Конструкция и размеры путевых шурупов по ГОСТ 809-71 указаны на рис. 25. Длина шурупов 170±10 мм, диаметр 24±1,0 мм. Масса шурупов 0,560 кг.
Противоугоны пружинные
(по ГОСТ 19893-74)
Основные размеры пружинных противоугонов в плоскости поперечного сечения рельса приведены в табл. 9 и на рис. 26.
Таблица 9
Обозначение противоугона
B, мм (предельное отклонение ±0,5)
B1, мм
H, мм
B2, мм
r, мм
Теоретическая масса, кг
П65
1,36
П50
1,22
П43
1,13
Рис. 26. Противоугон пружинный (ГОСТ 19893-74)
Шпалы деревянные
(по ГОСТ 78-65)
1. Деревянные шпалы для железных дорог широкой колеи в зависимости от назначения должны изготовляться трех типов: I - для главных путей; II - для станционных и подъездных путей; III - для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.
2. По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на два
А (обрезные) - пропилены все четыре стороны; Б (необрезные) - пропилены только две противоположные стороны-пласти.
3. Размеры поперечных сечений шпал в миллиметрах приведены в табл. 10 и на рис. 27.
Примечание. Допускается поставка шпал типа IA и IБ с шириной нижней пласти 230 мм не более 10 % от количества шпал первого сорта.
Рис. 27. Поперечные сечения шпал (ГОСТ 78-65):
А - обрезные шпалы; Б - необрезные шпалы
4. Размеры толщины и ширины шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 % абс. При большей влажности древесины шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку для хвойных пород по ГОСТ 6782-67, а для лиственных пород - по ГОСТ 4369-72.
5. Ширина пласти шпалы должна измеряться в самом узком месте на участке длиной 400 мм, отстоящем от вершинного торца шпалы на 425 мм.
6. Длина шпал должна быть 2750 мм.
Примечание. По специальному заказу в соответствии с проектом для особо грузонапряженных участков должны поставляться шпалы длиной 2800 мм и для участков, где укладывается совмещенный путь с различной шириной колеи, длиной 3000 мм.
7. Отклонения от установленных размеров шпал допускаются:
по длине ±20 мм; по толщине ±5 мм, по ширине верхней пласта минус 10 мм и плюс до ширины нижней пласти;
по ширине нижней пласти -5 и +20 мм;
по высоте пропиленных боковых сторон обрезных шпал всех типов - плюс до толщины шпалы.
На участках шпал длиной не более 0,5 м в ту и другую сторону от середины шпалы допускаются минусовые отклонения от установленных в табл. 10 значений по высоте пропиленных боковых сторон: до 20 мм - у обрезных шпал типа IА; до 10 - у обрезных типа IIА; до 5 - у обрезных типа IIIА.
В поставляемых партиях допускается не более 25 % шпал, имеющих указанные минусовые отклонения по всей длине шпалы.
8. Шпалы изготовляются из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра, бука и березы.
Влажность древесины шпал не нормируется.
9. Шпалы изготовляют первого и второго сортов.
10. Все шпалы до укладки в путь пропитываются антисептиками. Качество пропитки шпал масляными антисептиками должно удовлетворять требованиям ГОСТ 20022.5-75.
11. Готовые шпалы принимаются техническим контролем предприятия-поставщика. Поставщик должен гарантировать соответствие шпал требованиям настоящего стандарта.
12. Поставка шпал по типам, сортам и породам должна производиться в соответствии с договором по спецификации потребителя, обоснованным техническими условиями и чертежами на готовые изделия.
13. Маркировка наносится на одном из торцов каждой шпалы трафаретом, отбойным клеймением или стойкой краской и должна содержать марку и сорт шпал.
14. При отгрузке шпал потребителям в железнодорожных вагонах или другими транспортными средствами они должны быть рассортированы по типам, сортам и породам.
Каждая партия шпал сопровождается документацией, удостоверяющей соответствие шпал требованиям настоящего стандарта.
Документ должен содержать:
наименование организации, в систему которой входит предприятие-поставщик;
наименование предприятия-поставщика и его местонахождение (город, или условный адрес);
марку и сорт шпал;
количество шпал в партии;
номер стандарта.
Шпалы железобетонные
(по ГОСТ 10629-71 и ТУ 32 ЦП-517-76)
Шпалы, предусмотренные настоящим стандартом, рассчитаны на применение рельсов типов Р50, Р65, Р75 и промежуточных рельсовых скреплений типов КБ и УБ на прямых и кривых (радиусом не менее 350 м) участках пути.
Форма, размеры в миллиметрах и типы шпал приведены в табл. 11 и на рис. 28.
Таблица 11
Типы шпал
Типы промежуточных рельсовых скреплений
Масса одной шпалы, кг
С-56-2
КБ - раздельное, клеммно-болтовое с плоской подкладкой
С-56-2М
То же
С-56-3
ЖБ - нераздельное, клеммно-болтовое с пружинными клеммами без подкладки
С-56-3М
То же
Примечания. 1. В обозначении типа шпалы буква С означает ее сокращенное наименование (струнобетонная), цифра 56 - год проектной разработки, цифры 2 и 3 - порядковые номера проектных разработок, буква М - модифицированную шпалу с клиновидной средней частью.
2. Шпалы типов С-56-2М и С-56-3М (с клиновидной средней частью) изготовляются по соглашению сторон.
Технические условия распространяются на брусковые предварительно напряженные железобетонные шпалы типа С-73-1 (рис. 28, д), предназначенные для железных дорог широкой колеи.
Шпалы тина С-73-1 рассчитаны на применение рельсов типов Р50, Р65, Р75 и промежуточных рельсовых скреплений типа КБ в прямых и кривых (радиусом не менее 350 м) участках пути.
Шпалы типа С-73-1 изготовляются в формах для шпал типа С-56-2. Изготовление шпал типа С-73-1 допускается только на период до износа этих форм, имеющихся на заводах железобетонных шпал.
Шпалы в зависимости от их качества подразделяются на I и II сорта.
Примечание. Поставка шпал II сорта производится только с согласия потребителя для использования их на малодеятельных станционных и подъездных путях, а также на путях промышленного железнодорожного транспорта.
Допускаемые отклонения от проектных размеров шпал не должны превышать значений, указанных в табл. 12.
Подуклонка подрельсовых площадок должна быть 1/20.
Допускается отклонение в величине подуклонки от 1/19 до 1/21 для шпал I сорта и от 1/19 до 1/22 для шпал II сорта.
Угол взаимного поворота подрельсовых площадок разных концов шпалы относительно ее продольной оси («пропеллерность шпалы») не должен превышать 0,012 рад.
Шпалы должны изготовляться из тяжелого бетона марки не ниже 500.
Поставка шпал потребителю производится при достижении бетоном проектной прочности на сжатие.
Закладные шайбы должны иметь антикоррозионное покрытие.
Примечание. По согласованию с Министерством путей сообщения допускается изготовлять шпалы без металлических закладных шайб с гнездами для размещения съемных пластмассовых вкладышей на закладных болтах.
В шпалах не допускаются:
трещины;
обнаженная арматура, за исключением концов напряженной арматуры, которые не должны выступать за плоскость торцов шпалы более чем на 5 мм в шпалах I сорта и на 15 мм в шпалах II сорта;
пустоты вокруг проволок на торцах шпал;
заделка раковин, околов и пустот вокруг проволок на торцах шпал;
околы рабочих кромок и наплывы бетона в отверстиях для закладных болтов.
Рис. 28. Типы железобетонных шпал:
а - С-56-2; б - С-56-2М; в - С-56-3; г - С-56-3М; д - C-73-1
Разность высот шпалы, измеренная в одном поперечном сечении...............
Расстояние «а» между наружными кромками углублений в подрельсовых площадках разных концов шпалы...........................................................
±2
+3; -2
±2
+3; -2
Расстояние «б» между кромками углубления и подрельсовой площадке одного конца шпалы..............................................................................
+2; -1
+3; -1
+2; -1
+3; -1
Расстояние «в» и «г» между осями отверстий для закладных болтов и наружной кромкой углубления в подрельсовой площадке одного конца шпалы..................................................................................................
±1
±1
±1
±1
Глубина «д» заделки в бетон закладных шайб..........................................
±3
±5
±3
±5
Поперечные размеры отверстия для закладного болта..............................
+3; -2
+5; -2
+3; -2
+5; -2
Толщина защитного слоя бетона над верхним рядом напряженной арматуры и расстояние по вертикали от каждого ряда проволок до верхней кромки торца шпалы..............................................................................
±3
+10; -3
+5; -3
+10; -3
На поверхностях отдельных шпал допускаются отклонения по показателям внешнего вида, не превышающие значений, указанных в табл. 13.
1 - знак шпалы второго сорта; 2 - номер партии; 3 - товарный знак предприятия; 4 - знак некондиционной шпалы
Подрельсовые площадки шпал должны быть плоскими. Допускается равномерная выпуклость или вогнутость их не более 1 мм на всей длине подрельсовой площадки. Для шпал типов С-56-3 и С-56-3М вогнутость подрельсовой площадки не допускается.
На поверхности подрельсовых площадок местные неровности не допускаются, а число раковин или околов бетона должно быть не более одного на одной подрельсовой площадке. При этом размеры этих раковин или околов не должны быть более указанных в табл. 13 для верхней поверхности шпал.
На верхней поверхности каждой шпалы должна быть нанесена во время изготовления вдавленная в бетон следующая маркировка:
товарный знак предприятия-изготовителя;
год изготовления шпалы (двумя последними цифрами).
Глубина вдавливания знаков и цифр должна быть 3 мм, размер по высоте знаков и цифр - не менее 50 мм. Места нанесения маркировки показаны на рис. 29.
В концевой части на расстоянии 200 мм от торца шпалы наносят несмываемой краской номер партии и клеймо ОТК. Размер знаков по высоте должен быть не менее 50 мм.
На шпалах второго сорта на обоих концах наносят несмываемой краской поперечную полосу шириной 20-30 мм.
На шпалах, признанных некондиционными, на обоих концах наносят несмываемой мерной краской по две поперечных полосы шириной 20-30 мм каждая.
Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие железобетонных предварительно-напряженных шпал для железных дорог широкой колеи требованиям настоящего стандарта.
Гарантийный срок устанавливается 3 года со дня отгрузки шпал предприятием-изготовителем. Изготовитель обязан безвозмездно заменять те шпалы, у которых в течение указанного гарантийного срока будут обнаружены отступления от ГОСТ 10629-71 или ТУ 32 ЦП-517-76, возникшие по вине предприятия-изготовителя.