3.1. Структура государственной территории и типы государств
Государственная территория (ГТ) выступает естественной средой обитания населения и функционирования государства. Она, в пределах государственных границ, охватывает часть поверхности земной суши, внутренние и территориальные воды, простирающееся над сушей и водами воздушное пространство с присущими им природными, а также созданными человеческой деятельностью свойствами и ресурсами. ГТ как особого вида ресурс характеризуется протяженностью (площадью), особенностями географического положения, определенными типами природных ландшафтов, уровнем хозяйственной освоенности и т.д. В пределах государственных границ территориально совмещены все структуры и системы управления страны, что обеспечивает целостность территориальной организации общества, развития производительных сил и культурного строительства. В прошлом размеры территории государства и ее приращение воспринимались как символ могущества и залог геополитической мощи.
Однако проведение политики максимального территориального роста в последующем развитии страны часто порождает проблемы эффективного использования территории из-за нехватки ресурсов (демографических, экономических и др.) для ее освоения, наличия природных барьеров и ограничений (горные, пустынные районы, зона вечной мерзлоты), делающих часть территории малоприятной для жизнедеятельности и экономически эффективного хозяйственного освоения. Может возникнуть также проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма, подвергается территориальной дезинтеграции и распаду. Поэтому, несмотря на важность территориального ресурса, сама по себе большая площадь еще не гарантирует государству экономического процветания. Для политико-географической оценки важны не только размеры территории, но и ее качественные характеристики.
В состав территории государства, наряду с сушей и внутренними водами, входят территориальные воды Мирового океана в пределах которых государство обладает юридикцией в полном объеме. Большая часть приморских государств (121) имеет территориальные воды от 3 до 12 миль, 6 – от 15 до 50 миль, а 13 – объявили установление 200-мильной зоны территориальных вод (латиноамериканские и некоторые африканские страны). Поскольку в 200-мильной зоне расположены основные рыбопромысловые районы, подводные ресурсы континентального шельфа многие страны устанавливают «зоны исключительного рыболовства» (4 – на расстоянии до 12 миль, 41 – от 20 до 200 миль и 93 – в пределах 200 морских миль (1990 г.) и «экономические зоны». В границах 200-мильной прибрежной экономической зоны прибрежные государства имеют суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов и недр, а другие страны пользуются свободой судоходства, имеют возмездный доступ к излишкам рыбопромысловых ресурсов. Экономической принадлежностью государства является и континентальный шельф (примыкающая к государственной территории часть морского дна до глубины 200 м, но не более 350 миль от берега или 100 миль от изобаты в 2500 м), где страны имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию естественных ресурсов недр и дна моря, но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию, где остальные государства пользуются свободой судоходства и воздушных полетов, могут прокладывать кабели связи и трубопроводы. Таким образом осуществление различных форм контроля над экономическими зонами и континентальным шельфом зачастую превышает сухопутную территорию приморских государств и увеличивает их ресурсный потенциал. Для стран, не имеющих выхода к морю (30 государств), предоставляется право свободного транзита через территорию других государств, а их судна должны быть трактованы в портах наравне с суднами прибрежных государств.
В целом территориальные ресурсы неравномерно распределены между государствами и частями света. При росте интенсификации использования территории возникают проблемы перенаселенности, экологические проблемы совмещения различных функций на одной территории. Емкость территории отражает предел числа функций и нагрузки на нее при дополнительных вложениях. Если среднюю мировую обеспеченность населения территорией принять за единицу, то распределение этого показателя отличается значительной дифференциацией (табл. 3).
В политической географии применяется классификация стран мира по размерам их площади (табл. 4). Группа крупнейших стран, размером более 2,5 млн. км2, объединяет всего 9 государств, но вместе они занимают 55,8% поверхности суши, а на долю самой многочисленной группы очень малых стран менее 30 тыс. км2, приходится всего 1,3 %.
Оценивая государство по величине его территории необходимо брать во внимание наиболее освоенную – эффективную территорию, где функционируют основные экономические ареалы, центры, системы коммуникаций и экологические сети. Так, например, более 1/3 территории Австралии занимают пустыни, около 3/5 площади России расположено в трудных для проживания и ведения хозяйства районах.