Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-этническая структура населения России и проблемы государственности



 

В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографиче­ских групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России.

По данным всероссийской переписи 2002 г., население РФ составляют 140 национальностей и 40 входящих в них этниче­ских групп.

В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные на­циональности с численностью населения, превышающей 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лез­гины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населе­ния евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превыша­ет 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли из­менении: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.

Русское население по-прежнему является наиболее много­численным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% обшей численности населения страны. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении уменьшилась на 1,7 процентного пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать более чем трехмиллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых со­ставляет 5,55 млн. человек (почти 4% населения страны).

За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за меж­переписной период численность евреев (с 537 тыс. до 230 тыс. человек) и немцев (с 842 тыс. до 597 тыс. человек).

Главным образом за счет миграционного прироста значи­тельно увеличилась численность армян (с 532 тыс. до 1130 тыс. человек), азербайджанцев (с 336 тыс. до 622 тыс. человек), тад­жиков (с 38 тыс. до 120 тыс. человек), китайцев (с 5 тыс. до 35 тыс. человек).

Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. че­ловек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. че­ловек), и ряда малочисленных народов Дагестана.

Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнена графа ответа на вопрос переписного листа о национальной принад­лежности, почти две трети - это проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

При переписи населения 2002 г. впервые была получена ин­формация от всего населения о владении государственным язы­ком страны - русским языком. Из общей численности населе­ния владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%).

Среди других языков наиболее распространенными являют­ся английский язык (7,0 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3.7%), немецкий (2.9 млн. человек, или 2%), украинский (1,8 млн. человек, или 1.3%), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%), и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 0,9%).

Впервые при переписи населения получены сведения о гра­жданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (9896 всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,4 млн. человек — лица без гражданства. Из обшей числен­ности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют двойное гражданство.

Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в России, подавляющая часть — это граждане государств-участ­ников СНГ (906 тыс. человек, или 88% всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс. че­ловек), Азербайджана (155 тыс. человек) и Армении 037 тыс. человек).

Эти данные показывают, что Россия — многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой на­селения.

По форме государственного устройства она является феде­ративным государством. В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два прин­ципа: национально-территориальный и административно-тер­риториальный. Наличие этих принципов порождает определен­ные противоречия и проблемы в сфере межнациональных от­ношений. Прежде всего, права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на пред­ставителей «коренных» и «некоренных» национальностей. «Ко­ренные» чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и пользуются преимуществами и привилегиями.

Между тем в 15 из 21 республики «коренное» население со­ставляет менее половины жителей. В республиках Российской Федерации, вместе взятых, «коренное население» составляет 32%, а автономных округах и того меньше — 10,5%. Все же «коренное» население российских республик, автономной об­ласти и автономных округов в совокупности составляет 7,6%

населения страны.

Термины «коренное» и «некоренное» население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарии и Якутии, к примеру, татары и якуты являются «коренными», а русские «некоренными», хо­тя живут там почти полвека. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этниче­скую группу (например, в Башкирии, Бурятии, Карелии). Ко­нечно, такая терминологическая путаница не способствует объ­ективному пониманию этнополитической ситуации в респуб­ликах.

Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами на­родов. В свое время эти границы устанавливались с приорите­том интересов национальных меньшинств и задач экономиче­ского развития создаваемых республик. В современных услови­ях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституци­ей России равенство прав и свобод всех граждан независимо от их национальности. Источником и носителем власти в респуб­лике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключитель­ным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделе­ние жителей на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами.

Весьма актуальными являются вопросы справедливого этни­ческого представительства в органах власти и управления рес­публик (национальных образований). Узурпация власти пред­ставителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо

законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факто­ров этнических конфликтов.

Межнациональные отношения сопряжены с демографиче­скими и миграционными процессами. Резкие различия в этно-демографических процессах могут существенно изменить этни­ческий баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этниче­ских групп. Так произошло в Латвии, Литве, Эстонии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотно­шение «коренного» и «некоренного» населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.

По этим же причинам снижается прирост «коренных» наро­дов Севера. Следует также заметить, что с начала 1990-х гг. рез­ко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился.

Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками бе­женцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополни­тельные культурно-психологические барьеры, резко меняя об­щественно-политическую ситуацию и провоцируя межнацио­нальную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и выну­жденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах.

Этносоциологи делят этнические структуры многонацио­нальных государств на две системы: дисперсную и централизо­ванную. К дисперсной этнической системе относится государ­ство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в цен­тре общественно-политической жизни. Россия относится к цен­трализованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от националь­ного самочувствия русских.

Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонацио-нальная обстановка. Русские, составляя 80% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойствен­ными большим по численности народам. В России демографи­ческая ситуация для русских складывается явно неблагоприят­ная. В последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье, европейский север) стали зоной депо­пуляции, деградации природной и социальной среды обитания. Прирост русского населения шел почти исключительно за счет юга России и Сибири. Но и этот прирост по своим темпам за­метно отставал от темпов роста нерусского населения России.

В результате распада СССР и возникновения 15 суверенных государств за рубежами Российской Федерации образовалась значительная российская диаспора. Она складывается из этни­ческих русских, татар, башкир, чувашей, мордвы и других, на­считывая примерно 37—38 млн человек.

В целом этнополитическая ситуация в России характеризу­ется как сложная, противоречивая, и надеяться на скорое ее улучшение рано. Усиливается неравномерность развития регио­нов РФ по уровню жизни, по условиям развития. Это неминуе­мо будет обострить противоречия между ними, стимулировать центробежные тенденции у регионов, оказавшихся в более вы­годном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.

Среди многообразных конфликтов этнонациональные (меж­этнические, межнациональные) конфликты выделяются в осо­бую группу. Они относятся к числу наиболее сложных, запу­танных, затяжных и трудно разрешимых. Как показывает исто­рия, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсив­ности значительно превосходят иные формы социальных кон­фликтов.

Э т но национальный конфликт — форма конфликта, в кото­ром группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку- Для такого конфликта характерны оп­ределенный уровень организованного политического действия со стороны этнонациональпых сил и общественных движений, наличие массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны. Противостояние в такого рода кон­фликтах проходит по линии этнической общности.

Определение этпонациональных конфликтов затрудняется тем, что они в чистом виде бывают редко. Возникнув на эко­номической, социально-политической и иной внеэтнической основе, конфликт на последующих фазах может приобрести этнический (национальный) характер, если в обществе созрели достаточные основания для противостояния различных нацио­нальных, в том числе и государственных, образований или столкновения внутри государства различных этнических групп. Поскольку территория бывшего СССР была полиэтни­ческой по составу населения (это характерно и для государств, возникших на этой территории), то внутренний социально-экономический или политический конфликт но своему содер­жанию нередко обретает этнический оттенок. Вместе с тем здесь имеется достаточно оснований для межэтнических про­тиворечий на личностном и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех кризисных ситуа­ций, которые возникают в сфере политики, межобщинных от­ношений, отношений между государствами и внутригосударст­венными образованиями.

Существует несколько теорий, объясняющих причины этнонациональных конфликтов. Различаясь по масштабам, соци­альному значению, происхождению, «возрасту», напряженно­сти этнонациональные конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глу­бинные корни — нарушение прав человека той или иной на­ции или этнической группы, справедливости и равноправия в межнациональных отношениях.

Концепция неравномерного развития, неравномерной мо­дернизации «ядра» и этн о национально и «периферии» в много­национальном государстве исходит из того, что этнонациональный конфликт детерминирован социально-экономическими факторами, а социально-экономические кризисы провоцируют межэтническую напряженность.

Однако связи между социально-экономическим положени­ем и этнонациональным конфликтом носят более сложный ха­рактер, нежели представляется па первый взгляд. Они могут быть прямыми и случайными, однонаправленными и взаимо­переплетающимися. Бывает и так, что этнонациональный кон­фликт возникает там, где нет выраженных различий в экономическом развитии между доминирующим центром и его нацио­нальными окраинами, и отсутствует там, где такие различия имеют место. В многонациональном государстве неравномер­ное развитие становится межэтнической проблемой тогда, ко­гда люди отказываются мириться со своим неблагополучием. Их протест часто приобретает форму этнонационализма.

Социологический подход к объяснению причин конфликтов основывается на анализе этнических параметров основных со­циальных группировок (классов, социально-профессиональных групп и др.}. Здесь речь идет о такой этносоциальной страти­фикации, когда представители одной этнической группы зани­мают верхние ярусы социально-классовой пирамиды, создав себе привилегированное положение в ущерб интересам других групп, подвергающихся дискриминации по этническому или расовому признаку. Этот феномен вполне правомерно рассмат­ривается как источник и побудительный мотив для межэтниче­ской напряженности и открытых конфликтов.

Значительное место в объяснении причин этнонациональ-ных конфликтов занимают этнополитические мотивы, которые явно преобладают в конфликтах, происходящих на территории бывшего СССР (карабахском, грузино-абхазском, осетино-ин­гушском, в Молдавии, прибалтийских странах и т. п.). Велика роль и социально-психологических причин. События послед­них лет в СССР и в странах СНГ показывают, что фактор пове­денческой психологии, социально-психологические механизмы этнических конфликтов играют гораздо более важную роль, чем это представлялось в рамках традиционных интерпретаций.

Этнополитические конфликты, происходящие на террито­рии бывшего СССР, можно свести к таким типам:

территориальные конфликты. Они часто связаны с воссоеди­нением раздробленных в прошлом этносов. Это, например, конфликты в Нагорном Карабахе, в Южной Осетии, нацио­нальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Сюда же от­носятся конфликты, связанные с восстановлением территори­альных прав депортированных народов (спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района, дви­жение немцев в России и в странах СНГ за восстановление государственности в Поволжье и т. д.);

конфликты, порожденные стремлением этнического меньшин­ства реализовать право на самоопределение в форме создания не-

зависимого государственного образования (конфликты в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье);

конфликты, в основе которых лежат притязания государства на часть территории соседнего государства. Например, стремле­ние Эстонии и Латвии присоединить к себе некоторые терри­тории Псковской области;

конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населе­ния в странах СНГ и Балтии;

конфликты, возникающие в связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и вынужденных переселенцев,

конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера (последствия войны, произвольно установленные грани­цы между национально-территориальными образованиями, ошиб­ки в национальной политике, дискриминация, обиды, унижения, нанесенные народам, и др.).

Многоаспектный характер этнонациональных конфликтов предполагает и многообразие мер для их урегулирования — от правовых до социально-психологических.

Во-первых, необходимо признать, что межнациональные проблемы имеют собственное содержание и должны решаться методами национальной политики. Поэтому сегодня особенно актуальна разработка обшей концепции национальной полити­ки в Российской Федерации, учитывающей новые реалии пост­советского периода, современные тенденции федеративных и национальных отношений.

Во-вторых, необходимо четко определить и активно исполь­зовать экономические рычаги для нормализации этнополитической ситуации. Принципиально важно не упускать из виду стратегическую цель — преодоление резких различий между ре­гионами и республиками по уровню жизни, по условиям разви­тия, обеспечение территориальной справедливости.

В-третьих, учитывая, что этническая картина России суще­ственно расходится с ее национально-государственным и адми­нистративно-территориальным устройством, а вес субъекты Федерации (республики, края, области, округа) являются сме­шанными по этническому составу населения, в национальной политике необходимо предусмотреть создание культурной ин­фраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, двуязычие, национально-культурная автономия и т.п.), соблю­дать принцип паритетности при выдвижении и назначении людей разных национальностей и органы власти и управления, не допускать дискриминации национальных языков.

Заметное место в разработке средств и способов преодоле­ния этнонациональных конфликтов принадлежит прогнозиро­ванию. Научно обоснованная концепция этнонациональных процессов, разработка на ее основе национальной политики и эффективных механизмов ее реализации являются реальной ос­новой гармонизации отношений между социально-этнически­ми общностями многонациональной России.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.