В современном мире существуют две главных формы административно-территориального устройства –унитарная и федеративная. В унитарных государствах (их подавляющее большинство в современном мире) действует единая законодательная и исполнительная власть, единая конституция, общая система права, что создает предпосылки для усиления центральной власти на всей территории государства, во всех его АТЕ (провинциях, областях, районах и т.п.), которые не обладают сколь-нибудь значительным самоуправлением.
В федеративных государствах наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют и другие государственные образования –республики, штаты, провинции, земли, контоны, располагающие собственными законами и органами власти, юридически обладающие определенной политической самостоятельностью и входящие в одно союзное федеративное государство. Федеративные государства представляют собой либо союзы государственных образований -субъектов федерации (США, Канада, Аргентина, Бразилия, ФРГ, Австрия), либо, в ряде случаев, сообщество территориальных единиц союзного подчинения (Австралия, Индия). Составные части федераций имеют право принимать собственную конституцию, издавать в пределах своей компетенции законодательные акты, которые действуют в их административных границах. Субъекты федерации могут иметь свои правовые и судебные системы, которые строятся обычно по единому для всех федераций образцу. Законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру, где нижняя палата является органом общесоюзного представительства, избираемым по округам с примерно равной численностью населения, а верхняя – представляет интересы субъектов федерации и формируется путем выборов или назначением равного количества депутатов от каждого образования. Таким образом, определение федерализма, основывается на наличии трех критериев:
· двухзвенной территориальной структуры государственного управления;
· гарантий самостоятельности двух уровней управления в пределах их компетенций;
· наличие сфер деятельности, в которых низшее, региональное звено не зависит от высшего, общенационального (федерального).
Важным принципом федеративных образований является конституционное обеспечение участия регионов в процессе принятия решений на общенациональном уровне и право регионов на сохранение своих особых позиций и роли.
Федерациями, согласно конституциям, являются 24 страны мира, среди них такие крупнейшие как США, Россия, Индия, Бразилия и др., всего в них проживает более трети мирового населения. Еще 22 государства юридически не являются федерациями, но их государственное устройство включает элементы федерализма. По географическому признаку эти квазифедерации подразделяются на:
· западноевропейские демократические государства с длительными традициями регионализма (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды и др.);
· многонациональные страны Азии и Африки с компактно проживающими этническими меньшинствами (Мьянма, Гана, Намибия, Судан, ЮАР, Танзания); образованные на основе соглашений между их составными частями, имеющих конституционную силу;
· малые островные государства, созданные в процессе деколонизации и слабоинтегрированные (Антигуа и Барбуда, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Фиджи).
Федеративные соглашения встречаются в двух формах: 1) федераций в которых любое изменение в их внутреннем устройстве может быть проведено только при условии взаимного согласия обеих сторон; 2) ассоциированных государств, в которых или основное, или присоединившееся государство могут в одностороннем порядке разорвать союз в соответствии с процедурами, установленными в учредительном акте. Редкой формой государственного устройства является конфедерация, при которой государства, ее образующие, полностью сохраняют свою независимость и суверенитет, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных сферах (военной, внешнеполитической и др.). Исторически в такой форме была создана Швейцария, но фактически она является теперь федеративной парламентской республикой, где каждый из кантонов, входящих в ее состав, имеют свою конституцию и местный парламент.
Основными факторами формирования федераций выступают:
· геополитические, для совместного противостояния внешней угрозе, с учетом особенностей расположения составных частей страны по отношению к потенциальным союзникам и противникам;
· экономические, в целях реализации выгод объединения государственных территорий, создания более широкого рынка, освоения богатых природных ресурсов);
· этнотерриториальные, основанные на признании прав компактно размещенных этнических групп, устранении допущенных к ним исторических несправедливостей.
Современные федеративные государства существенно различаются по численности субъектов федерации, размером территории и численности населения, уровню развития и жизни в отдельных регионах (табл. 9).