Каждому из нас от Бога дан свой талант. И то, как мы его употребим, зависит от нас. Можно добиться популярности в любой сфере жизни, заработать много денег, славу, а можно послужить Господу… Этой женщине Господь подарил много талантов: актриса, поэт, композитор. Она пробовала использовать их по-разному, но настоящее счастье испытала только став полезной Господу.
27 февраля в концертном зале Донецкой филармонии состоялся концерт известного автора-исполнителя Светланы Копыловой. Под аккомпанемент гитариста Анатолия Ядрышникова композиции оживали и касались самых тонких струн человеческих душ. Зрители аплодировали стоя. О своих творческих планах, о взглядах на жизнь и о многом другом Светлана рассказала в интервью газете "Донбасс Православный".
- Светлана, это был ваш первый концерт в Донецке. И он был благотворительным.
- Меня пригласил отец Сергий Домшенко с целью помочь собрать средств для строительства храма Александра Невского. Отец Сергий изыскивает возможности, чтобы построить свой храм. А я собираю средства для строительства своего храма в селе Липовка.
- Большую роль в мотивах вашей деятельности играет личность уроженца этого села поэта Сергея Бехтеева.
- Да, но не главенствующую. Мне пришло письмо от писателя Владимира Немировича, который полюбил мое творчество. Он написал мне об этом и такую маленькую приписку сделал, что скоро у него выходит книга, плод одиннадцатилетних трудов о поэте Сергее Бехтееве.
Вскоре мне эту книгу дарят. Я ему пишу: "Мне подарили вашу книгу. Я летом ее обязательно прочитаю". Приходит ответ: "Это не та книга, которую надо откладывать до летних каникул". Я заинтересовалась, что это за книга такая, которую до летних каникул нельзя отложить.
Мало того, что я очень уважаю Сергея Бехтеева как поэта, но еще оказывается, что в его имении был чудный храм преподобного Сергия Радонежского. И этот храм в плачевном, полуразрушенном виде я увидела на черно-белых фотографиях. И больше я уже не могла ни спать, ни есть. Я поняла, что что-то нужно делать, и написала очень уважаемому мной архимандриту Рафаилу (Карелину), у нас с ним переписка.
Написала ему, что есть такой храм, как бы его восстановить, может быть собирать деньги на концертах? И сомнения очень большие были у меня, кто я такая - маленький человек, чтобы восстановить храм. Откуда у меня средства? И вдруг приходит ответ от отца Рафаила: "С духовной радостью прочел о вашем решении и намерении восстановить храм в имени поэта Сергея Бехтеева. Призываю на вас Божье благословение". И все. Я начала деньги собирать, сначала просто рассказывала на концерте. Потом какие-то видеоматериалы появились. Кстати, наглядные пособия лучше всего действуют на людей, когда они видят, каким храм был и какой он теперь вид имеет. Это очень вдохновляет.
- В нем уже совершается литургия?
- Мы планируем первую отслужить там на Пасху. А пока что служим в вагончике, который специально для этого приспособили, чтобы молитвы на этом месте уже были. Там сейчас акафист читается Сергию Радонежскому, воскресные и праздничные службы служатся. Надо же Господа просить, чтобы он строил. Не мы же строим, Господь строит.
- Сегодня вы вашим творчеством деятельно помогаете Церкви. Но в период воцерковления многие творческие люди проходят период отрицания своего прошлого занятия. Было ли у вас такое искушение?
- Искушение было очень сильное. Пригласили меня сняться в рекламе сигарет. Деньги очень большие предложили, а я уже ходила в храм, уже приступила к Таинствам, причащалась.
В то время с кино были очень большие проблемы. По профессии я актриса кино, какой-то период я не снималась. И когда мне предложили эту рекламу, я даже не пошла в храм, потому что понимала, что меня не благословят. И я снялась. После этого мне было не очень хорошо, пришла в храм и говорю: "Батюшка, я снялась в такой рекламе. Но я благословение не брала, потому что понимала - меня не благословят, но я не могла удержаться, каюсь".
Батюшка сказал, что нельзя служить Богу и Мамоне, что надо когда-то делать выбор в своей душе. Я собралась с силами, набрала воздух в легкие и сказала: "Я в таких рекламах больше не снимаюсь". И вы знаете, даже та реклама, в которой я снялась, не вышла, хотя деньги я получила. Искушение. Но все-таки маленькую жертву я принесла, отказавшись второй раз, и Господь стал столько на меня благодати изливать. Сегодня я как творческий человек все равно востребована.
- Вы никогда не планировали отказываться от своей профессии?
- Дело в том, что в какой-то момент это стало несовместимым. Если раньше я соглашалась практически на все и много ролей, за которые мне стыдно. Приходилось каяться на исповеди. Придя в храм, конечно, я стала более разборчива, стала от чего-то отказываться, и со временем отказов получилось больше, чем тех работ, на которые я соглашалась. Соглашалась я уже по принципу не навредить своей душе, не сыграть что-то вредное, поэтому работы в кино сошли на нет.
- Что привело Вас к храму?
- Как мне кажется, толчком была моя знакомая Марина, с которой мы встретились на каких-то кинопробах. Давно не виделись, по дороге назад она сказала, что ходит в храм, и рассказала мне свою историю, как она вернула мужа. Чудесным образом, через молитву, вернула его в семью. Я так была тронута этой историей, что мне тоже захотелось пойти в храм. Так что без каких-то потрясений. Довольно плавно. Как ребенок. Мне рассказали, и я поверила - пришла.
- Как отражается приход к Богу на творчестве?
- В кино я уже сниматься не могла, поскольку предлагали роли совершенно не соответствующие моему внутреннему миру, да еще у меня был такой этап в жизни, когда я писала песни для эстрадных исполнителей. Эти песни все-таки невредные, и я с их помощью зарабатывала. Писала стихи, музыку. Для Кристины Орбакайте, например, я написала и стихи, и музыку (песня "Где я пела" - прим. автора).
Но особенно изменилось мое творчество с приходом в мою жизнь духовного отца. Он появился, и я чувствую, что уже не могу писать песни пустые и глупые. Они тоже уже не соответствуют моему внутреннему состоянию. И тогда появилась мысль попробовать написать что-то духовное.
Вначале были баллады об иконах Божьей Матери и святых. Потом песни, а потом как-то "нащупался" интересный жанр песен-притч. Он передо мной открылся совершенно внезапно, опять-таки благодаря отцу Рафаилу (Карелину). Я читала его книгу "Путь христианина" и в одной из проповедей прочитала притчу о слезе грешника, и подумала, как было бы здорово, сделать из нее песню. И песня получилась, потом мне подсказали сюжет "Следы на песке". Потом еще что-то подсказали, я уже сама погрузилась в притчи, в книги, и даже Интернетом пользовалась, искала там какие-то интересные сюжеты. И буквально за Великий пост у меня родился альбом "Дар Богу".
- В вашем творчестве даже элемент журналистской работы присутствует, вы ищете темы…
- Да, потому что не все созревает в голове. Например, в альбоме "Дар Богу" "История жизни и смерти" можно сказать созрела, и то благодаря тому, что это Господь дает. В основном на стихи ложатся известные притчи. "Близнецы", например, популярная история, но она в Интернете рассказана в форме анекдота.
- Как важно для христианина найти своего духовника?
- Наверное, важно очень. Восемь лет я жила без духовника, но вы знаете, именно с его приходом в мою жизнь я могу назвать себя воцерковленной. Хотя и сейчас-то с натяжкой, но, тем не менее, с приходом духовного отца в моей жизни изменилось все, начиная с творчества, заканчивая отношением к службе, к причастию.
- Многие пытаются для себя отметить степень послушания духовнику.
- У меня такой батюшка, который никогда не будет себе подчинять. Он всегда совет дает. И даже сейчас я замечаю, что когда звоню ему, то говорю "Батюшка, мне нужно с вами посоветоваться", а не "Батюшка, как благословите поступить, так или так?" С другой стороны, сейчас по каким-то мелочам и пустякам стараюсь его не беспокоить. Вот есть у меня благословение на творчество мое, если есть какие-то спорные песни, я ему их показываю.
Например, "Цепочка хромосомная", одна из последних, которая вызывает очень большие споры. Потом есть четыре песни, из тех которые я ему показала, и он меня не то что не благословил, а отсоветовал, назвав причины, по которым он их не следует издавать. Они, с точки зрения чистоты Православия, "хромают". И я с ним согласилась и положила их в стол, потому что в этом смысле я считаю нужно слушаться более опытных людей.
- Какие-то сюжеты Вам духовник подсказал?
- Подсказал. Сюжет про монаха, только я немного по-другому интерпретировала. Я как-то все-таки по-своему делаю.
- Подходят ли к Вам после концертов за советом?
- Бывает, но я, конечно же, всегда говорю, что я не духовник и не священник, а эти вопросы лучше все-таки со священником решать. Но бывает, что приходят за советом, как-то по-женски спрашивают.
- Наверняка есть истории о том, как Ваше творчество помогло людям?
- Вы знаете, я собираю письма, которые приходят на мой сайт, и очень многие пишут о том, что они крестились или нашли дорогу в храм, или перешли в Православие из другой конфессии благодаря моему творчеству. Это очень и очень радует.
Конкретная история, в Твери, после концерта, подходит ко мне молодой человек, лет 27-ми, скромно стоит, ожидает пока я со всеми переговорю, всем раздам автографы. Походит ко мне последним и очень взволновано говорит: "Я случайно сюда попал. Вообще-то я человек неверующий… - вдруг у него дрожит подбородок, глаза наполняются слезами и он говорит: Был, был неверующим".
- В пост даете концерты?
- Да, но не увеселительные. Я стараюсь поменьше петь веселых песен. Люди после концерта подходят и говорят, что как будто на исповеди побывали. Мне кажется, что все-таки мои песни пробуждают какие-то покаянные чувства. Поэтому я даю концерты. Конечно, исключая Страстную седмицу и первую неделю поста.