Наряду с рассмотренными выше ключевыми категориями политической географии («территориально-политическая организация общества», «территориально-политические системы», «государственная территория» и др.) важную роль в политико-географических исследованиях играют другие категории – политическое пространство и политико-географическое положение, геополитическое поле и контроль над пространством, геополитические интересы и геополитические коды, геополитическая ориентация и экспансия и т.д. Их правильное понимание и применение необходимо не только для академического истолкования сложных процессов современного мира, но и для практического применения. В общественной практике и средствах массовой информации при решении вопросов государственного устройства и международных отношений.
Важной категорией является «политическое пространство» – территория очерченная границами – выступающее одним из главных признаков государства (наряду с носителем политических отношений – постоянным населением, и системой государственной власти, сформированной путем свободного волеизлияния народа выборным путем, или основанной на исторических традициях (монархия). В политической географии важную роль играют пространственные отношения между государствами, которые регулируются границами. Территориальную и национальную идентичность границ изучает раздел ПГ – географическая лимология (от лат. limes – граница). Необходимым элементом раскрывающим особенности политического пространства и ТПС разного иерархического уровня является «политико-географическое положение» (ПГП). Оно раскрывает особенности положения исследуемого объекта к внешним данностям политического свойства, например, положение страны, региона мира по отношению к геополитическим и мирохозяйственным центрам, интеграционным образованиям, к соседним государствам, очагам конфликтов и т.п. С учетом иерархического уровня проводимого анализа выделяют:
· макро-ПГП – положение государства в мировой геополитической структуре, относительно крупнейших геополитических центров (стран и регионов), играющих ведущую роль в мировом развитии;
· мезо-ПГП – положение страны в данном геополитическом регионе мира;
· микро-ПГП – по отношению к непосредственным странам-соседям.
Через ключевые характеристики (периферийности, срединности, центральности, территориальной смежности (соседства) и другие (межконтинентальность, субконтинентальность), раскрываются ключевые параметры политического пространства и государственной территории (конфигурация, глубина, компактность, степень пограничности и др.).
Политическое пространство, контролируемое государством или их союзом, называют также «геополитическим полем», выделяя его несколько иерархических уровней (Плешаков, 1994):
· эндемичное (местное) поле – пространство, контролируемое государством продолжительное время, национально-государственную принадлежность которого признают соседи;
· пограничное поле – территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически и экономически освоенная, имеющая слабые политические связи;
· перекрестное поле – пространство, на которое претендуют несколько сопредельных государств, часто населенное этническими однородными (или близкими) национальными группами;
· тотальное поле – непрерывное пространство, находящееся под контролем титульной национальной общности;
· опорная точка (место) – территория, находящаяся вне тотального поля, контролируемого данным государством, коммуникации к которой проходят по территории других государств.
С глубокой древности известны различные формы контроля над освоенным политическим пространством. Это политический, военный, экономический, коммуникационный, религиозный и других видов контроль. Как механизмы, так и формы контроля над пространством изменяются со временем. Концепция сплошного контроля над пространством сменяется контролем над коммуникационными линиями, информационными и другими потоками. Военный контроль отодвигается на второй план в пользу экономического, технологического и культурного контроля.
Контроль над пространством часто обосновывается «геополитическими интересами» (государственными, коалиционными (межгосударственными) и др.). Основу государственных интересов составляют сохранение политической независимости и суверенитета, военно-политической неприкосновенности, обеспечение безопасности и территориальной целостности, укрепление международного авторитета, рост благосостояния граждан и культурный прогресс общества. В условиях нарастающей глобализации все большее число государств стремятся защитить свои интересы, ведут целенаправленную деятельность по укреплению геополитической и геоэкономической мощи страны. На основе геополитических интересов формируются «геополитические коды» страны, как совокупность стратегических представлений их политических элит и населения о геополитической структуре (картине) мира и способах взаимодействия этой страны с внешним миром. Это своеобразные «кодексы» формирования внешней политики, приоритетов в международных отношениях, принципов отбора стратегически важных партнеров и ранжирования стран по их геополитической важности. С учетом масштаба разрабатываемых стратегий деятельности различают три территориальных уровня геополитических кодов – локальный, региональный и глобальный. На локальном уровне проводится оценка ближайших соседей, приграничных государств, на региональном – государств, входящих в определенный геополитический регион. Разработка глобального геополитического кода характерна для крупных государств, которые имеют глобальные интересы и стремятся к мировому лидерству. Однако, переход от «геополитики силы» к «геополитике взаимодействия» требует от всех стран, независимо от их размера и геополитического потенциала определения своего места в глобальной мировой системе, ключевых функций и меры ответственности за поддержание геополитической стабильности в мире.
Современное геополитическое пространство отличается сложным переплетением геополитических интересов и противоречий, с одной стороны, и ускоренной интернационализацией, развитием различных форм сотрудничества и кооперации – с другой. В этих условиях важным составным элементом геополитического кода (кодекса) страны является определение «геополитической ориентации» – выбора ключевых союзников, набора основных методов и форм политической, экономической, культурной и информационной деятельности по отстаиванию своих геополитических интересов в динамично изменяющейся системе мировых и межстрановых взаимоотношений. Другой производной категорией от геополитических интересов и составной частью геополитического кода, выступает категория «экспансии», под которой понимаются не только борьба за территориально-сырьевые ресурсы, территориальные приобретения или установленные сферы военно-политического или экономического влияния. Все большую роль начинают играть культурно-цивилизационные, этнорелигиозные, информационные и экологические (трансфер загрязнений, перенос «грязных» производств) формы экспансии различных государств. Однако, в ХХI веке по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса (особенно энергоносителей), роста народонаселения, сокращения плодородных земель, нехватки водных ресурсов и рост экологического напряжения, в мировых геополитических отношениях все больше проявляется жесткий вариант различных форм территориальной экспансии.
Правильное понимание и применение рассмотренных выше категорий политической географии, несомненно, будет способствовать усвоению основных проблем политической географии и реализации ее познавательных, идеологических, управленческих и прогностических функций.