Для определения общего количества тракторов для хозяйства и занятости по периодам параллельно с расчетом сводной ведомости (табл. 5.1) строят графики загрузки тракторов по маркам (при определении количества тракторов для звена такие графики загрузки строят обычно по каждому хозяйственному номеру трактора в отдельности).
При построении графиков загрузки (рис. 5.1) по горизонтальной оси абсцисс откладывается календарный период выполнения работ, а по оси ординат в масштабе откладывают потребное число тракторов данной марки. Каждый прямоугольник на графике представляет собой в определенном масштабе количество тракторо-дней, необходимое для выполнения работы.
Прямоугольники (требующееся количество трактородней) по работам, совпадающим по срокам выполнения, строят один над другим; общая высота их покажет количество тракторов, необходимое в определенный период работы. Каждая операция на графике обозначается номером, соответствующим порядковому номеру работы по сводной табл. 5.1. Кроме того, на прямоугольниках работ вводятся условные обозначения (цветные цифры, значки и т. п.), сменности работы агрегатов, а также отмечаются соответствующим методом (флажки, звездочки и др.) агрегаты, образующие поточную линию при выполнении сложных сельскохозяйственных процессов, поточно-перевалочный или другие методы и формы организации выполнения работ.
При построении графиков обычно обнаруживается несколько пиков и провалов, то есть периодов, когда тракторов недостаточно или они не заняты. Поэтому графики загрузки тракторов необходимо скорректировать с целью их выравнивания и уплотнения. Для этого срезают пики и заполняют провалы, сокращая перерывы в работе тракторов одним из следующих способов:
- передачей работы в напряженный период на другую (менее загруженную)
марку трактора (если он может выполнять данный вид работы);
- увеличением коэффициента сменности работ в напряженные периоды;
- изменением календарных сроков выполнения работы, если это допускается технологическими и агротехническими требованиями;
- изменением интенсивности работы внутри агросрока;
- использованием транспорта, привлеченного из других организаций;
- изменением технологии выполнения процесса.
По скорректированным графикам загрузки устанавливают количество тракторов каждой марки в наиболее напряженный период. Количество сельскохозяйственных машин выбирается по сводной ведомости по периоду наибольшей их потребности.
Аналогичным образом строятся графики потребности в механизаторах и вспомогательных рабочих, на основании которых устанавливается постоянный состав тракторной бригады, и сроки, в которые следует привлекать дополнительное количество рабочих.
Планирование ТО МТП
Планирование ТО и ремонта машин
Планирование количества ТО и времени его проведения. Планирование ТО тракторов предусматривает определение количества ТО по их видам за каждым трактором в отдельности, дату проведения ТО, а также затраты труда и средств.
Исходными данными для планирования ТО являются:
- планируемый каждому трактору объем механизированных работ, усл. эт. га.;
- техническое состояние тракторов на начало планируемого периода;
- периодичность и трудоёмкость ТО;
- нормы отчислений средств на ТО и ремонт.
Планируемый для трактора объем механизированных работ может быть определен исходя из годовой нормативной загрузки тракторов.
,
где ¾ годовая нормативная загрузка трактора i-ой марки, час/год;
¾ выработка трактора i-ой марки в эталонных условиях.
Следующим этапом планирования является распределение объёма работ по месяцам года.
В Беларуси сложилось следующие распределения механизированных работ по месяцам года (в %).
Конкретно для своего хозяйства сложившееся распределение работ по месяцам года можно сделать на основании анализа распределения расхода топлива по месяцам за последние три года.
При расчётах ТО берут целое число, отбрасывая значение после запятой.
Количество ТО по видам можно определить, используя шкалу периодичности ТО. Для этого на шкале находят наработку трактора на начало планируемого периода, добавляют планируемый объём работ и подсчитывают в этом промежутке количество ТО.
Известное количество технических обслуживаний: ТО-1, ТО-2, ТО-3 необходимо распределить по месяцам года в соответствии со сложившимся распределением объёма механизированных работ.
Для составления плана-графика ТО количество ТО распределяется по декадам года, предусматривая равномерную загрузку ПТО.