Существует ли прогресс в процессе развития права и в чем он заключается? Большинство специалистов исходят из того, что прогресс, конечно же, существует и он связан с тенденциями исторического прогресса, проявляющегося в гуманизации общественных отношений и в увеличении свободы выбора для индивида.
П. Сорокин, известный российский социолог, еще в 1919 г. выделил несколько критериев прогресса в праве, не потерявших своего значения и поныне. Это:
интересы личности, предполагающие развитие права в интересах личности и ее развития;
правовое равенство личности, исходящее из правового и морального равенства личностей;
количественный рост солидарности и социально-благожелательного поведения, учитывающий количество лиц, по адресу которых не допускается совершение злостных и вредных для них поступков, с одной стороны, и интересы которых защищаются правом — с другой;
качественный рост солидарности и социально-благожелательного поведения, оценивающий уровень требований права, предъявляемых людям в отношении взаимно-благожелательного поведения;
уменьшение наказаний, характеризующее снижение уровня наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов общества к социально-благожелательному и общественно полезному поведению;
качество тех средств, которыми добиваются социально-благожелательного поведения, оценивающих уровень сознательности и чувства долга при выполнении правовых норм.
В трудах многих других правоведов и социологов подчеркивается определяющее значение свободы в жизни людей для оценки места и роли права в истории. Прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой прогресс. В этом смысле можно сказать, что всемирная история — это движение ко все большей свободе для все большего числа людей. С точки зрения права этот процесс означает, что представители все новых слоев и классов общества признаются формально равными субъектами права. Всеобщий масштаб и равная мера права измеряют и оформляют свободу индивида. Право создает нормативную структуру свободы в общественной жизни, се пределы, границы между свободой и несвободой на соответствующей стадии исторического развития, поскольку именно у права есть только ему внутренне присущий, специфический принцип — принцип формального равенства. Форма здесь — не внешняя оболочка. Она содержательна и точно выражает суть регулируемых правом отношений — меру свободы индивидов по единому масштабу.
Историческое развитие свободы и прав человека представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально юридически свободных личностей.
Академик В. С. Нерсесянц в этой связи справедливо указывал, что основной закономерностью развития общественных отношений в ходе истории является прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей. Свобода индивида при этом выступает в качестве главного критерия и основного итога достижений человеческой цивилизации на соответствующей ступени ее развития.
А поскольку только право с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов проводит разграничительную линию между свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу, постольку неуклонно возрастает и его роль в жизни общества. В правовом государстве действия свободных индивидов, независимых друг от друга субъектов, одинаково подчинены требованиям закона. Наиболее высокая ступень свободы в виде всеобщего формально-правового равенства людей достигнута в условиях индустриального общества в XX в.
Ценность права
В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право - это не только необходимость,по и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу.
По мнению С.С. Алексеева, право обладает:
социальной ценностью;
инструментальной ценностью;
собственной ценностью.
Социальная ценностьправа заключается в трех моментах:
а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядокв общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;
б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точностив самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия;
в) право позволяет достичь гарантированного результата,что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.
Инструментальная ценностьозначает, что право:
а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;
б) является опосредствующим звеномпри реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;
в) устанавливает систему типовых масштабовповедения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.
Инструментальная ценность права раскрывает его служебную рольв обеспечении функционирования других социальных институтов — государства, социального управления, морали и др.
Собственная ценностьправа состоит в том, что право представляет собой глубинныйэлемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:
1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;
2) добиться активности в поведении и действиях;
3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;
4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем.
Право в разных странах имеет разные формы и содержание, которые чаще всего отражают уровень развития общества, его культуру.
Вместе с тем, представляя собой культурную ценность, право в разных обществах занимает неодинаковое место в системе социальных ценностей. В одних странах право занимает самую верхнюю ступень в иерархии ценностей общества, в других - уступает место религии, а само право играет второстепенную роль (например, в теократических государствах). Поэтому право может служить разным целям, но основное его назначение - служить обществу, человеку.
Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.
Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.