Гектарный расход топлива ¾ расход топлива на единицу выполненной работы определяют как отношение суммы расходов топлива на различных режимах работы в течение смены к сменной производительности, т.е.
, кг/га, т, км,
где ¾ соответственно часовой расход топлива на рабочем режиме, холостом ходу и на остановках трактора при работающем двигателе, кг/ч;
¾соответственно чистое время работы, время холостых поворотов и заездов, время остановок с работающим двигателем в течение смены, ч.
Ориентировочно продолжительность остановок агрегата с работающим двигателем определяется по выражению:
,
где ¾ время остановок на технологическое обслуживание;
¾ время регламентированных перерывов на отдых и личные надобности обслуживающего персонала 0,42-0,63 ч ;
¾ время подготовительно-заключительное, ч (обычно 2,5 мин на 1 ч работы).
,
где ¾ часовой расход топлива на холостом ходу двигателя при полной подаче топлива (максимальная частота вращения коленвала двигателя);
¾ часовой расход топлива при номинальном режиме;
¾ соответственно часовой расход топлива при рабочем режиме
и на холостом ходу;
Расход топлива на холостом ходу двигателя при максимальной частоте вращения:
,
а при минимально устойчивых оборотах
.
Гектарный расход топлива можно представить и в следующем виде:
,
где ¾ удельный расход топлива на единицу эффективной мощности;
¾ тяговый КПД трактора.Таким образом, гектарный расход топлива зависит:
- от состава агрегата и условий работы (типа почвы, глубины обработки, каменистости и т.д.), т.е. ;
- технического состояния двигателя, режимов работы, загрузки двигателя ;
- рационального способа движения и организации работы (j). Расход смазочных масел устанавливается в зависимости от расхода
топлива и для дизельных двигателей рассчитывается по следующим нормативам:
- моторное масло ¾ 3,5-4,3 % (при этом угар масла не должен превышать 1,0 %);
- трансмиссионное масло ¾ 0,4-1,2 %;
- консистентные смазки ¾ 0,1-0,4 %;
- пусковой бензин ¾ 1,0 %. Пути снижения расхода топлива:
1. Правильное и своевременное регулирование топливной аппаратуры и поддержание ее в исправном состоянии;
2. Применение оптимального скоростного режима работы двигателя и использование всережимного регулятора (ВР);
3. Проведение мероприятий, обеспечивающих повышение производительности;
4. Сокращение холостых переездов, выбор рациональных видов поворотов, уменьшение времени на остановки;