Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политико-географические основы федерализма



И типы федераций

В современном мире существуют две главных формы административно-территориального устройства унитарная и федеративная. В унитарных государствах (их подавляющее большинство в современном мире) действует единая законодательная и исполнительная власть, единая конституция, общая система права, что создает предпосылки для усиления центральной власти на всей территории государства, во всех его АТЕ (провинциях, областях, районах и т.п.), которые не обладают сколь-нибудь значительным самоуправлением.

В федеративных государствах наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют и другие государственные образования республики, штаты, провинции, земли, контоны, располагающие собственными законами и органами власти, юридически обладающие определенной политической самостоятельностью и входящие в одно союзное федеративное государство. Федеративные государства представляют собой либо союзы государственных образований -субъектов федерации (США, Канада, Аргентина, Бразилия, ФРГ, Австрия), либо, в ряде случаев, сообщество территориальных единиц союзного подчинения (Австралия, Индия). Составные части федераций имеют право принимать собственную конституцию, издавать в пределах своей компетенции законодательные акты, которые действуют в их административных границах. Субъекты федерации могут иметь свои правовые и судебные системы, которые строятся обычно по единому для всех федераций образцу. Законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру, где нижняя палата является органом общесоюзного представительства, избираемым по округам с примерно равной численностью населения, а верхняя – представляет интересы субъектов федерации и формируется путем выборов или назначением равного количества депутатов от каждого образования. Таким образом, определение федерализма, основывается на наличии трех критериев:

· двухзвенной территориальной структуры государственного управления;

· гарантий самостоятельности двух уровней управления в пределах их компетенций;

· наличие сфер деятельности, в которых низшее, региональное звено не зависит от высшего, общенационального (федерального).

Важным принципом федеративных образований является конституционное обеспечение участия регионов в процессе принятия решений на общенациональном уровне и право регионов на сохранение своих особых позиций и роли.

Федерациями, согласно конституциям, являются 24 страны мира, среди них такие крупнейшие как США, Россия, Индия, Бразилия и др., всего в них проживает более трети мирового населения. Еще 22 государства юридически не являются федерациями, но их государственное устройство включает элементы федерализма. По географическому признаку эти квазифедерации подразделяются на:

· западноевропейские демократические государства с длительными традициями регионализма (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды и др.);

· многонациональные страны Азии и Африки с компактно проживающими этническими меньшинствами (Мьянма, Гана, Намибия, Судан, ЮАР, Танзания); образованные на основе соглашений между их составными частями, имеющих конституционную силу;

· малые островные государства, созданные в процессе деколонизации и слабоинтегрированные (Антигуа и Барбуда, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Фиджи).

Федеративные соглашения встречаются в двух формах: 1) федераций в которых любое изменение в их внутреннем устройстве может быть проведено только при условии взаимного согласия обеих сторон; 2) ассоциированных государств, в которых или основное, или присоединившееся государство могут в одностороннем порядке разорвать союз в соответствии с процедурами, установленными в учредительном акте. Редкой формой государственного устройства является конфедерация, при которой государства, ее образующие, полностью сохраняют свою независимость и суверенитет, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных сферах (военной, внешнеполитической и др.). Исторически в такой форме была создана Швейцария, но фактически она является теперь федеративной парламентской республикой, где каждый из кантонов, входящих в ее состав, имеют свою конституцию и местный парламент.

Основными факторами формирования федераций выступают:

· геополитические, для совместного противостояния внешней угрозе, с учетом особенностей расположения составных частей страны по отношению к потенциальным союзникам и противникам;

· экономические, в целях реализации выгод объединения государственных территорий, создания более широкого рынка, освоения богатых природных ресурсов);

· этнотерриториальные, основанные на признании прав компактно размещенных этнических групп, устранении допущенных к ним исторических несправедливостей.

Современные федеративные государства существенно различаются по численности субъектов федерации, размером территории и численности населения, уровню развития и жизни в отдельных регионах (табл. 9).

Таблица 9

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.