Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Страны-экстремумы по размерам государственной территории



Макрогосударства Минигосударства
Страны Площадь территории, млн. км2 Страны Площадь территории, км2
Россия 17,1 Ватикан 44 га
Канада 9,9 Монако 1,6
Китай 9,5 Науру 21,3
США 9,3 Тувалу 30,0
Бразилия 8,5 Сан-Марино
Австралия 7,7 Лихтенштейн
Индия 3,2 Мальдивы
Аргентина 2,8 Гренада

Величина государственной территории выступает не единственным элементом ее морфологических особенностей. Важным параметром является конфигурация и форма территории страны, которая оказывает влияние на общественное развитие и территориальную организацию жизнедеятельности страны. Так, компактная форма способствует большей интегрированности территории, равноудаленной доступности отдельных регионов и меньшей растянутости коммуникаций, меньшими затратами на обустройство границ и системы пропускных пунктов. В свою очередь государства неправильной, вытянутой формы или территориально разобщенные (расположенные на архипелагах, имеющие эксклавы) с коммуникациями большой протяженности, труднодоступными районами оказываются более уязвимыми, в них труднее обеспечить равномерное экономическое развитие, организовать охрану государственной границы, в удаленных районах населенных этническими меньшинствами может развиваться сепаратизм. Например, Болгария и Куба – страны с примерно равной площадью – имеют компактную и вытянутую конфигурацию, что оказывает влияние на особенности территориальной организации хозяйства и общественно-политических процессов.

На основе конфигурации и форм распределения государственной территории в политической географии выделяют несколько типов:

1) государства вытянутой или «неправильной» формы, например, Чили, Норвегия, Швеция, Вьетнам, Италия, Панама, Того, Гамбия), территория которых протянулась вдоль морского побережья или долины крупных рек на многие сотни километров, что затрудняет управление, ограничивает доступность к политическому центру страны и т.д. Расположенная в центре столица Чили – Сантьяго имеет слабые экономические связи с пустынными районами северного пограничья с Перу и Боливией, а также полярно-морскими районами Огненной Земли Территория Хорватии, форма которой напоминает подкову, была весьма уязвима при этнических конфликтах, что затрудняло территориальные связи. Большая протяженность Италии с севера на юг также признается одной из причин экономической дифференциации страны;

2) государства с компактной территорией, имеющие форму близкую к квадрату или кругу (Франция, Испания, Польша, Венгрия и др.), при которой наблюдается равноудаленность всех приграничных районов от центра страны, от центра страны, относительно короткая государственная граница, развитая сеть менее протяженных коммуникаций обеспечивает эффективный контроль и экономическое развитие территории. Следует, однако, учитывать, что при относительно благоприятной внешней форме на территории страны могут находиться крупные природные барьеры и трудно доступные районы, что затрудняет функционирование государства. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд, пустынные районы Египта слабо заселены и частично изолированы от главной полосы расселения по долине и дельте Нила, что порождает обособленность и автономизм пограничных с Суданом районов (Халаиб).

3) фрагментированные государства, состоящие из нескольких частей, разделенных территорией других стран или международными водами (государства-архипелаги – Индонезия и Филиппины, «расчлененный» Пакистан в 1947-1971 годах, «двойная» Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан). В условиях значительной удаленности различных частей страны возникают проблемы государственного управления и обороны, поддержания постоянных коммуникационных линий, обеспечения контактов и экономических связей и т.д. На изолированных территориях возникают сепаратистские движения (остров Минданао на южной окраине Филиппин), внутренние конфликты (остров Суматра в Индонезии), споры о положении столицы и др.; к данному типу можно отнести также США, где штаты Аляска и Гавайские острова отделены от основной территории, что помимо доступа к богатым природным ресурсам (Аляска) и возможности создания баз стратегического контроля (Гаваи) требует значительных затрат на обеспечение постоянных коммуникационных линий, порождает экологические проблемы при транспортировке сырья из арктической зоны (трансаляскинский нефтепровод, аварии танкеров у тихоокеанского побережья);

4) государства, имеющие в своем составе энклавы/эксклавы[1] - небольшие районы, отрезанные от основной территории государства зем- лями других стран, или расположенные внутри территории других государств. На постсоветском пространстве энклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, отделенная от него территорий Армении, расположенная на стыке границ Ирана и Турции. Подобное положение занимает провинция Кабинда, отделенная от Анголы территорией ДР Конго, район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива, отделенный от Омана территорией Саудовской Аравии, владения Испании на территории Марокко-Сеута и Мелилья, отделенные водами Средиземного моря. Эксклава , в свою очередь, является частью другого государства и расположена внутри территории данной страны. Такая территория исключена из национального пространства данной страны, но одновременно окружена им со всех сторон. Эксклавы представляют собой локальныне сообщества, сохранившие этническую однородность, но исторически «отрезанные» или изолированные от «общеэтнического поля» (например, испанская область Llivia на территории Франции, немецкая область Buesingen в Швейцвпии, бельгийская эксклава Baarle в Голландии и др.). Энклавы/эксклавы часто играют роль стратегических форпостов (Калининградская область – западный форпост России), важных экономических баз (Кабинда – главный производитель ангольской нефти), однако, они уязвимы с военной точки зрения, экономические связи могут быть перекрыты или затруднены соседними государствами.

При анализе государственной территории и ее морфологических особенностей важно также учитывать характер исторических особенностей формирования государства. Большинство государств сформировалось эволюционным путем, когда из исторического ядра шло хозяйственное и культурное освоение сопредельных в этническом отношении территорий, или же расселение более многочисленного и развитого этноса распространялось на другие территории. В истории известны случаи, когда государство возникло в результате «исторического броска», переселения крупной этнической группы на новые территории (например, Венгрия в 1Х веке). В свою очередь большинство сторон Северной и Южной Америки возникли в результате «движений мирового масштаба», как массового переселения и колонизации земель Нового Света различными этническими группами и народами (страны «переселенческого капитализма»).

 

3.2. Морфологические особенности территории и модели государств.

 

Для характеристики компактности и других морфологических характеристик государственной территории в политической географии применяются различные количественные параметры.

Компактность территории можно определить путем сопоставления длины границ и площади территории государства с помощью индекса :

(1)

где S - площадь территории, L - длина государственных границ.

Компактность территории можно выразить показателем индекса ( ) длины государственных границ в расчете на 100 км2 площади:

(100 км2), (2)

однако его недостатком является зависимость от размеров территории, а также в том, что горные страны с извилистыми границами будут иметь, при равной территории, большее значение индекса, чем равнинные страны.

Возможно определение компактности территории на основе сравнения ее формы с идеальными фигурами (круг, квадрат). Для этих целей может применяться индекс Хаггета-Хортона ( ) :

(3)

где S – площадь государственной территории (км2), Lmax – самая длинная линия, проходящая через центр территории (диаметр описанной окружности) в км. варьирует от 0 до 1, для квадрата его значение равно 0,64, трехугольника 0,42, шестиугольника 0,83.

Для оценки компактности применяется также индекс вытянутости ( ) территории:

(4)

Предложенные индексы позволяют количественно оценить компактность конфигурации государственной территории. Малокомпактные территории, как правило, менее эффективны, поскольку это ведет к увеличению протяженности границ, удлиняются все коммуникации, затрудняются связи между отдельными регионами. Если при этом и столица государства расположена не в центре, а на периферии страны, то это может осложнять процессы освоения и управления территорией.

Положение столицы, ее ранг в системе расселения, политические и экономические функции, определяют во многом эффективность управления и контроля над всей государственной территорией. Морфологический подход при анализе ранга, функций и положения столиц, рассматривает эти характеристики по отношению к историческому ядру государства. По этому признаку столицы можно разделить на три группы:

· столица постоянная, называемая также столицей исторической, которая выполняет функции главного административного, хозяйственного и культурного центра страны на протяжении нескольких столетий, расположена в историческом ядре государства (Лондон, Париж, Рим, Афины, Москва и др.);

· столица назначенная, которая установлена на основе принятых решений законодательной власти в новое время. Такой тип характерен для некоторых стран переселенческого капитализма (например, в Австралии за роль столицы конкурировали Мельбурн и Сидней, компромиссным решением было строительство новой столицы Канберры на территории федерального округа, выделенного из Нового Южного Уэльса, равноудаленной от конкурирующих центров). В молодых постколониальных странах, функции столиц приняли главные города, которые были центрами колониальной администрации, некоторые из них перенесли столицы в новопостроенные города (Нигерия, Бразилия и др.);

· столицы разделённая функционирует в государствах, где функции управления не сконцентрированы в одном центре, а разделены между несколькими городами, что является часто следствием исторических компромиссов (в ЮАР после второй бурской войны Претория стала штаб-квартирой правительства, а Кейптстаун – парламента, соперничество в Боливии между крупнейшим городом Ла-Пас и конституционной столицей Сукре привело к тому, что правительственные учреждения размещены в двух центрах, в Голландии парламент размещается в Гааге, а королевская резиденция в официальной столице (Амстердаме);

Функциональный ранг столицы можно определить на основании положения, которое она занимает в общей системе городского расселения страны. Количественно функциональный ранг можно выразить индексом пропорциональности ( ), определяемом как отношение численности населения столицы к численности крупнейшего города страны:

= (5)

где - численность населения столичного центра (принимая что столица является крупнейшим городом), - количество жителей крупнейшего (второго после столицы) города. Согласно правилу величины и очередности центров городского расселения в единой системе (Р1 = Р1, Р2 = Р1/2, Р3 = Р1/3 Рn = Р1/n) в исследованиях ранга столицы принимается, что при Df < 1,5 столица занимает «непривелигированное» положение (непропорциональный ранг, в странах, где не является главным (крупнейшим) городом; при 1,5 > < 2,5 функциональный ранг определяется как пропорциональный, а при Df > 2,5 – доминирующий.

Как отмечалось, идеальным положением столицы является ее локализация в центре. Количественную оценку ее реального положения можно получить на основании индекса эксцентричности ( ):

, (6)

где CS - расстояние от столицы до центральной точки государственной территории (геодезической, геометрической или центра наивысшего демографического потенциала), R - средняя арифметическая длины 4 диагоналей, проведенных через центр до границ государства через 45о. При значении индекса эксцентричности Es= 1 положение столицы центральное, при О < Es ≤ 50 - относительно центральное, при 50< Es< 100 - промежуточное, а при Es ≥ 100 - периферийное (Lisowski, 1983).

Важными морфологическими характеристиками ГТ является также средняя удаленность от побережья морей, извилистость береговой линии, доступность выхода в открытый океан (наличие только двух таких районов в бывшем СССР – Кольский полуостров и Камчатка определили локализацию баз подводного ядерного флота ВМС), наличие удобных бухт для строительства портов и др. Эти отличительные особенности можно измерить индексом приморского положения ( ):

= , (7)

где - протяженность береговой линии в км, - длина сухопутной границы в км, - корректирующий коэффициент, позволяющий оценить единицей приморское положение абстрактного государства, имеющего форму квадрата, одна из сторон которого примыкает к морю (Гладкий, 1984). Рассматривая генезис и историческую эволюцию государств в совокупности с основными морфологическими характеристиками в политической географии были предложены их модели для трех макрорегионов мира – Евразии (Старый свет), Америке (Новый свет) и Африке (Третий свет), которые представлены в таблице (Whebell, 1970; Muir, 1975; Lisowski, 1983). Следует отметить, что внешние морфологические элементы государства (положение, величина, форма территории, граница) носят уникальный характер, хотя и могут быть описаны количественными и качественными характеристиками. При этом они не проявляют сильной взаимосвязи и зависимости по отношению к внутренним элементам морфологии (положение исторического ядра и столицы, эффективная (освоенная) территория государства.

В странах Старого света морфологическая модель государства характеризуется в основном субсеквентными границами (проведенные после заселения территории и формирования культурных ландшафтов), проведенными по физико-географическим рубежам. Историческое ядро государства локализовано в центре территории страны, в нем, как правило, расположена столица, которая занимает пропорциональное положение (ранг) в системе городского расселения. Эффективная территори занимает большую часть (или практически всю площадь страны, очерченную государственными границами. Такую модель можно назвать моделью «этнического государства».

В Новом свете морфологическая модель отличается прежде всего генезисом и характером границ. Большая часть границ носит антецедентный (наложенный) характер (установлены до окончательного заселения и формирования культурного ландшафта), проведены в геометрический способ (западная часть границы между США и Канадой по 49-й параллели демаркирована только в начале ХХ в.). Историческое ядро таких государств локализовано периферийно, преимущественно на морском побережье, откуда началась колонизация и заселение новых земель. Вследствие этого столица также расположена периферийно и может не занимать доминирующей позиции в системе расселения (в США, Канаде) или располагаться в глубине территории и иметь доминирующее положение в системе расселения вследствие выполнения главных политико-административных функций и «миграции» вглубь государственной территории (некоторые страны Латинской Америки). Эффективная территория государства значительно меньше всей площади страны, значительные площади остаются слабоосвоенными с низкой плотность населения. Такую модель можно определить как «модель экономического государства».

Таблица 6

Морфологические модели государств

Элементы морфологии Старый свет (А) Новый свет (В) Третий мир (С)
Генезис границ: субсеквентные антецедентные навязанные
Доля границ по физико-геграфическим рубежам более 50% 30 – 50% менее 30%
Положение исторического ядра государства центральное периферейное периферийное
Функциональный ранг столицы пропорциональный непривилегированный или доминирующий доминирующий
Размещение столицы центральное промежуточное или периферийное периферийное
Эффективная террито–рия государства большая (более 50% с- х. угодья) средняя (1-30% с- х. угодья) малая (менее 10% пахотные земли)

В странах Третьего мира морфологическая модель определяется доминированием навязанных, не совпадающих с этническими, границ, которые редко совпадают с физико-географическими рубежами. Историческое ядро государства «привязано» к расположению первых колониальных баз и факторий и занимает периферийное (часто приморское) положение. Столица также расположена периферийно и занимает формирующее функциональное положение в системе городского расселения, как давний форпост метрополии (во многом наследуя ее в архитектурном смысле, планировке и т.п.). Эффективная территория занимает ограниченную часть общей площади, обширные пространства заняты пустынями, тропическими лесами, неудобьями, которые не осваиваются из-за экономической отсталости страны, архаичных земельных отношений, этнических противоречий и конфликтов. В данной модели проявляются как черты «этнического» так и «экономического» государства, но из-за короткого периода суверенного развития зрелые формы государственного устройства и его морфологии еще не сложились окончательно. Представленные модели во многом упрощают действительность, во многих случаях их черты преобразованы особенностями политико-географического положения, историей развития и экономическими преобразованиями по различным общественно-экономическим моделям. Тем не менее, предложенные морфологические модели отражают некоторые специфические черты различных государств, полную характеристику которых может дать развернутый политико-географический анализ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.