Определение научных основ правовой технологии должно опираться на четкие принципы. Это следующие принципы:
1) принцип объективности, т.е. строгого соответствия права, законов объективным реалиям конкретной социальной и правовой ситуации;
2) принципы активности и автономности, которые "закрепляют" право в качестве генетического, фактора социального конструирования и тем самым "снимают" его пассивность, жесткую подчиненность политике, экономике, идеологии;
3) принцип эволюционности, постепенности изменений и построения правовой системы и правовых институтов.
Опора на эти принципы должна быть обязательной в конструировании правовых институтов. Так, согласно принципу объективности мы не можем ограничиться традиционными требованиями к праву: соблюдением технологии законотворчества, пониманием права как лишь формально-абстрактного, т.е. определения его как нормы, установленной компетентными государственными органами. Здесь неизбежно возникают вопросы об объективных закономерностях современного общественного развития, о тенденциях и конкретной правовой ситуации, сложившихся в данное время. Нельзя не согласиться с тем, что "законодатель должен видеть право в самой действительности, ибо содержание закона, которое предстоит выразить в акте государственной воли, дано как нечто реальное самими общественными отношениями, тенденциями, закономерностями их развития"[64]. Иначе говоря, законодатель должен прежде всего произвести анализ "правовой природы вещей", а затем выразить это на языке закона. Соблюдение названных требований не менее, а скорее более, важно, чем анализ правовых норм в рамках юридического позитивизма.
Не менее важно опираться и на принцип активности права, т.е. представления права в качестве генетического фактора социального и правового изменения. На наш взгляд, серьезным упущением в методах конструирования права становится недооценка этого принципа правовой технологии. Так, можно ли утверждать, что в наше время право выступает в качестве активного, в определенном смысле генерирующего фактора преодоления кризиса в образования и перевода его на новую цивилизационную ступень? Думаем, ответ ясен: по большому счету говоря, утверждать этого нельзя, ведь правовые институты по-прежнему в стороне от этого важного дела.
Мы постоянно наталкиваемся на традиционное представление о праве как о пассивном, жестко подчиненном политике и экономике. Возникает масса противоречий между различными правовыми актами, регламентирующими одни и те же отношения. Это обусловлено эмпирическим способом построения современного права.
1. Принципы правовой технологии (равно как и ее научная основа) могут быть рационально поняты, если мы рассмотрим основные методы конструирования права и правовых институтов. Действительно, познание методов есть дальнейший шаг по пути изучения и применения правовой технологии, причем такой шаг, который непосредственно вводит нас в мир правовой технологии. И первая задача на данном этапе — это обновление метода, с помощью которого мы можем совершить переход из теоретической области (представленной выше в разделе о научной основе) в практическую, или прагматическую, т.е. в сферу деятельности, направленной на созидание, конструирование эффективных правовых институтов и иных структур правовой реальности. Есть ли такой метод, и если да, то какова его сущность и в чем состоит его роль? Да, такой метод есть. Его можно назвать методом конкретности или конкретного подхода. Это означает, что эффективность и разумность конструктивных действий, направленных на преобразование правовой реальности и ее институтов, зависят от степени адекватности наших действий "правовой природе вещей", конкретным содержанию и формам проявления правовой реальности. Соблюдение данного условия и есть тот фактор, который превращает абстрактные методы и подходы в конкретные.
Понятно, что абстрактные методы существенно отличаются от конкретных. Сторонники абстрактных методов конструирования полагают, что рациональность политических или законотворческих и правоприменительных действий зависит либо от степени отраженных в них абстрактных истин, понимания "необходимого хода истории", либо, напротив, от эмпирически собранной и осмысленной информации. "Правовая природа вещей" при таком подходе понимается как нечто статичное, как данное содержание или форма, а не как их синтез и результат, имеющий свои этапы становления и развития. Как видим, разница между методами огромна. Однако не следует недооценивать роль и место каждого из них, поскольку и абстрактные методы суть моменты познания и конструирования правовой действительности.
Использование метода конкретности играет особую роль в выборе цели. Для правовой технологии процедура выбора цели весьма значима, ибо изменение и построение социальных и правовых институтов производятся в соответствии с нашими целями, желаниями и устремлениями. От того, каков выбор цели, зависит многое. Если выбор цели определяется случаем, эмоцией или ложной теоретической установкой, то наши последующие действия и меры вряд ли можно считать достаточно эффективными и разумными. Применение же метода конкретности позволяет выбрать цели, движение к которым может дать оптимальный результат, ибо объективной основой выбора цели становится учет конкретных закономерностей и тенденций. Подтвердим сказанное следующим примером.
Анализируя современную правовую ситуацию в России, академик В.Н, Кудрявцев основными ее чертами считает нестабильность политических и социальных гарантий, ненадежность правовых рычагов взаимодействия ветвей власти, терпимость граждан и партий к любым переменам, шумиху по поводу даже самых незначительных изменений Конституции и др. О чем это говорит? Какая общая тенденция за всем этим скрыта? Ответ на эти вопросы звучит так: "идея правового государства отнюдь не стала органической для российского человека, будь то чиновник, представитель прессы или рядовой обыватель"[65]. Этим, по мнению автора, определяется сущностная природа правовой ситуации, сложившаяся в России во время известных событий сентября—октября 1993 г. Именно "правовая природа данной ситуации" обусловливает цели, в соответствии с которыми следует осуществить изменения, необходимые для продвижения России по пути построения правового государства. Предлагаемые для этого меры имеют свою иерархию целевых установок и значимости. Наиболее значимо, по мнению В.Н. Кудрявцева, во-первых, закрепление в новых юридических актах структуры и порядка осуществления государственной службы. Цель такого закрепления — "поставить чиновников" в строгие "правовые рамки, ограждающие население от произвола с их стороны и коррупции". Во-вторых, особую значимость приобретают научная разработка и практическое осуществление "механизма защиты прав человека и гражданина". И далее предлагаются меры по изменению и перестройке отдельных правовых и социальных институтов.
Эти цели, как и меры, конкретны, так как они обоснованы не абстрактным подходом, а применением метода конкретности. Метод конкретности позволяет перейти к выбору и обоснованию иных, более специфических, конструктивных методов правовой технологии,
2. Принцип эволюционности реализуется с помощью метода поэтапной правовой технологии. Этот методологический подход предполагает не радикальную смену правовой системы или правовых институтов, а рационально выверенный и на практике апробированный последовательный комплекс мер, этапов изменения и преобразования системы и ее институтов. Здесь немалую роль играет метод проб и ошибок, т.е. метод корректировки, изменения не оправдавших себя на практике тех или иных нормативно-правовых актов, форм и способов действия правовых институтов и т.д. Рассматриваемые методы не предполагают полной смены социальной или правовой системы (т.е. прежде чем строить новую правовую систему, не нужно вначале разрушить прежнюю, а затем уже начать строить новую, так сказать, с "чистого листа"). С точки зрения правовой технологии радикальный подход имеет немало недостатков, не говоря уже о том, что он противоречит теории и практике реформ (если, конечно же, последнее — не фраза, а действительная стратегия политической правовой деятельности). Метод поэтапного изменения включает в себя технологию, предусматривающую строгую последовательность мер, способов и этапов изменения или построения институтов права.
Сторонник поэтапного метода, опираясь на знание специфической природы данной правовой ситуации, "правовой природы вещей", ставит перед собой достаточно определенную цель — изменение и преобразование правовых реалий. Этим он существенно отличается от тех, кто основной своей задачей считает поиск "конечного блага", идеала правового государства. Нерациональность и даже утопичность такого метода проявляется уже в определении хронологических рамок переходного периода в России. Вначале считалось, что этот период завершается временем принятия Конституции РФ 1993 г. Такое определение временных границ переходного периода наложило свою печать на характер законодательных решений: многие из них носили (и продолжают носить) временный характер, рассчитаны на короткий срок действия. Сегодня же прослеживается иная крайность: утверждается, что переходным периодом следует считать временной интервал, в течение которого Россия на практике станет демократическим, правовым, федеральным и социальным государством. Если в первом случае утопический и субъективный подход к определению переходного периода выразился в форсировании событий, что ознаменовалось принятием некоторых законодательных решений, неадекватных реальным общественным отношениям, то во втором случае ограничение переходного периода временем практической реализации "конечного блага" — построения демократического правового государства, может послужить удобным поводом (и правдоподобным аргументом) для того, чтобы откладывать принятие самых неотложных мер по конструированию эффективной правовой системы на более поздний срок, когда российские условия якобы будут больше соответствовать правовому государству. Хотя, как известно, в идеале такого государства не существует, и весьма проблематично, появится ли оно в будущем. Другими словами, если человечество и способно возвыситься до такого совершенства, то произойдет это очень и очень не скоро.
Принципиально иной метод предлагает правовая технология — метод поэтапного изменения и построения новых правовых реалий. В этом случае в качестве приоритета не выдвигается достижение конечного блага, т.е. создание правового государства. Напротив, предпочтение отдается частным, поэтапным изменениям. Скажем, уже сегодня ставится разумная и практически достижимая цель — разработать такие способы и процедуры, осуществление которых позволит сократить разрыв между содержательным (материальным) правом и организационно-процессуальной стороной, т.е. механизмом его реального действия, причем решение этой задачи может быть также разбито на этапы. При этом используется метод проб и ошибок, метод корректировки — внесения поправок в правоприменительную практику, исправления тех или иных приемов, процедур, а также отдельных законодательных актов с целью повышения эффективности их действия. Как видим, здесь акцент переносится на осуществление конкретных мер, их эффективность. Но именно реализация этих мер и есть практический путь и необходимое условие построения правового государства.
3. Рассмотрение методологической базы правового конструирования позволяет выявить еще два метода: рациональный и иррациональный. Один из них ведет к формированию рациональных правовых институтов, другой — иррациональных. Первый — конструктивный, или институционный, метод, — предполагает долгосрочно действующую правовую структуру, которая в состоянии дать правовое обеспечение долгосрочной стратегии социально-экономического развития. Изменения в эту структуру вносятся с таким расчетом, чтобы в переходный период население смогло сознательно и безболезненно (т.е. гарантированно), без особого ущерба для себя перейти на новые правовые стандарты. В силу внутренней логики саморазвития, дол го временности и стабильности своего действия правовая структура станет понятной для граждан, и их правосознание будет направлено на рациональное использование правовой структуры как в личных интересах, так и в интересах общества в целом. В этой обстановке создаются демократические условия для проверки и контроля действий правительства и государственных чиновников, формируется общественная атмосфера уверенности и спокойствия, т.е. возникает общее ощущение устойчивости и безопасности.
Иная картина наблюдается при действиях по второму методу (иррациональному) — методу "личного", "прямого" вмешательства правительства и государственных органов в правовое законодательство. В итоге правовые структуры становятся дискретными, а правовые нормы часто меняются и возникает масса противоречий между различными правовыми актами, регламентирующими одни и те же отношения. Эти явления характерны для современного права. Скажем, принимается Указ Президента "О свободе торговли", предоставляющий право торговать в любом месте. Он вступает в противоречие с более высокой правовой нормой — статьями 150 и 152 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Повсеместная торговля порождает непредсказуемые последствия, вызывает криминальные явления — бурный рост рэкетирства, квартирных краж, приводит к снижению раскрываемости преступлений, так как стало легче сбывать похищенное. Последствием применения этого метода стало игнорирование правовой защищенности личности в сфере труда. Однако метод" прямого", "личного" толкования' права был возведен в ранг приоритетного в трактовке лигитимности или нелигитимности правовых норм, закрепленных Конституцией, что в конечном счете и стало одной из причин эскалации правового нигилизма.
Противоборство ветвей власти по поводу проблем экологии также привело к развитию "личностного" права или, как его еще называют, "указного", которое формируется указами Президента. В результате сложились две параллельные формы правового регулирования. Так, многие земельные отношения (и не только земельные) оказались запутанными и противоречивыми. Все это приводит к тому, что правовое регулирование охраны окружающей среды из рациональной системы все более превращается в иррациональную. У населения создается впечатление, что экологическими процессами заведуют непонятные для него силы. Это, с одной стороны, вызывает правовую пассивность, апатию, с другой — приводит к конфликтам и справедливому возмущению.
Конструктивный, институционный метод — это производная от метода эволюционного изменения правовых институтов, т.е. принципа правовой технологии, метод же "личного" вмешательства, по существу, игнорирует этот принцип, придавая изменениям нормативно-правовой базы спонтанный характер. В этом случае не используется (или используется чисто формально) субъективное право человека, его правосознание. В самом деле, естественное право человека — включенность его в процесс осмысления реформирования правовых институтов — не учитывается; "сознательность" как важнейший элемент рациональности права попросту из него выпадает. В итоге происходит отчуждение человека от вновь принятых или измененных правовых актов. Тенденция к усилению воздействия метода "прямого вмешательства" на правовые структуры ведет к усилению иррациональности общественной системы, созданию очагов классового, национального, социального напряжения. Простой человек, не способный разобраться в непредсказуемой ситуации, вынужденный во всем винить некие сверхъестественные силы, замыкается в безысходности и одиночестве. Несомненно, что для демократического правового государства рациональный метод предпочтительнее, ибо он оказывается своего рода гарантом устойчивости цивилизаций иного развития демократии.
Рассмотрение концептуальных основ правовой технологии имеет особое значение для анализа деятельности и самого построения социальных правовых институтов. Рассмотрим теперь, как "работает" правовая технология применительно к такому фундаментальному институту, как социальный институт образования, и правовому институту, регулирующему его отношения и деятельность? Следует отметить, что в этом случае мы понимаем право не как "должное", не как возможное, но как "сущее", т.е. как практически регулирующее образовательные отношения. Такое понимание права, "правовой природы вещей" имеет принципиальное значение и предполагает не произвольное формирование нормативно-правовых актов, а правотворчество в строгом соответствии с сегодняшними объективными процессами, задачей преодоления кризисных явлений и разработки модели образования, соответствующей его новому видению.
Каковы же требования, выдвигаемые при таком методологическом подходе, и в чем состоит специфика их реализации в России? Способ правового конструирования с учетом этих требований позволяет показать существенные особенности права, которые либо вовсе не учитываются, либо учитываются не в полной мере. Сказанное главным образом относится к заимствованиям правовых систем образования зарубежных стран. Рассматриваемый нами метод позволяет сделать вывод, что основная проблема правотворчества в России состоит не в том, чтобы целиком заимствовать правовые системы образования США, Германии, Франции, Японии и т.д., а в том, чтобы перевести объективные российские потребности в области образования на язык закона, права и правопорядка. Естественно, этот подход не умаляет опыта международного права, но по-иному расставляет акценты. Поставив вопрос таким образом, мы сразу увидим ряд важнейших особенностей формирования правового пространства в нашей стране.
Во-первых, в отличие от промышленно развитых стран, в России предлагается поэтапный порядок правотворческого процесса. Если в развитых странах основу конструирования законодательной базы составляет механизм совершенствования законов и подзаконных актов, иными словами "тактика", а не "стратегия" построения правового пространства, то в России, наоборот, в качестве первого и основного этапа правового конструирования выступает построение стратегии правового обеспечения образовательных институтов.
Во-вторых, выбор стратегии науки и образования и ее закрепление в праве нацелен на более узкую сферу действия. Он предполагает проведение правовой политики непосредственно в сфере науки и образования. Эта политика должна базироваться на выборе модели общественного развития и технологии конструирования социальных институтов. Какова же эта политика? В чем состоит смысл этой стратегии? Ответ на поставленные вопросы в известной мере был дан на Международном конгрессе "Образование и наука на пороге третьего тысячелетия", состоявшемся в 1995 г. в Новосибирске. Новая стратегия (отмечается в итоговых документах конгресса), соответствующая современности, «должна строиться на базе реальных приоритетов образования и науки. "К новой России через образование и науку" — таков должен быть принцип этой стратегии». Обеспечение данных приоритетов является залогом перехода страны к устойчивому развитию[66].
Для того чтобы реализовать эту стратегию, следует пересмотреть нынешние представления о том, что образование и наука могут быть включены в систему реформ и соответствовать концепции устойчивого развития без необходимых финансовых субсидий государства. В федеральном бюджете необходимо предусмотреть финансирование мер, направленных на быстрый выход этих отраслей из состояния кризиса и начавшейся деградации. Кроме того, требуется создать правовые и социальные условия, обеспечивающие выгодность и престижность инвестиций в образование и науку со стороны банков, компаний, фирм и частных лиц; учитывая общенародный, общегосударственный характер этой миссии, а также международный опыт, не проводить приватизацию общеобразовательных и научных учреждений, освободить их от всех видов налогов, сборов и пошлин.
В-третьих, формирование федерального законодательства в области образования должно включать в себя региональную и местную составляющие. Международный и российский опыт показывает, что развитие правовой базы в современных условиях невозможно без эффективного участия в этом регионов. Потребность в этом еще более возрастает, если происходит разграничение полномочий между центральными органами власти и региональными властными структурами. Такой подход принципиально значим и из-за различий экономических, климатических, национальных и других условий в регионах России. К примеру, в Сибири аборигенами и старожильческим населением накоплен опыт жизни и деятельности в экстремальных природно-климатических условиях. На первый взгляд может показаться, что такие особенности не входят в сферу нормативно-правовых установок. Однако в жизни они имеют свой "правовой статус", в том числе и статус в области образования, сохранения и воспроизводства в поколениях уникальной культуры. Как показывает ситуация, сложившаяся в этих районах, правовое закрепление данных особенностей сегодня необходимо.
Отмеченные моменты конструирования правовой базы образовательных структур далеко не исчерпывают всей проблемы. В данном случае существенно то, что они позволяют более конкретно понять роль концептуальных основ правовой технологии применительно и к отдельному правовому институту.
В целом же правовая технология помогает найти путь к решению чрезвычайно важной сегодня проблемы эффективного и рационального построения новой правовой системы и ее институтов.