоком уровне текучести кадров и частых социально-трудовых конфликтах.
В качестве основных причин недостатков в работе руководящего состава чаще всего выступают некачественный подбор кадров, нерациональный возрастной и квалификационный состав менеджеров, низкая требовательность высшего руководства, отсутствие отлаженной системы развития кадровых ресурсов.
Необходимость в переподготовке руководящих кадров возникает также при освоении организацией новых видов инновационной деятельности, резком изменении производственных технологий с перепрофилированием основных подразделений. В таких условиях в процессе аудиторской проверки с помощью тестов, анкетирования, наблюдений, собеседований, обсуждений, опросов проводится анализ подготовленности управленческого состава организации к изменениям, в первую очередь, менеджеров высшего и среднего звена.
На основе такого анализа готовятся подробные описания и рекомендации по совершенствованию квалификации управленческих работников, выбору специализированных центров переподготовки управленческих кадров, также методов обновления знаний, умений и навыков. Программы переподготовки для отдельных категорий руководящего состава строятся на основе определения расхождений между реальным и желаемым состоянием квалификации высшего и среднего звена менеджеров и других управленческих работников.
Другой подход предполагает проведение предварительного анализа направлений переподготовки в рамках самих учебных программ. При этом преподаватели специализированных центров переподготовки управленческих кадров посещают проблемную организацию, встречаются с руководителями до начала курса, что позволяет составить представление о потребностях в подготовке и адаптировать методику, содержание и материалы для конкретной аудитории.
Общими принципами организации переподготовки руководящих кадров принято считать изучение теории и практики научного менеджмента, опыта передовых организаций, самостоятельную работу над специальной литературой, моделирование и анализ производственных ситуаций, четкое разграничение обучения на базовую, должностную и квалифицированную подготовку.
При этом базовая подготовка ставит своей целью формирование эффективной команды менеджеров высшего звена и носит межотраслевой характер. Должностную подготовку проходят руководители низового и среднего звена перед назначением на вышестоящую должность, и характер такой подготовки можно оценивать как отраслевой. Квалификационная подготовка- это форма работы с управленческим составом с целью помочь получить дополнительные знания и умения по непосредственно выполняемой работе.
Одной из наиболее важных задач, требующих внимания в процессе переподготовки руководящих кадров, является повышение качества принимаемых управленческих решений. Это связано с необходимостью учета многочисленных факторов и сложностью выбора рационального (оптимального) варианта решения. Поэтому в программы переподготовки включаются активные методы поиска и оценки вариантов решений, обоснования лучших решений в складывающейся ситуации.
Успехи в конкурентной борьбе и прибыльном ведении дела обеспечиваются руководителями личным примером и умением формировать команду единомышленников для настойчивой реализации принимаемых управленческих решений. Проведение деловых игр, моделирующих реальные процессы и способы эффективной реализации управленческих решений, способствуют накоплению опыта командной деятельности.
Проведенные в западных корпорациях исследования показали, что менеджеры низшего и среднего звена, как правило, нуждаются в помощи в выработке рационального стиля руководства. Поэтому в программу переподготовки в обязательном порядке рекомендуется включать тренинги, позволяющие создавать нормальный психологический климат, развивать гуманные отношения в трудовом коллективе, утвердить себя в роли руководителя - лидера и одновременно создавать для работников стимулы к повышению производительности труда и ответственности за порученное дело.
Практика показывает, что значительным пробелом в профессиональной подготовке руководящего состава является низкий уровень управленческой культуры. Чтобы повысить компетентность управленческого работника рекомендуется практиковать ежеквартальные консультации с компетентными юристами, которые знакомят управленцев с изменениями в законах, постановлениями Правительства РФ, новыми нормативными документами, преимущественно по организации работы с кадрами и социальной защиты работников.
Деятельности большинства крупных российских компаний невозможно представить в отрыве от международных хозяйственных связей. Поэтому специалисты по управлению всех стран закономерно уделяют большое внимание сбору и обобщению управленческого опыта за рубежом в целях использования новых технологий[53].
По мнению большинства менеджеров кадровых служб российских компаний, направление руководящего состава в западные учебные центры - наименее эффективная форма переподготовки. Беседы с представителями западных учебных центров, где проходили переподготовку отечественные руководители, свидетельствуют о низком уровне языковой и предметной подготовки отечественных менеджеров. Другое слабое место - малая заинтересованность в учебе на фоне ярко выраженного стремления познакомиться со страной и сделать покупки.
Изучение передового зарубежного опыта в отечественных учебных центрах при соответствующих условиях может быть более эффективным. Что касается направления российских менеджеров за рубеж, то центр тяжести рекомендуется перенести на посещение и анализ практической работы производственных компаний. Причем, не только в целях поиска положительного опыта, который можно перенять, сколько для того, чтобы изменить взгляды отечественных менеджеров на организацию управленческой деятельности.