Граница России (региональная пограничная газета ФСБ России) 01.03.2011
Источник: http://www.svrpu.ru/psv/4079/150.shtml
Встречу камчатских журналистов с автором и исполнителем православных песен Светланой Копыловой открывал архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. На минувшей неделе Светлана дала концерт для жителей Петропавловска. До этого ее выступления состоялись в районах края.
Далеко не каждый читает Евангелие, в котором изложено Слово Божие. Причина в том, что его нужно услышать, чтобы понять. Для этого нужно иметь сердце подготовленное. Или услышать Слово Божие от такого сердца, которое его само услышало, пережило и талантливо сказало своему слушателю", - так представил журналистам Светлану Копылову Владыка Игнатий.
О себе, своем творчестве гостья полуострова рассказала во время пресс-конференции и в интервью нашей газете.
- Светлана, скажите, для камчатцев вы подготовили какой-то специфичный репертуар?
- Не скажу, что программа, с которой я каждый раз выхожу на сцену - стандартная. Когда мы с гитаристом Анатолием Ядрышниковым еще стоим за кулисами, он спрашивает: "С чего начнем?", я отвечаю: "Не знаю". Мы идем от желания зрителя. Многие, приходя на концерт, уже знакомы с моим творчеством, просят исполнить любимые песни. Но я все же стараюсь выдерживать и свою линию. Почти всегда присутствует монолог о младенцах, об ответственности родителей за их жизни и судьбы. Недавно я записала внеплановый альбом "Ювенальная юстиция, или Негражданская позиция", в который вошли три песни на эту тему.
- Что вас заставило обратиться к жанру православной песни?
- Я профессиональная актриса. У меня был период жизни, когда я писала песни для эстрадных исполнителей. Думаю, что он мне принес пользу, я обрела технику. Обращение к православию в творчестве связываю с приходом в мою жизнь духовного отца. Я и до этого 8 лет ходила в храм, правда, по воскресеньям, причащалась, сынишку приводила. А вот появление духовного отца изменило мое мировоззрение и отношение к Богу. В какой-то момент мне стало стыдно, что я трачу свой талант на какую-то ерунду, пустые песни. Попыталась углубиться во что-то серьезное. Первым опытом стала "Баллада о святых", потом появились другие песни, а затем я нащупала жанр песни-притчи. Это мой конек. Они представляют собой ненавязчивые истории, их язык понятен не только православным. Я получаю много писем от людей иных конфессий, неверующих, которые признаются, что им захотелось прийти в храм.
Однажды на мой концерт попал молодой человек, лет 25 - 27. Дожидаясь, пока я подписывала диски, долго стоял в стороне. Потом подошел и говорит: "Я вообще-то неверующий". Вижу, глаза его наполнились слезами, подбородок задрожал, и он добавил: "Был". Вот так. За один концерт.
Я не присваиваю себе славы первооткрывателя жанра. Это Господь через меня раскрашивает и умягчает человеческие сердца.
- Когда вы поете, что надеетесь получить обратно?
- Я не могу заставить человека верить. К вере ведет Господь тогда, когда каждый к этому готов. Я хочу, чтобы мои зрители на концерте стали немножко добрее, чтобы к ним пришло раскаяние. Помню, одна женщина после концерта признавалась: "Я все время чувствовала себя виноватой". Я думаю, это хорошо, когда начинают звучать покаянные струны души.
- Изменилось отношение к вам и вашему творчеству после того, как вы отказались от светских песен?
- Будучи актрисой, и скажу в шутку - "звездой" советского кино, я объездила полмира. Тогда я не имела счастья успеха, в моем сегодняшнем понимании, думаю, правильном. Когда я была молодой актрисой, мне хотелось славы, сейчас - отдачи, благодарности, которая подвигает творить еще больше.
- Вы видите себя в современном кинематографе?
- В последнее время я поставила крест на кино. Подчас предлагают такие роли, исполнять которые я не соглашусь ни за что на свете. Но не так давно мне попало в руки чудное произведение Ирины Денисовой "Две повести о любви". Прочитала и влюбилась в него. Оно о любви людей среднего возраста. В этой повести я вижу то, чего давно нет на экранах. Люди забыли об истинных чувствах, любви, жертвенности. К сожалению, на первый план выходят низменные страсти. Очень хочется, пока позволяет возраст, сыграть героиню Ирины Денисовой. Сейчас я ищу спонсоров для экранизации её повести.
- Светлана, скажите, когда вы обратились к православию, вам, красивой женщине, представительнице светской профессии актрисы от многого пришлось отказаться?
- Как правило, люди приходят к вере, сломя голову. Подобное имеет свое название - "неофитство". Женщины почему-то одеваются в длинные черные юбки, темные платки, водружают на плечи рюкзак и становятся эдакими странницами. Через перегибы все проходят. И ваша покорная слуга не является исключением. Представьте себе моего мужа, который женился на актрисе, яркой, с макияжем. И вдруг я за считанные дни превращаюсь в монашку, начинаю говорить ему, что этого и того делать нельзя, иначе мы погибнем. Конечно, немало дров я тогда наломала. Но, по прошествии времени, вся внешняя шелуха веры спала. Ведь, если честно, хочется надеть что-то модное, красивое. Сейчас я похожа на женщину, по-моему.
- Признаться, в привычном понимании исполнительница духовной песни должна выглядеть как-то иначе, а тут на афишах мы увидели…
- Обычную женщину? Да, концертные платья у меня есть интересные. Единственное, что я атрибутом костюмов для выступлений оставила - ободочек на голове. Ведь, как вы знаете, апостол Павел сказал, что женщина должна покрывать голову во время молитвы. Было время, я с батюшкой спорила: "Как же так, там же написано "моляще и пророчествующе"! Почему я должна носить этот платок?". А он ответил другими словами апостола Павла: "Молитесь непрестанно". Я не могу выходить на сцену в платке, вот и оставила его символом этот аксессуар.
- Ваше творчество - это добро, свет, теплота, которые Вы отдаете людям. Для вас это труд?
- Да, и одновременно радость. Когда отдаешь, Господь тебе возвращает больше.
- Для человека, который творит для людей, очень важно признание. Каждое из его проявлений - это победа. Вы можете назвать ту, которая стала самой значительной для вас?
- Я понимаю, что моя жизнь прожита не зря, когда исполняю песни перед заключенными. Вижу их глаза, наполненные слезами, подобревшие, потеплевшие. Думаю, ради этого стоит жить.
- А что вас трогает до слез?
- Это бывает очень редко. Я очень люблю творчество малоизвестной рязанской учительницы основ православия Софии Никулиной. Мне часто дарят диски, но мало какие из них трогают. А вот диск, который она мне передала, заставил меня плакать. Она настоящая поэтесса, ее музыка очень проникновенна, а поет она в стиле Анны Герман.
- Как появляются темы для ваших произведений?
- В моем репертуаре не только притчи, но обычные песни, баллады, легенды. Последнее - это евангельские мотивы. Не пересказ Евангелия, а его сюжеты, те, где присутствует Христос, зримо или незримо. Он меняет жизнь персонажей, от лица которых написаны эти песни. Как пишутся песни, однозначно ответить трудно. Например, песня "Город ангелов" была написана в самолете после того, как я побывала на кладбище в Беслане, где похоронены жертвы теракта. Мое сердце болело и отозвалось этой песней.
Сейчас я работаю над альбомом, в котором каждая песня об одной из десяти заповедей Божьих. Я и слушателей всегда прошу, если есть интересные идеи, присылайте, пожалуйста, на мой электронный адрес. Вы знаете, некоторые темы уже легли в основу песен.