Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ МОДАЛЬНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ



С середины 80-х годов наиболее интенсивно развивавшейся об­ластью педагогической психологии стало направление, занявшее­ся изучением сочетания у детей различных способностей. В основу была положена теория Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера о ней-ролингвистическом программировании, развитая еще в 70-е годы и показавшая, что люди обладают определенными врожденными когнитивными стилями модальностями, на которые они опира­ются, чтобы получать, перерабатывать, хранить и извлекать из памяти информацию, чтобы познавать мир и учиться. Кто-то не может запомнить порядок букв в алфавите, но прекрасно читает стихи; отличный спортсмен не в состоянии выполнить простой


рисунок и т.д. Здесь сказываются генетически предопределенные типы взаимодействия с окружающим. Чем лучше родители и педа­гоги смогут понять, в чем сильные и слабые стороны индивидуального сочетания когнитивных стилей у конкретного ребенка, тем более значительную помощь они смогут ему оказать, сообщая знания в наи­более удобном для усвоения, индивидуализированном виде.

Основных когнитивных стилей, или модальностей обучения, всего три, как подчеркивают американцы Лорен Брэдли и Барбара Эл­лен Хилл, успешно претворившие эти идеи в своей педагогичес­кой практике. Первый тип ориентирован на зрительное восприятие (визуальный), второй — на слуховое (аудиальный), третий — на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычны сочетания разных типов, но один, как правило, доминирует. На основании имеющихся предпочтений можно развить и другие спо­собности. Все эти типы не являются патологией и встречаются в норме.

Человек визуального типа склонен внимательно наблюдать за говорящим, общаться с глазу на глаз, говорить ясно и отчетливо, краткими предложениями. Он предпочитает письменные работы устным выступлениям, любит словесные и зрительные ребусы и игры, с удовольствием смотрит телевизор и сидит за компьюте­ром, собирает разрезные картинки и модели и занимается ручным трудом. Ему свойственно скрывать свои эмоции, тушеваться перед эмоциональными всплесками других людей, стремиться сохранять спокойствие. «Визуал» склонен записывать важную информацию на карточках, подчеркивать в тексте содержательные места, созда­вать мысленные образы, облегчающие запоминание, и рисовать в воображении картины; помнит лучше зрительную информацию, например лица людей. Одевается аккуратно, продуманно, но не­броско. Достигает успехов в математике, пишет без ошибок, лю­бит во всем порядок. Выбирает виды спорта, которыми можно за­ниматься одному: бадминтон, прогулки, бег, велосипед. Работая, предпочитает сидеть свободно, в одиночестве, располагаясь на широкой поверхности, не любит близко подходить к другим лю­дям или находиться в толпе, лучше справляется с индивидуаль­ными заданиями и проектами. Хочет иметь план действий, требует от других соблюдать расписание и правила.

Человек аудиального типа — хороший слушатель, любит много и активно говорить, владеет разнообразными средствами вербаль­ного выражения и богатым словарем, говорит длинными, развер­нутыми, распространенными предложениями. Часто выступает пе­ред аудиторией по собственной инициативе, с удовольствием иг­рает в ролевые игры, любит говорить по телефону. В старшем школь­ном возрасте становится лидером. Если смотрит фильм, то запо­минает песни, цитирует диалоги, любит читать книги, по кото­рым сняты фильмы. Готов слушать различные записи, читать ро-


маны и стихи, но, занимаясь ручным трудом может повторять из года в год одни и те же проекты и не очень тщательно их выполня­ет. Любит самовыражаться в письмах и в разговорах с друзьями. Одевается заметно, стильно. Он не вполне координирует свои дви­жения, избегает занятий спортом и прогулок, но может играть в малоподвижные коллективные игры, требующие речевого сопро­вождения. Он легко вербализует свои эмоции и говорит о пережи­ваниях, сочувствует и симпатизирует другим и обсуждает с пони­манием их проблемы, предпочитает групповые виды работы. Учась, произносит вслух то, что должен запомнить, легко сохраняет в памяти стихи, даты, факты, новые слова, быстро учит иностран­ные языки, много читает. «Аудиал» часто разговаривает сам с со­бой и слышит внутренний голос, иногда записывает материал на магнитофон, ценит общество других людей, но организует свою жизнь самостоятельно. Обычно без труда вписывается в коллек­тив, успешно изучает общественные науки, любит собрания, охот­но выслушивает мнения других, спорит и высказывается сам.

Человек кинестетического типа часто прикасается к человеку, с которым разговаривает, предпочитает самовыражаться невербаль­но, жестами, объятьями, поцелуями, прыжками, хлопками, при­топтыванием. Он любит, чтобы рядом кто-то был и что-то делал, лучше, если это что-то похоже на то, что делает он сам, но при этом не надо общаться. У него маленький словарный запас, он говорит короткими предложениями, не всегда правильно, с тру­дом подбирает нужные слова. Обычно тихий в классе, но «гром­кий» на улице; избегает звонить по телефону, любит активный отдых, занятия спортом, особенно на воздухе, и охотно наблюда­ет за зрелищными видами спорта, занимается гимнастикой и дру­гими соревновательными видами спорта, плавает. Ему присуща хорошая координация движений, поэтому он увлекается танца­ми, походами, рыбной ловлей. Такому человеку легче подражать действиям других людей, чем запомнить правила или понять инст­рукцию: он сохраняет в памяти действия лучше слов. Осознавая свои чувства, не умеет их сформулировать, легко плачет и смеет­ся, эмоционально лабилен, быстро раздражается и отчаивается. Об­ладая плохой зрительной и вербальной памятью, при запомина­нии опирается скорее на физическое выражение прочитанного или сказанного, на моторную память. Рисуя, делает размашистые дви­жения, занимаясь лепкой, неаккуратен. Пишет, не придерживаясь строчек и полей. Он любит быть в компании, шуметь, но не обяза­тельно при этом что-то обсуждать, любит работать вместе с други­ми, но с трудом укладывается в срок, избегает собраний и инди­видуальной ответственности, не может долго сидеть на одном ме­сте и сосредоточиться на бумажных занятиях, часто вскакивает. «Кинестетик» содержит свои письменные принадлежности и одежду в беспорядке, если работает, то нуждается в руководителе, но в


спортивной игре или походе сам становится вожаком. Ему нравят­ся техника и естественно-научные эксперименты.

Все когнитивные типы проявляются уже в раннем детстве, мож­но сказать, с момента рождения ребенка. Например, «наблюдате­ля» легко успокоит знакомая игрушка, «слушателя» -- музыка, «двигающегося» — перемещение в пространстве (например, объя­тия, перевороты, подкидывания). Идея прямого воздействия до­казала свою несостоятельность: если вы считаете, что, читая ре­бенку, вы учите его слушать и говорить, то следует понять, что такой подход годится только для аудиального типа детей, но недо­статочен для их всестороннего развития, так как не учит зритель­ному восприятию и не способствует формированию двигательной активности. Правильным подходом будет такой, при котором по­казывают и обсуждают иллюстрации, разыгрывают литературное произведение по ролям вместе с ребенком, в том числе и панто­мимически, смотрят поставленный по изучаемому литературному источнику видеофильм и проводят ролевые игры, рисуют персо­нажей, вырезают их и разыгрывают события в плоскостном театре и т. п. Важно также, чтобы дети чувствовали присутствие взросло­го и других детей во время чтения: чтобы они могли обнять его, прижаться к нему, чтобы читающий модулировал интонации, да­вал детям возможность вскочить и побегать, например изображая какой-то эпизод повествования, а потом потребовал бы сосредо­точиться на продолжении чтения. Такая разноплановая работа бу­дет адресована каждому типу персонально и дойдет до внимания, памяти, воображения любого воспитанника.

Как правило, следует отказаться от всех типов дисциплинарных замечаний, которые являются всего лишь констатацией врожден­ных склонностей ребенка. Понятно, что плохой педагог говорит ре­бенку визуального типа, что он редко, мало и коротко отвечает на вопросы, ребенку аудиального типа — что он подсказывает, шумит и болтает, когда к нему не обращаются, ребенку кинестетического типа — что он не может сидеть спокойно, машет руками и болтает ногами, вместо того чтобы сосредоточенно слушать. Избегая этих стереотипных бессмысленных замечаний, следует предоставить ре­бенку возможность совершить действие, соответствующее его ког­нитивному стилю, и тогда он будет благодарен за то, что внутрен­нее намерение его было угадано, и легче вернется к учебной рути­не, навязываемой ему взрослым. Иными словами, кинестетик, на­ходящийся в движении, сосредоточен лучше, чем в состоянии не­подвижности. Разглядывающий иллюстрации визуал внимательнее визуала, которому запрещено раскрыть книгу. Аудиал, напевающий мелодию, воспринимает больше, чем молчащий. Сочетание разных типов познавательной активности позволяет восполнить врожденные недостатки восприятия. Учебную модальность ребенка нельзя ломать, но можно расширять и трансформировать.


 



8 Парамонова Л. А.



Наиболее эффективной педагогической техникой, приносящей пользу всем воспитанникам когнитивных типов, считают ученые, будет предоставление разнообразных игрушек и видов деятельно­сти, одновременно воздействующих на разные органы чувств ре­бенка — синестетически. Например, если мы везем ребенка на те­лежке, рассказываем ему о том, что он видит, поем песню, даем возможность, остановившись, подойти поближе, рассмотреть пред­мет, а потом и изобразить его в разных техниках, — впечатления приобретаются в комплексе. Уже с младенцами полезно чередо­вать свет и темноту, движения и покой, рассказ и тишину, ощу­пывание вещи и воображаемую игру с ней. Разнообразно окра­шенные предметы, коллекции звуков, вкусов, запахов, тактиль­ных и двигательных переживаний позволят стимулировать внима­ние, память и воображение воспитанника. Дети-визуалы будут быстрее учиться складывать мозаику и рисовать, аудиалы легче запомнят песню и опишут изображение, а кинестетики будут по­могать по хозяйству и выполнять гимнастические упражнения. Поделки детей визуального типа восхищают взрослых, равно как и аргументация и интересы аудиалов и ловкость кинестетиков.

В подготовительном к школе классе и начальной школе дети визуального типа легче учатся писать и считать, вовремя выполня­ют работу, любят ручной труд, рисование, украшают выполнен­ные задания, но с трудом привыкают к новому. Дети аудиального типа любят слушать и рассказывать истории, любят книги, кассе­ты и диски, чувствительны к вниманию окружающих, хотя не­внимательны, могут писать с ошибками и умеренно аккуратны сами. Дети кинестетического типа с удовольствием гуляют, лидер-ствуют в активных играх, легко подражают разнообразным движе­ниям и действиям, с удовольствием рисуют на бумаге большого формата, рады помочь готовить еду или убрать квартиру, гуляют с животными, катаются на лошади, но плохо справляются с изуче­нием грамоты и математики. В начальной школе родителей восхи­щают хорошо скоординированные действия ребенка, но огорчает, если он плохо успевает на уроках, где требуются навыки, более типичные для визуального и аудиального когнитивных стилей. Ро­дители гордятся, что ребенок усидчив, пишет без ошибок, но пе­реживают, что у него нет друзей. Родители довольны, что ребенок легко выражает свои мысли, но расстраиваются из-за того, что он плохо танцует или рисует. Беспокойство и тревоги родителей -лишь оборотная сторона их радостей, поскольку для ребенка оп­ределенного сенсорного склада эти вещи характерны.

Многочисленные наблюдения психологов показывают, что наибо­лее правильным будет такой подход, при котором в процессе воспи­тания и образования ребенок научится, опираясь на свои сильные спо­собности, компенсировать слабые или отсутствующие. Задачей дош­кольного периода детства и начальной школы является всесторон-


 


нее, максимально сбалансированное развитие личности, форми­рование умения учиться, в то время как в более старшем возрасте ребенок должен будет сосредоточить свои усилия на том, что у него получается лучше всего.

Лорен Брэдли и Барбара Эллен Хилл дают следующие советы для младенческого возраста. Чтобы развивать зрительные способно­сти, рекомендуется подвешивать в комнатах разноцветные моби-ли (игрушки со вращающимися от дуновения ветра частями), ук­рашать яркими изображениями стены и потолок. Полезно позво­лять ребенку наблюдать, заботясь о том, чтобы было хорошо вид­но, что происходит, стимулировать ползание, поскольку с пола появляется иная перспектива. Важно рисовать лица на пальцах (как марионетки), делать фотоальбомы с изображениями знакомых людей и рассказывать о них, смотреть вместе с ребенком в зеркало. Хорошо предоставлять ребенку большие мягкие матерчатые куби­ки, давать вкладывающиеся друг в друга или надевающиеся друг на друга предметы, играть в различные варианты пряток (прятать лицо, руки, вещи, свои и ребенка, загораживать, покрывать и доставать предметы). Для развития внимания существенно катать полые предметы, в которые положены другие вещи (например, прозрачная пластмассовая бутылка с бусинками и обрывками бу­маги), разрешать брать в рот те предметы, которые можно. Надо постоянно стараться смотреть младенцу в лицо, разговаривать с ним во время любых его занятий, показывать диапозитивы и со­провождать их музыкой, не забывать повторять названия предме­тов, окружающих ребенка, производя с ними различные действия; при этом комментировать словами происходящее: громко и тихо, быстро и медленно, достаточно отчетливо, на ухо и на расстоя­нии, повторять как отдельные части высказывания, так и все выс­казывание в целом. Загораживая рукой различные части предме­тов, нужно задавать вопросы типа: «Где у куклы глазки?», «Где у машинки колесо?». Кроме того, следует учить ребенка открывать и закрывать глаза, называя, что изменилось за это время, показы­вать светящиеся вещи в темноте, использовать карманный фона­рик для поиска лучом предметов в темноте. Давать ребенку отыс­кивать и приносить названный или указанный предмет, переби­рать разноцветные предметы, привязанные на веревочках, пока­зывать на появляющиеся из коробочек, шкафчиков, шкатулок предметы (открывать и закрывать дверцы и крышки).

Развивая слуховые способности малыша, следует демонстриро­вать шумы, производимые разными предметами, говорить о зву­ках, раздающихся в окружающем мире, включать надолго радио или проигрыватель на слабую громкость. Хорошо сопровождать раз­ные звуки, песни и речь действиями, напевать собственную мело­дию, описывать движения, петь много и часто детские песни; ими­тировать звуки, которые производит ребенок, просить его повто-


рить услышанный звук (образец дает взрослый), обращать внима­ние на звуки в природе и истолковывать их ребенку; говорить с малышом по игрушечному телефону, давать играть с музыкальны­ми игрушками и детскими музыкальными инструментами. Читая книгу, взрослому следует изображать персонажей разными голо­сами, придумывать и показывать, как говорят животные и пред­меты. Упрощая процесс понимания текста, целесообразно назы­вать сначала только самые простые вещи на картинке, используя звукоподражания, постепенно переходя ко все более трудным ком­бинациям слов и звуков. Можно привязывать к разным предметам, к ногам и рукам ребенка, к его игрушкам бубенчики, погремуш­ки, колокольчики, маленькие коробочки с горохом, чтобы он мог слышать звуки, сопровождающие его движения. Хорошо легонько массировать уши ребенка, начиная с верхней наружной части ушной раковины и доходя до внутренней нижней, -- это тоже развивает слуховые способности. Чтобы стимулировать аудиальную активность, рекомендуется синестетически соединять впечатления (например, раскачивать со слоговым сопровождением яркую иг­рушку или во время купания опускать плавающую игрушку в воду и давать ей с шумом «выпрыгнуть», называя ее и совершаемое ею действие).

Родителям и воспитателям предлагают, обращая внимание на двигательные способности ребенка, подкидывать, кружить, крутить, прижимать его к себе, поглаживать, похлопывать, обнимать. Кро­ме того, можно делать массаж, создавать возможность контакта его кожи с различными приятными на ощупь материалами, при­носить для ощупывания и экспериментирования разные по форме предметы; давать, в том числе и в кровать, различные мягкие иг­рушки. Полезно носить ребенка на руках, в «диаде» (платке), «кен­гуру» или рюкзаке; ходить вместе купаться, предоставляя возмож­ность коже малыша соприкасаться с кожей взрослого, придумы­вать игры с водой (намачивание, потопление предметов, обматы­вание мокрой тряпкой пустой пластмассовой бутылки, выжима­ние губки, игры с плавающими игрушками, в том числе пирами­ды из них и т. п.). В спортивном уголке рекомендуется подвесить кольца, лесенки, веревки, давать малышам большие пустые ко­робки и чемоданы (проверив предварительно, что в них нет торча­щих кнопок, гвоздей и скрепок), чтобы ребенок мог залезать в них и прятаться. Хорошо занавешивать стол, чтобы он мог сделать себе под ним домик. Полезно предоставлять ребенку возможность ка­чаться на качалках, кататься на каталках, вертеться на креслах и каруселях, залезать на лошадку, на сундук, на скамейку, толкать мячи, пуфы, ящики, играть с диванными подушками, с больши­ми мячами. Его увлечет возможность доставать подвешенные пред­меты и подталкивать или раскачивать их (например, мяч в сетке, картофелину в сумке, шарик на нитке), пролезать сквозь предме-


 


ты (например, через коробку, у которой открыт верх и низ, через большую трубу), выпутываться из предметов (например, вылезать из-под простыни, в которую его тело или ноги слегка замотали, снимать со своей руки платок, в который она закручена). Ребенку также демонстрируют различные крупные движения (например, делая зарядку или изображая сказку либо реальное происшествие), стимулируя их имитацию. Радость от тактильных ощущений ма­лыш испытывает, играя в песочнице или с крупами, мелкими камешками, перебирая, пересыпая (из одной емкости в другую, с поверхности на поверхность, ложечкой, лопаткой, рукой), рисуя на тонком слое. Когда взрослые возят детей с собой на велосипеде или сажают в тележку, впечатления быстро меняются, так как окружающие предметы мелькают перед глазами; для кинестетика это хороший способ развития внимания (ребенок сам может сле­дить за тем, чтобы на забыли обезопасить его от падения, прикре­пив специальное сиденье, надев ремни и шлем).

В 2—3 года малыш борется за свои права, спорит с родителями. Многие из ссор происходят тогда, когда родители не могут пред­ложить ребенку такой стиль познания окружающего, который со­ответствует его личности, или пытаются перебороть в нем есте­ственные склонности. У детей визуального типа быстрее, чем у дру­гих, развивается координация глаза и руки, они замечают детали, осваивают способы открывания/закрывания емкостей, играют с наборами мелких предметов, разыгрывают при помощи игрушек ситуации окружающей жизни; предпочитают спать с ночником. Эти дети редко доставляют проблемы, могут сами себя занять. Им больше нравится разглядывать мяч, наблюдать за тем, как он ле­тит, смотреть на место, куда он упал, чем кидать его, они интере­суются происходящим вокруг, но не участвуют в нем, избегают контактов с окружающими. Постепенно они обучаются отвечать на реакции окружающих, хотя предпочитают одиночные игры. Они рано осваивают изготовление поделок и настолько-печатные игры, любят использовать карандаши, фломастеры, пластилин, пазлы, тематические наборы игрушек. Их речь точна, но не очень эмоци­онально выразительна. Мелкая моторика (овладение ножницами, нанизывание бусинок, узнавание и наименование форм) дается легко. Интерес вызывает придание осмысленных форм чему угод­но: еде в тарелке, горстке пуговиц, кусочкам ниток и т. п. Полезно делать так, чтобы, находясь в группе сверстников, дети визуаль­ного типа пытались делать то же, что и другие, потому что по собственному желанию они эти типы действий будут игнориро­вать.

Дети аудиального типа в 2 — 3 года говорят уже почти как взрос­лые, быстро социализируются, способны рассуждать и урезони­вать окружающих, любят слушать кассеты, книжки и радио, раз­говаривают с игрушками, имитируют различные звуки, любят нп-


ходиться в чьем-либо обществе. Однако они не очень подвижны, с трудом засыпают и ночью зовут родителей; обсуждают, что будут делать, до того, как начнут деятельность. Такие дети выражаются витиевато, владеют способами выразить в речи сложные мысли, охотно говорят по телефону, заговаривают с незнакомыми людь­ми, предпочитая общество взрослых обществу детей. Они легко делят слова на слоги и буквы, играют в воображаемые ситуации и ролевые игры, выступают перед аудиторией. Им доступно созда­ние поделок, воплощающих какой-нибудь рассказ, достаточно твор­ческих по замыслу, но плохо исполненных. Мелкая и крупная мо­торика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают. В группе сверстников, пытаясь занять свое место в коллективе, пробуют делать то же, что и другие, и им это идет на пользу.

Дети кинестетического типа в 23 года находятся в постоян­ном движении, подолгу молчат, жесты предпочитают словам, иг­рают во все активные игры и не боятся осваивать новые простран­ства. Они едят неаккуратно и агрессивны в играх, отважны и раз­рушительны; редко убирают за собой. Чтобы заснуть, им нужна игрушка или тряпочка, они вообще легко привязываются к опре­деленным вещам. Словарный запас у детей этого типа маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения — объятия, поцелуи, борьба, приставание, прикосновения. Поскольку им труд­но выражать свои мысли, они испытывают проблемы эмоциональ­ного плана, не понимают требований, часто приходят в отчаяние, склонны к истерикам, к перемене настроения, к выбрасыванию предметов с полок и из ящиков, нарушению порядка. Такие дети нуждаются в насыщении своего пространства крупными движени­ями, их движения быстры и интенсивны, при любой возможности они хотят прыгать, бегать, лазать, осваивая таким образом все предметы окружающего мира. Они кидают, передвигают, склады­вают в кучу или как-то еще предметы максимально большого раз­мера. При этом они любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени, а если не могут пойти гулять, то по сво­ему выбору играют дома, например с большими картонными ящи­ками, из которых они строят себе дом. Их интересуют машины, механизмы, физический труд, спорт (типа борьбы и гимнастики). Идеалом становятся супергерои в мультфильмах. У них много дру­зей, причем часто более старших по возрасту, которым они под­ражают. Таким детям полезно научиться понимать, что такое ре­жим дня и требования окружающих, но они нередко вызывают негативные реакции со стороны взрослых и их трудно приучить к порядку.

Развитию зрительных навыков способствуют игрушки с вклады­шами, составление пирамидок, вложение предметов разного раз­мера друг в друга или составление из них башенок, крупные со-


единяемые друг с другом блоки. Помогает также разглядывание фотографий знакомых людей и предметов в разных сочетаниях и составление фотоальбомов, рисование различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства, изобилие иллюстрированных журналов, с которыми можно делать все что угодно (рвать, мять, резать, подбирать картинки и т.п.). Вместе с ребенком следует наблюдать за поведением животных в природе, людей дома и на улице, имитировать то, что видели, находить по описанию объекты. Взрослым следует поощрять разливание воды из сосуда по чашкам или стаканам, заведение волчка и юлы и др. Нужно найти возможности использовать магниты и фигурки с маг­нитами для игры на дверце холодильника, обеспечить наличие боль­шого количества пазлов на выбор, соединять в одно изображения, разрезанные на части, составлять мозаики из бумажных обрывков. Если ребенок отстает в зрительном развитии, рекомендуется учить его закрывать на некоторое время глаза (в том числе руками) и открывать их снова, смотреть на мир через цветную прозрачную бумагу, через трубочку, в темноте и при свете. Очень важно играть в магазин и в детскую почту с почтовым ящиком. Рекомендуется вместе с ним описывать предметы, не глядя на них, рассказывать истории в темноте, следить за изменениями цвета предметов при их перекатывании, при изменении освещения и температуры, на­мокании и высушивании; наблюдать за облаками лежа на спине, лепить из разных материалов (не только пластилина и глины, но и хлебного мякиша, грязи, бумажной массы, теста, фарша и т.п.); ходить на спортивные соревнования, изучать детские иллюстри­рованные книги со всякими встроенными фокусами, собирать коллекции некрупных предметов (но таких, которые нельзя про­глотить).

Чтобы развивать слуховые навыки у активного слушателя, нуж­но научить ребенка пользоваться наушниками и слушать радио и магнитофон всегда, когда он этого захочет, просить ребенка рас­сказать о том, что он видит, знает, чувствует, объяснить что-то, при этом дополняя и развивая услышанное. Не надо игнорировать возможности устраивать встречи с другими детьми, развивать сло­варный запас при помощи разглядывания картинных словарей. Взрослому стоит говорить достаточно сложными предложениями, употребляя много деталей, просить ребенка передать сообщение другому человеку, описывать словами то, что было бы легче пока­зать. Обязательно завести ритуал ежедневного чтения, давая воз­можность выбора книги и обсуждая ее содержание. Можно также давать слушать звуки разного происхождения, угадывать, имити­ровать и обсуждать их. Взрослому рекомендуется описывать свою предстоящую деятельность и вовлекать ребенка в ее обсуждение, рисовать по его описанию. Если что-то изображается пантомимой, то просят угадать, что это, и выполнить реальное действие; дают


также несуразные или глупые команды для выполнения. Если ре­чевые способности ребенка плохо развиваются, хорошо сшить марионеток, надевающихся на руку, и дать им возможность гово­рить друг с другом. Полезно играть в день рождения, в дочки-мате­ри, в супермаркет, в имитацию знакомых ребенку действий и со­бытий, которые он может себе представить. Целесообразно отвес­ти для чтения специальный уголок, а если ребенок плохо слуша­ет, можно посадить его на качели или в кресло-качалку и покачи­вать во время чтения. Хорошо петь песни из знакомых мультфиль­мов, обсуждать предметы, которыми ребенок особенно интересу­ется, приобретать игрушки, издающие различные звуки, книжки, способствующие активным движениям во время чтения (напри­мер, такие, в которых есть вынимающийся или выпрыгивающий персонаж, с которым можно разыграть какой-либо сюжет). Этому же способствуют поиски друг друга или предмета по звуку, по описанию места, где он спрятан. Во время прогулок полезно посе­щать зоомагазин, пожарную часть, парк, почту, потому что такие экскурсии сопровождаются активными визуальными и кинестети­ческими впечатлениями и способствуют расширению словарного запаса.

Авторы методики показали, что для развития двигательных на­выков у детей всех типов взрослый может поместить материалы, разные на ощупь, в коробку: их можно сортировать, перебирать, доставать по ходу игры и использовать в символическом плане. Ребенку моторного типа нравится ощупывать и ощущать разные крупы, сорта бобовых, хлопья, воду разной температуры, качать­ся на качалках и качелях, играть с гигантскими кубиками и ездить на катающихся игрушках. Ему приятно плавать, играть с губками, с простыми ракетками, клюшками и мячами, заниматься гимнас­тикой на ковре и в детских спортивных уголках. Он всегда готов возиться -- бороться, залезать на лестницы и спускаться с них, копать в саду, играть с граблями, с камнями, поливать, выдерги­вать сорняки, катать игрушки, перевозить грузы на тележке, под­метать и мыть пол. Если крупная моторика развивается у ребенка не очень быстро, хорошо поощрять любые игры в детском надув­ном бассейне (соблюдая безопасность). Полезно учить сохранять равновесие при ходьбе по доске и бревну, карабкаться на предме­ты, ходить под музыку, следя за координацией ног и рук, кататься на игрушечном педальном автомобиле, залезать на лошадку, ка­таться на ней, слезать с нее. Рекомендуется также создать на улице собственное пространство с игрушками, которые могли бы сти­мулировать перемещение ребенка; он может играть в удобные для схватывания мячи. Взрослому нужно устраивать игры-пантомимы, давать пример сопровождения исполнения песенок движениями, играть вместе с детьми в уличный оркестр, марширующий по ули­це с детскими музыкальными инструментами. Внимание ребенка


легче привлечь, если украсить трехколесный велосипед флажка­ми, гудками, сумкой, багажником и т. д. Хорошо сделать игрушеч­ный домик с открывающимися и закрывающимися окошками, где ребенок мог бы устроить себе жилище.

В период между 3 и 5 годами ребенок начинает бороться за свою независимость, нуждаясь в постоянной поддержке взрослого, в эмоциональной привязанности, одновременно постепенно учась самостоятельно решать проблемы. Ребенку когнитивного стиля са­мое большое удовольствие доставят игры, основанные на люби­мых видах деятельности; при этом необходимо уделять внимание таким способам познания окружающего мира, которые необходи­мы для обучения в школе. Дети-наблюдатели обращают внимание на большие и мелкие предметы в своем окружении, могут разгля­дывать объекты на выставке, вспоминать и сравнивать изображе­ния, знают буквы и цифры, умеют читать слова, написанные боль­шими буквами, написать магнитными буквами, могут писать свое имя и имена всех детей в группе, всегда просят дать посмотреть и показать то, что их заинтересовало. Они с удовольствием констру­ируют, в том числе из кубиков, рисуют, выражая свои мысли крас­ками и карандашом, легко раскрашивают, вырезают и наклеива­ют. По своей инициативе не подходят к другим детям, но испод­тишка наблюдают за ними, ждут, чтобы другие ушли, чтобы за­няться своим делом, обладают спокойным характером, но с инте­ресом следят за происходящими поблизости конфликтами.

Дети-слушатели любят рассуждать, выступать в роли судьи, организовывать игры, объяснять другим, что от них требуется, брать на себя основные роли в ролевой игре. Любят играть в ком­пании, точно выполняют инструкции, с удовольствием выступа­ют перед группой, участвуют в драматизациях и могут называть свои чувства словами. Они просят взрослых нарисовать иллюстра­цию к рассказанной ими истории, построить цирк для своих животных. Им нетрудно запомнить очень много рифмовок, сти­хов, песен, подпевать себе во время занятий, быстро усвоить свой адрес и телефон, запомнить разные имена. Им нравится играть со словами, узнавать новые слова и вставлять их в свою речь. Они без проблем пересказывают тексты с подробностями и сами со­чиняют истории, задают вопросы и отвечают. Интерес к словам и изображениям связан с желанием узнать, как что называется. Хотя аудиалы любят слушать книжки, но сами еще не могут читать. Иногда им трудно общаться со сверстниками, отстающими от них в речевом развитии, они предпочитают общаться со старши­ми по возрасту, бывая при этом навязчивыми, хотя и считают всех своими друзьями и готовы беседовать с любыми новыми людьми. Приходя в группу, легко расстаются с родителями. Они не выносят изменения погоды в плохую сторону и предпочитают уйти с улицы домой.


 


Дети моторного типа ловкие и смелые, играют в игры, в кото­рых требуется проявить силу, но не умеют сидеть спокойно, начи­ная прыгать, ползать, прятаться. Игрушкам, рассчитанным на раз­витие мелкой моторики, они предпочитают крупные подвижные игрушки типа грузовиков, спортивного снаряжения, превращая лю­бые игры в активные (изображая путешествие почтальона, катя пред­меты, кидая их, воюя с ними). Речь развивается медленно, понима­ние со слуха происходит с трудом, следовать речевым инструкциям трудно, выражение мыслей отнимает огромное количество сил. Они чувствительны и замечают состояние других людей, постоянно ишут тактильного контакта с окружающими, стремятся похлопать по пле­чу, потрогать, обнять. Кинестетики чрезвычайно координирован-ны, в занятиях рисованием, лепкой предпочитают большие формы и размеры; обожают активные прогулки. Доминантность руки выяс­няется поздно, потребность в соблюдении дисциплины и порядка формируется с трудом. В процессе общения активно используют же­сты и мимику, иногда разговаривают с неодушевленными предме­тами. Запоминают лучше всего то, что уже когда-то делали.

Чтобы в 3 — 5 лет развить визуальные умения, ребенку-наблюда­телю полезно играть в «Поймай рыбку» с магнитами и с вращаю­щимся прудом, откуда рыбок вылавливают крючками; составлять различные узоры из плоскостных мозаик и конструкторов; трени­ровать моментальное запоминание, заставляя зажмуриваться или закрывать глаза ладонями (спрашивают, какого цвета грузовик, что растет справа, есть ли у почтальона на голове шапка, кто вы­ходит из подворотни и т. д.). Им необходимо строить из конструк­тора ЛЕГО, в котором есть колесики, дверцы, окна, персонажи и т.д.; нанизывать бусины разной формы и размера; учиться разли­чать и называть геометрические формы; составлять из различных предметов комбинации по данному образцу. Они должны решать задачи типа «Подбери ключ к щели в замке» и находить иные со­ответствия; рисовать безвредными люминесцентными красками; собирать коллекции мелких предметов (вроде пуговиц) и класси­фицировать их. Развивать у них эмоциональное сопереживание (эм-патию) лучше, предлагая от имени героев сказок нарисовать гру­стное, веселое, серьезное, сердитое, радостное лицо в разных си­туациях. Хорошо играть с ними в плоскостные и трехмерные набо­ры и видеоигры, имитирующие различные реальные обстоятель­ства, например, из застывающего пластилина — пластики (изоб­разить пекарню, булочную, кафе быстрого обслуживания, парк развлечений): все объекты должны быть сначала вылеплены, а по­том с ними можно играть. Целесообразно не только играть в на-стольно-печатные игры, но и давать детям возможность использо­вать их по своему разумению (например, смешивать атрибуты раз­ных игр). Если визуальное развитие отстает, рекомендуется разре­шать ребенку играть со старым или игрушечным телефоном (в раз-


говоре по телефону требуется описывать какие-то вещи, которые в подробностях предстают перед внутренним взором) или рисо­вать реальные ситуации, предлагая в диалогах со взрослым или сверстником озвучивать происходящее. Полезно также вместе с ре­бенком рассказывать истории на основании фотографий, на кото­рых он сам изображен. Он может раскрашивать кисточкой с водой волшебные картинки (краска проступает), рисовать цветными мел­ками на доске, цементе и асфальте, пальцами на больших листах бумаги, совершая свободные крупные движения. Дети начинают рисовать с интересом, если им дать карандаши гигантского разме­ра или какие-нибудь необычные фломастеры: неоновые, с блест­ками, с разноцветными сторонами, печатки и т. п. Принести успех может игра с дорисовыванием случайно образовавшихся загогу­лин до целого изображения. Хорошо создать уголок для самостоя­тельной работы, предоставлять возможность играть с кубиками ДУПЛО (или ЛЕГО), пользоваться учебными ножницами с от­верстиями для каждого пальца, угадывать на ощупь, какой пред­мет там находится в завязанном плотном мешочке.

Способность воспринимать информацию со слуха — аудиальные умения — особенно важна для социализации. Ребенку-слушателю, которого трудно вовлечь в деятельность с игрушками, рекоменду­ется читать каждый день в одно и то же время, поощряя вставлять в повествование знакомые части текста и добавлять по желанию детали, сочинять, например, во время поездок простые рифмо­ванные строки; заинтересовать ребенка поэзией. Полезен детский телефон, позволяющий переговариваться из комнаты в комнату; детей хорошо водить в театр и на концерты; привлекать к приду­мыванию историй, связанных с фотографиями в журналах. Ребе­нок может играть с магнитофоном, записывая свой собственный голос, слушать в наушниках радио; хорошо петь всей семьей, на­пример, песни, знакомые с детства. Если слуховые способности развиваются замедленно, особенно важно пересчитывать предме­ты, перечислять то, что ребенок видит, сопровождать действия пением; читать книги о том, что двигается: поездах, самолетах, пожарных машинах. Помогает наладить коммуникацию запас ро­левой одежды (аксессуары, шляпы, маски и т.д.) для разыгрыва­ния костюмированных диалогов (кража, починка дороги, день рож­дения, охота). Полезно комментировать, например, неправильное изображение, выбранный для прогулки маршрут; играть в элект­ронные викторины, фанты, в пальчиковый театр, в говорящие игрушки, слушать кассеты, к которым есть книги, и читать книги, к которым есть игрушки. Стоит регулярно знакомить детей с новы­ми словами (выбрав слово, употреблять его как можно более ак­тивно в течение всего дня, прикрепив на видном месте соответ­ствующее изображение); разыгрывать песни по ролям и с рекви­зитом; играть в простые игры со счетом и подбором изображен и п.


 




Для развития крупной моторики — кинестетических умений — советуют поощрять освоение пространства в беге, лазании, подтя­гивании, ощупывании. Предлагают пользоваться детскими вари­антами спортивных снарядов и спортивного снаряжения (круглый детский батут, баскетбольная корзинка, клюшки, мячи, матерча­тая труба, ролики и т.п.). Сравнивать (с открытыми и закрытыми глазами), поверхности (например, куски материи), которые ощу­пываются. Рисовать лучше на мольберте. В играх можно использо­вать детские наборы инструментов различного вида (садово-ого-роднические, плотнические и т.д.). Если ребенок недостаточно под­вижен, рекомендуется давать ему разнообразные плавающие иг­рушки для игры с водой и в воде, учить кидать и попадать в цель крупными, яркими, удобными мячами или иными специальными предметами. Можно пробовать занять его разнообразными спортив­ными играми, привлекая внимание игрушками, выделить отдель­ное место в саду для собственных грядок. Предлагают подниматься на небольшую надежную стремянку и спускаться с нее. Хорошо собрать коллекцию машинок, с которой ребенок сможет играть дома и на улице. Хорошо давать ребенку в руки ведро с водой и большую кисть, при помощи которых он сможет «красить» забор, проводя кистью по доскам (когда поверхность становится мокрой, она меняет свой цвет); играть в супермаркет с тележкой и муляжа­ми продуктов; сымитировать вагон для игры в железную дорогу и корабль для путешествия по морю.

В подготовительном к школе классе (группе) (5— 7 лет) дети знакомятся с учебным процессом в игровой форме. Выполняют задания на бумаге, используют книги, доску. Отныне отношения со сверстниками, с учителями становятся такими же важными, как и с родителями. Дети визуального типа выражают эмоции при помощи поднятых бровей, расширившихся глаз и т. п. Они растра­иваются, когда другие поступают не так, как они предполагали; говорят короткими и точными предложениями. Предпочитают не рисковать, не спешить менее успешны в крупномоторных движе­ниях, но хорошо попадают в цель, быстро учатся играть в бадмин­тон и любят ролевые игры с правилами. Постепенно они становят­ся все более общительными, участвуют в коллективных действиях; все же им достаточно периодического общения с одним-двумя свер­стниками. Таких детей беспокоят их внешний вид, прическа и одеж­да, они аккуратны, не любят пачкаться, участвовать в подвижных играх, находиться на улице; довольно быстро обучаются застеги­вать пуговицы и молнии, продергивать и завязывать шнурки. Точ­но выполняют все письменные и устные задания воспитателя или учителя. Правописание коротких слов запоминают хорошо, с удо­вольствием иллюстрируют свои рассказы, добавляя те детали, ко­торые не нашли в устном или письменном варианте своего отра­жения. Дети-наблюдатели приобретают знания, наблюдая за тем,


что происходит вокруг, внимательно рассматривая то, что необ­ходимо запомнить. По собственной инициативе они выбирают оди­ночные игры с конструкторами, кубиками, наборами предметов. Трудности возникают при длительном слушании и тогда, когда требуется скоординировать крупномоторные движения, привыкать к новым ситуациям и людям, найти свое место в группе. Дети этого типа не боятся школы, потому что привыкли, что их работы всем нравятся.

Дети аудиального типа легко вступают в коммуникацию со взрос­лыми и сверстниками, рассказывают о своих занятиях, впечатле­ниях и чувствах, подобно взрослым, могут стилистически варьи­ровать речь в зависимости от собеседника или имитируемого пер­сонажа. Они понимают сложные высказывания взрослого и строят структурно развернутые правильные предложения, выступают на первых ролях при обсуждении и пересказе историй. В то же время они сопровождают шепотом свои мелкомоторные движения (на­пример, помогают себе писать буквы и цифры, перечисляя эле­менты, из которых они состоят). Игры предпочитают такие, в ко­торых есть речевая часть, считают до ста без ошибок, легко пере­числяют дни недели, месяцы, времена года. Они внимательны и могут быть приятными в общении. Пишут много, с удовольстви­ем, по любому поводу, но с большим количеством ошибок и не­аккуратно. Всегда готовы рассказать другим что-то, что знают сами, а знают они уже много. Любимые занятия ~ посещение театра, слушание в заполненном зале песен и историй, ролевые игры с переодеванием, мысленное перенесение в воображаемое простран­ство. Дети-слушатели хотят иметь друзей, командовать другими, убеждать в том, что им кажется правильным, объясняя, что нужно делать, хотя, если это касается каких-то реальных дел, могут с ними сами не справиться. Им важно привлечь внимание других людей к своей персоне любыми средствами. Трудности состоят в том, что аудиалов мгновенно отвлекают любые посторонние зву­ки, хотя они с легкостью снова могут сосредоточиться, быстро разбираясь в устных инструкциях воспитателя или учителя. Неред­ко они мешают учителю подсказками, забеганием вперед, болтов­ней с соседями, желанием общаться с любым, кто что-то сказал или совершил движение, вызвавшее шум, что мешает им довести дело до конца. Они также часто сообщают учителю о плохих по­ступках других. Такие дети с нетерпением ждут настоящего школь­ного обучения, они думают, что в будущем добьются еще больше­го признания.

Дети кинестетического типа с трудом привыкают к определен­ным правилам поведения, начиная двигаться посередине разгово­ра, прерывая других, стремясь вызвать у других смех, т. е. привлечь внимание окружающих своим глупым поведением, дразня их, строя рожи и т.п., причем иногда они даже не слышат взрослого. Ikp-


нуть их к нормальному поведению лучше всего физическим воз­действием: обнять, повернуть за плечи, приподнять над землей, покачать и т. п. Игры и дома, и на улице (все равно, какая погода) длятся долго и поглощают ребенка целиком, доведя его до изне­можения. Если в игре участвуют другие дети, они устают от актив­ности и физического превосходства такого ребенка и могут уйти, что повергает его в отчаяние, так как ему очень нравится, когда рядом есть кто-нибудь, особенно если он двигается. Буквы, кото­рые он пробует писать, вылезают за строчки и переворачиваются, ему трудно понять, как они могут обозначать звуки, как могут существовать символы и знаки. Кинестетик путает слова, отвечает невпопад, допускает множество грамматических ошибок. Всегда спешит, не убирает за собой, вносит бепорядок в коллективную деятельность. Таким детям трудно усидеть на месте, и они приду­мывают причины, чтобы уйти (жажда, необходимость пойти в ту­алет, сломанный карандаш, интерес к чему-то движущемуся за окном, поиски чего-то под партами), причем по дороге обнару­живается множество отвлекающих стимулов. Однако на занятиях физкультурой или танцами такой ребенок первым занимает свое место, равно как и в очереди, чтобы мыть руки, получить коробку с карандашами и т. д. Его часто наказывают за нарушение дисцип­лины, заставляя сидеть в углу. Родители боятся, что такому ребен­ку будет трудно подчиниться требованиям школы и сидеть смирно весь день.

Л. Брэдли и Б. Э. Хилл рекомендуют также следующее. Чтобы развить аудиальные способности ребенка, готовящегося к школе, сле­дует давать ему собирать как можно больше пазлов и других раз­резных картинок, может быть, самостоятельно сделанных (в том числе и собирать на скорость, измеряя ее секундомером или тай­мером). Полезно предлагать ему составлять альбомы с подписями, соединять точки линиями, играть в детские карточные игры, со­ставлять узоры, украшать картинки рамками, обводить контуры. Хорошо рано учиться пользоваться компьютером, повторять (пе­реписывая) слова, копировать изображения, составлять изобра­жения из геометрических фигурок, придумывать слова, соотве-ствующие изображениям. Необходимо играть с мячом на резинке. Если такого рода упражнения получаются не очень хорошо, го полезно дать ребенку фотокамеру и составлять альбомы из само­стоятельно снятых фотографий. Полезно выполнять задания на ра­зыгрывание историй при помощи карандашей и бумаги (типа ла­биринтов), рассказывать друг другу сны, вспоминать детали зна­комых мест и вещей, смотреть в калейдоскопы и бинокли, описы­вая то, что видно, играть в игры типа бирюлек, енги, микадо. Вырезать можно по толстым черным линиям, прочерченным вок­руг интересного для ребенка изображения, использовать штампы и печатки для сочинения историй, изготовления открыток, бума-


ги для подарков и т. п., воображать рассказ, перемещая изображе­ния,подбирая для раскрашивания картинки с одним сюжетом, соответствующим интересам ребенка. Важно предоставлять возмож­ность выполнять задания, которые придумываются для данного случая: соединить нарисованные взрослым на листе бумаги заглав­ные (прописные) и строчные буквы, точки одного цвета, линии одной формы и т. п.

Для детей аудиального типа во время подготовки к школе суще­ственными оказываются речевые игры с перечислением (напри­мер, того, что нужно взять с собой в путешествие, что можно положить на бутерброд, что увидеть в зоопарке) или с продолже­нием сюжета (повторять сказанное предыдущими игроками и до­бавлять новое). Им важно заучивать новые родовые имена (напри­мер, названия разных цветов, птиц, марок машин и т.п.), на­учиться самостоятельно отвечать на телефонные звонки и узнавать по телефону, который час, по радио — какая температура возду­ха, а затем передавать эти сведения взрослым, обращаться к про­давцу в магазине, покупать билет в кино. Они с удовольствием повторяют скороговорки, называют синонимы и антонимы, чита­ют все более сложные книги. Дети-слушатели могут учить слова и песни на иностранном языке, писать записки, иллюстрируя их, так чтобы другие члены семьи отвечали на них. Если аудиальные способности развиваются недостаточно быстро, следует периоди­чески поощрять слушание переносного кассетника, чтение богато иллюстрированных книг с обсуждением картинок, выбирая сю­жет в соответствии с интересами ребенка (для наблюдателей -истории с подробностями, с красивыми персонажами, для мо-торно активных — истории с большим количеством событий, где есть плохие и хорошие герои). Полезно разыгрывать игры-песни с пантомимическими движениями, собирать книги энциклопедичес­кого характера на любимые темы, загадывать и разгадывать загад­ки, прислушиваться к звукам окружающего мира, читать расска­зы, в которых некоторые слова заменены изображениями, когда ребенок должен сам произнести недостающее слово. Полезно иг­рать в простые ролевые игры (например, с игрушечной посудой) и в рифмы, по очереди давая задания и придумывая ответы, пользо­ваться различными условными сигналами звукового характера.

Детям кинестетического типа советуют прыгать через веревку, скакалку, прыгалки, резинку, выполняя при этом разные словес­ные задания, крутить обручи и хулахуп. Подвижные дети любят ухаживать за садом и огородом, бегать, играть с водяными писто­летами, в цирк и в фокусника, кататься на коньках, роликах, играть с мячом и шариками, в баскетбол, волейбол. Они с удо­вольствием посещают спортивную секцию, бегают трусцой, ходят в походы, играют с песком и водой. Для детей, которые не очень хорошо координируют свои крупномоторные движения, рскомеп


дуются занятия теми видами спорта, в которых нет соревнователь­ности. Играть в классики, разыгрывать знакомые стихи по ролям, выполняя как можно больше движений, играть в прятки, имити­ровать в пантомиме движения и поведение животных, соединяя их с рассказом. Можно даже завести мини-верстак, на котором ребе­нок может мастерить при помощи детских столярных инструмен­тов. Им полезно перепрыгивать через предметы, подлезать под ними, тренироваться в бросании и поднимании. Целесообразно приучать их помогать в уборке квартиры и работе на дачном участке. Под­вижность может развиться, если ребенку понравится играть в кро­кет, с большой игрушечной машиной. Безусловно успешным бу­дет путешествие в темноте, когда изучаются тени, светящиеся точ­ки, предметы находятся при помощи карманного фонарика. При­ятно делать и запускать змея, быть следопытом, исследователем, путешественником, первооткрывателем.

В начальной школе (7— Л лет) все дети в течение по крайней мере 30 часов в неделю находятся вне дома и в постоянном напря­жении. Развитые визуальные способности позволяют наблюдателям писать аккуратно, красиво, без ошибок, рисовать и заниматься искусством, делать успехи в математике, легко представлять абст­рактные понятия в виде конкретных образов. Это послушные дети, которые не любят читать, с трудом справляются с групповыми и коллективными работами, предпочитая все делать в одиночестве. Они отстают по физкультуре и по музыке, не любят знакомиться и говорить по телефону.

Развитые слуховые способности позволяют детям завести мно­жество друзей и добиться лидерства в группе, получать удоволь­ствие от частого хождения в гости, с легкостью отвечать устно, выступать в самодеятельности, долго говорить по телефону и уча­ствовать в групповых работах. Аудиалы много читают. Однако дела­ют ошибки в правописании и при решении письменных задач, но не в устном счете и при устном разборе слова. В их вещах нет по­рядка, а поведение может мешать учителю.

Развитые кинестетические способности позволяют ребенку стать «грозой класса», тяжелым испытанием для учителей и однокласс­ников; его друзья — мальчишки и девчонки, которыми он верхо­водит, с которыми он лазает по крышам, по деревьям и играет в войну. Успешны подвижные дети только на занятиях физкульту­рой. Они могут научиться читать вслух, писать и рисовать, но по всем этим предметам отстают от сверстников. Им трудно справ­ляться с заданиями, требующими усидчивости, не позволяющи­ми вскакивать и бегать; они с трудом удерживают в руке карандаш и постоянно ломают грифель. Однако им интересно, как устроены движущиеся предметы, что можно увидеть и пережить на экскур­сии. Кинестетики предпочитают употреблять не специфические и точные названия для предметов, а более общие понятия. Читая,


водят по строчкам пальцем, нуждаются в разлинованных тетрадях. Любят спортивные игры, но с трудом понимают и соблюдают пра­вила. С удовольствием участвуют в делах, когда можно что-то тро­гать руками, щупать и экспериментально осваивать. Хорошо, если в классной комнате есть уголок, где такой ребенок может рассла­биться.

В начальной школе учиться наблюдать помогают посещения выставок, игры на координацию мелкой моторики, исследование атласов, карт, собирание моделей самолетов, кораблей, машин, изучение энциклопедий по интересующей тематике. Очень важ­ным может стать знакомство со звездным небом (можно также в планетарии, обсерватории, по картам), поиски сокровищ, видео­игры, занятия оригами, плетение макраме и др. Следует поместить на все домашние и классные вещи карточки с названиями этих предметов, использовать компьютер всегда, когда к этому есть повод. Интересно также рисовать дизайнерские планы: как мог бы быть устроен аквариум, дом, сад, огород (а при случае — и выполнить действия по чертежу, например, расставить предметы в комнате, разложить свои принадлежности в ящике стола). Должно войти в привычку посещать музеи, где экспонаты можно трогать руками. Хорошо играть в шашки и шахматы, собирать сложные пазлы, учиться пользоваться микроскопом, решать кроссворды и ребусы, составлять собственный рисованный календарь событий.

Учиться слушать и говорить помогают ситуации, в которых мож­но проявить свои вербальные способности, всевозможные игры в слова (дописывание начальной и конечной части, угадывание по буквам, переставление частей слова, поиски синонимов и анто­нимов, шарады и т. п.), передача сообщений и поздравлений дру­зьям и родственникам. Целесообразно параллельное чтение двух книг (одна, более простая, читается самостоятельно ребенком, другая, более сложная, -- взрослым вслух) или же поочередное чтение (страницу один, страницу другой). Можно ввести в практи­ку такую деятельность, как поиск информации по теме, заполне­ние дневника, создание книги или выпуск газеты. Хорошо выби­рать «слово» или «лозунг дня» (взяв его, например, из словаря афоризмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок или па­радоксов), который станет главной темой бесед. Интерес к полу­чению информации поддерживается обсуждением новостей, по­казом заголовков газет и фотографий. Детям предлагают слушать стихи и писать их самим, подсказывая темы, изучать иностранные языки, переделывать знакомые истории или дописывать их про­должение, записывать себя на магнитофон и слушать свой голос.

Полезно регулярно посещать библиотеку, приглашать гостей, при детях и с детьми беседовать за столом, совместно с детьми смотреть разговорно-познавательные телевизионные передачи. Полезно также составлять картотеки энциклопедического харак-



тера, петь хором знакомые песни, читать детские журналы. Важно рисовать и обсуждать места, которые ребенку понравились во вре­мя посещения (парк, кафе, библиотека, музей и т.д.). Кроме того, можно выстукивать количество слогов или букв в слове и хлопать под музыку, выбирать' и запоминать новые слова. Интересно по серии картин на знакомый и новый сюжет подбирать слова, начи­нающиеся с одной буквы, следовать сложным многоступенчатым инструкциям, выполняя их шаг за шагом.

На школьные успехи детей сильно влияет когнитивный тип само­го учителя; в идеальном случае он должен совпадать со стилем ребенка, чтобы между ними возникало взаимопонимание и взрос­лый мог передать ему то, чему научился сам. В противном случае ребенок вызывает у взрослого раздражение; но может быть и так, что ребенок будет расстроен из-за того, что не получает достаточ­но подкрепления своему когнитивному типу либо мало чему но­вому может научиться. Так, в классе, где работает учитель визуаль­ного типа, соблюдаются чистота и порядок, на стене помещен перечень правил поведения, дети ходят парами (мальчик с девоч­кой), выстраиваются по линейке, садятся в кружок по линиям, начерченным на полу. Очень много таблиц, плакатов, выставок поделок и рисунков, тематических подборок, письменных зада­ний; есть календари и повседневные, распределенные между все­ми обязанности. Используются видеофильмы, компьютер; поощ­ряется рассказывание по фланелеграфу, по серии картин, работа по заданному образцу с применением творческих элементов. Все уголки украшены; строго соблюдается расписание, вывешенное на стене и проиллюстрированное. Учитель предпочитает диктанты и переписывание текстов, копирует детские сочинения, чтобы использовать их для обучения чтению. Качество поделок и костю­мов, заучивание наизусть важнее импровизации.

В классе учителя аудиального типа дети обычно сидят за общи­ми большими столами (например, составленными из парт или круглыми), что стимулирует их общение между собой, или на полу. Класс воспринимается как коллектив, общее целое. Правила сфор­мулированы в виде песни, которую поют хором почти каждый день. Считается, что все в равной мере отвечают за повседневный порядок. Учитель много читает вслух, разучивает песни, может придумывать истории и подыгрывать себе на гитаре, стимулирует дискуссии, но требует, чтобы все говорили по очереди, внима­тельно слушая один другого. Он задает множество вопросов и по­ощряет работы в малых группах по проектам, соединяя малооб­щительных детей с активными, проводит много речевых игр, при­думывают песни, игры и рифмовки для введения новых и закреп­ления старых понятий. Учит запоминать звуки и слова со слуха, изобретать собственные правила правописания, при любом удоб­ном случае пользоваться письменными принадлежностями, рас-


пределенными по всем игровым уголкам. Завершением учебного года становится сложный в речевом плане спектакль с полуимпро­визированными декорациями и костюмами.

Учитель кинестетического типа предоставляет все помещение к распоряжение детей: они могут читать, лепить, рисовать, сидеть где хотят, где им удобно, поодиночке или в группе, а учитель передвигается по классу, давая советы. Утро начинается с обмена рукопожатиями и улыбками; гимнастические упражнения сопро­вождают переход от одного занятия к другому. Дети собираются вместе, чтобы двигаться под музыку, провести экскурсию, поза­ниматься спортом. Много импровизационных моментов, когда под влиянием погоды, настроения, события придумывается новый план; различных праздников, прогулок и т. д. происходит столько, сколько можно организовать, часто в виде спонтанно переживае­мых приключений. Учитель не считает, что аккуратность — добро­детель; самое важное для него — не конкретные умения, а воспи­тание чувства собственного достоинства. Поощрения у него — по­хлопывание по спине, поглаживание по волосам. Чтобы помочь детям выучить алфавит, он вырезает буквы из разной на ощупь бумаги, печет печенье в форме букв. Праздником считает совмес­тные движения: дискотеку, танцы, прогулку.

Родителям очень важно при разговорах с учителем рассказать ему максимально подробно, в каком типе деятельности нуждается ребенок, при каких обстоятельствах он лучше всего запоминает факты. Учителям необходимо знать, каким образом сами родители помогают ему дома, каково здоровье и прежние достижения ре­бенка, какие результаты давало тестирование его способностей, какова домашняя обстановка. Существенно также, на каком языке говорят в семье, каковы были предыдущие рекомендации врачей и воспитателей и какую пользу они принесли. Огромную помощь может оказать разговор с учителем о том, понимает ли ребенок, что задают на дом, выполняет ли задания в классе и дома полно­стью, внимателен ли на уроках, нельзя ли помочь ему готовиться к занятиям дома, на каком уровне успеваемости в классе он нахо­дится, не нужна ли помощь дефектолога, участвует ли ребенок в общих дискуссиях, есть ли у него друзья, справляется ли он с задачами социального плана.

Для общего развития личности обязательно постараться найти для ребенка такой вид внеклассной деятельности (кружок или сек­ция в музее, в спортивной школе, в досуговом центре и т.п.), который поощрял бы его достоинства, позволяя нивелировать по достатки; следует продолжить поиск до тех пор, пока не обнару­жится занятие, приносящие ребенку удовлетворение. Дети ей ального типа могут увлечься искусством, моделированием, руко­делием, ремеслом, астрономией, ткачеством, изготовлением книг, фотографированием. Дети аудиального типа могут получит!, >



вольствие от пения в хоре, переписки, однодневных походов, ра­боты в школьной газете, роликовых коньков, помощи отстающим, написании и постановке пьес. Дети кинестетического типа могут заинтересоваться стрельбой из лука, фигурным катанием, танца­ми, гимнастикой, спортивной борьбой, бегом, туризмом и т. п.

Когда ребенок визуального типа выполняет домашние задания, он должен иметь в своем рапоряжении большое пространство, чтобы видеть одновременно все свои вещи, лучше в ярких, под­писанных футлярах, на подносах и в ящиках. Поощрениями мо­гут служить небольшие цветные картинки, стакеры, рисунки. Уче­нику-наблюдателю нравится отмечать на листе бумаги, что нуж­но сделать и что сделано, причем подчеркивание, раскрашива­ние и разрисовывание помогают выполнять текстуальные зада­ния. Ребенок аудиального типа нуждается в словесном поощрении и оценке, наградой служит разрешение позвонить по телефону или выбрать новую игру. Ему полезно обсуждать с самим собой то, что он собирается сделать, проговаривать свои действия вслух во время выполнения заданий, даже если перед ним ставятся не только мелкомоторные, но и крупномоторные задачи; иногда полезно записать новые факты на магнитофон и прокручивать пленку до тех пор, пока они не запомнятся. Если над домашними заданиями трудится ребенок кинестетического типа, периоды ак­тивных занятий должны быть короткими, перемежающимися дру­гими видами деятельности (прогулка с собакой, игра на улице, помощь в приготовлении еды), но каждый из них должен закан­чиваться поощрением, таким, как объятия, поцелуи и т. п. Взрос­лому лучше быть рядом, занимаясь чем-нибудь своим, но помо­гая ребенку. Любые посторонние звуки должны быть приглуше­ны, телефон выключен. Поскольку такой ребенок все путает и забывает, его нужно приучить держать вещи в определенном ме­сте. Ученика-кинестетика нужно постоянно переспрашивать о том, что сделано или выучено, поддерживать его в хорошем настрое­нии, предлагая съесть фрукты, орехи, сыр, выпить сок. Иногда полезно предложить написать ответ сначала на большой доске мелом, а потом списывать с нее; читать в такой позе, которая для него максимально удобна; записывать все важные вещи круп­ными буквами на карточках и перебирать их, пока они не будут заучены.

Если взрослые хотят помочь детям развить заложенные в них способности, то они должны быть внимательными и помогать там, где требуется. Ни один ребенок не является «чистым» воплощени­ем какого-то одного когнитивного типа, это всегда комбинация разных типов, часто с одним из них в качестве ведущего. Поэтому нужно искать способ поддержки, максимально стимулирующий развитие данной конкретной личности, и не бояться, что кому-то такой подход не помог. С возрастом ребенок, имеющий положи-


тельный жизненный опыт, сам научится компенсировать природ­ные недостатки и в полной мере использовать свои способности. Данная теория встречает не только сторонников, но и против­ников. Ее часто критикуют за упрощение реальных проблем и слиш­ком далеко идущие выводы.

Вопросы для повторения

1. Каковы три типа когнитивных стилей или модальностей обучения?

2. В чем состоят их характерные проявления в каждый возрастной пе­
риод?

3. Можно ли скорректировать то, что заложено или не заложено от
природы?

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема передачи опыта от поколения к поколению часто свя­зана с опасностью вместе с действительно ценными сведениями внушить устаревшие и даже ошибочные взгляды. На то, каким пе­дагогом становится студент, влияет то, как он сам воспитан: как с ним обращались и чему учили в семье, детском саду, школе, какой методологии придерживались его преподаватели в универ­ситете или колледже. В исторической перспективе ответственность за качество образования менялась: то считалось, что важнее всего религиозное послушание, то система получения образования, то педагогические методы. Сейчас стали придерживаться представле­ния о том, что основным залогом успешного обучения является хорошо подготовленный преподаватель, в распоряжении которо­го есть оборудование и учебники, который знает предмет, имеет контакт с семьями учащихся и четкое представление о них и о процессе усвоения материала в данном возрасте. Все вместе фор­мулируется как профессиональная компетентность преподавателя: только компетентный человек, свободно владеющий материалом, об­ладающий рациональным и рефлективным мышлением, предлагающий ученикам такую систему ценностей, с которой они согласны, строя­щий отношения с ними на основе взаимоуважения, способен не про­сто учить, но образовывать, воспитывать и развивать.

Получение качественного образования связано с использова­нием достижений психологии при организации учебного процесса. Независимо от того, с какими способностями дети рождаются, они должны становиться счастливыми членами общества, макси­мально развившими заложенный в них потенциал. Когда стало ясно, что новой информации в нашем мире столько, что переработатьее невозможно, что способность усваивать необходимые сведения должна развиваться и после окончания школы и университета, м> акценты переместились с количественного накопления знании па



качество работы интеллекта, на воспитание личностей, способных учиться в течение всей жизни.

К детям нужно относится дифференцированно, гибко, чтобы можно было учитывать их интересы,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.