Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовой статус личности в государстве



 

В любом обществе человек выступает как субъект соответст­вующих прав, свобод и обязанностей. При этом объем прав и обязанностей личности зависит от многих факторов — истори­ческого этапа развития, типа государственности, от политиче­ского режима и т. д. Совокупность различных прав и обязанно­стей, закрепленных нормами права, называется правовым ста­тусом личности.

Закрепляют основы правового статуса личности нормы ряда отраслей права. Главным среди них является конституционное, определяющее положение личности в государстве и обществе, т. е. в целом. Другие отрасли права фиксируют права и обязан­ности в более узких сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п. Основы правового статуса личности, закреп­ленные в Конституции, называются конституционным стату­сом. Они составляют костяк, стержень всех прав, свобод и обя­занностей. Однако в жизни человек пользуется далеко не все­ми, установленными в законодательстве правами и свободами и имеет неодинаковый объем возлагаемых юридических обязан­ностей. Это свидетельствует о том, что действительное право­вое положение личности всегда отличается от правового стату­са, оно по объему уже.

Права человека — это основа конституционализма. Главная цель создания конституций заключалась именно в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего, от произвола государственной власти. В основе первых конституций заложе­на идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождении принадлежит ряд неотчуждаемых (есте­ственных) прав. Она записана в конституционных актах, при­нимавшихся в ходе буржуазных революций XVII—XVIII вв. В качестве характерного примера подхода к правам человека как к естественным и неотчуждаемым можно процитировать продолжающую действовать поныне французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.:

«1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспе­чение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы сво­бода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

(...) 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не при­носит вреда другому. Таким образом, осуществление естествен­ных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же са­мыми правами. Границы эти могут быть определены только за­коном».

В Конституции Франции 1791 г. вновь перечислены и уточ­нены личные права человека и содержится указание, что «зако­нодательная власть не может издавать законы, препятствующие осуществлению естественных и гражданских прав, перечислен­ных в настоящем разделе и обеспеченных конституцией, или нарушающие эти права; а гак как свобода состоит в том, чтобы делать все, что не наносит ущерба правам других или общест­венной безопасности, то закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную безопас­ность или права других граждан, вредны для общества». Таким образом, в этой норме была точно ограничена власть законода­теля и проведено разграничение между правами и свободами человека и гражданина и правами государства по регулирова­нию правового положения индивида.

Позднее ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей кон­ституции определенной совокупности прав человека. Тем са­мым права человека становились важнейшим институтом кон­ституционного, а позднее и международного права.

В историческом развитии прав и свобод исследователи вы­деляют три волны, или три поколения.

Первая волна восходит к истокам конституционализма. Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического статуса личности. В гражданско-правовых отно­шениях человек равноправен со всеми другими, но как гражда­нин он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в сво­ей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Правда, в начале эпохи конституционализма были мыслители, не видевшие необходимости различения двух групп прав, но оно утвердилось. В первых конституционных актах фиксирова­лись, как правило, две группы прав и свобод. Это соответствен­но гражданские права и свободы, которые у нас принято имено­вать личными, — прежде всего неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями и права и свободы политиче­ские — избирательное право, свобода слова, печати и т. п.

Во многих конституциях различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках со­ответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы «каждый», «все» или безлич­ные формулы типа «признается право», «гарантируется свобо­да» и т. п. Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т. д.

Иногда вместо употребления слова «гражданин» указывается на принадлежность к нации, понимаемой как синоним термина «государство».

В Основном законе Федеративной Республики Германия 1949 г. об этом прямо сказано в абз. 1 ст. 116: «...Немцем по смыслу настоящего Основного закона является каждый, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качест­ве беженца, перемещенного лица немецкой национальности, а также супруга или потомка одного из этих лиц на территории Германской империи в границах, существовавших на 31 декаб­ря 1937 года».

Вторая волна конституционного закрепления прав и свобод личности относится к периоду первой четверти — середины XX в. и характеризуется широким включением в конституции социально-экономических прав и свобод, гарантирующих ин­тересы, прежде всего, тех, кто работает по найму, — права на труд и связанных с ним гарантий, включая социальное обеспе­чение трудящихся, а также прав и свобод социально-культурного характера — права на образование, на доступ к достижениям науки и культуры и г. п.

Третья волна обусловлена обострением во второй половине XX в, глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, и вступлением наиболее развитых стран в постиндустриальную эпоху. Отсюда появление таких прав, как право на здоровую окружающую среду, право на ин­формацию и т. п. На этом этапе происходит также постоянное совершенствование качества юридических формулировок прав и свобод.

Права и свободы. Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно. Извест­но, что субъективное право есть мера возможного поведения липа. В большинстве случаев, когда речь идет о субъективном нраве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обя­занность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья «обязанным субъектом» должны выступать учрежде­нии здравоохранения либо определенные практикующие меди­ки. Когда же говорится о свободе, запрещение эту свободу от­рицать или ограничивать обращено к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу. Скажем, если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятст­вующего ему публично говорить то, что хочет. Но часто встре­чается и другой подход. Например, согласно абз. 1 ст. И гер­манского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации», а согласно абз. 2 «это право может ограничиваться лишь законом или на основании закона». Следовательно, в данном случае свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говорится о праве свободно что либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части первой ст. 21 Конституции Итальянской Республики 1947 г. «все имеют право свободно выражать свои мысли в уст­ной, письменной и любой иной форме их распространения».

Разумеется, изложенное различие между правом и свободой достаточно условно.

Нрава, свободы и обязанности. Юридическая обязанность -это мера должного поведения. Человек должен подчиняться оп­ределенным правилам, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям. Ф. Энгельс по этому поводу довольно афористично заметил, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

В современной литературе можно встретить такой вариант этой идеи: права человека неотъемлемы и от выполнения обя­занностей не зависят, другое дело права гражданина, они тесно связаны с выполнением его обязанностей перед государством.

Думается, однако, что осуществление любого конкретного права или свободы нельзя обусловливать выполнением кон­кретной обязанности. Выполнение человеком и гражданином своих обязанностей — это общая предпосылка нормального су­ществования общества и государства.

Большинство демократических конституций ограничивают­ся установлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергся определенному расши­рению.

Авторитарные и тоталитарные конституции содержат до­вольно широкий перечень обязанностей граждан. Здесь обнару­жилась тенденция к конституционализации ряда обязанностей, характерных для других отраслей права. Например, обязанность блюсти дисциплину труда не является по природе своей обще­гражданской обязанностью: это элемент трудового договора, и распространяется такая обязанность только на лиц, работаю­щих по найму или, в крайнем случае, состоящих в производст­венных кооперативах, где соответствующая норма предусмотре­на уставом.

Вот примеры некоторых обязанностей граждан такого рода, установленных Конституцией Корейской Народно-Демократи­ческой Республики 1972 г.: «Граждане обязаны последователь­но блюсти законы государства, правила социалистического об­щежития и социалистические нормы поведения» (ст. 67); «Гра­ждане обязаны высоко нести дух коллективизма» (ст. 68) и т. д.

В некоторых случаях конкретные субъективные права и обя­занности имеют один и тот же объект. Например, согласно п. 1 ст. 35 испанской Конституции «все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд».

Наконец, следует отметить, что и конституционные обязан­ности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина.

Способыконституционного формулирования прав, свобод и обязанностей. Существуют два основных способа конституци­онного формулирования прав и свобод — позитивный и нега­тивный.

При позитивном способе конституция устанавливает, что субъект обладает определенным правом. Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъ­екту нарушать или ограничивать определенное право или опре­деленную свободу. Так, согласно поправке IV к Конституции США, «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением».

В современном демократическом государстве конституцион­ный статус личности опирается на следующие принципы:

равноправие;

права и свободы человека являются высшей ценностью;

личные права и свободы граждане имеют от рождения, и они не отчуждаемы;

осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

основные права и свободы гарантированы государством.

Классификация прав, свобод и обязанностей. Постоянное рас­ширение круга конституционных прав, свобод и обязанностей требует их определенной группировки (классификации), кото­рая осуществляется по различным критериям.

Один из наиболее распространенных критериев — это деле­ние на права человека и права гражданина (соответственно сво­боды и обязанности).

Другое основание классификации также связано с характе­ром субъектов прав, свобод и обязанностей. Речь идет о выде­лении конституционных прав свобод и обязанностей, а также разделении прав, свобод и обязанностей на индивидуальные и коллективные.

В науке конституционного права России большинство авто­ров выделяет три блока конституционных прав, свобод и обя­занностей:

конституционные права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.) — это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической обязанности со стороны государства в лице государственных органов, должно­стных лиц и других субъектов прав;

конституционные свободы — это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностны­ми лицами и субъектами права (право на жизнь, на достоинст­во, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую президен­том и правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чью-либо честь и достоинство;

конституционные обязанности — это предписанный и закре­пленный в конституции определенный вид и мера, необходи­мого (должного) поведения (обязанность платить налоги, со­хранять окружающую среду, защищать отечество).

Что касается индивидуальных и коллективных прав, инди­видуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне мо­жет осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осущест­влять невозможно. Например, право на забастовку — коллек­тивное.

В большинстве случаев права, свободы и обязанности чело­века и гражданина по характеру своему индивидуальны.

Что касается коллективных прав, то кроме уже названного права на забастовки, субъектами которого могут быть только трудовые коллективы либо профсоюзы, коллективными права­ми являются права разного рода меньшинств.

Следует учитывать, что между индивидуальными и коллек­тивными правами порой возникает объективное противоречие. Индивиды, принадлежащие к различным равноправным кол­лективам или иным общностям, могут встретиться с индивиду­ально различным объемом возможностей при реализации кол­лективного права. Например, если в парламенте равно пред­ставлены два территориальных коллектива, из которых один имеет вдвое больше избирателей, чем другой, то вес голоса ка­ждого избирателя большего коллектива будет вдвое меньше ве­са голоса избирателя из меньшего коллектива.

Эта проблема часто обостряется в конфликтных националь­ных отношениях. Лидеры национальных движений нередко стремятся поставить права национальной общности над инди­видуальными правами человека, что мы наблюдаем в настоя­щее время в некоторых постсоветских государствах. Такая узур­пация прав человека не дает возможности демократическим пу­тем разрешать конфликтные ситуации.

В проблеме соотношения индивидуальных и коллективных прав ориентиром должны служить неотчуждаемые индивиду­альные права. Не может быть правым тот, кто ущемляет права и свободы другого, во имя чего бы это ни делалось.

Наибольшее распространение имеет классификация по со­держанию соответствующих прав, свобод и обязанностей.

В соответствии с этим критерием принято разделять права, свободы и обязанности натри основные группы.

Первая группа — это личные, или гражданские, права, сво­боды и обязанности: право на жизнь, на личную неприкосно­венность и т. п.

Вторая — политические, связанные с участием в управле­нии обществом и государством: право голоса, свобода собра­ний, обязанность защищать родину и т. п.

Третья — экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязанность пла­тить налоги, право на образование, свобода творчества и т. п. Некоторые авторы третью группу делят на две: социально-экономические и социально-культурные права, свободы и обязан­ности.

Равенство прав, свобод и обязанностей представляет собой один из краеугольных камней конституционализма и имеет большое значение в качестве основополагающего демократиче­ского принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой.

Понятие равноправия не следует смешивать с понятием со­циального равенства. Равноправие это равенство прав, сво­бод и обязанностей. Социальное же равенство — это прежде всего равное отношение к средствам производства. Но возмож­ности обеспечить на деле такое равенство нигде и никогда не существовало с тех пор, как человек стал производить больше, чем потребляет. В то же время опыт демократических стран по­казал, что и в условиях социально-экономического неравенства равноправие вполне возможно.

Конституции различно формулируют принцип равнопра­вия — в ряде случаев прямо, иногда в виде запрещения дискри­минации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гаран­тируется равноправие женщин и мужчин, а также равноправие малочисленных и коренных народов.

Ограничения прав и свобод. Неизбежность определенных ог­раничений прав и свобод диктуется, прежде всего, необходимо­стью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства. Однако в демократическом обществе любые огра­ничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они пре­дусмотрены в конституциях.

Германский Основной закон, например, устанавливает в ст. 19 следующие общие правила ограничений провозглашенных в нем прав и свобод:

«1. Поскольку согласно настоящему Основному закону ка­кое-либо основное право может быть ограничено законом или на основании закона, такой закон должен носить общий харак­тер, а не относиться только к отдельному случаю. Кроме того, в законе должно быть названо это основное право с указанием статьи Основного закона.

2. Существо содержания основного права ни в коем случае не может быть затронуто».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.