- Одну песню вы посвятили моему земляку, человеку наисильнейшего духа иконописцу Григорию Журавлеву, от рождения лишенному рук и ног. Но в вашей замечательной песне, к сожалению, есть слова, которые режут слух. В песне поется, что «он человека был кусок». Уместно ли такое высказывание?
- Мне уже делали замечание по этому поводу. Да, говорить «кусок» о человеке - это грубо. Но мне важно было, чтобы слушатель сразу этим мощным и сильным образом представил человека без рук и ног. Чтобы пробило этим словом. В поэзии допустимо применить жесткие сравнения для более сильного воздействия. Самый безсердечный человек пробивается этим словом, и в нем рождается сострадание. А не для этого ли надо петь?
Я, к сожалению, не была на родине Григория Журавлева, в самарском селе Утевка, но надеюсь это восполнить. Мне суждено было встретиться с его иконой в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Там справа от алтаря в углу есть икона Георгия Победоносца, на которой выгравировано: «Эта икона написана зубами. Григорий Журавлев». Каким надо было обладать благородством души и силой духа, чтобы писать и восхвалять Спасителя, будучи с самого рождения физически неполноценным! Мы имеем руки, ноги, но, встречаясь с небольшим препятствием в жизни, сразу начинаем роптать на Бога. А Григорий Журавлев любил Господа такой чистой и нежной любовью, до которой нам, к сожалению, далеко.
Бывает, что человек вдруг уверовал в Бога, и начали на него различные неприятности сыпаться. И он уже в сомнениях, зачем, думает, я приблизился к Господу, раз такие напасти начались. Но понятно же, почему начались. Всякие препятствия чинятся, чтобы еще одна душа человека не прилепилась к Господу. Надо быть стойким, иначе все ни к чему, иначе душа обречена на погибель.
- В песне есть еще один образ - вы человеческую душу сравниваете с шаром…
- Эта ассоциация пришла из детства. У меня бабушка работала на сейсмической станции в Иркутской области и с работы приносила черные и белые резиновые шары. Они нужны были для измерения давления воздуха, что ли. Запах от них стоял такой резиновый-резиновый, до сих пор этот запах напоминает детство. Так вот, я выносила шары во двор, и вся ребятня по очереди надувала. Шар растягивался до огромных размеров, метра в четыре, и все еще не был полностью надут. А мы уже все уставали, не хватало силенок, так никогда нам даже всем двором не удавалось надуть шар до конца. Шар оставался мягким и огромным. Поэтому о душе этого человека хотелось сказать самыми родными и трогательными красками из детства. Поэтому и шар, а не шарик, поэтому и большой. Воздушный шар, на мой взгляд, образ, который выражает детство, восхищение жизнью и полет к Небу, стремление в высь.
Удивительно быстро писалась песня о Григории Журавлеве, на одном дыхании, за четыре часа. Вообще, творчество духовное дается мне легко. Я никогда не говорю, что это я написала. Настолько очевидно, что Боженька мне помогает, что было бы неприлично приписывать все себе. Я не люблю, когда Православный автор поучает своими песнями или, еще хуже, пророчествует. Поэтому жанр песни-притчи мне очень дорог, можно рассказать в таких песнях многое, но не умничая и не делая себя каким-то учителем для слушателя. Рассказываешь сердечно историю из Святого Писания или из духовной литературы, при этом не поучая. Надо суметь рассказать так, чтобы запало слушателю в самую душу.
«Строю храм в память о поэте»
У меня почта обширная. Много различных писем приходит и по электронной почте. И вот как-то пришло письмо от писателя Владимира Невяровича из Воронежа. В нем говорилось о том, что ему нравятся мои песни, что сам пишет и недавно издал книгу о поэте Сергее Бехтееве. Труд одиннадцатилетней кропотливой деятельности. Я это письмо как-то сразу выделила и в своей голове отложила, потому что творчество Бехтеева мне близко. Потом я была на гастролях в Санкт-Петербурге, и один батюшка там подарил мне книгу «Певец Святой Руси» Владимира Невяровича. Я как приехала, сразу отправила по электронке автору книги письмо, что мне подарили его книгу, и когда буду летом отдыхать, то прочту ее. Владимир ответил, что это не та книга, которую надо откладывать до летнего отпуска. Тогда я открыла книгу и так погрузилась в нее, что ее как-то прожила. За все переживала, а на одной из страниц увидела фотографию полуразрушенного храма. За Задонском было имение поэта, в котором строил храм сам Тихон Задонский. Бехтеев назван был в честь моего любимого святого Преподобного Сергия Радонежского. И так меня вся эта история за сердце тронула, я два дня себе места не находила. Такой красивый храм, с интересной историей - и лежит в полных развалинах… Стало обидно. Захотелось помочь восстановить из разрухи церковь. У меня ведется переписка с духовным писателем, молитвенником Архимандритом Рафаилом (Карелиным). Я написала ему в письме о своем желании восстановить храм и о том, что меня мучают сомнения. Все-таки рискованно за такое дело браться - сумею ли, а вдруг сатана меня путает и просто хочет посмеяться надо мной. Он же ответил мне, что с духовной радостью прочел о намерении восстановить храм в имении Сергея Бехтеева, и благословил меня. Концерт вскоре был в Москве, я на выступлениях стала рассказывать о разрушенном храме, об удивительном месте, о поэте Бехтееве. И за один концерт собрала пожертвований сорок пять тысяч рублей. Вот какой у нас в стране народ сердечный, отзывчивый, сразу откликнулись, и дела со строительством у нас пошли вовсю. Если взяться всем миром, то все спорится. Даст Бог, 8 октября пройдет первая служба. Но пока не в самом храме, а во временном, в вагончике. Уже и иконостас заказан, и различная церковная утварь, облачения для священников - все, что нужно для служб. Дали нам настоятеля - иеромонаха Аристарха из Задонской обители. Он сейчас занимается строительством храма, без чудес там не обходится. Как-то сел батюшка Аристарх в машину и поехал в Липецк, чтобы купить щебенку, но вдруг ему звонят строители и говорят, что привезли грузовик щебенки. «Как так, - удивляется батюшка, - я ведь только к вам еду». А ее привезли уже из той фирмы. Чувствуется, что Сам Господь помогает в воздвижении храма в имении Сергея Бехтеева.
…Зазвонил телефон, пошел разговор о новой книге. Первую Светлана издала в 2005 году под названием «Царская баллада», она посвящена святой Царской Семье. В новой книге собраны все песни, их можно будет не только прочесть как стихи, но и спеть при желании, потому что будут напечатаны и ноты. Название - как у последнего альбома, «Кисточка в Божьих руках».
- Светлана, какое в вас редкое сочетание и делового человека, и творческой личности, и при этом вы остаетесь просто красивой женщиной.
- А я еще и машину водить умею, - отвечает Светлана на манер кота Матроскина и сверкает при этом великолепной белозубой улыбкой.
Опять вокзал, перрон, вагон. Уезжаю из Москвы. Разговоры попутчицы о рынке. Купила она в Китае по нашим деньгам по сто двадцать рублей костюмы, а продала по семьсот. В шесть раз выручка, вот это бизнес. Разводит руками, как, мол, по-другому - жизнь сегодня такая. Морщинки у глаз какие-то хищные. Голос неприятный, будто пенопластом по стеклу.
Поезд стучит колесами, я укрылась теплым одеялом и слушаю плеер с песнями Светланы Копыловой. Уплываю то ли в сон, то ли в мелодии вальса, где Жизнь и Смерть ведут между собой разговор, даже и пьют коньяк… Вдруг попутчица с хищными морщинками интересуется, что я слушаю. Надеваю ей наушники, а сама засыпаю.
- Проплакала над вашими песнями всю ночь, - услышала я с утра и совсем не узнала говорившую. Это была та попутчица, что раскладывала жизнь по рыночным понятиям, но она как-то была совсем не такая. Лицо ее просветлело, стало простым и добрым.
- Так они не мои, - ответила я, с удовольствием разглядывая изменения в попутчице.
…Совсем другая женщина смотрела на меня, улыбаясь лучиками морщинок у глаз. От резких ноток в голосе не осталось и следа, а свою хищность она будто выплакала за ночь и стала беззащитной перед новым днем …
На снимках: Светлана Копылова; Светлана Копылова и звукорежиссер Юрий Катешев в студии, во время работы над новым диском; автограф Светланы Копыловой газете "Благовест" на диске с ее песнями.
Ольга Круглова
Светлана Копылова: «Желаю мира и любви, а главное — спасения!»
Вечный зов
(рос. православная газета) Октябрь 2008
Источник:
http://www.vzov.ru/2008/010/04.html
ИМЯ СВЕТЛАНЫ КОПЫЛОВОЙ ХОРОШО ИЗВЕСТНО не только в России, но и далеко за ее пределами. Песни, которые она исполняет, никого не оставляют равнодушными. Они задевают глубинные струны души человека, так как касаются вечных тем: любви, ненависти, дружбы, смерти, жизни вечной… Светлана — искренне верующий человек, и во всех ее произведениях присутствует Бог. Сегодня она — гость редакции.