Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 10. Геополитическое положение стран СНГ: условия формирования и пути эволюции



 

10.1. Геополитическая трансформация мира и особенности развития СНГ

 

Геополитическая структура мира в начале ХХI в. характеризуется многоуровневой зависимостью между странами. Длительный период противостояния двух сверхдержав после Второй мировой войны привел к формированию иерархической пирамиды международной безопасности. Вершину этой пирамиды занимал военно-стратегический паритет СССР и США, средний уровень обеспечивали два крупнейших в мире военных блока НАТО и Организация Варшавского договора, а низший формировали системы субрегиональной и национальной безопасности. Размыв и трансформацию биполярной геополитической структуры мира обусловили несколько процессов:

· комплексное истощение «центральных держав» в ходе гонки вооружений, что сказалось на стагнации технологий в гражданских отраслях (особенно в СССР);

· «инфляция» политического и морального авторитета «сверхдержав» в их собственных сферах влияния;

· рост экономического и военного потенциала других стран, что привело к усилению некоторых региональных центров (Китай, Индия, Бразилия и др.);

· постепенный переход советской и американской администрации от конфронтации к элементам сотрудничества в сфере военной безопасности, что смягчило «коалиционную дисциплину».

После окончания «холодной войны» и распада СССР, прежняя система существенно трансформировалась, ее нельзя представлять примитивными моделями однополюсного мира во главе с одной сверхдержавой. В военной сфере по своему военно-стратегическому потенциалу нет других сравнимых с США держав, в экономической, где доминируют экономические интеграционные группировки Европейского Союза, НАФТА (США, Канада, Мексика) и Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Японией, сложился в течение последних десятилетий трехполюсный уклад, а на локальном уровне расширяются процессы транснациональной взаимозависимости и возрождение «экономического национализма» ряда крупных региональных держав (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и др.). При этом военная сила не гарантирует высоких экономических результатов. Борьба за сферы влияния складывающейся полицентрической системы ведется в основном с помощью геоэкономической стратегии, включающей методы контроля над ресурсными потоками и управления международными производственно-технологическими ТНК в пределах планеты. Особенности складывающейся полицентрической геополитической структуры мира проявляются в следующем:

· глобализация мирового хозяйства расширяет масштабы рыночной экономики и свободного предпринимательства (в начале XXI в. охватывает 3 млрд населения планеты, членами МВФ являются 179 стран, а участниками ВТО – 118 государств;

· формирование региональных экономических организаций (ЕС, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР, АСЕАН) изменяет расстановку экономических сил в мире, ведет к обусловленности механизмов взаимодействия принципами экономической выгоды и целесообразности взамен военно-стратегических целей, стимулирует экономическое сотрудничество и подтягивает другие экономики;

· внутри региональных экономических полюсов развиваются «центры притяжения» (США, Германия, Япония) между которыми нет явной геополитической конфронтации (США лидер НАТО и соперничающей с ЕС и Японией экономической группировки НАФТА, в зоне АТЭС при лидерстве Японии целые отрасли экономики НИС развиваются как составной элемент Большой Китайской экономики);

· двойственный характер отношений мировых лидеров свидетельствует о наличии определенного конфронтационного потенциала в геополитической структуре мира, когда риск глобального вооруженного конфликта снизился, но число возможных коллизий по более широкому кругу вопросов возросло, нарастает противостояние религиозно-культурных цивилизаций (особенно христианской, конфуцианской, мусульманской);

· полицентрический уклад и расширение либерально-демократической модели развития может привести к вытеснению на периферию экономически отстающих стран и национально-религиозных течений, что будет порождать соблазн преодолеть военно-технологический отрыв разработкой или приобретением оружия массового поражения (бактериологического, химического, ядерного), что может породить переоценку своих возможностей или недооценку других сил, сближение разных геополюсов, если их интересы ущемляют другие центры силы.

В таких условиях распад СССР привел к появлению принципиально новой геополитической ситуации на постсоветском пространстве, а также в прилегающих к нему регионах. Появились новые региональные лидеры, а многие из стран СНГ стали претендовать на особое положение и особую роль во взаимоотношениях с Западом. Геополитическое развитие СНГ и укрепление его позиций в мировой системе осложняется возникновением на постсоветском пространстве различных групп стран с разными векторами интересов (ЦАС – Центрально-азиатский союз; ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова, Таможенный союз и др.). Практически возобладала концепция разноскоростной интеграции, в которой лишь Беларусь и Россия проводят практические шаги по укреплению интеграции в межгосударственной, экономической, военно-стратегической и других сферах. Другие центры, такие как Украина и Казахстан, предлагают собственные концепции развития СНГ, например, путем создания Евроазиатского союза, который бы представлял интеграционную структуру с наднациональными органами (Казахстан), приоритетного развития двухстороннего экономического взаимодействия (Украина) или расширения экономических связей тюркоязычных государств – членов СНГ (Узбекистан).

Стратегия расширения сотрудничества со странами, не входящими в СНГ, ориентация на мировые экономические центры (ЕС, США) не оправдывает надежд по продвижению товаров постсоветских стран на мировые рынки и на приток иностранных капиталов. К концу 1990-х годов запасы основных видов природных ресурсов СНГ составляли около 25 % мирового объема, а промышленный потенциал не превышал 10 % мирового объема, доля в мировом ВВП – 4 %. Ставка ряда стран СНГ на вывоз ресурсов и минерального сырья создает опасную перспективу их превращения в ресурсный придаток мирового хозяйства.

Современное геополитическое положение стран СНГ характеризуется:

· политико-географическим и экономическим соседством с тремя мирохозяйственными центрами (на западе ЕС – более 20 % суммарного мирового ВВП), на востоке зона АТЭС с Японией (около 9 % мирового ВВП) и слабоосвоенные районы НАФТА на крайнем северо-востоке) и динамично развивающейся экономикой Китая (доля которого в суммарном ВВП мира превысит в 2015 г. долю США – соответственно, 18 % и 16,5 %);

· непосредственным военно-стратегическим контактом с блоком НАТО на западе, придвинувшимся к границам СНГ после вступления в него ряда стран Балтии и Центрально-Восточной Европы, взявшего контроль над Балканами и бывшей сферой влияния СССР, а также близостью к зоне глобальной нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке (в Ираке, Афганистане), что дестабилизирует положение в приграничной полосе южной границы СНГ;

· геополитическим давлением мировых центров силы и приграничных региональных держав на отдельные страны СНГ с целью недопущения реинтеграции в экономической, военной и политической сфере при ведущей и организующей роли России, путем определения ключевых стран-фаворитов (Украина – составная часть «европейского демократического плацдарма» совместно с Францией, Германией, Польшей, которой оказывается форсированная американская помощь; Казахстан – направление инвестиционных потоков в освоение ресурсов; Азербайджан – максимальная активность американских компаний в освоении нефтегазовых ресурсов Каспийского региона), что должно ограничивать распространение российского влияния на черноморско-балканский регион (Украина), в Закавказье (Азербайджан) и в Среднюю Азию (Казахстан).

Такая ситуация во многом объясняется отсутствием понимания того, что именно Россия является остовом укрепления стабильности на постсоветском пространстве. Это играет особую роль для стабильности всего Североевразийского региона, прилегающих территорий, а также глобальной стабильности. Нереальными выступают опасения Запада относительно восстановления СССР в его прежних пространственных или идеологических рамках. Попытки осуществления ускоренного передела постсоветского пространства могут привести к непредсказуемым изменениям в прилегающих зонах Центрально-Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока и, в относительно меньшей степени, – в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Распад СССР привел к потере геополитической идентичности составляющих его республик. Большинство стран СНГ, за исключением России ставшей преемницей многих геополитических интересов бывшего СССР, в своем геополитическом развитии привязаны к тому или иному конкретному субрегиону. При поддержке Запада ряд стран СНГ пытается выступать в качестве альтернативных России ядер политического и военно-политического взаимодействия (Грузия в Закавказье, Узбекистан в Средней Азии). Вследствие этого попытки создать систему коллективной безопасности стран СНГ наталкивается на нежелание ряда государств принять на себя конкретные обязательства экономического и военно-политического характера, формальное отношение к заключенным соглашениям. Несмотря на действие Договора о коллективной безопасности к концу 1990-х годов фактически произошел раскол постсоветского пространства безопасности где действуют, с одной стороны, структуры с преимущественно российской ориентацией, с другой – объединения и страны, стремящиеся к установлению приоритетного взаимодействия с западной системой безопасности (НАТО).

В западном регионе, где развитие интеграционных процессов Беларуси и России служит стратегическим интересам двух братских народов, обеспечивает транзитные связи России и Западной Европы, препятствуя созданию Балтийско-Черноморского союза, изолирующего Россию от стран Европы, главные усилия атлантистских стратегов прилагаются на предотвращение российско-украинского сближения. Украина стремится занять прочные внешнеполитические позиции в Черноморско-Каспийском регионе, стать своеобразным мостом между странами СНГ и государствами Центральной и Восточной Европы. Расширение двухсторонних контактов с Турцией, открывает для Украины возможности выхода в Средиземноморье и на Ближний Восток, а получение доступа к ресурсам нефтегазового сырья Каспийского региона и участие в его транспортировке на европейские рынки, позволит снизить энергетическую зависимость от России.

В последние годы важную роль в геополитическом положении СНГ играет «мягкое южное подбрюшье» – государства Закавказья и Центральной Азии. После почти двухвекового безраздельного доминирования России в этих регионах они превращаются в один из объектов экономического и геополитического соперничества (США, стран Западной Европы, Ирана, Турции, Китая). Из-за межгосударственных и внутренних конфликтов страны региона оказались втянутыми в новую «дугу нестабильности» – «Евразийские Балканы», протянувшиеся от Боснии и Герцеговины до Таджикистана. Причиной вспышки внешней активности являются, прежде всего, нефтегазовые ресурсы Каспийского региона (разведанные запасы нефти на шельфе Каспия составляют 12 млрд. т), который занимает третье место в мире после Ближнего Востока и Сибири. Особую роль при этом играет вопрос о трассах стратегических трубопроводов: через территорию России (Баку – Тихорецк – Новороссийк ) или в обход ее, через Грузию в Турцию (Баку – Супса –Джейхан). Учитывая наличие крупных очагов региональных конфликтов (Северный Кавказ, Нагорный Карабах, Курдистан) на возможных направлениях транспортировки нефти преимущества могут получить маршруты, контролируемые США и НАТО.

Центрально-Азиатский регион является передовым защитным рубежом не только СНГ, но и всей Европы, на пути распространения международного терроризма, воинствующего ваххабизма и наркотического сырья. В планы экстремистских исламских центров Ближнего Востока (Саудовская Аравия) и Пакистана входит дестабилизация обстановки в Таджикистане и Узбекистане, отторжение от России Северного Кавказа с созданием «исламской республики от моря до моря», что создает угрозу не только для государств СНГ. Геополитическая нестабильность региона затрудняет проекты воссоздания Великого шелкового пути, связывающего Китай и Европу. Китай завершает постройку в Средней Азии железной дороги, которая будет короче Транссиба на несколько тысяч километров, что вместе с воссозданием Великого шелкового пути может стать альтернативой трансконтинентальному маршруту через Россию. Активно действуют в государствах Центральной Азии Турция, стремящаяся взять роль регионального лидера в мусульманских странах СНГ, Иран, Пакистан и Саудовская Аравия, что способствует активизации связей отдельных стран с субрегиональными организациями («исламская конференция»). Действия отдельных соглашений в рамках СНГ (Таможенный союз, ДКБ) осложняются особой позицией отдельных стран (Киргизия вступила в ВТО, что заставило Россию, Казахстан, Беларусь принимать меры по защите своих рынков), а недостаток инвестиционных ресурсов сдерживает реализацию совместных проектов стран СНГ.

В Дальневосточном регионе интересы СНГ представляет Россия, которая непосредственно граничит с Китаем, Монголией, КНДР, Японией. Расширение экономического сотрудничества сдерживается неурегулированностью российско-японского спора о принадлежности южной части Курильских островов («северных территорий»). Благоприятные возможности сотрудничества на протяженной границе с Китаем (около 2500 км) осложняются слабым демографическим потенциалом российских регионов. Нестабильность положения отдельных стран (КНДР) и наличие нескольких крупных центров силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН, АТЭС, и др.) при ограниченных финансовых ресурсах и транспортной удаленности основных центров СНГ и России ограничивают роль Дальневосточного региона в укреплении экономических и военно-стратегических позиций всего Содружества. Несомненно, что в изменившейся геополитической ситуации СНГ необходима целостная стратегия интеграции в экономической, транспортной, информационной, политической и экологической сферах деятельности, а также политическая воля ее реализации, при всей разновекторности ориентации отдельных стран.

 

10.2. Геополитическое положение России и пути его эволюции

 

Геополитическое положение России определяется в современных условиях не столько географическими факторами, сколько геоэкономическими процессами и формированием полицентрической системы международных отношений. Очевидно, что после распада СССР произошло снижение геополитического статуса России, на постсоветском пространстве возникли конфликтные зоны (ранее стабильность в них обеспечивалась силой имперского единства), стали утверждаться внешние центры силы. СНГ не выступает как монолитный блок, внутри Содружества наблюдаются противоречивые тенденции – как центростремительные (стратегического характера – создание Союзного государства Беларуси и России, формирование Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина (ЕЭП), тактического – для решения текущих экономических и политических вопросов (разработка полезных ископаемых, транспортировка нефти и т.п.), так и центробежные (создание региональных группировок, провозглашение курса на вступление в ЕС и НАТО, размещение военных баз и привлечение специалистов США и др.). Качественные изменения постсоветского пространства ведут к тому, что оно теряет свой изначальный «россоцентризм» который поддерживается в значительной степени экономическими связями.

Особенности политико-географического положения России состоят в следующем:

· После распада СССР в его сердцевине - России осталось 17,1 млн км2 (76 % от площади б. СССР), что составляет 32 % общей площади обитаемой суши Евразии и 1/8 часть суши. В результате сужения зоны её влияния Россия стала более северной (66 % её площади относится к зоне Севера) и восточной страной. Она имеет 16 стран-соседей, длина её границ составляет 60,9 тыс. км из которых 14,5 тыс. км приходится на сухопутные рубежи, 38,8 тыс. км - на морские, 7,5 тыс. км - на речные и озерные границы. Новая граница со странами СНГ и Балтии протянулась на 13,4 тыс. км и составляет 22 % всей государственной границы, при этом Россия лишилась до 40 % оборудованной границы б. СССР и вынуждена охранять свою территорию на бывших «имперских границах», втягиваясь в конфликтные ситуации в Таджикистане, Закавказье, Приднестровье;

· Потеряны удобные выходы к Балтийскому (кроме Санкт-Петербурга и энклавного Калининграда) и Черному морям (из пяти портов на Балтике остался один, из двенадцати на Черном море - Новороссийск и Туапсе), из-за раздела морского флота России досталось 56 % всего тоннажа б. СССР, что сузило возможности морских связей; западная граница перекрыла железнодорожные связи с Европой, главные перевалочные железнодорожные узлы (Брест, Гродно, Чоп, Унгены) оказались удаленными на 620 - 1200 км от территории России в странах СНГ, все основные коммуникационные линии России (Транссиб, Южсиб, линии электропередачи и связи, трубопроводы) проходят через Казахстан, что при необустроенности новой границы объективно делает Россию частью постсоветского пространства с неэффективными экономическими связями (контрабандное перемещение товаров, незаконная трудовая миграция, транзит наркотиков и т. д.);

· Произошло рассечение Главной полосы расселения б. СССР, что привело к разрыву производственно-экономических связей единого народнохозяйственного комплекса б. СССР (в котором «верхние этажи» многих обрабатывающих отраслей были сдвинуты на Запад (Беларусь, Украина, страны Балтии), а также расчленению ареала расселения русского народа (восточные и южные районы Украины - 12 млн человек (22 %), западные, северные и восточные области Казахстана - 6,2 млн русских (38 %), всего в новых независимых государствах оказалось 25 млн русскоязычного населения, где они составляют значительную долю населения (Эстонии - 30,3 %, Латвии - 34 %, Молдавии - 13 %, Литве - 9 %, Киргизии - 21 %), что порождает проблемы массовой миграции в Россию (общее число переехавших составляет более 2 млн человек), а также создает «демографический вакуум» в районах Сибири и Дальнего Востока, куда устремились волны нелегальных мигрантов из Китая и Вьетнама (по оценкам от 500 тыс. до 2 млн человек);

· На новых рубежах России появился ряд экономически слаборазвитых, маложизнеспособных стран (Армения, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан) для которых Россия вынуждена оставаться донором, участвовать в охране границы, оказывать содействие в урегулировании внутренних и межгосударственных конфликтов между новыми независимыми государствами;

· Положительным моментом является то, что Россия по-прежнему обширнейшая трансконтинентальная держава с богатейшими природными ресурсами, мощным военно-технологическим и экономическим потенциалом с выходом в три океана и транзитным положением между Европой и Азией, что позволяет развивать прямые связи с тремя геоэкономическими центрами мира (ЕС, НАФТА, АТР и Япония);

· В условиях складывающейся после расширения в 2004 г. гегемонии Евросоюза на всей территории Европы, увеличивается протяженность внешних границ России и ЕС, Баренцево и Балтийское моря могут стать зонами активного пограничного сотрудничества, в странах Центрально-Восточной Европы можно активизировать использование прежней внешнеторговой инфраструктуры СЭВ (транспортные и энергетические услуги), улучшится торгово-политический режим доступа российского экспорта на рынки стран ЕС, однако, значительная часть иностранных инвестиций уйдет из России в новые страны члены ЕС, протекционистская политика ограничит российский аграрный экспорт, а введение визового режима осложнит деловые и культурные связи;

· Вхождение в состав ЕС группы стран с антироссийскими настроениями при сохранении политики «двойных стандартов» может сделать процесс расширения из политически нейтрального антироссийским, а планы расширения ЕС и НАТО в XXI в. за счет стран СНГ (Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан) поставит крест на интеграционных процессах в рамках Содружества и приведет к изоляции России уже на постсоветском пространстве.

На севере в Арктическом секторе сталкиваются интересы пяти государств: России, Норвегии, Дании (Гренландия), США и Канады. После ратификации Россией в 1997 г. Морской конвенции ООН, возникает проблема юридического статуса территорий, расположенных в секторе, образуемом треугольником между арктическим побережьем России, Северным полюсом и меридианами: 32˚4¢35² в. д. и 168˚49¢30² з. д., которые Постановлением Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорий Союза ССР, земель и островов» от 15 апреля 1926 г. объявлялись советской территорией. Проблема состоит в том, что Морская конвенция ООН не предусматривает секторального принципа определения статуса акваторий океана и требует законодательного оформления на межгосударственной основе. Вследствие этого возникают неразрешенные проблемы между Россией и Норвегией о принадлежности 176 тыс. кв. км в Баренцевом море, где на континентальном шельфе прогнозируются крупные залежи нефти и природного газа.

В северо-западном регионе геоэкономические интересы России заключаются, в первую очередь, в диверсификации транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу, а также обеспечения устойчивых связей с энклавной Калининградской областью. Важную роль здесь играет Финляндия, которая единственная из стран Евросоюза, имеет одинаковую с российскими железными дорогами ширину колеи, что упрощает экспортно-импортные перевозки из стран Северной Европы в Россию и Азиатско – Тихоокеанский регион. Транзитные грузопотоки значительно расширятся после ввода строящейся железной дороги между Карелией и Восточной Финляндией (Ледмозеро – Кочкома, в перспективе до Оулу-порта в Ботническом заливе), а также реализации регионального проекта – железнодорожной линии между Нарвиком и Мурманской областью. Для повышения конкурентоспособности России и снижения ее зависимости от транзитной и таможенной политики стран Балтии ведется создание Балтийской трубопроводной системы (БТС), первая очередь которой включает трубопровод Кириши – Приморск и нефтяной терминал в последнем. Развивается портовая инфраструктура также путем строительства новых портов (Усть-Луга, Батарейная) и реконструкции старых (Калининград, Выборг), расширяется участие российских компаний (РАО ЕС, Газпром, Лукойл, МПС) в различных формах экономического сотрудничества (проникновения) в регионе. В странах Балтии значительная часть ВВП формируется за счет «российских транзитных денег», когда общая сумма транзитных сборов достигает 1 млрд долл./год.

Политические и экономические связи с Россией осложняются ущемлением прав русскоязычного населения – «не граждан», которых в Эстонии – 40 %, в Латвии – 48 %, а также территориальными притязаниями. В частности, Эстония и Латвия выступают за решение территориальных вопросов в соответствии с Тартуским и Рижским мирными договорами 1920 г., в которых Россия признавала эстонской территорию 2,3 тыс. кв. км, являющуюся теперь частью Псковской и Ленинградской областей, а латвийской – территорию площадью 1,6 тыс. кв. км, входящую в Псковскую область. Отдельные страны региона (Литва, Польша, Германия) не исключают ревизии Потсдамских соглашений и изменения статуса Калининградской области («Малая Литва», четвертая Балтийская республика и т.п.), что является международной проблемой.

В Западном регионе все страны являются членами СНГ, однако характер взаимосвязей с Россией имеет разный статус. Создание Союза Беларуси и России в 1997 г. предусматривает образование единого экономического пространства, обеспечивающего свободное движение товаров, капитала, услуг. В условиях продвижения НАТО на восток, Беларусь является не только важным торгово-экономическим партнером, обеспечивая 70 % российских пассажирских и грузовых перевозок на западе, но и единственным военно-стратегическим союзником России на западном направлении. Российско-украинские отношения являются одним из приоритетных направлений во внешней политике России. Несмотря на продолжающуюся дискуссию по территориальным вопросам Россия признала территориальную целостность Украины в договоре 1990 г., что подтверждено Уставом СНГ и другими документами. В 1997 г. заключен Договор о статусе Черноморского флота, по которому Россия получила в аренду на 20 лет объекты портовой инфраструктуры Крыма и признала принадлежность Крыма и Севастополя Украине. Соглашениями предусмотрено получение Украиной арендной платы за эти объекты в виде сокращения долга. Автономная республика Крым объявила в своей конституции государственным языком украинский, а для русского и крымско-татарского установила широкие права (в образовании, культуре, административной сфере, судопроизводстве).

Украина является важным экономическим партнером России. Импортная квота по энергоносителям на 90 % принадлежит России. Критическая зависимость сформировалась в производстве авиационной техники, парогазового оборудования, в атомной энергетике, судостроении и судоремонте. Значительную роль играют поставки из России цветных металлов, лесоматериалов, апатитового концентрата, химических волокон и нитей, каучука, продукции целлюлозно-бумажной отрасли, энергетического и электротехнического оборудования и др. Украина занимает 6 место в мире по потреблению природного газа и 3 по объему его импорта (после США и Германии). Газотранспортная система Украины (южное направление нефтепровода «Дружба», газопроводы «Союз», «Братство», «Прогресс» и другие магистральные трубопроводы (более 25 тыс. км), крупнейшие в Европе подземные газохранилища объемом 35 млрд. м3) является второй по мощности в Европе (после РАО Газпром) и осуществляет более 90 % экспорта российского газа в европейские страны, что составляет 25 % их общих потребностей. В свою очередь Россия получает из Украины уран (20 % которого унаследовала после распада СССР), марганцевые, титановые руды, ртуть, каолины, отдельные виды железнодорожного, подъемно-транспортного, нефтяного, горно-шахтного, металлургического оборудования, продовольственное сырье (сахар, мясо и мясопродукты). Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. предусматривает проведение согласованной политики восстановления производственных и технологических связей, что будет препятствовать разорительной конкуренции двух стран на мировом рынке. Геополитическая ориентация Украины по выходу на мировой рынок в качестве самостоятельного субъекта, освобождению от хозяйственной зависимости от России, провозглашения целей по вступлению в НАТО и ЕС, не подкреплены макроэкономической стабильностью и уровнем вооруженных сил, хотя Украина и остается третьей – после России и Турции – по численности вооруженных сил в Европе (320 тыс. чел, не считая 100 тыс. гражданских служащих).

Геополитические интересы России в Молдове определяются потребностью стабильности жизненно важных сухопутных коммуникаций, статусом русскоязычного населения (13 %), проживающего в Приднестровье. Самопровозглашенная Приднестровская республика фактически является самостоятельной структурой со своей конституцией, валютой, вооруженными силами, но не признанной как субъект международного права. Договоренности 1997 г. о нормализации отношений Молдовы и Приднестровья, гарантами которых выступают Россия и Украина, предусматривают объединение их материальных и духовных ресурсов. Из России Молдова получает природный газ и нефтепродукты, экспортируя продукцию аграрного сектора, является потенциальным партнером возможного транзита российской электроэнергии на Балканы (после создания СП на базе ГРЭС Приднестровья). Созданное в 1992 г. Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) в составе 11 стран-членов (Россия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Грузия, Греция, Румыния, Турция) и 7 стран-наблюдателей (Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис) не оказывает значительного влияния на геополитическое и экономическое развитие региона в силу разнонаправленности интересов многих участников.

Кавказский регион, как отмечалось выше, является зоной геополитических интересов не только России, но и других держав – США, Турции, Ирана. Если сфера российских интересов в этом регионе определяется, прежде всего, проблемами безопасности и задачами сохранения территориальной целостности, то интересы Запада – экономические и связаны с перспективными нефтегазовыми ресурсами Каспия.

При отсутствии у России территориальных притязаний с обеих сторон с государствами Закавказья, на линии границы сохраняются очаги нестабильности (Абхазия, которая в 1993 г. заявила о выходе из состава Грузии, Южная Осетия, которая стремится к объединению с Северной Осетией). Все государства Закавказья входят в СНГ, но только Армения является военным союзником России, ведет совместную охрану границ с Турцией и Ираном. Российско-грузинские отношения осложнились во второй половине 1990-х годов после провозглашения тезиса о европейской ориентации Грузии на евроструктуры ЕС и Совета Европы, развития сотрудничества с НАТО и военных связей с США, Великобританией, Турцией. США помогают Грузии в разработке военно-политической концепции, сняли запрет на продажу американского оружия, регулярны заходы 6-го флота США в грузинские порты. Россия прилагает значительные усилия по урегулированию внутренних конфликтов в Грузии, выполняет миссию по разъединению конфликтующих сторон на абхазско-грузинской границе по р. Ингури, содержит военные базы в Вазини, Батуми и Ахалкалаки, сокращая там воинский контингент, участвует в работе трехсторонней комиссии по Южной Осетии.

Азербайджан не имеет военного союза с Россией, отказался от совместной охраны границы с Ираном и выступает партнером США и Турции. Благодаря своему стратегическому положению в центре Каспийского региона становится привлекательным партнером для США, пытается играть роль лидера в регионе. Однако, неурегулированность кризисной ситуации в Нагорном Карабахе, когда в результате военных действий 1992–1993 гг. была захвачена Шуша, на Личинском направлении создан сухопутный коридор с Арменией, вынуждают азербайджанскую сторону признавать роль России в реализации миротворческих усилий. Ситуация в регионе может осложниться также вследствие вскрытия «спящих противоречий». Азербайджано-иранские отношения осложняются фактом проживания 10 млн. азербайджанцев в северо-западных районах Ирана, армяно-турецкие отношения имеют не только тяжелое историческое наследие (геноцид в западной Армении в 1914–1916 гг.), но и не урегулированы в настоящее время (Турция первой признала независимость Армении, но не установила до сих пор дипломатических отношений). Не соответствуют российским интересам и экономические проекты транспортировки нефтегазового сырья из Каспийского региона в страны Запада, откровенно антироссийской направленностью отличались некоторые региональные группировки (ГУУАМ), трансформирующиеся в оборонное соглашение.

В Центральноазиатском регионе главной проблемой остается определение статуса Каспия и его раздела на национальные сектора. В 1996 г. было предложено выделение 12-мильной зоны и сектора по дну с использованием права первого разработчика (что дает России 17 % площади дна Каспия и 10 % ресурсов), однако некоторые страны имеют разногласия (Туркмения предлагает 45-мильную зону, Азербайджан хочет получить полный сектор, Иран настаивает на равном делении). В регионе существует ряд территориальных проблем, связанных с тем, что автономные, а затем союзные республики создавались в 1920-1930 гг. не по национальным интересам, а по хозяйственным связям. В итоге Северный Казахстан – территория исконно русских поселений, где и сейчас компактно проживает русскоязычное население (38 % в населении Казахстана), может претендовать на статус культурной автономии (во избежание чего на север страны в Астану была перенесена столица).

Среди стран региона особое место для России занимает Казахстан (член Таможенного союза, соглашения о Едином экономическом пространстве, Договора о коллективной безопасности и др.). Все страны региона участвуют в проекте ТРАСЕКА, который должен обеспечить транспортные связи с Европой, и при своей первоначальной антироссийской ориентации и конкуренции Транссибу может при расширении участия России обеспечить интеграцию ее транспортной системы в евроазиатскую, обеспечивая выходы к Индийскому океану. Большинство российских и иностранных инвестиций вложено в нефтяную отрасль, угледобычу, металлургический комплекс, медную промышленность. Для транспортировки казахстанской нефти создан Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) Казахстаном, Россией и Оманом для транзита нефти из Тынгыза через Астрахань на север по Волге, а второй ветви – до Новороссийска (к КТК-2 привлечены также США и Нидерланды). Активно внедряется иностранный капитал в добычу стратегического сырья в странах Центральной Азии. В Узбекистане расположены самые крупные запасы золота – 30 месторождений с запасами 4 тыс. т (самое крупное – Мурунтау, разрабатывается с привлечением инвестиций США – 200 млн долл.). Добыча золота и урана (запасы более 230 тыс. т) дают в экономику Узбекистана свыше 1 млрд долл. Общие запасы газа оцениваются в 5,5 трлн м3 (добыча около 5,5 млрд м3 газа и свыше 8 млн т нефти), существует договор с «Газпромом» о транзите газа на рынки дальнего зарубежья. В Таджикистане привлекает инвестиции Таджикский алюминиевый комбинат (Турсунзаде), расширилась добыча золота (Канада), Россия владеет частью акций (50 %) Нурекской и Рогунской ГЭС, алюминиевого завода и хлопкоперерабатывающих фабрик. Неразвитость транспортной инфраструктуры Таджикистан пытается устранить участием в проекте ТРАСЕКА, строительством автодороги Куляб–Хорог–Шургаб. Разработку нефтегазовых месторождений Туркмении активно ведут компании США и Саудовской Аравии. Туркмения становится конкурентом России на мировом рынке природного газа (при годовой добыче 150 млрд м3, свыше 100 идет на экспорт). В Киргизии зарубежные инвестиции идут в добычу золота и урана, российский капитал пока незначителен.

Наиболее острыми проблемами региона остаются формирование и активизация группировок исламских фундаменталистов, связанный с этим всплеск терроризма, неурегулированность внутренней ситуации и национальные распри в Таджикистане, что угрожает безопасности России и стабильности южных регионов.

Российско-китайские отношения в Дальневосточном регионе обусловлены, с одной стороны, ростом открытой экономики Китая, увеличивающей свой вес в мировом хозяйстве и предъявляющей повышенный спрос на ресурсы российских регионов, а с другой – взаимодополняемостью отраслевой структуры хозяйственных комплексов. На российский рынок идет продукция аграрного сектора (рис, масличные, мясо, сахар, хлопок), текстиль, швейные изделия, обувь, несложная бытовая техника. В свою очередь китайская индустрия получает российские черные металлы, прокат, ферросплавы, кокс, железорудные полуфабрикаты, продукцию энергетического и транспортного машиностроения, минеральные удобрения, химикаты, цемент. В рамках развития крупных инвестиционных проектов достигнуто соглашение о строительстве газопровода от Кывтыкинского месторождения в Сибири до китайской провинции Шаньдун и др., что стабилизирует геоэкономическую ситуацию в регионе.

В свою очередь развитие российско-японских отношений, несмотря на сокращение военного потенциала России на Дальнем Востоке, не находят адекватных шагов со стороны Японии. Неурегулированность территориальных вопросов, проблемы рыболовства в Охотском море, осложняют активное участие России в процессах экономической интеграции в АТР, сдерживают приток иностранных инвестиций в освоение богатых природных ресурсов и продвижение российских интересов в регионе.

 

10.3. Геополитическая ориентация Беларуси

 

Белорусские земли расположены на водораздельных пространствах Балтийского и Черного морей, где пересекаются важные торговые пути и исторически складывалось соперничество вначале Севера и Юга, а затем Запада и Востока.

Первые государственные образования на белорусских землях (Полоцкое, Туровское княжества) выступали субъектом международных отношений в восточноевропейском регионе. Полоцкое княжество в период своего расцвета (XII в.) было крупным территориальным образованием и вело борьбу с другими центрами восточнословянского мира (Киевом, Новгородом).

Белорусская государственность в XIII–XV вв. была связана с формированием Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, которое возникло как необходимость противостояния крестоносцам на западе и монголо-татарам на востоке. В Великом Княжестве Литовском, которое простираясь от Балтийского до Черного морей и от Западного Буга до Можайска (около 900 тыс. км2) являлось самым большим государством Восточной Европы, фактически сложилась белорусская государственность – с белорусским языком и письменностью, культурой, законами и участием белорусского населения в государственных делах.

В середине XVI в. Великое Княжество Литовское оказалось в сложной ситуации, ему приходилось оборонять свои рубежи по трем направлениям: на западе (против экспансии Польши), на востоке (против набирающего политическую и военную силу Московского княжества) и на юге (против набегов татар и турок). В такой ситуации ВКЛ было вынуждено объединиться в более тесный союз с Польшей на основе Люблинской унии (1569 г.) – Речь Посполитую. В соcтаве Речи Посполитой ВКЛ было втянуто в военные конфликты с Россией, Турцией, Швецией, понесло большие людские потери и разрушения. В войне 1654–1667 гг. на белорусских землях погибла половина всего населения (1,4 млн человек), а в ходе Северной войны между Россией и Швецией (1700–1721) военные столкновения войск Петра I и Карла XII, вновь принесли значительные людские потери и разрушения.

Разделы Речи Посполитой и присоединение белорусских земель к России во второй половине XVIII в. (1772, 1793 и 1795) изменили их геополитическое положение. В составе Российской империи белорусские губернии выполняли функции западного оборонительного рубежа, что предопределило их трагическую судьбу, когда только в XIX–XX вв. по их территории прошло несколько нашествий и две мировые войны.

Русско-французская война 1812 г. вызвала раскол на белорусских землях, когда часть дворянства и населения воевала на французской стороне с надеждой возродить ВКЛ, а другая сражалась в рядах русской армии. В ходе военных компаний погиб каждый четвертый житель белорусских земель.

В ходе трагических событий Первой мировой войны, когда по территории белорусских губерний проходили линия фронта, а затем зона германской оккупации в 1918 г. были нанесены непоправимый материальный ущерб, значительные демографические потери. Эти события осложнили также процесс возрождения белорусской государственности. До октябрьских событий 1917 г. в России политические национальные движения наиболее оптимальной формой государственного устройства признавали автономию Беларуси в составе Российской Федеративной Демократической Республики, но со своим законодательным органом и передачей внешнеполитических полномочий общероссийскому парламенту. После разгона Всебелорусского съезда (декабрь 1917 г.) и заключения Брестского мира между Россией и Германией (март 1918 г.), в котором Беларусь как национальный регион даже не упоминалась, начало складываться национальное течение на отделение от Советской России и создание независимого белорусского государства.

В марте 1918 г. на этнических землях Беларуси была провозглашена Белорусская Народная Республика (БНР), которая в условиях германской оккупации не могла создать эффективной системы государственного управления и защиты белорусских земель. БНР не была признана и кайзеровской Германией, поскольку согласно дополнительного русско-германского договора от 27 августа 1918 г. Германия взяла обязательства не поддерживать «самостоятельных государственных организмов» на занятой территории.

Для избежания прямого контакта между капиталистическими странами и советской Россией в правительстве РСФСР возникла идея создания буферных республик на западных границах. Вместе с усилиями левого крыла белорусского национального движения это способствовало провозглашению 1 января 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики.

Внешнеполитическая деятельность и геополитическое положение БССР в 1919–1922 гг. отличались сложными условиями международной интервенции и острой политической борьбы по вопросам национально-государственного строительства. БССР выступала в региональной политике как проводник внешнеполитической линии Москвы (образование Литовско-Белорусской ССР), а в результате Рижского мирного договора 1921 г. территория Беларуси была разделена между Польшей и Советской Россией. Второе провозглашение БССР в июле 1920 г. фактически состоялось только на территории 6 уездов бывшей Минской губернии (52,3 тыс. км2, 1,6 млн чел). В последующем, после создания в декабре 1922 г. СССР, белорусскому руководству удалось добиться проведения двух актов укрупнения в 1924 и 1926 гг., когда в состав БССР были возвращены территории Витебской и Могилевской губерний, а также Гомельский и Речицкий уезды, с белорусским населением. В результате укрупнения территория БССР составила 125,7 тыс. км2, где проживало в конце 1926 г., 4984 тыс. человек. Это благоприятно сказалось на экономическом развитии белорусских земель, культурном строительстве, росте национального самосознания белорусов.

Однако акта исторической справедливости и воссоединения Западной Беларуси и БССР удалось добиться только спустя почти двадцать лет, вследствие активизации политики великих держав накануне Второй мировой войны. В результате заключения Договора о ненападении между СССР и Германией и установления новой границы советского влияния, Западная Беларусь, в ходе начавшейся войны Германии с Польшей, вошла в состав БССР в сентябре-октябре 1939 г. В результате воссоединения территория БССР увеличилась до 233,7 тыс. км2, а население достигло 11 млн человек. Впоследствии, по договору между СССР и Литвой от 10 октября 1939 г. в ее состав был передан г. Вильно и часть Виленской области, а в 1940 г. – еще 6 районов БССР, что явилось фактической платой белорусскими землями за инкорпорацию Литвы в состав СССР (всего 9,6 тыс. км2, с населением 756 тыс. чел.).

После завершения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой Беларусь потеряла каждого третьего жителя, вследствие Договора между Польшей и СССР, от БССР отошла Белостокская область и часть районов Беловежской пущи. Улучшение международного положения Беларуси после завершения Второй мировой войны было связано с вступлением в ООН, где Беларусь явилась одним из государств–учредителей (август 1945 г.), формированием блока социалистических государств в Центральной и Восточной Европе. По всему периметру границ БССР располагались дружественные социалистические республики: РСФСР, УССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и ПНР. Оставаясь частью централизованной системы СССР Беларусь выполняла роль западного оборонительного плацдарма и была самой милитаризованной республикой в СССР (обладала шестым мировым ядерным арсеналом, около 10 % территории занимали около 200 военных баз).

В первые годы суверенного развития после распада СССР Беларусь отказалась от ядерного арсенала, признала все послевоенные границы, закрепленные Хельсинским заключительным актом 1975 г., не предъявляет к странам соседям территориальных претензий и не признает таковых от любой из сторон. В Конституции суверенной Беларуси закреплена позиция ее нейтралитета, что следует воспринимать не как обособленность в современном мире интенсивной глобализации и интеграционных процессов, а как самостоятельность в принятии необходимых мер по обеспечению суверенитета, территориальной целостности, своего неповторимого и нерастворимого в других народах и государствах места.

Современная геополитическая ориентация Беларуси складывается под влиянием ряда геоэкономических факторов.

Географическое положение Беларуси в центре Европы на пересечении важных транспортных коммуникаций дает возможность выгодно его использовать для стимулирования экономического развития и усиления своих позиций в региональной политике. Транзитное положение является важным стратегическим ресурсом Беларуси, однако, следует помнить, что она не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой. Россия активно развивает сеть транзитных коммуникационных линий в Северо-Западном регионе и на балтийском побережье, ведет политику активного участия российского капитала в газотранспортной системе Украины и т.д., что может привести к смещению основных транспортных потоков на территории других стран при неэффективной политике транзитных сборов. Более того, государствам контролирующим важные мировые транзитные коридоры, следует взвешивать свой каждый внешнеполитический шаг, поскольку дестабилизация ситуации в их зоне может вызвать самые негативные последствия и внешнее вмешательство (интервенция Великобритании, Франции и Израиля после национализации в 1956 г. Египтом Суэцкого канала, ввод американских войск в 1989 г. в Панаму при попытке правительства Панамы взять под контроль всю зону Панамского канала). Определенным ограничением для развития внешнеторгового сотрудничества является отсутствие выхода Беларуси к морю, что вынуждает налаживать эффективное сотрудничество со странами Балтийского региона, имеющими крупные морские порты (Гданьск, Гдыня в Польше, Клайпеда в Литве, Калининград в РФ), а также Украиной (Одесса, Ильичевск), для связей с которыми можно использовать не только железнодорожное сообщение по линиям одинаковой ширины колеи, но и водные пути Днепра, Припяти и др.

Демографические факторы и социальные ресурсы Беларуси, в сочетании с территориальными ресурсами, позволяют позицинировать ее как среднее, а не малое, европейское государство, которое не сталкивается с проблемой перенаселенности и нехватки земельных ресурсов для развития многоотраслевого хозяйственного комплекса. Однако весьма серьезной проблемой является обеспечение демографической безопасности в условиях сокращения численности населения в последнее десятилетие (с 10,4 млн чел. в 1983 г. до 9,8 млн к середине 2004 г.) вследствие сокращения общего уровня рождаемости (с 1,9 ребенка в среднем на семью в 1990 г. до 1,25 – в 2000 г.) и роста смертности населения средних и старших возрастных групп. Сокращается средняя продолжительность жизни (у мужчин – 63,8 года, женщин – 74,4 года), что на 15–18 лет ниже уровня развитых стран. Причины такой ситуации вызваны в первую очередь снижением уровня благосостояния семей в переходный период трансформирования экономики, экологическими последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., недостатком средств на широкое жилищное строительство. Объективной предпосылкой выхода из демографического кризисного состояния является наличие в Беларуси свыше 2 млн человек активного репродуктивного возраста (20–35 лет). Эти неблагоприятные тенденции, при постепенном увеличении доли лиц пенсионного возраста (16 %) могут вызвать нехватку трудовых ресурсов и необходимость их привлечения извне (что имеет место в некоторых приграничных районах с Россией и Украиной). Приток эмигрантов (в т.ч. и за счет нелегальной миграции из проблемных стран, транзитных потоков из афро-азиатских стран в Европу) может угрожать сохранению межэтнической и межконфессиональной стабильности в Беларуси, при высоком сохраняющемся уровне толерантности ее населения. Титульная нация – белорусы – равномерно расселена по территории страны, составляет абсолютное большинство населения во всех областях и Минске. Около 4/5 населения причисляют себя к православной конфессии. Все это снижает вероятность межэтнических и межконфессиональных конфликтов и при высоком образовательной уровне населения предопределяет высокую степень геоэкономической привлекательности Беларуси. Положительную роль в обеспечении задач национально-культурного сотрудничества может сыграть и белорусская диаспора за рубежом, насчитывающая около 4 млн белорусов (1,8 млн в дальнем зарубежье (Польше, США, Австралии, Великобритании, Франции, Германии) и около 2,2 млн в ближнем (1,5 млн в России, 440 тыс. в Украине, свыше 180 тыс. в Казахстане, 120 тыс. – в Латвии).

Экономические факторы геополитического положения Беларуси отличаются стабильным ростом, после кризисной фазы середины 1990-х годов, всех макроэкономических показателей, по большинству из которых в начале XXI в. страна вышла на уровень 1990 г. Основу экономического роста составляет не добыча и экспорт сырья, а высокоразвитый научно-технический потенциал современных отраслей машиностроения, химии, электроники. Экономика Беларуси носит открытый характер, где около 60 % ВВП формируется за счет экспорта. По уровню производства ВВП на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ, обеспечивает продовольственную безопасность страны по основным позициям за счет внутреннего производства отраслей АПК. Однако, недостаточно высокий уровень базового показателя – объема ВВП, по сравнению с наименее развитыми странами ЕС (Грецией, Португалией – свыше 150 млрд долл., при 70 млрд долл. в РБ в 2003 г.), высокая энергетическая и сырьевая зависимость (Беларусь ежегодно закупает на российском рынке 18 млн т нефти при внутренней добыче не более 1,8 млн т и почти 98 % потребляемого природного газа) существенно ограничивают активность на международной арене, препятствуют развитию технологического инвестирования на внешних рынках. Необходимо также сокращать зависимость от одного рынка, когда более 2/3 экспорта и около 1/2 импорта приходится на торговлю с Россией, что можно достичь путем резкого повышения конкурентоспособности основных экспортных товаров и их продвижения на рынки ЕС и других регионов. Значительные экономические ресурсы Беларусь вынуждена направлять на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в условиях радиационного загрязнения проживает 2,2 млн человек, в т.ч. почти 800 тыс. детей), что осложняет ее геоэкономическое положение, а расположение по периметру ее границ четырех АЭС (Игналинской, Смоленской, Чернобыльской, Ровенской) требуют согласованных действий в обеспечении их экологической безопасности и постоянного радиологического контроля.

Военно-стратегические факторы геополитического положения Беларуси определяются в первую очередь сотрудничества с Россией, которая фактически выступает гарантом безопасности нашей страны в рамках Союзного государства, наличием собственной боеспособной армии, (на содержание которой направляется около 1,5–2 % ВВП), а также участие в региональных соглашениях о коллективной безопасности (ДКБ) стран СНГ и членством в международных организациях (ООН, ОБСЕ и др.), уставные документы которых предусматривают механизм защиты их участников от вооруженной агрессии. Экспансия военно-политического блока НАТО на восток, приближение его к границам Беларуси, планы размещения военной инфраструктуры, а в перспективе и ядерного оружия, в новых странах–членах Центрально-Восточной Европы помимо прямой военной угрозы странам СНГ и Беларуси, отвлекает также значительные финансовые ресурсы, которые необходимо изъять из потоков инвестирования гражданских отраслей, международной помощи, кредитных линий («обустройство» новых членов НАТО обойдется в 35 млрд долларов, из которых 19 млрд должны внести европейские страны, 14 млрд – новые члены и лишь 2 млрд – сами США). Возрастающая численность мобильных войск, военной техники и современных вооружений, при наличии потенциальной опасности реанимирования старых территориальных споров, пересмотра сложившихся границ, требуют постоянного совершенствования Вооруженных Сил, повышения их мобильности и технической оснащенности. Общая численность Вооруженных Сил, которая в начале 1990-х годов составляла 250 тыс. человек за прошедшее десятилетие сокращена в 3 раза (около 80 тыс. военнослужащих к 2000 г. из которых около 50 % составляют профессионалы – 22 тыс. офицеры и 17 тыс. прапорщики). Особая роль в обеспечении безопасности отводится противовоздушной обороне, ежегодно на ее поддержание на современном уровне направляется 0,4–0,5 млрд долларов. В изменившихся геополитических условиях Беларусь призывает сделать границу между НАТО и ОДКБ линией добрососедства, направить совместные усилия на охрану объектов критической инфраструктуры (нефте– и газопроводов, электростанций (особенно АЭС), транспортных коридоров), обеспечение безопасности границ против проникновения террористов, нелегальных мигрантов, наркотиков, незаконных поставок оружия и ядерных материалов. Следует подчеркнуть, что определение геополитических приоритетов должно опираться на исторический опыт государства, учитывать весь комплекс национальных интересов, свои экономические и культурные связи, духовные ценности и международную ситуацию. В новых реалиях современного мира геополитические ориентиры Беларуси определяются в следующих областях:

· стратегический выбор Беларуси, расположенной между ЕС и Россией, нацелен на создание общего экономического пространства России–Беларуси–ЕС, которая в силу географических, исторических, экономических и культурных факторов будет сочетать цивилизационные элементы Востока и Запада, укрепляя свою национальную и государственную идентичность;

· главный стратегический приоритет Беларуси – это соседи, среди которых главный партнер – Россия, создавая с которой (и партнерами по СНГ – Украиной и Казахстаном) единое экономическое пространство, необходимо подключаться к альтернативным энергетическим и сырьевым источникам, активно выходить на другие рынки, оставаясь ключевой транзитной страной для ЕС и России и не допуская совместными усилиями фрагментации пространства СНГ с участием внешних сил (США, Евросоюз, крупные сопредельные страны);

· укрепление военно-технической сферы ОДКБ, проведения скоординированной внешней политики рассматриваются как важнейшее условие создания единой и неделимой системы безопасности во всей евроатлантической и евроазиатской зоне, где взаимодействие Беларуси и НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» должно соответствовать новым задачам и вызовам безопасности;

· объективные стратегические интересы ближайших соседей Украины, Польши, стран Балтии, несмотря на принадлежность к разным экономическим союзам и группам в условиях всеобщей глобализации будут ориентироваться на обеспечение собственных интересов, отличных от интересов сверхдержав и крупнейших государств, что создает объективную основу общности с интересами Беларуси, субрегионального взаимодействия в Балто–Черноморском регионе (инфраструктурные и энергетические проекты, культурное сотрудничество и др.);

· взаимодействие с крупнейшей мировой державой – США– отвечает интересам Беларуси, а развитие сотрудничества на принципах уважения суверенитета и права выбора собственных моделей развития, будет способствовать стабильности всего европейского пространства и ассоциироваться с мощной ролью государства в обеспечении устойчивого развития общества;

· стратегическая задача укрепления экономического потенциала и сокращения уязвимости экономики требует продвижения интересов Беларуси, как экспортных, так и кредитно-инвестиционных, на глобальном Юге: в арабских странах Ближнего и Среднего Востока, крупнейших региональных державах Китае и Индии, а также странах Африки и Латинской Америки. Основные интересы Беларуси как европейского государства лежат на пространствах Европы и близких стран Евразии, однако ограничиваться одним регионом, значит не использовать возможности экономического роста в условиях глобализации и усиливающейся взаимозависимости и взаимодополняемости экономик разных стран. Хотя экономических ресурсов одной Беларуси явно недостаточно для широкого сотрудничества с географически отдаленными регионами, необходимо использовать потенциал наукоемких и высокотехнологичных отраслей для продвижения собственных интересов в перспективных регионах К этому Беларусь подталкивают объективные процессы функционирования открытой экономики. Главная стратегическая задача для Беларуси состоит в том, чтобы укрепить свой геоэкономический потенциал настолько, чтобы мировые интеграционные процессы не стали для нее разрушительными и она участвовала бы в них на взаимовыгодных, равных условиях с другими государствами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.