Успешное овладение большинством профессий возможно для всех практически здоровых людей. Психологические рекомендации по выбору профессии, разрабатываемые специалистами–психологами на основе психодиагностических исследований, в этих случаях направлены на выявление специальных способностей или отдельных наиболее развитых индивидуально–психологических качеств. Это дает возможность наилучшего согласования в системе “требования профессии – субъект труда” при найме работника в организацию на конкретную должность.
Однако существуют профессии, отличающиеся чрезвычайно высоким уровнем ответственности, сложности, наличием экстремальных факторов и условий. Такого рода профессии предъявляют более строгие требования к определению профессиональной пригодности. Допуск к обучению и работе по таким профессиям осуществляется на основе профессионального отбора.
При профессиональном отборе обычно учитываются состояние физического и психического здоровья, уровень знаний, возможности социальной адаптации, мотивация выбора профессии, социальная направленность личности, особенности характера, эмоциональная устойчивость, волевые качества, интеллектуальный потенциал и т.п.
Главной задачей профессионального отбора, особенно при приеме на обучение профессиям особой группы, является исключение людей, не пригодных для надежного и безопасного осуществления деятельности, ибо они могут быть непосредственной причиной катастроф и аварий. В процессе профессионального отбора обычно выявляются и те люди, которые по всем своим индивидуально – психологическим качествам наиболее пригодны для успешного овладения профессией.
При правильном выборе профессии и наличии теоретических знаний процесс овладения профессией обычно приносит чувство удовлетворенности, особенно при содействии представителей трудового коллектива (наставников) в сокращении сроков получения практических навыков и начала самостоятельной работы по полученной профессии.
Ошибки в выборе профессии могут оказать негативное влияние на процесс овладения профессией из-за разочарования после детального ознакомления работника с должностными обязанностями и социальной средой.
Социализация личности в трудовой среде во многом зависит от влияния общественного мнения о престижности отраслей производственной деятельности, а не только торговли с целью получения личной прибыли, зачастую незаслуженной. Мировой опыт свидетельствует, что с нарастанием конкурентной среды престижность торговли заметно уступает перспективным творческим профессиям, а незаконное обогащение носит временный характер и, как правило, приводит к экономическим преступлениям и заслуженному общественному воздействию.
Немаловажным фактором успешной социализации личности становится созданием обществом необходимых условий для адаптации молодых специалистов в рыночной среде, в том числе предоставление служебного жилья или льготного кредита, что влияет не только на закрепление кадров и успешную деловую карьеру, но и на поведение личности, ее работоспособность. Известно, что работоспособность человека обусловлена способностью к мобилизации и накоплению энергетических резервов организма и психики человека. Знание выявленных закономерностей позволит оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики деятельности.
В) Карьерный рост.
Соответствие личностных и профессиональных качеств человека избранной специальности выявляется специалистами кадровой службы достаточно быстро и для кандидатов в организацию желательно проводить ориентирование о возможностях карьерного роста еще на этапе найма на должность, что способствует совпадению его интересов с целями организации.
В дальнейшем руководство организации должно внимательно следить за результатами труда, темпами наращивания потенциала и поведением перспективных работников, постепенно усложняя производственные задания и привлекая их к управлению производством.
Начало работы по планированию деловой карьеры возможно после одного-двух лет успешной работы перспективных сотрудников в занимаемой должности. В отдельных случаях, связанных с явной одаренностью работников планирование и реализация деловой карьеры возможно и значительно раньше.
Наряду с внутриорганизационным продвижением возможны процессы отбора наиболее активных работников в качестве кандидатов на должности в органы государственной или муниципальной власти или на выборные должности в общественные организации. При этом организация теряет выращенные кадры, но приобретает дополнительные связи с органами власти и общественностью.
Наибольшие сложности для социализации личности в условиях рыночных отношений возникают при первичном трудоустройстве молодых людей, только получивших профессиональное образование, но еще не имеющих никакого практического опыта работы, да и обладающих минимумом накопленного жизненного опыта поведения в конкурентной среде.