Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование правовых целей в российском законодательстве



 

Термин «цель» устанавливается в праве в разных смыслах и по раз­ному поводу: для обозначения целей конкретных законов и подзакон­ных актов, правовых режимов, отдельных юридических средств (юри­дической ответственности, поощрений и т.п.), определенных субъек­тов права и т.д. (В данной главе речь идет прежде всего о целях право­вого регулирования тех или иных нормативных актов и их диалектики с юридическими средствами.)

Каждый нормативный акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в социально-экономической, полити­ческой и иных сферах. При этом нередко данные цели устанавлива­ются в преамбулах либо начальных статьях актов. Так, в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.[52] цели и задачи настоящего Федерального закона обозначаются в ст. 1; в УИК РФ[53] — тоже в ст. 1; в Федеральном законе «О государственном регулировании развития авиации» от 10 декабря 1997 г.[54] — в ст. 2.

Подзаконные акты, как известно, принимаются как для упорядоче­ния определенных общественных отношений, так и для создания ме­ханизмов реализации уже ранее принятых законов. Таков статус под­законных документов, что подчас и содержится в их преамбулах и ста­тьях. В частности, в преамбуле постановления Правительства РФ «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1998 году» прямо сказано, что «в целях реализации федеральных законов «О государственном регулиро­вании агропромышленного производства» и «О федеральном бюджете на 1998 год», развития агропромышленного производства и создания экономических условий для функционирования организаций агропро­мышленного комплекса в 1998 году Правительство Российской Феде­рации постановляет...»[55].

Зачастую цель указывается в различных программах, тем более це­левых. Так, цели весьма четко прочитываются в постановлении Прави­тельства РФ о федеральной целевой программе «Строительство на тер­ритории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 10 июля 1995 г.[56]; в Федеральной программе первоочередных мер по улуч­шению условий и охраны труда на 1995—1997 годы, утвержденной по­становлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г.[57]; в постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе по защите на­селения РФ от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы на период до 2000 года» от 28 августа 1997 г.[58] и т.д.

Однако цель не всегда так однозначно и ясно формулируется в нор­мативных актах. Между тем важно, чтобы каждый подобный акт содер­жал либо в преамбуле, либо в первых статьях указание на те цели, которые правотворческий орган хотел бы достичь с его помощью. Это необходимо закрепить в федеральном законе о нормативных правовых актах в качестве общеобязательного правила. Иначе субъекты права начнут сами определять цели, толковать те или иные положения в выгодном именно для них варианте.

В качестве примера можно привести ситуацию, связанную с Зако­ном РФ «Об образовании». Законодатель, к сожалению, не сформули­ровал целей, которых он желал достичь, принимая данный акт. Этот пробел не восполняют специальные статьи, закрепившие принципы государственной политики и задачи законодательства в сфере образо­вания. Лишенный четких целевых ориентиров, Закон оказался слабо защищенным от достаточно вольных трактовок его отдельных положе­ний исполнительными органами государственной власти в пользу ве­домственных узких интересов и в ущерб образовательным правам граждан, закрепленным в Конституции РФ и конкретизированным в данном Законе.

Отсутствие законодательно закрепленных целей в какой-то степе­ни осложняет и оценку эффективности действия Закона, поскольку одним из необходимых условий определения эффективности норм права является оценка результатов их действия с точки зрения пол­ноты реализации целей, поставленных законодателем (В.М. Сырых, В.И. Шкатулла).

Подобные ситуации приводят к большому использованию средств телеологического толкования. Данный вид разъяснения встречается достаточно часто в практике Конституционного Суда РФ, что выража­ется в постановлениях данного Суда и особых мнениях его членов. В качестве иллюстрации сказанного можно назвать постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции Российской Федерации; постановле­ние Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Прези­дента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятель­ности незаконных вооруженных формирований на территории Чечен­ской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постанов­ления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной и территориальной целостности Российской Федера­ции, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных во­оруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», в которых разъяснялась цель этих документов.

Нужно подчеркнуть, что проблема стоит более масштабно — зачас­тую цели правового регулирования не всегда четко оформлены и по той

причине, что не вполне ясно определены цели нашего современного Российского государства, правовой политики и т.д. Подобные кон­кретные ориентиры, к сожалению, сегодня практически отсутствуют, что не может не сказаться и на целеполагании в правотворческом про­цессе.

Кроме всего, в самом акте необходимо четко и последовательно устанавливать и достаточную для достижения сформулированных целей систему юридических средств. Подчас правотворческий орган использует для этого термины «средство», «посредством» и т.п. Так, в Федеральном законе «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товара­ми» от 20 марта 1998 г.[59], в Федеральном законе «О садоводческих, ого­роднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 1 апреля 1998 г.[60] в целом ряде статей употребляются данные термины («посредством введения импортной квоты...», «посредством внесения дополнительных взносов...» и т.п.).

Однако анализ многочисленных нормативных актов показывает, что юридические средства нужно устанавливать в законодательстве в более последовательном режиме, ибо та или иная система составляет алгоритм решения задачи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.