В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России.
По данным всероссийской переписи 2002 г., население РФ составляют 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп.
В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности с численностью населения, превышающей 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли изменении: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.
Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% обшей численности населения страны. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении уменьшилась на 1,7 процентного пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать более чем трехмиллионный миграционный прирост русских.
Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,55 млн. человек (почти 4% населения страны).
За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 537 тыс. до 230 тыс. человек) и немцев (с 842 тыс. до 597 тыс. человек).
Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 532 тыс. до 1130 тыс. человек), азербайджанцев (с 336 тыс. до 622 тыс. человек), таджиков (с 38 тыс. до 120 тыс. человек), китайцев (с 5 тыс. до 35 тыс. человек).
Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.
Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнена графа ответа на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети - это проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.
При переписи населения 2002 г. впервые была получена информация от всего населения о владении государственным языком страны - русским языком. Из общей численности населения владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%).
Среди других языков наиболее распространенными являются английский язык (7,0 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3.7%), немецкий (2.9 млн. человек, или 2%), украинский (1,8 млн. человек, или 1.3%), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%), и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 0,9%).
Впервые при переписи населения получены сведения о гражданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (9896 всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,4 млн. человек — лица без гражданства. Из обшей численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют двойное гражданство.
Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в России, подавляющая часть — это граждане государств-участников СНГ (906 тыс. человек, или 88% всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс. человек), Азербайджана (155 тыс. человек) и Армении 037 тыс. человек).
Эти данные показывают, что Россия — многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой населения.
По форме государственного устройства она является федеративным государством. В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два принципа: национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего, права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей. «Коренные» чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и пользуются преимуществами и привилегиями.
Между тем в 15 из 21 республики «коренное» население составляет менее половины жителей. В республиках Российской Федерации, вместе взятых, «коренное население» составляет 32%, а автономных округах и того меньше — 10,5%. Все же «коренное» население российских республик, автономной области и автономных округов в совокупности составляет 7,6%
населения страны.
Термины «коренное» и «некоренное» население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарии и Якутии, к примеру, татары и якуты являются «коренными», а русские «некоренными», хотя живут там почти полвека. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этническую группу (например, в Башкирии, Бурятии, Карелии). Конечно, такая терминологическая путаница не способствует объективному пониманию этнополитической ситуации в республиках.
Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов. В свое время эти границы устанавливались с приоритетом интересов национальных меньшинств и задач экономического развития создаваемых республик. В современных условиях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией России равенство прав и свобод всех граждан независимо от их национальности. Источником и носителем власти в республике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами.
Весьма актуальными являются вопросы справедливого этнического представительства в органах власти и управления республик (национальных образований). Узурпация власти представителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо
законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факторов этнических конфликтов.
Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и миграционными процессами. Резкие различия в этно-демографических процессах могут существенно изменить этнический баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так произошло в Латвии, Литве, Эстонии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотношение «коренного» и «некоренного» населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.
По этим же причинам снижается прирост «коренных» народов Севера. Следует также заметить, что с начала 1990-х гг. резко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился.
Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками беженцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополнительные культурно-психологические барьеры, резко меняя общественно-политическую ситуацию и провоцируя межнациональную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах.
Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от национального самочувствия русских.
Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонацио-нальная обстановка. Русские, составляя 80% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойственными большим по численности народам. В России демографическая ситуация для русских складывается явно неблагоприятная. В последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье, европейский север) стали зоной депопуляции, деградации природной и социальной среды обитания. Прирост русского населения шел почти исключительно за счет юга России и Сибири. Но и этот прирост по своим темпам заметно отставал от темпов роста нерусского населения России.
В результате распада СССР и возникновения 15 суверенных государств за рубежами Российской Федерации образовалась значительная российская диаспора. Она складывается из этнических русских, татар, башкир, чувашей, мордвы и других, насчитывая примерно 37—38 млн человек.
В целом этнополитическая ситуация в России характеризуется как сложная, противоречивая, и надеяться на скорое ее улучшение рано. Усиливается неравномерность развития регионов РФ по уровню жизни, по условиям развития. Это неминуемо будет обострить противоречия между ними, стимулировать центробежные тенденции у регионов, оказавшихся в более выгодном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.
Среди многообразных конфликтов этнонациональные (межэтнические, межнациональные) конфликты выделяются в особую группу. Они относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудно разрешимых. Как показывает история, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные формы социальных конфликтов.
Э т но национальный конфликт — форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку- Для такого конфликта характерны определенный уровень организованного политического действия со стороны этнонациональпых сил и общественных движений, наличие массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны. Противостояние в такого рода конфликтах проходит по линии этнической общности.
Определение этпонациональных конфликтов затрудняется тем, что они в чистом виде бывают редко. Возникнув на экономической, социально-политической и иной внеэтнической основе, конфликт на последующих фазах может приобрести этнический (национальный) характер, если в обществе созрели достаточные основания для противостояния различных национальных, в том числе и государственных, образований или столкновения внутри государства различных этнических групп. Поскольку территория бывшего СССР была полиэтнической по составу населения (это характерно и для государств, возникших на этой территории), то внутренний социально-экономический или политический конфликт но своему содержанию нередко обретает этнический оттенок. Вместе с тем здесь имеется достаточно оснований для межэтнических противоречий на личностном и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех кризисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, межобщинных отношений, отношений между государствами и внутригосударственными образованиями.
Существует несколько теорий, объясняющих причины этнонациональных конфликтов. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности этнонациональные конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни — нарушение прав человека той или иной нации или этнической группы, справедливости и равноправия в межнациональных отношениях.
Концепция неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этн о национально и «периферии» в многонациональном государстве исходит из того, что этнонациональный конфликт детерминирован социально-экономическими факторами, а социально-экономические кризисы провоцируют межэтническую напряженность.
Однако связи между социально-экономическим положением и этнонациональным конфликтом носят более сложный характер, нежели представляется па первый взгляд. Они могут быть прямыми и случайными, однонаправленными и взаимопереплетающимися. Бывает и так, что этнонациональный конфликт возникает там, где нет выраженных различий в экономическом развитии между доминирующим центром и его национальными окраинами, и отсутствует там, где такие различия имеют место. В многонациональном государстве неравномерное развитие становится межэтнической проблемой тогда, когда люди отказываются мириться со своим неблагополучием. Их протест часто приобретает форму этнонационализма.
Социологический подход к объяснению причин конфликтов основывается на анализе этнических параметров основных социальных группировок (классов, социально-профессиональных групп и др.}. Здесь речь идет о такой этносоциальной стратификации, когда представители одной этнической группы занимают верхние ярусы социально-классовой пирамиды, создав себе привилегированное положение в ущерб интересам других групп, подвергающихся дискриминации по этническому или расовому признаку. Этот феномен вполне правомерно рассматривается как источник и побудительный мотив для межэтнической напряженности и открытых конфликтов.
Значительное место в объяснении причин этнонациональ-ных конфликтов занимают этнополитические мотивы, которые явно преобладают в конфликтах, происходящих на территории бывшего СССР (карабахском, грузино-абхазском, осетино-ингушском, в Молдавии, прибалтийских странах и т. п.). Велика роль и социально-психологических причин. События последних лет в СССР и в странах СНГ показывают, что фактор поведенческой психологии, социально-психологические механизмы этнических конфликтов играют гораздо более важную роль, чем это представлялось в рамках традиционных интерпретаций.
Этнополитические конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, можно свести к таким типам:
территориальные конфликты. Они часто связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Это, например, конфликты в Нагорном Карабахе, в Южной Осетии, национальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Сюда же относятся конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района, движение немцев в России и в странах СНГ за восстановление государственности в Поволжье и т. д.);
конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания не-
зависимого государственного образования (конфликты в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье);
конфликты, в основе которых лежат притязания государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе некоторые территории Псковской области;
конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии;
конфликты, возникающие в связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и вынужденных переселенцев,
конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера (последствия войны, произвольно установленные границы между национально-территориальными образованиями, ошибки в национальной политике, дискриминация, обиды, унижения, нанесенные народам, и др.).
Многоаспектный характер этнонациональных конфликтов предполагает и многообразие мер для их урегулирования — от правовых до социально-психологических.
Во-первых, необходимо признать, что межнациональные проблемы имеют собственное содержание и должны решаться методами национальной политики. Поэтому сегодня особенно актуальна разработка обшей концепции национальной политики в Российской Федерации, учитывающей новые реалии постсоветского периода, современные тенденции федеративных и национальных отношений.
Во-вторых, необходимо четко определить и активно использовать экономические рычаги для нормализации этнополитической ситуации. Принципиально важно не упускать из виду стратегическую цель — преодоление резких различий между регионами и республиками по уровню жизни, по условиям развития, обеспечение территориальной справедливости.
В-третьих, учитывая, что этническая картина России существенно расходится с ее национально-государственным и административно-территориальным устройством, а вес субъекты Федерации (республики, края, области, округа) являются смешанными по этническому составу населения, в национальной политике необходимо предусмотреть создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, двуязычие, национально-культурная автономия и т.п.), соблюдать принцип паритетности при выдвижении и назначении людей разных национальностей и органы власти и управления, не допускать дискриминации национальных языков.
Заметное место в разработке средств и способов преодоления этнонациональных конфликтов принадлежит прогнозированию. Научно обоснованная концепция этнонациональных процессов, разработка на ее основе национальной политики и эффективных механизмов ее реализации являются реальной основой гармонизации отношений между социально-этническими общностями многонациональной России.