Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории



 

Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с право­выми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые:

1) выражают двоичность юридической информации;

2) внутренне диалектически связаны;

3) взаимообеспечивают в регулировании друг друга;

4) обозначают в своей совокупности специфический баланс мотивационных юридических средств;

5) являются двумя обобщающими категориями, вбирающими основные юридические средства в сфере информационно-психоло­гического действия права.

Во-первых,правовое стимулирование и правовое ограничение выражают двоичность юридической информации в том смысле, что несут в себе самую малую порцию информации и являются своеоб­разными равновероятными, альтернативами, из которых строится программа правового регулирования. "Передача информации, — заметил Н. Винер, — возможна лишь как передача альтернатив"[47].

В конечном счете любое управленческое решение сводится в целом ни к чему иному, как к альтернативе информационных средств: "да" (стимул) или "нет" (ограничение). Наиболее ярким подтверждением этого выступает референдум, который проводит­ся на основе Федерального конституционного закона "О референ­думе Российской Федерации". В соответствии со ст. 32 данного нор­мативного акта "в бюллетене для голосования на референдуме Рос­сийской Федерации точно воспроизводится текст вынесенного на референдум Российской Федерации вопроса и указываются вари­анты волеизъявления голосующего словами "за" или "против"..."

Средства, используемые на всенародном голосовании, выра­жающиеся в ответах "за" ("да") или "против" ("нет"), — есть по сути дела первичная клеточка любого управленческого решения, которая лишь в более сложных вариантах употребляется и в зако­нах, и в указах, и в других правовых актах (причем как нормативных, так и правоприменительных). Обозначая собой либо правовой стимул ("да") и открывая юридические возможности для опреде­ленной деятельности, либо правовое ограничение ("нет") и суживая юридические возможности для конкретного поведения, референ­дум в наиболее простом виде показывает структуру и содержание любого управленческого решения в принципе, выступает с помо­щью механизма "одобрения-неодобрения" наипростейшей моделью формирования правовой информации решающего плана.

В самом деле, стимул и ограничение дают только два ответа на поставленные объектом управления вопросы: либо "да", либо "нет", либо "действовать", либо "воздержаться" и в этом смысле полно­стью справляются с фиксацией наличия либо отсутствия какого-то конкретного изменения.

Во-вторых, что касается диалектической связи, то правовые стимулы и ограничения противоположны друг другу. Если же ис­следовать стимул как атрибут регулирования, то он включает в себя как собственно стимул, так и определенные ограничительные моменты. Например, субъективное право, предоставляя юридиче­ские условия для пользования каким-либо социальным благом, сти­мулирует одни интересы лица и одновременно ограничивает дру­гие его интересы (в том числе противозаконные).

Правовое ограничение, наоборот, включает в себя как сдержи­вание, так и определенные стимулирующие моменты. В частно­сти, уголовно-правовой запрет, угрожая наказанием за одни дейст­вия (преступные), тем самым побуждает к другим, стимулирует положительные поступки.

Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что и стимул ограничивает, и ограничение стимулирует. Между тем механизм этих воздействий различен. Если стимул и ограничивает (что явля­ется дополнительным эффектом, наряду с собственно стимулиро­ванием), то только с помощью позитивных моментов, не угрожая, а заинтересовывая, увлекая и тем самым как бы уводя субъекта от правонарушения.

По-другому обстоит дело с ограничением. Если оно и стимули­рует (что тоже создает дополнительный эффект, наряду с собст­венно сдерживанием), то уже негативными методами: угрозами, страхом перед наказанием, принуждением и т. д. Отсюда необходи­мо различать такие прямо противоположные и одновременно внут­ренне единые средства, не включая при этом в собственно стимулы негативные инструменты (обязанности, наказания и т. п.).

Вот почему правовое стимулирование и правовое ограничение, совместно участвуя в упорядоченности общественных отношений, выступают в качестве позитивной и негативной сторон одного про­цесса — правового регулирования. В этой связи верно замечено А. М. Васильевым, что "как парные категории, очевидно, следует рассматривать лишь такие соотносимые понятия, которые отража­ют взятые с точки зрения единой основы противоположные проявления ее сущности, позитивные и негативные стороны одного про­цесса"[48].

В-третьих,признаком парности правовых стимулов и ограни­чений выступает их взаимообеспеченность в процессе правового регулирования. Так, установление в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ 1993 г. права частной собственности создает мощные юридические стимулы. Однако для того, чтобы он начал действовать и был к тому же справедливым, государство должно для собственников фиксировать юридические ограничения, устраняя тем самым не­желательные для общества крайности в использовании собствен­ности.

Власть собственника по отношению к принадлежащей ему вещи небезгранична, ибо он обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью людей и окружающей среде; вынужден в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, допускать ограниченное пользование его имуществом другими ли­цами и т. п. В целях нормальной реализации права собственности государство через такие формы, как запреты, обязанности, наказа­ния и др., должно ставить правовые ограничения и в отношении всех посягающих на эту собственность.

Следует иметь в виду и другие связующие нити их взаимо­обеспечения. Так, юридическая обязанность есть правовое ограни­чение для собственных интересов обязанного лица, направленное одновременно на действие его в интересах управомоченного. Для наиболее эффективного выполнения отдельных обязанностей, в ко­торых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения, необходимые для того, чтобы стимулировать по­добное осуществление (то есть процесс ограничения собственных интересов во имя интересов управомоченного и интересов общест­ва в целом) путем обещания за данные постоянные социально по­лезные действия соответствующих благ, ценностей[49]. Этим самым поощрение в случае заслуженного поведения обязанного лица ком­пенсирует затраты, некоторую самоущемленность одних интересов за счет удовлетворения других.

В-четвертых,подтверждением парности правовых стимулов и правовых ограничений является и то, что в своей совокупности они обозначают специфический баланс правовых средств на уровне информационно-психологического действия права. Речь в данном случае идет о зависимости изменений в правовых стимулах от из­менений в правовых ограничениях. И наоборот. Ведь они взаимосогласуются и взаимосоотносятся друг с другом, создавая и сохраняя тем самым определенное равновесие в правовом регулировании. Если, например, законодатель расширяет чьи-либо юридические

возможности, то он же, как правило, вынужден чьи-то возможно­сти суживать. Другого пути нет, ибо увеличить права одних субъ­ектов можно лишь за счет сужения прав других, за счет дополни­тельных обязанностей, необходимых для обеспечения расширяю­щихся прав.

В более общем виде данный вывод звучит так: стимулирова­ние одного изсубъектов правового общения предполагает, что соответствующим образом ограничивается связанный с нимдру­гой участникправоотношения. Это же обобщение включает в себя и многие иные ситуации, в том числе и следующие; при введении новых льгот и поощрений (как правовых стимулов) для одних лиц законодатель неизбежно должен установить целый ряд дополни­тельных ограничений (обязанностей и мер наказания) уже в отно­шении тех лиц, которые их призваны будут осуществить, обеспе­чить.

Есть и другие аспекты (уровни) балансирования, сопровож­дающиеся изменением "прихода" и "расхода" стимулирующих и ограничивающих средств на разных сторонах юридических связей. Так, специфической разновидностью правовых стимулов можно считать освобождение от тех или иных правовых ограничений: на­казаний, обязанностей, запретов. Например, в уголовном праве смяг­чение обременения (наказания) в отношении конкретного лица мо­жет выступать в качестве поощрения. "Меры уголовно-правового поощрения, — верно подчеркнуто В. М. Галкиным, — всегда озна­чают устранение обременении, а не предоставление вознагражде­ний, широко распространенных в других отраслях права. По сво­ему содержанию это меры личного, а не имущественного свой­ства"[50].

Кроме того, в уголовно-исполнительном праве при проведении амнистии (снятии правовых ограничений) тоже расширяются юри­дические возможности, стимулирующие факторы, но в данном слу­чае, разумеется, не поощрительного плана. Иначе говоря, не всякое освобождение от наказания осуществляется в виде поощрения.

То же самое можно сказать и об отмене либо снижении налога, как юридической обязанности, обременения (то есть правового ог­раничения), что может "вылиться" в конкретную льготу для опре­деленных категорий субъектов права (то есть в стимулирующее средство); и об устранении отдельных запретов в отношении граж­дан и хозяйствующих субъектов, что сопровождается практически всегда одновременным расширением дозволений, учитывая извест­ный принцип "дозволено все, что не запрещено"[51].

И наоборот, специфической разновидностью правового огра­ничения можно считать те или иные "уменьшения" правовых сти­мулов (то есть лишение прав путем установления дополнительных обязанностей, запретов, наказаний, отмены льгот, преимуществ и т. п.).

Следовательно, как сужение правового ограничения выступа­ет в основном в качестве правового стимула, так и "сокращение" правового стимулирования ведет, в свою очередь, к расширению правоограничивающих средств.

В-пятых,парные категории "правовые стимулы" и "правовые ограничения" возникли под влиянием потребностей практики охва­тить двумя наиболее общими понятиями разнообразные юридиче­ские инструменты: с одной стороны, субъективные права, закон­ные интересы, льготы, поощрения и т. п., а с другой стороны, юри­дические обязанности, запреты, приостановления, меры наказания и т. д.

Правовые стимулы и правовые ограничения не подменяют дан­ные разноплановые юридические средства, а в определенной мере интегрируют, унифицируют их. Так же, например, как понятие "субъективное право" проявляется в конкретных правах на обра­зование, труд, социальное обеспечение, охрану здоровья, так и юридическим выражением правового стимула выступают поощре­ния, льготы, дозволения и т. п. То есть правовой стимул — абстрак­ция, как, собственно, и субъективное право, но лишь более высоко­го уровня. Соглашаясь с оценкой Д. И. Писарева, что "просто рыбой быть нельзя — надо быть щукой, карасем или окунем", можно ска­зать, что и "просто стимулом" быть нельзя — надо быть поощрени­ем, льготой, дозволением и пр.

Это же следует сказать и о правовых ограничениях. Ведь в правовой сфере нет другой подобной по своей широте категории, которая бы включала все необходимые сдерживающие и лимити­рующие элементы информационно-психологического действия права.

Тщательная регламентация отношений в юридической облас­ти немыслима без этих двух обобщающих информационных ориен­тиров возможностей и их пределов для субъектов права, ибо они в концентрированном виде обозначают собой степень благоприятно­сти либо неблагоприятности конкретных правовых факторов для интересов участников правоотношений.

Таким образом, анализ правовых стимулов и правовых огра­ничений как парных юридических категорий может способствовать совершенствованию понятийного аппарата общей теории права, обогатить ее методологические функции в отношении отраслевых юридических наук, оказать определенные "услуги" правотворче­ской и правоприменительной практике.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.