Необходимость изучения влияния этнического фактора на развитие государственности диктуется не только академическим интересом к сложным и интересным проблемам, существующим в сфере межнациональных отношений, но также и теми последствиями этнополитических процессов в современном мире, которые воздействуют на положение во многих странах и на международные отношения. В самом деле, только за последние три столетия в истории человечества волны этнической активности до неузнаваемости меняли политическую карту мира, уничтожая прежнюю структуру мира, знаменуя возникновение десятков новых государств.
Первая волна этнической активности в XVIII в. привела к появлению на базе латиноамериканских колоний Испании, Португалии и Англии 20 новых государств, удвоив, таким образом, количество государств на нашей планете.
Вторая волна этнической активности возникла на волне национально-освободительного движения после Второй мировой войны. В результате рухнула колониальная система и за два десятилетия возникло 80 новых государств, вновь более чем, удвоив количество государств на нашей планете.
Наконец, развернувшаяся в конце XX в. новая волна этнической активности привела к разрушению СССР, Югославии. Чехословакии, возникновению Бангладеш, Восточного Тимера и др. И этот очередной процесс перекройки мира и утверждения новых государств далек от завершения.
Глобализация, информационная революция, относительно ослабляя государства и способствуя подъему национального самосознания во всех уголках планеты, поддерживают под знаменами национального самоопределения тенденцию к увеличению числа действующих лиц на мировой арене. Перед Второй мировой войной в мире насчитывалось около 50 государств, сейчас их более 250. При создании ООН в ней было представлено 51 государство, на сегодня — почти 190. Некоторые эксперты считают, что в будущем национальным меньшинствам окажется легче создавать независимые государства. По некоторым оценкам, через четверть века на Земле может существовать до 500 стран.
Проблема, однако, заключается в том, что подавляющее большинство новых, возникших после Второй мировой войны государств, составляют в начале XXI в. сообщество стран с углубляющимися и обостряющимися экономическими, социальными и культурными проблемами. Именно они - источник большинства нынешних глобальных проблем — политических, социальных, экономических и даже экологических.
Последние десятилетия богаты примерами того, как «развивающиеся» и новые страны замыкаются в своей отсталости. Их особенно много в Африке и Азии, но они весьма заметны и па территории бывшего Советского Союза, среднеазиатские республики которого, на протяжении десятилетий жившие за счет ресурсов, технологий и интеллектуального капитала России, сегодня представляют собой сырьевые экономики, дополненные полуфеодальной политической системой.
Как показывает жизнь, низкий человеческий потенциал жителей многих развивающихся и новых государств, авторитаризм их правителей, равно как и порожденное современной глобализацией серьезное снижение ценности ресурсов при росте значения технологий и знаний — все это делает необычайно трудной задачей успешное самостоятельное развитие этих стран. Именно там наиболее заметны сегодня непреодолимая отсталость, стагнация и даже деградация человеческого капитала.
Положение усугубляется еще и тем, что казалось бы чисто внутренние неудачи в экономическом и социальном развитии новых государств чреваты серьезными международными потрясениями.
Дело в том, что миллионы людей, чье мировоззрение сложилось под влиянием идей равенства и прогресса, не могут смириться с провалом концепции «самостоятельного развития», однозначно обещавшего новым независимым странам быстрый экономический рост и политическую стабильность. Неудачи «развивающихся» и новых стран подталкивают многих идеологов в таких странах искать объяснение своим неудачам в разного рода теориях «вины» бывших метрополий за нынешнее положение периферийных стран, концепции «долга за политику колониализма», сторонники которых считают, что отсталость может и должна преодолеваться посредством предоставления им разного рода помощи, что не способствует международному согласию и конструктивному поиску выхода из тупика. Властные элиты в развивающихся и новых странах готовы винить в своих бедах кого угодно, по только не собственные некомпетентность, корыстолюбие и коррумпированность. Эти регионы и их регресс обостряют проблему мирового неравенства; творимое там насилие откликается миллионами беженцев и переселенцев; дезориентированное население становится благодатной питательной средой для распространения экстремистских и террористических идей.
Распад в 1990-е гг. «биполярного мира» привел к высокой степени неструктурированности современной системы международных отношений. В наибольшей мере эта неструктурированность была порождена тремя обстоятельствами: во-первых, продолжительной подчиненностью всех политических процессов задачам «холодной войны»; во-вторых, резким ростом влияния экономических факторов в глобальной политике и, в-третьих, сокращением возможностей использования традиционной военной силы в конфликтных ситуациях.
Результат — эрозия правил поведения, организаций, межгосударственных связей, сложившихся под воздействием биполярности. Сочетание глобализации и распада старой международной системы увеличивает динамичность обоих.
Глобализация способствует стиранию грани между внутренней и внешней политикой государств. Энергетическая, научно-техническая, транспортная, социальная, экологическая политика все сильнее интернационализируется. Министерства иностранных дел постепенно утрачивают привычную роль единственного или даже основного представителя страны на международной арене. Все острее встает проблема институционального обеспечения, координации внешнеполитических линий различных ведомств, причем как внутри государств, так и между ними.
Старые организации, многие правила международного поведения становятся все менее эффективными, новые даже не успевают утвердиться. Так, в надежде ответить па новые вызовы и сохранить себя Организация Североатлантического договора (НАТО) приняла концепцию гуманитарной интервенции — и провалилась. США, скорее всего, не удастся закрепиться в роли единоличного мирового лидера — отсюда еще большая нестабильность. Все эти обстоятельства не были адекватно оценены и не получили отражении в ныне существующей системе международных институтов.
В исторической перспективе эти процессы ставят в повестку дня любого современного государства ряд проблем.
Первая группа проблем. Каковы дальнейшие пути и варианты социально-экономического и политического развития. Здесь возможно несколько вариантов. Либо в парадигме мировой эволюции заложен какой-то универсальный путь, которым сейчас идут некоторые рыночно-демократические страны и на который постепенно встанут все, либо рано или поздно произойдут размежевание, расхождение стран в диаметрально противоположных направлениях.
Вторая группа проблем связана с формированием нового мирового порядка, нового соотношения сил. Какова его связь с мировым историческим процессом, в какой степени он порожден реальными потребностями мирового развития? В чем проявится новая по существу специфика их взаимодействия? Что будет воздействовать в большей степени — императивы мирового развития, императив соразвития или новое соотношение сил, новые противоречия и новые конфликты?
И третья, последняя группа проблем — будущие международные конфликты. Каков будет их характер? Будут ли это столкновения цивилизационного плана? Станут ли они продолжением воздействия старых противоречий (преимущественно классовых, а также военно-политических), или же они будут больше связаны с экономической или экологической проблематикой? Закономерно поставить также вопрос о том, не будут ли они все больше и больше связаны с явно обозначающейся тупиковостью индустриального развития и, соответственно, необходимостью перехода на новые (может быть, качественно новые) формы эволюции, резко отличающиеся от старых?
Какие бы ни были ответы на эти вопросы, они не обещают современному миру ни легкого пути к успеху и процветанию, ни международной стабильности.
Эксперты фиксируют появление и кристаллизацию в современном мире трех центров экономико-политического влияния, которые сопровождаются формированием условно трех групп государств по признаку их развитости и возможных перспектив в будущем.
Первая группа — страны первого мира, уходящие в отрыв от всех остальных. Именно они в первую очередь смогли воспользоваться плодами информационной революции, большей финансовой и торговой открытости. Это — Северная Америка, Западная Европа, Япония (которая, правда, испытывает трудности), к ним могут примкнуть некоторые «новые индустриальные страны».
Вторая группа — большинство новых индустриальных стран, совершивших рывок в 1960—1990-е гг., но сейчас развивающихся недостаточно быстро, чтобы в обозримом будущем надеяться войти в «первый мир». Для этих государств, концентрирующихся в Восточной и Южной Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе, цель на обозримую перспективу — закрепиться на периферии развитого мира. Но вряд ли они, особенно государства Дальнего Востока и Южной Азии, надолго смирятся с ролью подчиненной политической периферии.
Третья весьма широкая группа — так называемые «падающие» государства (в Экваториальной Африке, Центральной Азии, ряде стран бывшего СССР), доля которых в мировом ВНП продолжает сокращаться. Информационная революция, экономическая глобализация затрагивают их лишь по касательной, анклавно. Большинство из этих государств не могут поддерживать элементарный порядок на своей территории, становятся жертвами бесконечных междоусобиц, рассадниками международного терроризма, наркотрафика, потенциальными источниками распространения «оружия массового поражения бедных» - биологического и химического. В ситуации растущей «прозрачности» современного мира, роста относительной уязвимости развитых обществ эти страны превращаются в растущую угрозу международной стабильности.