Декан юридическогофакультета
Н. А. Юркевич___________________
«_____»__________________ 200__г.
Первый проректор КемГУ
Б.П.Невзоров___ _________________
«_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено
Ученым советом юридического фак-та
Протокол №___ от «___»_________200__г.
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета
Н. А. Юркевич_____________________
«_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено
Научно-методическим советом КемГУ
Протокол №___ от «___»_________200__г.
Председатель НМС, первый проректор КемГУ
Б.П.Невзоров ___________________
«_____»__________________ 200__г.
ОБСУЖДЕНО :
РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой теории и истории государства
и права
Б. Я. Бляхман ________________________
«_____»__________________ 200__г.
Председатель методической комиссии
___________________
«_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено
На заседании кафедры
Протокол №___ от «___»_________200__г.
Зав.кафедрой
Б. Я. Бляхман______________________
«_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено
Методической комиссией юрид. фак-та
Протокол №___ от «___»_________200__г.
Содержание
Рабочая программа по с/к «Проблемы теории государства и права»……………4
Список литературы………………………………………………………………….6
Методические указания для преподавателей, ведущих лекционные занятия со студентами юридического факультета……………………………………………15
Обучающие тесты…………………………………………………………………..17
Учебно-методические указания для студентов юридического
факультета КемГУ, занимающихся самостоятельной работой
и самоподготовкой по Теории государства и права ……………………..………20
Содержание курса лекций…………………………………………………………22
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра теории и истории государства и права
Утверждаю
Декан юридического факультета
канд. юрид. наук, доцент
Н.А. Юркевич
«__» ______________ 2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОБЛЕМАМ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА для специальности 030501 «Юриспруденция»
Факультет юридический
Курс пятый
Семестр 9
Лекции 24 часа
Практические
(семинарские)
Занятия
Самостоятельная работа 22 зачет 9 семестр
Всего 46
Составитель: канд. юрид. наук, доцент Бляхман Б.Я.
Кемерово 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Власть и ее виды. Особенности государственной власти 23
§ 1. Общая характеристика власти. 23
§ 2. Виды власти. 24
§ 3. Государственная власть. 25
§ 4. Компоненты государственной власти. 27
Глава 3. Государство и личность. 29
§ 1. Правовой статус личности в государстве. 29
Глава 3. Государство и этнос. 37
§ 1. Понятие и виды этноса. 37
§ 2. Этнические процессы в мире и развитие государственности. 44
§ 3. Социально-этническая структура населения России и проблемы государственности 48
Глава 4. Проблемы законных интересов. 54
§ 1. Спорные вопросы понятия «законный интерес». 54
§ 2. Соотношение законного интереса и субъективного права. 60
Глава 5. Стимулы и ограничения в праве. 69
§ 1. Стимулы и ограничения как информационно-психологические средства правового регулирования. 69
§ 2. Понятие, признаки и классификация правовых стимулов. 72
§ 3. Льготы и поощрения как особые разновидности правовых стимулов. 74
§ 4. Понятие, признаки и классификация правовых ограничений. 81
§ 5. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 84
Глава 6. Цели и средства в праве. 89
§ 1. Правовые цели: понятие, признаки, виды.. 89
§ 2. Использование правовых целей в российском законодательстве. 91
Глава 7. Проблемы конструирования правовой реальности. Правовая технология 100
§ 1. Предмет правовой технологии. 101
§ 2. Научная основа правовой технологии. 103
§ 3. Принципы и методы конструирования правовой реальности. 106
Глава 8. Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства. 114
§ 1. Международное право о взаимодействии с внутренним правом. 114
§ 2. Внутреннее право о взаимодействии с международным правом. 115
§ 3. Конституционное и международное право. 118
Глава 9. Прогресс в праве. 119
§ 1. Исторический прогресс и право. 119
§ 2. Ценность права. 121
§ 3. Основные тенденции в развитии права. 122
Глава 1. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
Общая характеристика власти
Как отмечалось ранее, одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.
Во-первых, присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть — явление социальное.
Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.).
Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.
В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.
В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм)- Они обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений.
В-пятых, власть - это интеллектуально-волевой процесс, т.е проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, по в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.
Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры.
В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.
Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.
Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой — не может существовать вне социальной среды.
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других. 3. Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения.
Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия.
Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Существует и структурно-функциональная интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности.
Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть.
Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность.
Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Виды власти
Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т. д.
Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; 6) внутри коллектива (организации); о) в отношениях между индивидами.
Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую, К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют политическую и государственную власть. Например, проф. М.И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государственная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле - власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же ученые, например проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров, различают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно ее звено — государство.
В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и недемократическую.
Известный социолог М. Вебер (1864- 1920) различал власть:
а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;
б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;
и) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.
Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей злите, например политические секты, мафиозные группы.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная — это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность — ее нравственную оценку.